Настольно-печатная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Настольная игра своими руками» (II)
Методическое пособие: настольно – печатная дидактическая игра «Путешествие по сказкам» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №1 Самарская область г.о. Чапаевск СП д/с №27
Чернова Наталия Александровна
Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, несформированность грамматического строя речи, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому мною создана дидактическая игра « Путешествие по сказкам»
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения и закрепления знаний о русских народных сказках. Игра с правилами, специально созданная в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактической игры в работе логопеда способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
Дидактическую игру использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ.
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках
Задачи:
- расширять знания детей о героях русских народных сказок;
- продолжать учить разгадывать загадки;
- развивать диалогическую и монологическую связную речь;
- развивать внимание, память, мышление, целостность зрительного восприятия, творческое воображение детей;
- воспитывать культуру речевого общения.
Игровой комплект: игровое поле, состоящее из карт, карточки – вкладыши героев сказок, кубик, фишки в виде игровых человечков, карточки – загадки с серыми числовыми кругами, дополнительные речевые задания
Правила игры:
В игру могут играть 2–3 человека, которых дети выбирают по считалке. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по русским народным сказкам. Дети выкладывают игровое поле в числовой последовательности, образуя сказочный лабиринт. Они выбирают фишки в виде игровых человечков и распределяют очередность хода. Располагают свои фишки на старт, и с помощью кубика ходят по очереди по числовым кружкам. Например, фишка остановилась на сером круге, игрок разгадывает загадку по теме сказки, в которой он остановился (см. карточки с серыми числовыми кругами); если на синем круге, то необходимо найти вкладку – героя сказки, в которой он оказался. Если фишка остановилась на красном круге, игрок вспоминает и рассказывает содержание очередной сказки. Подробный рассказ поощряется дополнительным ходом. Если участники затрудняются выполнить задание, они пропускают ход. Если все задания выполнены, впереди идущими игроками, то педагог предлагает дополнительные задания: «Сочини свою загадку», «Проговори правильно чистоговорку или скороговорку», «Как ты понимаешь смысл пословицы», «Закончи сказку по-своему». Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.
Детям сообщаются дополнительные правила: они не должны мешать друг другу, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но запрещается подсказывать, пока товарищ не ответит, а также нарушать очередность хода и сдвигать фишки.
Дополнительный речевой материал.
1
Отгадай загадку.а) У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(«Гуси-лебеди»)
4
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)
4. Отгадай загадку
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(«Заюшкина избушка»)
7
Отгадай загадку.
а) Красна девица грустная,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)
б) Эта девочка боится солнца и тепла.
Почему? Была из снега сделана она.
13
Отгадай загадку.
Ах ты, Петя-простота,
Самовольничал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса»)
16
Отгадай загадку.Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки?
19
(«Морозко»)Отгадай загадку.
а) Двое знакомых решили дружить,
Начали в гости друг к другу ходить.
Но отношения скоро распались,
Так как друг с другом они не считались.
б) Кто, скажи, привык обед свой
Из кувшина поклевать?
Кто, скажи, тарелку с кашей
Предлагал ему лизать?
в) Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
22
Отгадай загадку.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(«Царевна лягушка»)
255
Отгадай загадку.
а) Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля.)
б) Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«По-щучьему велению»)
10
Отгадай загадку.
Захотел медведь сердитый,
Репу получить
Вместо репы получил зелени пучок.
Обхитрил медведя, умный старичок.
(«Вершки и корешки»)
Чистоговорки и скороговорки
- Возьми у белобородого мужика
Полкрынки кислого молока.
- Проворонила ворона вороненка.
- Лошадь с седоком,
Да без седла и узды, без подпруги и удил.
- На дворе трава,
На траве дрова.
- Еле-еле Елизар,
Едет-едет на баз.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
- Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
- У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.
- Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.
- Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
- Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.
- Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась.
- Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
- Мышонку шепчет мышь:
"Ты все шуршишь, не спишь".
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише».
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Лежал Ваня на печи,
Кушал Ваня калачи.
- Са-са-са- в лесу бегает лиса.
- Су-су-су-было холодно в лесу.
- Бу-бы-ба- из окна торчит труба.
- Ша-ша-ша- наша Маша хороша.
- Шу-шу-шу- шубу новую ношу.
- Ши-ши-ши- Миша с Машей малыши.
- Ло-ло-ло-на улице тепло.
Пословицы (объясни смысл пословицы)
«Без друга жить – только тужить».
«Как аукнется, так и откликнется».
«Вместе вдвое дело любое спорится у друзей».
«Учись на добро добром отвечать».
«Стариков почитать - свою жизнь сохранять».
«Труд кормит, а лень портит».
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».
«Кто родителей почитает, тому Господь помогает».
«Стыдно обижать маленьких и слабых».
«Добро неси, а платы не проси».
«Позаришься на чужое – потеряешь своё».
«Не рой другому яму-сам упадёшь».
«Мир строит, а война разрушает».
«Ложь человека не красит».
«Хочешь, есть калачи- Не сиди на печи».
«Друзья познаются в беде».