Настольно-печатная игра для детей дошкольного возраста от 5 лет «Экономическое путешествие»
Настольно-печатная игра «Экономическое путешествие» для детей дошкольного возраста от 5 лет
Разработчик игры:
воспитатель 1 категории
Мосолова Алёна Дмитриевна
Пояснительная записка
Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.
Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.
Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.
Настольные игры в старшем возрасте вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.
Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения. Именно поэтому в рамках реализации парциальной программы «Экономическое воспитание для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (5-7 лет) я разработала настольно-печатную игру для закрепления основ финансовой грамотности. Вместе с детьми мы решили создать свою собственную экономическую игру, придумали правила и цель игры. В итоге у нас получилась замечательная игра-ходилка «Экономическое путешествие» с экономическими правилами.
Образовательная цель игры – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
формировать у детей осознание того, что деньги просто так нельзя взять, их надо заработать,
учить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия.
Цель игры – дойти до финиша, в данной игре – до банка и сложить все накопленные монеты в банк.
Ход игры: игроки, бросая кубик, могут прокатиться на поезде, на самолете, развлечься на аттракционах, съесть пиццу, мороженое или другие сладости, а также можно совершить полет на парашюте и даже попасть к пиратам. За каждый из пунктов придется понести расходы и заплатить монеты, их количество указано на игровом поле (например, -1). Но в ходе игры можно и заработать монетки (количество монет указано на игровом поле, например,+3) совершая хорошие поступки, которые участник игры должен придумать самостоятельно. Суть игры – дойти до банка и положить монетки на хранение. Воспитанникам моей группы было очень интересно и увлекательно создавать игру самостоятельно.
Аудитория игры: дети от 5 лет.
Предмет: основы экономики и финансовой грамотности.
Материалы для создания игры: ватман, губки, гуашь, кисточки, линейка, бумага для изготовления кубика, цветная бумага для изготовления монет.
Игра «Экономическое путешествие» полностью авторская разработка.