12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кияйкина Наталья Федоровна117878
Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог.
Россия, Ставропольский край

Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки»

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

(кроссенс-технология)


Кияйкина Н.Ф.

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

г. Пятигорска

Ставропольского края



Пояснительная записка


Человек может стать умным тремя путями:

путем подражания - это самый легкий путь,

путем опыта - это самый трудный путь и

путем размышления - это самый благородный путь.

Китайская народная пословица.


Популярные на сегодняшний день головоломки привлекают внимание не только взрослых, но и детей. С большим удовольствием дошкольники разгадывают ребусы, кроссворды, филворды.

Разгадывание кроссенсов, ассоциативных головоломок, становится все более актуальным. Это увлекательное занятие зеркально отразилось в процессе детской игры «Цветные передвижки», которая способствует интенсивному развитию критического мышления и всех психических процессов ребенка.

Идея создания игры возникла на основе полученной интернет-информации от прогрессивных педагогов сайта педагогического сообщества «УРОК.РФ», использующих кроссенс-технологию в своей педагогической практике. Личный интерес к современным головоломкам «кроссенс» позволил мне расширить профессиональную деятельность в работе с детьми, родителями и воспитателями учреждения и создать серию настольно-печатных игр для индивидуальной и групповой развивающей работы по различным темам (профессии, времена года, детские забавы, художественные произведения, музыкальные инструменты и т.д.).

Название ассоциативной игры: «Цветные передвижки».

Цель: развитие критического мышления детей посредством кроссенс-технологии.

Задачи:

активизировать мозговую деятельность;

повышать уровень воображения и творческого мышления;

развивать умение детей выстраивать связь между картинками;

формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;

развивать умение при необходимости пользоваться своими знаниями;

воспитывать чувство коллективизма и любознательность.

Участники: дети дошкольного возраста (младшего школьного возраста), родители и педагоги.

Широкий спектр тематических картинок позволяет использовать данную игру детям с младшего дошкольного возраста и старше.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предметы:

данная игра может использоваться как развивающее и закрепляющее пособие на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, познанию, формированию математических представлений;

на музыкальных, физкультурных занятиях, включая и изобразительную деятельность;

актуальна игра и в процессе самостоятельной и совместной деятельности с детьми; участниками игры могут быть родители и педагоги.

Правила игры:

Подготовка к игре.

Перед началом игры рекомендуется выпить несколько глотков чистой воды, выполнить дыхательное упражнение и любую пальчиковую игру, на активизацию мозговой деятельности участников.

Педагог знакомит детей с содержанием настольно-печатной игры и правилами. Ведущий предлагает поиграть в современную ассоциативную игру «Цветные передвижки», направленную на развитие критического мышления и мыслительных действий любым из вариантов.

Предполагается несколько вариантов игры: создание и разгадывание кроссенсов различной тематики (индивидуально, в парах, коллективно).

Первый вариант игры.

Педагог показывает детям готовый кроссенс и объясняет последовательность его разгадывания: «Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Каким образом взаимосвязаны картинки? Что хотят спросить у вас изображенные на кроссенсе дети?»

Дети высказывают предположения, обсуждают мнения и находят правильный ответ. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.

Второй вариант игры.

Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Активизация детей (согласно возрастным целям и задачам) на создание головоломки и разгадывание ее сверстниками.

Ребенок, работая индивидуально или в паре, рассматривает все картинки, выбирает картинки определенной тематики, придумывает ключевое слово и раскладывает картинки на игровом поле вокруг знака вопроса (в центральном квадрате игрового поля). Дети разгадывают готовый кроссенс. Рефлексия.

Педагог объясняет детям, что создать кроссенсы можно разнообразные, а картинки, при этом могут свободно передвигаться по цветным игровым полям - «из кроссенса в кроссенс».

Оборудование:

Набор разноцветного картона (А 4), каждый лист которого разделен на девять одинаковых по размеру прямоугольников, по три в каждом ряду;

картинка вопрос;

картинки с названием профессий;

картинки с изображением предметов по профессиональной направленности.

t1581634662aa.jpg

t1581634662ab.jpg

t1581634662ac.jpg

Ожидаемые результаты: у дошкольников повышается любознательность и интерес к творческой деятельности, интенсивно развиваются все психические процессы, креативность и инициативность, формируется навык применения своих знаний на практике, развивается желание анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Источники:

1. Кроссенс - технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/31/krossens-tehnologiya-v-razvitii-predposylok-kriticheskogo-myshleniya

2. Картинки для составления кроссенса: картинки по названиям профессий.

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%BC&lr=36&clid=2242347



Материал для печати
DOCX / 1.85 Мб


















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (37)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.02.20 в 04:27 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.02.20 в 10:47 6Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Марина Юрьевна! Ваш практический опыт по кроссенсам способствовал активности многих педагогов, в том числе активизировал и меня. Чему я очень рада и признательна Вам! Разгадывание и создание кроссенсов очень увлекательное занятие... Желаю удачи!
Янова Татьяна Викторовна, 14.02.20 в 05:47 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна, за отличный материал!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.02.20 в 10:48 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Татьяна Викторовна!
Ильина Оксана Геннадьевна, 14.02.20 в 06:36 5Ответить Пожаловаться
Качественно,интересно,полезно!Спасибо,Наталья Федоровна!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.02.20 в 11:15 5Ответить Пожаловаться
Благодарю, Оксана Геннадьевна! Действительно так и есть! Активно развиваем умственные способности.
Ковалева Галина Валентиновна, 14.02.20 в 07:26 6Ответить Пожаловаться
Отличная методическая разработка, Наталья Федоровна!!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.02.20 в 11:16 5Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна! Рада вашему отзыву! Очень приятно!
Володченкова Ольга Алексеевна, 14.02.20 в 09:30 6Ответить Пожаловаться
Наталья Фёдоровна, интересный и полезный материал. Беру в копилку!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.02.20 в 11:19 5Ответить Пожаловаться
Ольга Алексеевна, благодарю! Полностью согласна, что материал пригодится! А, подобрав необходимые картинки, можно разнообразить тематику игр. Успехов!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.