12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чернова Наталия Александровна35
4

Методическое пособие: настольно – печатная дидактическая игра «Путешествие по сказкам» для детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Настольная игра своими руками» (II)


Методическое пособие: настольно – печатная дидактическая игра «Путешествие по сказкам» для детей старшего дошкольного возраста


Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ №1 Самарская область г.о. Чапаевск СП д/с №27

Чернова Наталия Александровна

Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.  В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, несформированность грамматического строя речи, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.  Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.  Поэтому мною создана дидактическая игра « Путешествие по сказкам»

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения и закрепления знаний о русских народных сказках. Игра с правилами, специально созданная в целях обучения и воспитания детей.  

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактической игры в работе логопеда способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

Дидактическую игру использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ.



t1651686060aa.gift1651686060ab.jpg


Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках

Задачи:

- расширять знания детей о героях русских народных сказок;

- продолжать учить разгадывать загадки;

- развивать диалогическую и монологическую связную речь;

- развивать внимание, память, мышление, целостность зрительного восприятия, творческое воображение детей;

- воспитывать культуру речевого общения.


Игровой комплект: игровое поле, состоящее из карт, карточки – вкладыши героев сказок, кубик, фишки в виде игровых человечков, карточки – загадки с серыми числовыми кругами, дополнительные речевые задания


t1651686060ac.jpg


Правила игры:


В игру могут играть 2–3 человека, которых дети выбирают по считалке. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по русским народным сказкам. Дети выкладывают игровое поле в числовой последовательности, образуя сказочный лабиринт. Они выбирают фишки в виде игровых человечков и распределяют очередность хода. Располагают свои фишки на старт, и с помощью кубика ходят по очереди по числовым кружкам. Например, фишка остановилась на сером круге, игрок разгадывает загадку по теме сказки, в которой он остановился (см. карточки с серыми числовыми кругами); если на синем круге, то необходимо найти вкладку – героя сказки, в которой он оказался. Если фишка остановилась на красном круге, игрок вспоминает и рассказывает содержание очередной сказки. Подробный рассказ поощряется дополнительным ходом. Если участники затрудняются выполнить задание, они пропускают ход. Если все задания выполнены, впереди идущими игроками, то педагог предлагает дополнительные задания: «Сочини свою загадку», «Проговори правильно чистоговорку или скороговорку», «Как ты понимаешь смысл пословицы», «Закончи сказку по-своему». Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.


Детям сообщаются дополнительные правила: они не должны мешать друг другу, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но запрещается подсказывать, пока товарищ не ответит, а также нарушать очередность хода и сдвигать фишки.


t1651686060ad.jpg



Дополнительный речевой материал.

t1651686060ae.gif

1

Отгадай загадку.

а) У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(«Гуси-лебеди»)

t1651686060af.gif

4


б)Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(
Гуси лебеди и баба Яга)

4. Отгадай загадку

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка»)

t1651686060ae.gif

7

Отгадай загадку.

а) Красна девица грустная,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)

б) Эта девочка боится солнца и тепла.
Почему? Была из снега сделана она. 

t1651686060ae.gif

13


Снегурочка»)

Отгадай загадку.

Ах ты, Петя-простота,
Самовольничал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, петух и лиса»)



t1651686060ag.gif

16

Отгадай загадку.

Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки?

t1651686060ae.gif

19

(«Морозко»)

Отгадай загадку.

а) Двое знакомых решили дружить,

Начали в гости друг к другу ходить.

Но отношения скоро распались,

Так как друг с другом они не считались.

б) Кто, скажи, привык обед свой

Из кувшина поклевать?

Кто, скажи, тарелку с кашей

Предлагал ему лизать?

в) Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и журавль»)

t1651686060ae.gif

22



Отгадай загадку.

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(«Царевна лягушка»)

t1651686060ah.gif

255



Отгадай загадку.

а) Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля.)

б) Сидит парень на печи,
Уплетает калачи, 
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«По-щучьему велению»)

t1651686060ai.gif

10



Отгадай загадку.

Захотел медведь сердитый,

Репу получить

Вместо репы получил зелени пучок.

Обхитрил медведя, умный старичок.

(«Вершки и корешки»)

Чистоговорки и скороговорки

- Возьми у белобородого мужика
Полкрынки кислого молока.

- Проворонила ворона вороненка.

- Лошадь с седоком,
Да без седла и узды, без подпруги и удил.

- На дворе трава,
На траве дрова.

- Еле-еле Елизар,
Едет-едет на баз.

А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

- Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

- У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.
- Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.
- Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
- Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.
- Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась.

- Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

- Мышонку шепчет мышь:
"Ты все шуршишь, не спишь".
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише».
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Лежал Ваня на печи,
Кушал Ваня калачи.

- Са-са-са- в лесу бегает лиса.

- Су-су-су-было холодно в лесу.

- Бу-бы-ба- из окна торчит труба.

- Ша-ша-ша- наша Маша хороша.

- Шу-шу-шу- шубу новую ношу.

- Ши-ши-ши- Миша с Машей малыши.

- Ло-ло-ло-на улице тепло.

Пословицы (объясни смысл пословицы)

«Без друга жить – только тужить».

«Как аукнется, так и откликнется».

«Вместе вдвое дело любое спорится у друзей».

«Учись на добро добром отвечать».

«Стариков почитать - свою жизнь сохранять».

«Труд кормит, а лень портит».

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

«Кто родителей почитает, тому Господь помогает».

«Стыдно обижать маленьких и слабых».

«Добро неси, а платы не проси».

«Позаришься на чужое – потеряешь своё».

«Не рой другому яму-сам упадёшь».

«Мир строит, а война разрушает».

«Ложь человека не красит».

«Хочешь, есть калачи- Не сиди на печи».

«Друзья познаются в беде».


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.