Методическое пособие «От клетки до человека» (9 класс)
Методическое пособие
«От клетки до человека»
по подготовке учащихся 9 классов
к успешной сдаче ОГЭ по биологии
Разработчик: Смирнова Татьяна Валерьевна,
учитель биологии и географии
2020 г
Пояснительная записка
Методическое пособие «От клетки до человека» по подготовке к государственной итоговой аттестации по биологии разработано для учителей биологии.
Включает в себя рабочую программу и комплексные методические материалы для учителя и учащихся (теоретический материал, практическую часть и рабочие листы по темам).
Данное пособие может быть использовано:
- учителями биологии, независимо от стажа педагогической деятельности;
- учителями, работающими с детьми-инвалидами в дистанционном режиме;
- учащимися 9-х классов при подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ), для самостоятельного повторения и систематизации;
- обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».
Необходимость появления пособия объясняется следующими факторами:
- увеличение количества учащихся, выбирающих предмет биология для сдачи экзамена;
- большой и разнообразный объем информации, который предстоит изучить учащимся за достаточно небольшое количество учебного времени, изложенный в самых разнообразных источниках;
- усложнение заданий по биологии: появление новых заданий в КИМах, изменение структуры КИМ;
- поиск и апробация новых форм и методов подачи учебного материала.
Данная проблема актуальна, так как:
1. Учащиеся с трудом осваивают большой объём материала. Так как курс биологии по требованиям ФГОС начинается с 5-го класса, происходит накопление теоретического материала, который требует систематизации и конкретизации. Особенно это необходимо в 9 классах, так как перед учащимися встает задача успешной сдачи экзамена в форме ОГЭ.
2. В последнее время все большее количество девятиклассников выбирают биологию одним из предметов для сдачи экзамена в форме ОГЭ, на ряду с обществознанием. После проведения анкетирования «Выбор предмета для сдачи в формате ОГЭ», выяснилось, что более 50% учащихся 8 и 9 классов (12 человек из 20) считают обществознание учебным предметом, необходимым для дальнейшего обучения. А вот биология стоит на втором месте.
Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. В настоящее время особенно актуальна проблема: успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет к старшим классам наблюдается снижение познавательной активности и мотивации к изучению предмета. Данную проблему пытаюсь решить по-разному: использую ИКТ, уроки-исследования, уроки-проекты. С 2015 года стала активно использовать в 9-ых классах комплексные рабочие материалы, в которых содержится четко систематизированная теория (в виде схем, текста, тезисов, таблиц), практические занятия различных типов из КИМов ОГЭ по биологии разных лет, рабочие листы по темам.
3. Систематическая работа с комплексными рабочими материалами вырабатывает у учащихся умение работать с текстовой информацией, формирует зрительную память, повышает учебную мотивацию, способствует более качественному усвоению теоретического материала, формирует навыки работы с заданиями КИМ по биологии.
Таким образом, данное пособие может широко использоваться в процессе обучения. Для меня оно наибольшее значение имеет при подготовке к ОГЭ, поэтому я цель пособия конкретизировала.
Цель методического пособия: систематизировать большой объем материала по биологии в оптимальной для запоминания форме для быстрой и эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по биологии.
Задачи:
1. Обобщение теоретического материала по курсу биология, приведение его в систему в форме комплексных рабочих материалов.
2. Формирование умений у педагогов и учащихся переводить информацию в условно-графическую форму и выполнять обратный процесс: извлекать необходимые сведения из схем, таблиц и графиков.
3. Формирование навыков и умений учащихся в решении заданий ОГЭ по биологии.
4. Стимулирование творческого поиска учителей по разработке и активному
использованию авторских методик подготовки к сдаче ОГЭ по биологии.
5. Активизация и развитие познавательной деятельности учащихся.
Совокупность требований к подготовке участников ОГЭ, объединяющая их содержательные и деятельностные компоненты, включает в себя следующие объекты проверки учебных достижений:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
К сожалению, здесь не сказано, что одно из основных умений - это воспроизведение знаний в тестовом формате. И если со всем вышеперечисленным многие сильные ученики неплохо справляются, то, как раз последнее, часто вызывает наибольшие затруднения.
Несмотря на наличие пособий по подготовке к ОГЭ по биологии, пособий со схемами и таблицами, здесь «большое поле деятельности». Тщательно проанализировав варианты ОГЭ по биологии, пришла к выводу, что необходимо приучать детей к решению тестовых заданий разных типов (с выбором одного ответа, задания на соответствие, анализ правильности суждений). Комплексные рабочие материалы постоянно пополняю информацией, исходя из кодификатора ОГЭ, структурирую. Причём, каждый учитель имеет возможность вносить корректировку и в рабочие листы, и в практическую и теоретическую части.
Теоретическая часть комплексных материалов, содержащая схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При работе со схемами и таблицами, самостоятельном их воспроизведении, ученик совершает логические операции - анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить обществоведческий материал, привести его в систему и графически обобщить Практическая часть комплексных материалов позволяет учащемуся ознакомиться с типами заданий, которые ему необходимо будет выполнить на экзамене, применить полученные теоретические навыки на практике.
Структура методического пособия:
- Рабочая программа по биологии на 17 часов.
- Комплексные рабочие материалы по темам:
Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
Царство Бактерии. Царство Грибы
Царство Растения
Царство Животные
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
Опора и движение
Внутренняя среда
Транспорт веществ
Питание. Дыхание
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
Органы чувств
Психология и поведение человека
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи
Влияние экологических факторов на организмы
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира
По каждой теме разработала комплексные рабочие материалы, содержащие сжатое изложение материала по основным вопросам темы, различные таблицы, схемы.
К каждой теме я подобрала тренировочный тест (практическая часть), включающий материал из заданий ОГЭ части 1 и 2: здесь и задания с выбором одного или нескольких ответов, и задания на соответствие, задания на установление последовательности, задания на анализ суждений, работа с текстом.
Способы и приемы использования комплекта:
В настоящее время существует очень много справочной литературы для подготовки к ОГЭ по биологии. Но нет такого учебного пособия, которое бы могло стать универсальным помощником учителя и учащихся при подготовке к ОГЭ. Но в этом видится и возможность учителя, используя учебные пособия, разрабатывать собственные пособия.
Готовясь к урокам, учителю необходимо «стиснуть» весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Это помогает ученикам тратить меньше времени на усвоение знаний, а учителю дает возможность творчески овладевать новыми методами изложения, выделения времени на развязание творческих заданий вместе с учениками.
В комплексных рабочих материалах, а именно в теоретической части, учебный материал скомпонован так, что во время устной работы можно много раз оперировать отдельными частями схемы. Вариативное повторение дает возможность раскрыть учебный материал с разных сторон, одновременно сберегая его целостность. Вместе с тем, должны быть выделены, как вербально, так и визуально главные и второстепенные информационные единицы. Логические схемы помогают выработать у учеников стойкие навыки логического построения ответа, сокращенно аргументировать защиту своей мысли, содействовать развитию культуры речи. Методика является перспективной и полезной во время работы над большими темами.
Для эффективной работы необходимо научить учеников работать в предложенной системе. Можно выделить несколько основных принципов, с которыми необходимо ознакомить учеников уже на первых уроках.
Работу с комплексными рабочими материалами предлагаю строить следующим образом:
Определение темы и цели урока.
Разбор теоретического материала с опорой на рабочий лист (теоретическая часть).
Заполнение учащимся фрагмента рабочего листа по теме.
Решение практической части (тесты, работа с текстом и т.д.).
Разбор и анализ допущенных ошибок с опорой на рабочий лист и теоретический материал.
Также необходимо помнить, что формы работы с таблицами и структурно-логическими схемами необходимо вести разнообразно и четко контролировать.
Данный методический комплект позволяет систематизировать знания обучающихся по курсу биология, быстро и качественно подготовить учеников 9 классов к сдаче экзамена по биологии в форме ОГЭ.
Результат использования данного комплекта при подготовке к ОГЭ по биологии в МКОУ «Октябрьская СОШ» в 2015-2016 учебном году: средний балл по школе выше, чем средний балл по Мантуровскому району и Костромской области.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ОТ КЛЕТКИ ДО ЧЕЛОВЕКА»
Пояснительная записка
Статус программы
Рабочая программа курса по биологии разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по биологии на ступени основного общего образования (2004г.), на основании Примерной рабочей программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), для подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии учащихся 9 класса.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; примерное тематическое планирование предмета; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; рекомендуемая литература.
Общая характеристика предмета
Биология является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по биологии – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.
Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по биологии, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для предмета «Биология» являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
лекции |
семинары |
практикум |
дискус сия |
форма контро ля |
1. |
Биология как наука. Методы биологии |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 (тест) |
2. |
Признаки живых организмов |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 (тест) |
3. |
Система, многообразие и эволюция живой природы |
3 |
1 |
|
1 |
|
1 (тест) |
4. |
Человек и его здоровье |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 (тест) |
5. |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
2 |
1 |
|
1 |
|
1 (тест) |
|
Итого |
17 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1 ч)
Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологии. Методы исследования, общие признаки биологическихистем, основных уровнях организации живой природы, роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2. Признаки живых организмов (1 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки, функции. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды.
Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (3 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Тема 4. Человек и его здоровье (10 ч)
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Опора и движение. Внутренняя среда. Транспорт веществ. Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Органы чувств. Психология и поведение человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 ч)
Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «От клетки до человека» учащийся 9 класса должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Список использованной литературы:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005
Лернер Г.И.Основной государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихсяМ:Интеллект-Центр, 2016
Лернер Г.И. ОГЭ 2017. Биология.Тренировочные задания:М,2016
В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники. И: Дрофа, 2010 год
В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные., И: Дрофа, 2010 год
В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек., И: Дрофа, 2010 год
Интернет-ресурсы:
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU
http://www.alleng.ru/edu/social3.htm
https://ege.yandex.ru/social-gia/
Рабочий лист № 3
Тема: Царство Бактерии. Царство Грибы
Теоретическая часть
Бактерии – прокариотические микроорганизмы. Бактерии обычно достигают нескольких микрометров в длину, их клетки могут иметь разнообразную форму: от шарообразной до палочковидной и спиралевидной. Бактерии — одна из первых форм жизни на Земле и встречаются почти во всех земных местообитаниях. Они населяют почву, пресные и морские водоёмы, кислые горячие источники, радиоактивные отходы и глубинные слои земной коры. Бактерии часто являются симбионтами и паразитами растений и животных. Бактерии изучает наука бактериология — раздел микробиологии.
Строение бактерий
Бактерии имеют клеточную стенку, состоящую из муреина (пептидогликана) и выполняющую защитную функцию. У бактерий (прокариот, доядерных) отсутствуют мембранные органоиды. В их клетке можно найти только немембранные: рибосомы, жгутики, пили. Пили - поверхностные структуры, которые служат для прикрепления бактерии к субстрату. Наследственный материал находится прямо в цитоплазме (не в ядре, как у эукариот) в виде нуклеоида. Нуклеоид - одна сложная кольцевидная молекула ДНК, не ограниченная мембранами от остальной части клетки.
Бактерии получают энергию за счет окисления веществ. Существуют аэробные бактерии, живущие в воздушной среде, и анаэробные бактерии, которые могут жить только в условиях отсутствия кислорода.
К аэробным бактериям относят многочисленных редуцентов, которые разлагают органические вещества мертвых растений и животных. Анаэробные бактерии составляют микрофлору нашего кишечника - бескислородную среду обитания.
Питание бактерий
Получают энергию бактерии путем хемо- или фотосинтеза. Среди хемосинтезирующих бактерий можно встретить нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии.
Важно заметить, что клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) не осуществляют хемосинтез: клубеньковые бактерии относятся к гетеротрофам.
Среди фотосинтезирующих бактерий особое место принадлежит цианобактериями (сине-зеленым водорослям). Благодаря им сотни миллионов лет назад возник кислород, а с ним и озоновый слой: появилась жизнь на поверхность земли и аэробный тип дыхания (поглощение кислорода), которым мы сейчас с вами пользуемся :)Что касается бактерий гетеротрофов, то их способ питания основан на разложении останков животных и растений - сапротрофы (редуценты), либо же они питаются органами и тканями животных и растений - паразиты.
Форма бактерий
Размножение бактерий
Бактерии, как прокариоты (доядерные организмы), не могут делиться митозом, так как основное условие митоза - наличие ядра. Бактерии делятся делением клетки.
В ходе бинарного деления бактерия делится на две дочерние клетки, являющиеся генетическими копиями материнской. Деление в среднем происходит раз в 20 минут, популяция бактерий растет в геометрической прогрессии.
При размножении в лабораторных условиях бактерии образуют колонии. Колонии - видимые невооруженным глазом скопления клеток, образуемые в процессе роста и размножения микроорганизмов на питательном субстрате. Колонии выращиваются в чашках Петри.
Грибы - это царство эукариотических одноклеточных и многоклеточных гетеротрофных организмов, имеющих ряд общих черт с растениями и животными, но и ряд особенностей, которые отличают их от упомянутых царств. По способу питания грибы могут быть сапротрофами и паразитами.
Строение грибов
Ключевыми особенностями клетки гриба является наличие клеточной стенки из хитина. Запасным питательным веществом, как и у животных, служит гликоген. В пищевых цепях грибы занимают позицию редуцентов, разрушая органические вещества мертвых животных и растений. К фотосинтезу грибы не способны (у них отсутствуют пластиды - хлоропласты), неподвижны, дышат кислородом.
Некоторые грибы образуют плодовые тела, в обиходе называемые - грибы. Плодовое тело служит для образования спор в ходе полового процесса. Тело гриба состоит из нитей - гифов, которые многократно переплетаются друг с другом, в результате чего образуется мицелий (греч. mykes - гриб), или грибница. Гифы гриба разрастаются в питательной среде, на субстрате, и представляют собой вегетативные органы гриба.
Сходство грибов и животных
Способ питания (И для животных, и для грибов характерен гетеротрофный тип питания - поглощение готовых органических веществ)
Продукт обмена веществ (Как и у животных, конечным продуктом обмена веществ у грибов является мочевина)
Хитин (В состав клеточной стенки грибов входит тот же биополимер (полисахарид) - хитин, который образует наружный скелет членистоногих)
Запасное питательное вещество (Запасным питательным веществом грибов и животных является гликоген)
Пластиды (В клетках грибов, как и животных, отсутствуют пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты - они встречаются только в клетках растений)
Высшие и низшие грибы
Все грибы подразделяются на высшие и низшие. Это разделение основано на строении мицелия: у низших грибов мицелий не имеет перегородок (неклеточный), гифы могут отсутствовать. К ним относятся мукор, фитофтора, стригущий лишай.
Высшие грибы имеют мицелий, разделенный перегородками (септами), могут образовывать плодовые тела. К высшим грибам относятся пеницилл, дрожжи, спорынья, шляпочные грибы.
Размножение грибовВозможно вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное осуществляется с помощью деления мицелия на отдельные части: из каждой части в дальнейшем разрастается гриб.
Бесполое размножение происходит благодаря спорообразованию. На концах гиф или в спорангиях (на конидиеносцах) образуются споры. Конидиеносцы представляют собой разветвленные концевые участки гиф. Спора, попав в благоприятную среду, прирастает и дает начало новому мицелию гриба.
Половое размножение заключается в образовании сперматозоидов в антеридиях и яйцеклеток в оогониях.
Грибы паразиты и возбудители болезней
Практическая часть
Часть 1.
Из предложенных вариантов ответа выбери один правильный:
1. Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?
1) микроскопические плоды
2) питательные вещества
3) вода с минеральными солями
4) микроскопические споры
2. Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к
1) образованию семян
2) автотрофному питанию
3) двойному оплодотворению
4) гетеротрофному питанию
3. Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде
1) спор
2) вегетативных клеток
3) симбиоза с грибами
4) множественных колоний
4. Чем спора отличается от свободной бактерии?
1) Спора — многоклеточное образование, а свободная бактерия — одноклеточное.
2) Спора менее долговечна, чем свободная бактерия.
3) Спора питается автотрофно, а свободная бактерия — гетеротрофно.
4) Спора имеет более плотную оболочку, чем свободная бактерия.
5. Возбудители дифтерии являются
1) автотрофами
2) сапротрофами
3) паразитами
4) симбионтами
6. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?
1) пастеризация
2) регулярное проветривание
3) облучение ультрафиолетовыми лучами
4) мытье полов горячей водой
7. Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой
1) лишайник
2) плесень
3) микоризу
4) спору
8. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов.
ПРИЗНАК
А)имеют клеточное ядро
Б) одноклеточные или колониальные
В) наличие муреина в клеточной оболочке
Г) клеточная стенка из хитина
Д) одноклеточные и многоклеточные
Е) имеют кольцевую ДНК
ЦАРСТВО
1)Бактерии
2) Грибы
Рабочая тетрадь
Тема урока: Царство Бактерии. Царство Грибы
1. Бактерии - ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Строение бактерии:
3. Питание бактерий:
Составь схему
4. Форма бактерий
Заполни таблицу:
Название |
Рисунок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Грибы - ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Сходство животных и грибов
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7.Заполни таблицу
Заболевание |
Признаки поражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спицына Любовь Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна
Смирнова Татьяна Валерьевна