Методическое пособие «Развитие навыков смыслового чтения на краеведческом материале»
Методическое пособие
«Развитие навыков смыслового чтения на краеведческом материале»
(из опыта работы)
Содержание
Пояснительная записка | стр. 2 |
Рабочая программа кружка «Мой Пермский край» | стр. 5 |
Технологическая карта занятия «Путешествие по реке Каме» | стр. 13 |
Краеведческое лото «Мой любимый город» | стр. 30 |
Задания с использованием приёмов смыслового чтения к занятиям кружка | стр. 45 |
Пояснительная записка
Современный мир сложнее, чем был 20, и даже 10 лет назад. Скорость протекания различных процессов увеличивается.
«В изменчивой среде человеку становится сложнее воспринимать и порождать смыслы», - считает Татьяна Черниговская (советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания). По её мнению, сегодня всё идет к тому, что миру необходимо образование понимания, а не запоминания. Обществу не нужны специалисты-отличники, зазубрившие информацию. Мир нуждается в специалистах, которые будут понимать и мыслить.
На интерпретацию той информации, которую получает наш мозг, влияет большое количество параметров. Принято считать, что у современных детей, живущих в эпоху развития технологии, другой мозг. Но, хотя мозг у них устроен точно так же, в цифровой мир эти дети входят гораздо быстрее.
В связи с этим появляется целый ряд вопросов. Один из главных вопросов – «Чему и как учить новое поколение?»
Поскольку современный окружающий больше не аналого-текстологический, а визуально-цифровой, на первое место выходит формирование функциональной грамотности.
К видам функциональной грамотности относятся:
1. Читательская грамотность.
2. Математическая грамотность.
3. Естественнонаучная грамотность.
4. Финансовая грамотность.
5. Глобальные компетенции.
6. Креативное мышление.
Для меня, как учителя начальных классов, одним из приоритетных направлений является формирование читательской грамотности, как базового навыка функциональной грамотности.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Одним из способов формирования функциональной грамотности является смысловое чтение.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения; извлечением необходимой информации; делением её на основную и второстепенную; формулированием проблемы и главной идеи текста.
ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Важность этой задачи на ступени начального общего образования объясняется тем, что уровень освоения смыслового чтения определяет успешность обучения ребенка по другим предметам школьной программы, а также тем, что чтение является одним из источников духовного развития младшего школьника. Таким образом, смысловое чтение как универсальное учебное действие, с одной стороны, является результатом образования и способом получения знаний, а с другой - средством развития личности обучающегося.
Практика показывает, что при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки.
В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Приемы формирования навыков смыслового чтения общеизвестны: «Верные и неверные утверждения», «Данетки», «Лови ошибку», «Инсерт», «Кластер», «Верите ли вы…», «Толстые и тонкие вопросы», «Работа с ключевыми словами», «Вопрос-ответ», «Ромашка Блума», «Корзина идей», «Чтение с пометками», «Чтение с пробелами» («Восстанови текст»), «Ассоциативный куст», «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Дерево предсказаний», «Чтение с составлением таблицы, диаграммы» (перекодирование информации, преобразование и интерпретация текста) и другие.
Работа с текстом и формирование навыков смыслового чтения ведется практически на всех уроках, но я решила проводить данную работу и во внеурочной деятельности, на кружке «Мой Пермский край». Помимо развития читательской компетенции, навыков смыслового чтения, материалы регионального содержания, рассказывающие о страницах истории края и города, растениях и животных, народах и традициях, помогут ввести новую лексику, расширить знания учащихся о нашем крае, воспитать гражданские чувства и нравственные качества личности. На подготовительном этапе осуществлялся подбор текстов, в процессе чтения которых учащиеся получат возможность приобрести навыки работы с содержащейся в них информацией и разработка заданий к текстам с использованием приемов смыслового чтения.
Целью данного пособия является обобщение опыта по развитию навыков смыслового чтения на краеведческом материале. Пособие может быть интересно учителям начальных классов для организации урочной и внеурочной деятельности.
Система заданий развивает умения читать и понимать тексты, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение о прочитанном, побуждает интерес к чтению, к родному краю. Представлены практические способы, которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика, использование которых поможет формированию метапредметных умений при работе с текстом. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности. Это зависит от целей занятия и уровня подготовки учащихся.
Результатами работы явилось не только повышение качества чтения и читательской грамотности (повышение у учащихся уровня сформированности конкретных универсальных учебных действий, развитие навыков работы с текстами различных стилей и жанров), но и повышение мотивации школьников к чтению текстов разных жанров. Помимо этого, дети включились в проектную и исследовательскую деятельность. Была организована поездка в музей-усадьбу П.И. Чайковского, посещение различных экскурсий в краеведческом музее. Дети охотно принимали участие в «Фестивале народов Прикамья», фольклорном празднике «Масленица», в Фестивале экологического туризма «Кругосветка в национальном парке «Нечкинский».
Рабочая программа кружка «Мой Пермский край»
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. Духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль, а гражданско-патриотической работе с подрастающим поколением государством уделяется особое внимание. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству). В требованиях к результатам образования определено, что выпускник начальной школы: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну. Поэтому краеведение просто необходимо в современной школе. Интерес к изучению родного края в последнее время в общеобразовательных учреждениях резко вырос. Это вызвано рядом причин: новый подход к процессу обучения; ориентация на общее развитие ребенка; желание понять мир, в котором живешь.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Это период бурного развития ученика, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования собственного отношения к нему. Все эти качества позволяют сделать в этом возрасте краеведческое образование наиболее эффективным.
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.
Данная программа кружка направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Вторым важным направлением является развитие навыков смыслового чтения. «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» является обязательным компонентом метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Количество и объем информации за последнее время значительно увеличился, а интерес к чтению и уровень читательской компетенции снизился. Это противоречие вызывает трудности отбора, понимания, хранения и передачи информации у детей.
Программа кружка «Мой Пермский край» имеет культурологическую и научно-познавательную направленность, предназначена для организации внеурочной деятельности в 4 классе по направлению развития личности «общеинтеллектуальное».
Новизна программы заключается в том, что формирование навыков смыслового чтения идет на краеведческом материале. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены следующие педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов.
Представленная программа построена на развитии смыслового чтения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества народов Пермского края. Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Цель программы: формирование у учащихся навыков смыслового чтения через организацию работы с текстами краеведческого содержания.
Задачи:
способствовать формированию представлений о специфике нашего края; о важной роли граждан в создании, развитии и сохранении родного города и его культурного наследия;
начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по карте-схеме населенного пункта и без нее; описывать достопримечательности родного города, районного центра, некоторых городов края;
содействовать формированию патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к своей малой родине;
способствовать освоению общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитывать интерес к чтению и книге (формировать интерес к процессу чтения и потребность читать произведения разных видов литературы, осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить работать с литературой, учить наблюдать и описывать факты, подбирать необходимый материал, систематизировать собранный материал, оформлять его;
повышать качество чтения и читательской грамотности;
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
Коммуникативные результаты
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
• основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проведение наблюдения под руководством учителя;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.
Регулятивные результаты:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Программа кружка рассчитана на 34 часа (один час в неделю в течение учебного года),
Программа предполагает организацию взаимодействия с краеведческим музеем.
Формы организации занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания.
- Защита проектных и исследовательских работ.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Возможные способы оценки результативности образовательной деятельности учащихся: самооценка и взаимооценка, выполнение практических работ, конкурсы, выставки, творческие работы, продукты проектной и исследовательской деятельности.
Содержание программы кружка
№ | Тема | Содержание | Отрабатываемые приемы смыслового чтения, работа с текстом | Количество часов |
1 | Мой край. «Пермяк- соленые уши» | Общие сведения о Пермском крае. Географическое положение Пермского края и города Чайковского. История происхождения прозвища. Город Соликамск. Памятник "Пермяку соленые уши". | Приём «Верные и неверные утверждения» | 1 |
2 | Народы Пермского края | Народы, живущие на территории края. Обычаи, традиции, национальные блюда, костюмы, фольклор. | ИНСЕРТ вопросно-ответные упражнения | 1 |
3 | Народное искусство края Пермский звериный стиль. Экскурсия в краеведческий музей. | Посещение краеведческого музея. Искусство народов Пермского края. Особенности. | | 1 |
4 | Народное искусство края. | восстановление/заполнение пропусков | 1 | |
5 | Русские | Народы, живущие на территории края. Обычаи, традиции, национальные блюда, костюмы, фольклор. Сравнение сказок и пословиц разных народов. | Приём «Верите ли вы…» | 1 |
6 | Русские сказки Прикамья | Формирование эмоциональной оценки текста. | 1 | |
7 | Татары и башкиры | сопоставление/нахождение сходств и различий | 1 | |
8 | Фольклор татар и башкир | 1 | ||
9 | Удмурты и коми-пермяки | Составление плана текста. | 1 | |
10 | Фольклор коми-пермяков | «Ромашка вопросов» | 1 | |
11 | Экскурсия «Природа Чайковского района» | Посещение краеведческого музея. | | 1 |
12 | Растения | Знакомство с природой края. Растительный мир. | Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации. | 1 |
13 | Животные | Животный мир края. | Перекодирование информации | 1 |
14 | Водоемы края | Водоемы края, реки, озера. Кама. Легенды и стихи о Каме. | Сравнение текстов. Приём «Восстанови текст» | 1 |
15 16 | «Путешествие по реке Каме» | | | 2 |
17 | Полезные ископаемые | Полезные ископаемые нашего края. | Приём «Синквейн» | 1 |
18 | Заповедники края | Заповедники края «Басеги» и «Вишерский». | Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации. | 1 |
19 | Охрана природы | Исследование экологической обстановки. Знакомство с экологической обстановкой в городе. Вовлечение учащихся в охрану окружающей среды | | 1 |
20 21 22 | Проблема утилизации отходов в нашем городе. | Исследовательская работа «Что я могу сделать с мусором?» Описание влияния отходов на окружающую среду. Защита исследовательской работы. | | 3 |
23 | Пермь – столица нашего края. Герб и гимн края. | Знакомство со столицей края. Герб, гимн края, достопримечательности Перми. | Приём «Лови ошибку» | 1 |
24 25 | Города края | Города края, расположение городов, предприятия. | Перекодирование информации. Кластеры Сводная таблица | 2 |
26 | Деревни края. Интересные названия. | Работа с картами, исследовательская деятельность. | 1 | |
27 | Наш город. Знакомство с историей города. Герб города. | История города. Возникновение города, памятные даты, строительство Воткинской ГЭС. Герб города. | упражнения на дополнение/ исправление | 1 |
28 | Виртуальная экскурсия-путешествие «Сайгатка – Чайковский: старина и новь». | Посещение краеведческого музея. | | 1 |
29 | Улицы нашего города. Мой двор. | Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. Конкурс рисунков. | Работа с картой, преобразование информации | 1 |
30 | Достопримечательности нашего города | Достопримечательности, памятные места города. Проект «Создание маршрутного листа для туристов города». | перекодирование информации | 1 |
31 | Автобусная экскурсия по городу «Архитектура и градостроительство» | | | 1 |
32 | Предприятия нашего города. | Основные предприятия города. | Применение схем, таблиц, других приемов визуализации. | 1 |
33 | Моя школа. | История и традиции школы. | 1 | |
34 | Конкурс чтецов | Стихи о нашем городе, районе, Каме. | | 1 |
| | | | 34 часа |
Список литературы
Белавин А.М. Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.
Князева Н.А. Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь, Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО, Пермь,1999.
Князева Н.А. «Маленький пермяк»; – Пермь, «Книжный мир», 2009.
Литература Прикамья. Хрестоматия для начальной школы. Пермь «Книжный мир» 2000г.
Сказы народов Пермского края. – Санкт-Петербург: Издательство «Маматов», 2015. – 32 с.
Сказки, живущие в Прикамье: сказки / Сост. А. Черных; Худож. А. Амирханов. – Москва: Детская литература, 2004. – 111 с.: ил. – (Сказки народов земли Пермской)
3. Технологическая карта занятия
Тема: Путешествие по реке Каме
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков работы с текстом.
Вид урока: урок практических работ.
Цель: расширение и систематизация знаний о реке Каме на основе работы с текстом.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование мотивационной основы учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении новых знаний и способов действий;
-определение индивидуальных затруднений, построение плана выхода из затруднения.
Метапредметные
Познавательные
- осознанное чтение текстов с целью выделения ключевых слов;
- умение извлекать информацию, факты из разных источников (текста, диаграмм);
- преобразование информации из сплошного текста в схемы, рисунки, таблицы;
- смена стратегии чтения (просмотровое, изучающее чтение);
- умение определять последовательность выполнения действий, планировать собственную деятельность по решению учебной задачи, составлять простейшую инструкцию из трёх-четырёх шагов (на основе предложенного набора действий).
Регулятивные:
- самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенного учителем ориентировочного действия в учебном материале;
- прогнозирование результата и уровня освоения способов действий.
Коммуникативные
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с названиями групп, листы с текстами и заданиями, листы рефлексии.
Краткая аннотация.
Данное занятие проведено в рамках кружка «Краеведение» при изучении раздела «Водоёмы Пермского края». Занятие построено в соответствии с ФГОС, рассчитано на два учебных часа.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Задания, используемые на данном занятии, способствовали познавательной активности учащихся.
Занятие строится на развитии навыков смыслового чтения. На данном занятии применялся деятельностный метод обучения. Форма организации - сочетание групповой и фронтальной деятельности.
На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только найти информацию в тексте, но и преобразовать её; выполнить ряд действий на основе полученной информации.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на занятии.
Ход занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Самоопределение и мотивация к учебной деятельности. II. Актуализация опорных знаний III. Постановка учебной задачи IV. Работа в группах. Осознанное выполнение действий. V. Контроль и самоконтроль. VI. Рефлексия | Небольшая разминка - разгадай ребус.
- Что же такое информация? - Для чего школьнику нужно уметь работать с информацией? Где конкретно от вас требуется понимать то, что вы читаете, и разнообразные способы преобразования информации? - Какие виды информации вы знаете? С какими видами информации нам приходится работать на уроках русского языка и литературного чтения? - Какие приёмы мы применяем для того, чтобы нам легче было понять текст, запомнить его? - В окружающей нас жизни нам довольно часто приходится иметь дело с различными текстами. Это могут быть инструкции, рисунки. Итак, разгадайте еще два ребуса.
- С каким видом информации работали? - Итак, тема нашего занятия – река Кама. Людям каких профессий будет интересна и нужна эта тема? - Предлагаю попробовать себя в разных профессиях. Выберите, кем бы вам хотелось поработать и пересядьте за нужный стол (филологи, математики, художники, географы). - Какова цель вашей работы? - Какие задачи поставите перед собой? - Распределите роли в группе. - Прочитайте текст на листе и выполните задания к тексту. (См. Приложение) Подготовьтесь представить работу своей группы. Выступления групп. - Какая тема занятия? - Какую цель ставили перед собой? Выполнили ли её? - Что нового для себя узнали? - Какой материал может пригодится в вашей жизни? Где? - Какие умения по работе с текстом могут вам пригодиться? - Заполните листы рефлексии, оцените свою работу в группе и умение работать с информацией (для каждой группы свои листы рефлексии). - Спасибо за работу. Я думаю, сегодня на занятии вы многое узнали и многому научились. | Разгадывание ребуса (информация) - Уроки, к/р, экзамен, выполнение комплексной контрольной работы - Текстовую, числовую, графическую, звуковую, видео-. - Текстовой Работаем с ключевыми словами, ключевыми предложениями, делаем подчёркивания, составляем конспекты-опоры, кластеры, таблицы и др. Разгадывание ребусов (река Кама) - Графическая, закодированная Делятся на группы Распределяют роли (лидер-организатор, чтец, секретарь-оформитель, докладчик, контролёр, хранитель времени) Работают в группах, выполняют задания. - Рассказывают, что узнали по теме занятия. Какие задания были самыми сложными, какие – самыми интересными. Анализируют свою работу на занятии. Оценивают свою работу. |
Приложение (тексты и задания для работы в группах и листы рефлексии)
ГЕОГРАФЫ
Географ – специалист по географии
Рассмотрите карту
Восстановите текст
Пермский__________ расположен на восточной окраине Русской равнины и на западных склонах Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света – Европы и ____________.
Многоводная красавица река ___________ связывает наш край со многими регионами страны. Через систему каналов она обеспечивает выход к пяти европейским ___________ – Азовскому, Балтийскому, Белому, Каспийскому и Чёрному.
Кама берёт начало из четырёх ключей в Северной Удмуртии, географически недалеко от села Кулига Кезского района Удмуртской _______________. Полноводной рекой Кама становится при слиянии с притоком - рекой Вишерой.
Кама пересекает такие административные единицы страны, как Башкортостан, ______________________________________________________________________________________________________________________________________. Так как длина Камы составляет 1805 километров, а русло является судоходным, то вдоль реки было построено множество городов разных размеров и разного федерального значения. Из крупных и наиболее известных можно выделить 22 города. Вот некоторые из них: Набережные Челны, Пермь, Сарапул, Соликамск, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Расстояние от Чайковского до Перми по реке Каме примерно 330 км, до Сарапула – 73 км, до Нижнекамска – 310 км.
Задания
Вы с родителями собираетесь отдохнуть на южном морском побережье. К какому южному морю вы сможете добраться из нашего края водным путём:
Белое
Балтийское
Каспийское
Красное
Чёрное
Отметьте на карте и подпишите исток реки Кама, место слияния с Вишерой, место слияния с Волгой.
Найдите на карте, какие притоки есть у реки Камы. О притоках Камы составьте и запишите предложение, которым можно будет дополнить текст.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист рефлексии (самооценка)
ФИ обучающегося ___________________________________________
Отметьте значком «+» соответствующее вашему мнению утверждение.
При работе на занятии | согласен | частично | не согласен |
Мне нравилось работать в группе | | | |
Я осознавал ответственность за работу группы | | | |
Легко нахожу нужную информацию в тексте | | | |
Могу отвечать на вопросы по содержанию текста | | | |
Могу найти информацию на карте и перевести ее в текст | | | |
Задания были интересны для меня | | | |
Я многое узнал в процессе работы | | | |
Умею сделать выводы и представить работу группы | | | |
МАТЕМАТИКИ
Матема́тик — учёный, специалист в области математики.
Пермский край расположен на восточной окраине Русской равнины и на западных склонах Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света – Европы и Азии.
Площадь края равна 160600 квадратным километрам, что составляет примерно 1/100 часть площади нашей страны – России.
Многоводная красавица Кама связывает наш край со многими регионами страны. Через систему каналов она обеспечивает выход к пяти европейским морям – Азовскому, Балтийскому, Белому, Каспийскому и Чёрному. Длина реки Камы составляет 1805 км, по длине занимает 7 место в Европе.
Так как длина Камы составляет 1805 километров, а русло является судоходным, то и вдоль реки было построено множество городов разных размеров и разного федерального значения. Из крупных и наиболее известных можно выделить 22 города. Вот некоторые из них: Набережные Челны, Пермь, Сарапул, Соликамск, Нефтекамск. Расстояние от Чайковского до Перми по реке Каме примерно 330 км, до Сарапула – 73 км, до Нижнекамска – 310 км.
Реки Европы
3531 км 2857 км 2428 км 2000 км 1870 км 1809 км 1805 км
Задания
На сколько квадратных километров раскинулась наша страна – Россия? _____________________________________
Выразите длину реки Кама в метрах. ______________________________
Туристическая компания предлагает совершить увлекательный речной круиз по Каме Пермь – Чайковский - Пермь. Теплоход отправляется из Перми в 18.00. В какое время он прибудет в город Чайковский, если скорость теплохода – 22 км/ч? Найдите недостающие для решения задачи данные в тексте, решите задачу и запишите ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя диаграмму «Реки Европы», составьте таблицу. (Преобразуй информацию из диаграммы в таблицу). Придумайте и запишите название для таблицы, названия столбцов таблицы.
______________________________________
| | |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
7. | | |
Используя данные таблицы, составь две задачи на разностное сравнение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист рефлексии (самооценка)
ФИ обучающегося ___________________________________________
Отметьте значком «+» соответствующее вашему мнению утверждение.
При работе на занятии | согласен | частично | не согласен |
Мне нравилось работать в группе | | | |
Я осознавал ответственность за работу группы | | | |
Легко нахожу нужную информацию в тексте | | | |
Могу отвечать на вопросы по содержанию текста | | | |
Могу перекодировать информацию (преобразовать диаграмму в таблицу) | | | |
Задания были интересны для меня | | | |
Я многое узнал в процессе работы | | | |
Умею сделать выводы и представить работу группы | | | |
ХУДОЖНИКИ
Художник - человек, который создаёт произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т. п., пишет картины, иллюстрирует и оформляет книги и т. п.
Кама — река в европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги.
Берёт начало в центральной части Верхнекамской возвышенности из четырёх ключей у бывшей деревни Карпушата, ныне вошедшей в состав села Кулига, Кезского района Удмуртской Республики. Течёт в основном между возвышенностями Высокого Заволжья по широкой, местами сужающейся долине.
В верховьях (от истоков до устья реки Пильвы) русло неустойчиво и извилисто. После впадения реки Вишеры становится многоводной рекой. Правый берег Камы почти всегда низменный с пологими лугами, а левый – возвышенный и обрывистый.
На этом участке много островов, встречаются мели и перекаты. В низовьях Кама течёт в широкой (до 15 км) долине, ширина русла 450—1200 м.
Берущие начало в Уральских горах, левые притоки Камы в верхнем течении представляют собой типичные горные реки. У них быстрое течение с порогами, перекатами и водопадами. На берегах встречаются живописные скалы и обнажения камней. Спустившись с гор на равнину, эти реки среднем и нижнем течении теряют горный характер.
Природа Камского бассейна и реки Камы весьма разнообразна. В верховьях к ее берегам подступают горные склоны Уральского хребта. Затем Кама течет по плоскогорью и низменным равнинам.
В верхнем течении реку обступают сибирская тайга и хвойные леса, в нижнем течении – дубовые рощи и смешанные леса. В лиственных лесах преобладают берёза, клён, ясень, липа, осина. Как подлесок растёт лещина, черёмуха, крушина, жимолость, бересклет.
Задания
Прочитайте внимательно текст.
В каждом абзаце найдите и подчеркните опорные слова.
На основе текста сделайте рисунок (схему), который можно будет использовать как опору для рассказа. В рисунке отобразите
- место истока Камы;
- отличия правого и левого берегов Камы;
- характер левых притоков Камы;
- растительность по берегам реки.
4. На основе своего рисунка расскажите о том, что вы узнали из текста.
Лист рефлексии (самооценка)
ФИО обучающегося ___________________________________________
Отметьте значком «+» соответствующее вашему мнению утверждение.
При работе на занятии | согласен | частично | не согласен |
Мне нравилось работать в группе | | | |
Я осознавал ответственность за работу группы | | | |
Легко нахожу нужную информацию в тексте | | | |
Могу отвечать на вопросы по содержанию текста | | | |
Умею находить опорные слова | | | |
Умею преобразовать информацию (перевести текстовую информацию в рисунок, схему) | | | |
Задания были интересны для меня | | | |
Я многое узнал в процессе работы | | | |
Умею сделать выводы и представить работу группы | | | |
ФИЛОЛОГИ
Филология (от др.-греч. φιλολογ?α, «любовь к слову») — общее название нескольких дисциплин (литературоведение, текстология, лингвистика и др.), изучающих культуру через текст.
Светлана Жачук _______________ Из четырёх ключей, неподалёку от села Кулига, Она торжественно и величаво расправляет плечи. Течёт моя река, река любви и света, То разольётся по весне, как песня, | ______________ Кама, Кама—родная река, И вернуться в сторонку мою. Кама, Кама — родная река, Кама, Кама — родная река, |
Задания
Прочитайте два текста.
Какая тема объединяет эти два текста? _________________________
Придумайте и запишите названия для стихотворений.
Составьте синквейн о реке Каме:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.
5 строка – итог - существительное (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение к теме.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Какие средства художественной выразительности используют авторы?
Олицетворение_______________________________________________________________________________________
Эпитеты _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Сравнения ______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________Найдите во втором тексте сложные слова (слова с двумя корнями) _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________Во втором тексте найдите слово «родниковом». Оно образовалось от слова ______________________. Найди в первом тексте синоним к этому слову ____________________________.
Лист рефлексии (самооценка)
ФИО обучающегося ___________________________________________
Отметьте значком «+» соответствующее вашему мнению утверждение.
При работе на занятии | согласен | частично | не согласен |
Мне нравилось работать в группе | | | |
Я осознавал ответственность за работу группы | | | |
Легко нахожу нужную информацию в тексте | | | |
Умею определять тему текста и основную мысль | | | |
Умею составлять синквейн | | | |
Задания были интересны для меня | | | |
Я многое узнал в процессе работы | | | |
Умею сделать выводы и представить работу группы | | | |
Краеведческое лото «Мой любимый город»
Аннотация
Данная разработка предназначена для расширения знаний детей о родном городе или для итоговой проверки знаний в игровой форме. Содержание лото включает следующие темы: достопримечательности, памятники, предприятия, учреждения дополнительного образования, известные люди нашего города. Игра рассчитана на детей начальной школы, может быть использована во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Краеведение», а также при организации перемен.
Введение
В настоящее время интерес к изучению родного края постоянно растёт. Приобщение к культуре родного края и города необходимо начинать с детства. Школа может дать систематизированные знания о родном городе и крае, привить интерес к истории и культуре своего города. Как же повысить интерес детей, их мотивацию? На помощь придут игровые технологии. Игра – естественное состояние для ребёнка, и именно через игру можно активизировать деятельность детей. Ребёнок начинает игру ради самого процесса, не думая о результате, дух соперничества усиливает мотивацию.
Цель игры: активизация познавательной деятельности детей для расширения знаний о родном городе.
Задачи:
1. Расширить знания детей о достопримечательностях, памятниках, улицах, предприятиях, известных людях нашего города.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитывать любовь к родному городу.
4. Формировать умение работать в группе, культуру поведения.
Ожидаемые результаты
1. Повышение интереса детей к культуре и истории города.
2. Расширение знаний детей о городе Чайковском.
3. Развитие познавательных способностей детей.
4. Привлечение детей к написанию проектных и исследовательских работ, связанных с нашим городом.
5. Дети должны знать и называть памятники и достопримечательности города Чайковского, уметь описывать памятники, знать их месторасположение.
Краеведческая игра-лото «Наш любимый город»
Игра состоит из 10 карточек с ответами (по 6 ответов на карточке) и 60 карточек с вопросами.
Правила игры
1. Выбор ведущего из числа игроков.
2. Ведущий в произвольном порядке раздаёт игрокам карточки с ответами. Можно раздать все карточки или только их часть.
3. Ведущий раскладывает перед собой карточки с вопросами текстом вниз, в произвольном порядке берет карточки и зачитывает вопросы.
4. Игроки на своих карточках ищут объекты, подходящие под описание в вопросе. Тот игрок, который нашёл правильный ответ, называет ведущему номер ответа.
Номер карточки в карточке ответов должен совпасть с номером вопроса.
Если ответ правильный, ведущий отдаёт игроку вопрос, которым он закрывает картинку с ответом на своей карточке.
5. Если никто из игроков не ответил верно, ведущий возвращает вопрос в банк.
6. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на своих карточках.
Количество игроков – от 3 до 11 человек
На карточках изображены:
1. Мемориал Славы
2. Обелиск ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
3. Храм святого великомученика Георгия Победоносца
4. Придорожный знак «Чайковский» при въезде в город
5. Музей «Крестьянская усадьба»
6. Арт-объект «Лебединое озеро»
7. Арт-объект стела «Скрипичный ключ»
8. Арт-объект "Музыкальные скамейки"
9. Набережная города
10. Арт-объект «Скамья влюблённых».
11.Самоходная артиллерийская установка САУ-152
12. Храм Троицы Живоначальной
13. Памятник П.И. Чайковскому на Уральской
14. Арт-объект «Радужный медведь» Ош – хозяин Пармы
15. Стела «Пионерская песня»
16. Памятник пятому кораблю-спутнику серии «Восток»
17. Арт-объект «Создавая безопасное будущее»
18. Памятник А.С. Пушкину
19. Памятник П. И. Чайковскому
20. Монумент в память о погибших в Афганистане, Чечне и других локальных военных конфликтах
21.Улица Горького
22. Улица Карла Маркса
23. Улица Кабалевского
24. Улица Ленина
25. Проспект Победы
26. Приморский бульвар
27. Сосновая улица
28. Бульвар Текстильщиков
29. Улица Мира
30. Улица Вокзальная
31. Дмитрий Борисович Кабалевский
32. Юрий Алексеевич Гагарин
33. Максим Горький
34. Пётр Ильич Чайковский
35. Владимир Ильич Ленин
36. Карл Маркс
37. Екатерина Юрьева
38. Маричева Светлана Николаевна
39. Жигалко Александр Семёнович
40. Корзун Марина Георгиевна
41. Воткинская ГЭС
42. АО Уралоргсинтез
43. Чайковский завод газовой аппаратуры
44. Чайковский текстиль
45. Парк культуры и отдыха
46. «Станция детского, юношеского туризма и экологии»
47. Станция юных натуралистов
48. Центр детского (юношеского) технического творчества «ЮТЕКС»
49. Бюсты земляков-участников Великой Отечественной Войны
50. Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта «Снежинка»
51.Чайковский театр драмы и комедии
52. Киноцентр «Кама»
53. Памятник первостроителям и созидателям города
54. Арт-объект «Я люблю Чайковский»
55. Цветомузыкальный фонтан
56. Придорожная стела на границе Пермского края и Удмуртской республики
57. Пассажирский причал речного порта
58. Детская школа искусств № 1
59. Краеведческий музей
60. «Дворец культуры»
Данная игра помогла привлечь детей к занятиям кружка «Мой любимый город». Дети с удовольствием играли в лото не только на занятиях кружка, но и в перемены. Возрос интерес к истории и культуре нашего города.
Результатом деятельности кружка стала заинтересованность школьников в написании исследовательских работ, посвященных истории и культуре нашего города.
Можно отметить положительную динамику в достижении следующих образовательных результатов:
Личностные действия:
ориентируются в символах Пермского края, города Чайковского;
понимают их значимость.
Регулятивные действия:
проявляют инициативу в исследовательской и проектной деятельности;
самостоятельно оценивают правильность выполнения задания. Познавательные действия:
используют дополнительные источники информации (справочные издания и литературу о родном крае с целью поиска и извлечения фактов);
описывают достопримечательности г. Чайковского, знают их месторасположение;
самостоятельно подбирают краеведческую литературу по теме.
Коммуникативные действия:
готовят и выступают с сообщениями;
работают в группах при выполнении совместных проектов;
сотрудничают в игре, помогая друг другу.
Таким образом, ожидаемые результаты оказались достигнуты.
3 | 31 | 54 |
28 Бульвар Текстильщиков | 18 | 49 |
1 | 27 Сосновая улица | 34 |
50 | 52 | 17 |
11 | 51 | 2 |
26 Приморский бульвар | 48 | 32 |
16 | 53 | 25 Проспект Победы |
33 | 4 | 47 |
55 | 12 | 46 |
5 | 35 | 29 Улица Мира |
6 | 24 Улица Ленина | 13 | |
36 | 45 | 56 | |
7 | 44 | 38 | |
23 Улица Кабалевского | 14 | 57 |
19 | 37 | 8 |
42 | 22 Улица Карла Маркса | 59 |
20 | 58 | 21 Улица Горького |
41 | 9 | 39 |
15 | 30 Улица Вокзальная | 60 |
10 | 40 | 43 |
1. Обелиск, открытый 9 мая 1975 года в честь 1988 земляков, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Авторы - архитектор А. Я. Путин и художник А. Ф. Трушкин. | 2. Обелиск, установленный ликвидаторам аварии на Чернобыльской атомной электростанции к 30-летию аварии. | 3. Пятиглавый храм со световыми барабанами в стиле византийской архитектуры. |
4. Стела, расположенная неподалёку от микрорайона Заринский при въезде в город со стороны села Фоки. | 5. Этот дом-музей находится в бывшем селе Сайгатка. Дом является старейшей постройкой на территории города Чайковского. | 6. Арт-объект на улице Ленина, посвящённый одноимённому балету Петра Ильича Чайковского. Установлен 11 июня 2015 года. |
7. Монументальный стационарный арт-объект высотой 7 метров на пересечении улиц Вокзальная и Ленина. Открыт 29 августа 2014 года. | 8. Этот арт-объект был открыт 29 августа 2014 на площадке перед Чайковским музыкальным училищем. | 9. Бронзовый памятник в виде фигуры композитора, установлен 27 декабря 2008 года. Автор - художник И. М. Ложкин. |
10. Арт-объект - скамья необычной формы, символ вечной любви и верности. Открыт 15 августа2015 года. | 11. Этот памятник был открыт 8 мая 2000 года на заринской площади рядом с улицей Уральских танкистов. | 12. Этот храм был устроен в 2000-2001 в кирпичном здании бывшего железнодорожного вокзала ж/д станции Сайгатка. |
13. Один из символов Чайковского, протянувшийся вдоль Сайгатского залива, излюбленное место прогулок жителей города. | 14. Ош – хозяин Пармы, представляющий всю красоту, а также культурное и спортивное богатство Пермского края. | 15. Стела на улице Кабалевского, открыта 14 июня 1987 года. Символ фестивального движения в городе. |
16. Памятник, открытый 12 апреля 1986 года в честь приземления 25 марта 1961 пятого корабля-спутника с собакой Звездочкой. | 17. Новый арт-объект на Приморском бульваре. Надпись на его постаменте гласит: «Создавая безопасное будущее». | 18. Памятник областного значения, посвященный русскому поэту. Установлен на улице Мира 6 июня 1989 года, автор - пермский скульптор А. А. Уральский. |
19. Памятник композитору, в честь которого назван наш город. Расположен на площади искусств, на улице Ленина. | 20. Монумент в память о погибших в Афганистане, Чечне и других локальных военных конфликтах, открыт 28 мая 2005 года. Автор памятника – чайковский художник Валерий Злобин. | 21. Улица Основного района, расположена между ул. Ленина и Вокзальной, пересекает ул. Мира. Получила название 7 октября 1958 г в честь русского писателя. |
22. Одна из центральных улиц основного района города.Улица получила название в 1958 году. Сейчас на улице расположены торговый центр «Русь», ИД «Регион», школа № 4. | 23. Бывшая Портовая улица, идёт от речного вокзала дугой вдоль берега Сайгатского залива до ул. Ленина. На ней расположены Стела «Пионерская песня» (1987), стадион «Центральный. | 24. Главная улица города. На этой улице находятся Дворец культуры, больничный городок, Почта, районный суд, Администрация городского поселения, ЧГИФК. |
25. Улица Завокзального микрорайона. На ней расположены бассейн «Темп», школа № 7. получил название в 1985 году в честь 40-летия Победы советского народа в ВОВ 1941- 45 гг. | 26. Одна из первых улиц города. На ней расположены известный туркомплекс «Волна», административное здание ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (1984). | 27. Улица Завокзального микрорайона. Она названа в честь дерева хвойной породы, распространенного в нашей местности. Название улицы утверждено в 1989 году. |
28. Бульвар Заринского микрорайона, названный в честь трудящихся комбината шелковых тканей. | 29. Улица Основного микрорайона получила название в 1958 году. На улице расположены больничный городок и художественная картинная галерея. | 30. Улица получила название в 1958. На ней располагаются автовокзал, Свято-Троицкий храм, театр драмы и комедии. |
31. Композитор, по инициативе которого в 1970 году у нас открылось музыкальное училище, а также проходят фестивали музыкального искусства. | 32. Советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. Музей его имени открыт в школе № 4. | 33. Русский писатель, родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. В его честь названа одна из улиц города. |
34. Русский композитор, в честь которого назван наш город. Крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик. Родился 7 мая 1840 года в заводском поселке Воткинске. | 35. Политический деятель советской России, лидер большевистской революции. Настоящая фамилия - Ульянов. Его именем названа центральная улица города. | 36. Немецкий экономист, философ и политический мыслитель. В его честь названы одна из улиц города и площадь. |
37. Российская биатлонистка, родившаяся в городе Чайковском. Чемпионка мира в индивидуальной гонке в 2008 году. | 38. Чайковская поэтесса, культорганизатор центра творчества «Родник», участник творческих проектов и множества концертов. | 39. Коллекционер, собиратель картин, основатель Чайковской картинной галереи. |
40. Организатор театрального коллектива, который позже стал называться театром юного зрителя. В 2006 году получила звание «Почетный гражданин города Чайковский». | 41. Градообразующее предприятие города Чайковского. Запущена на реке Каме в 1961 году. Пункт сети электроснабжения Уральского региона. | 42. Крупное нефтехимическое предприятие Пермского края. Расположено в 16 км от г. Чайковского. |
43. Этот завод производит и реализует встраиваемую технику, газовые, комбинированные, настольные, электрические плиты бренда «Дарина». | 44. Ведущий российский производитель тканей для спецодежды и униформы военнослужащих. Предприятие отмечено призами и наградами российских и международных выставок. | 45. Это учреждение было основано осенью 1979 года. Территория составляет 18,7 га. В неё входят аттракционы и лесная зона. |
46. Эта станция проводит спортивные соревнования от городского до всероссийского уровня. При Станции работает комиссия, выпускающая на маршрут туристские группы. | 47. Эта станция была открыта в 1972 году. Два воробья, голубь и синица стали первыми экспонатами. | 48. В этом центре 100 объединений научно-технической, спортивно-технической социально-педагогической и художественной, направленности. |
49. 8 мая 2005 года на площади Победы, рядом с Обелиском, были торжественно открыты бюсты нашим землякам, воевавшим в ВОВ. | 50. Многофункциональный спортивный комплекс, специализируется по пяти видам спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье и фристайл. | 51. Этот театр открылся 30 ноября 1982 году. За теат-ральный сезон коллектив осуществляет от семи до девяти новых постановок, обслуживая более сорока тысяч зрителей. |
52. Это учреждение открылось 1 мая 2008 г. в центре города. В двух комфортабельных залах идёт трансляция кинолент. | 53. Торжественное открытие памятника на улице Ленина состоялось 24 марта 2007 года. Автор памятника Геннадий Галанин, архитектор-дизайнер, художник из Ижевска. | 54. Этот арт-объект на территории речного вокзала появился в городе Чайковском в преддверии летнего чемпионата мира по летнему биатлону. |
55. Открытие этого объекта состоялось в конце лета 2017 года на площади Карла Маркса. Мероприятие прошло в рамках летнего Чемпионата мира по биатлону. | 56. Придорожная стела, обозначившая границу Пермского края и Удмуртской республики. Открытие состоялось в июле 2006 года в рамках празднования 50-летия города. | 57. Пассажирский причал, входящий в состав порта, предназначен для обслуживания туристических и скоростных судов. Свою эксплуатационную деятельность Чайковский порт начал в 1965 году. |
58. Учреждение дополнительного образования на улице Ленина. Обучает специальностям - хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, эстрадный вокал, фольклор, хореография, отделение изобразительного искусства. | 59. Этот музей основан 8 ноября 1963 г. как народный музей. В шести залах основного здания расположены экспозиции «Первобытнообщинный строй в Среднем Прикамье», «История города Чайковского» и другие. | 60. Одно из крупнейших досуговых учреждений Чайковского муниципального района. Было торжественно открыто в 1974 году, в то время называлось Дворец культуры «Текстильщик». |
Список использованных источников
1. http://chaiklib.permculture.ru/home.aspx
2. http://cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-chajkovskij-permskij-kraj.html
3. https://dostoprimechatelnosti-m.ru/gorod-chajkovskij-dostoprimechatelnosti-i-interesnye-mesta/
Задания с использованием приёмов смыслового чтения к занятиям кружка
Задания к теме «Мой край. «Пермяк солёные уши»
Пермяк солёные уши
«Пермяк солёные уши» — традиционное прозвище жителей пермских земель. По преданию жителей Пермской области стали называть так с тех пор, как началась разработка соляных приисков в Соликамске (на севере Пермского края). Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. Соль-«пермянка» доставлялась водным путем на крупнейшие ярмарки России и пользовалась неизменным спросом. Даже существовала профессия — носильщик соли: рабочий таскал весь день мешки на плечах, и соль часто сыпалась на голову, попадала на уши и раздражала кожу. Отмывать ее было некогда, поэтому соль въедалась за ушами, после чего они становились красными, воспалялись и шелушились. И если человек снимал головной убор, становилось видно его просоленные уши. Отсюда и пошло прозвище «пермяк — солёные уши», которое распространилось на всех жителей края.
Это исторически связано с развитием соляного промысла в Верхнекамье. Еще в 1430 году купцы Калинниковы заложили первые соляные варницы в районе современного Соликамска. Варницы ставили в Дедюхино, Пыскоре, Ленве, Веретье и Орле, и других местах. Издавна добыча соли была основным промыслом для Урала и средством к существованию его жителей.
Процесс добычи соли был очень сложный (для тех времен) и трудоемкий. Добывали соль в то время из соляных рассолов, выпаривая из воды естественных соленых источников, а чаще из рассола, выкачиваемого из-под земли через скважины. Соль выпаривали, просушивали, складировали, а по большой воде мешками по 4-5 пудов (64-80 килограммов) грузили на баржи и отправляли на продажу.
Многие люди работали на солеварнях не по одному десятку лет, начиная с малолетства на рытье канав и пересчете мешков. От переноски еще влажной соли на голове от тяжести деформировался череп, к старости отказывали мышцы, поднимающие веки, проедало крепким солевым стоком кожу за ушами. После каждого дня работы на соли рабочие были вынуждены уносить одежду с собой и стирать, иначе утром ее, задубевшую от соли, нельзя было надеть.
На одном из этапов производства соли приходилось таскать мешки (рогожи) с солью из амбаров на баржи. Была отдельная профессия — носильщик соли (соленос). Работали в ней как мужчины, так и женщины. По деревянным трапам они носили мешки на головах. Отдыхать не полагалось, чтобы не случилась заминка. С каждых 1000 пудов соленос получал 2 рубля 50 копеек, что составляло 40 копеек в день и то для очень здорового человека. Вынимальщики соли получали по 33 копейки в день, повара (варили соль) - 15 рублей в месяц, кочегары - 30 копеек в день, вертельщики-бурильщики - 25 копеек в день (для сравнения - пуд хлеба в 1874 году в розницу стоил 80 копеек). Человек, который всю жизнь носил соль на плечах, получал своего рода профессиональные травмы. Соль, как агрессивная среда, попадая на уши, с годами начинала разъедать кожу. Она становилась красной, шелушилась и ухо от этого несколько воспалялось. Если этот человек приезжал куда-нибудь, заходил в кабак, снимал головной убор, то все видели его уши. По ним узнавали его место жительства: «Пермяк солёные уши приехал». Позднее это прозвище распространилось на всех жителей Прикамья.
Есть и другая версия. В старину, несколько веков назад, в одежде простых людей не было карманов. Первопроходцы из центра России продвигались в пермские земли в основном по рекам. Волей-неволей приходилось контактировать с местным, порой не самым дружелюбным населением. Но худой мир лучше доброй ссоры, и пришельцы предпочитали одаривать местных мелкими подарками или торговать с ними. Но денег те еще не знали, зато чрезвычайно ценили соль. Вот и затеяли хитрые первопроходцы рассчитываться солью. Для удобства расчетов соль фасовали в узкие маленькие мешочки. Но карманов-то нет, вот и надумал сметливый народ прятать «соляную денежку», маленькие мешочки с солью на петельке — тесемке за ухо. Удобно, всегда при себе и не мешает. А местный люд так и прозвал пермяков — «солёные уши».
В Перми даже есть жанровая городская скульптура, которая состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо. Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор изображения — Рустам Исмагилов.
Среди пермяков и гостей города ходят слухи, что, если загадать желание и потереть мочки уха скульптуры, загаданное исполнится. «Пермяк — соленые уши» входит в десятку самых странных памятников России. В 2009 году по версии журнала «Русский мир» памятник был признан «самым странным» памятником России.
Приём «Верно - не верно»
Задания к тексту «Пермяк – солёные уши»
Пользуясь текстом, отметь верные утверждения «+»
Предложения | Верно | Неверно | Нет информации |
Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. |
|
|
|
Существует несколько версий происхождения прозвища «пермяк солёные уши». |
|
|
|
Первые соляные варницы были заложены в 1430 году купцами Калинниковыми. |
|
|
|
Уши воспалялись, становились красными и шелушились от сильных ветров. |
|
|
|
Носильщиками соли могли работать как мужчины, так и женщины. |
|
|
|
Жанровая городская скульптура «Пермяк – солёные уши» создана Ринатом Исмагиловым. |
|
|
|
Задания к теме «Животные Пермского края»
Прочитай текст.
В Пермском крае насчитывается 62 вида млекопитающих (более 30 из них имеют промысловое значение), более 270 видов птиц, 39 рыб, 6 видов пресмыкающихся и 9 видов земноводных. Из хищных млекопитающих в крае широко распространена лесная куница. По всей территории встречаются волки, лисы, кабаны. Также встречаются горностай и ласка, в южных районах — барсук и выдра, в северных — росомаха. В небольшом количестве присутствуют медведи и рыси.
Некоторые виды млекопитающих, обитающих в крае, малочисленны и нуждаются в охране — это сибирская косуля, выхухоль, ёж обыкновенный, европейская норка и рукокрылые.
Лесная куница. Шерсть лесной куницы окрашена в каштановый или тёмно-коричневый цвет с желтоватым округлым горловым пятном. Зимний мех длинный и шелковистый, летом шерсть у лесной куницы короче и жёстче. Длина тела составляет от 45 до 58 см, длина хвоста — от 16 до 28 см, а вес — от 0,8 до 1,8 кг. Лесные куницы в гораздо большей степени обитатели деревьев, чем другие виды куниц. Они умеют хорошо лазать и прыгать, при этом преодолевая расстояние до 4 метров. Лесные куницы всеядны, но предпочитают мелких млекопитающих (например, полёвок и белок), а также птиц и их яйца. Не брезгуют и пресмыкающимися, лягушками, улитками, насекомыми и падалью. Осенью частью их пищи могут быть фрукты, ягоды и орехи. Добычу лесная куница убивает укусом в затылок. Поздним летом и осенью она накапливает и складывает запасы пищи для холодного времени года.
Лось — самый крупный зверь в Пермском крае. Длина тела до 2,9 м, высота в холке 2 м, масса 300—380 кг (отдельные особи — до 500—540 кг). Лось распространён по всей территории края, обитает в основном в местах, богатых веточным и травянистым кормом — зарастающих вырубках, приречных лесах и заболоченных участках, а в зимнее время — в хвойных лесах. Лось — промысловый зверь, его отстрел производится по лицензиям, но много лосей гибнет от волков и браконьеров.
Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями, а также высокими травами на гарях и лесосеках — кипреем, щавелем. В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами.
Евразийский бобр — крупнейший из грызунов, обитающих в Пермском крае. В длину достигает в среднем 80 см (хвост — 30 см). Средняя масса — 18 кг. Приспособлен к полуводному образу жизни. Лицензионный промышленный отлов бобров проводят ради их красивого и прочного меха. Типичное жилище бобра в Пермском крае — сложно устроенная нора, или так называемая хатка, вырытая в береге реки, достигающая в высоту 3 м, если это позволяет высота берега. Вход в жилище размещается под водой и для поддержания её постоянного уровня бобры сооружают плотины. Селятся бобры семьями по 4-8 особей.
Основной составляющими рациона бобров Пермского края в зимний период являются кора и ветви ивы и осины, а в летний период — водные и прибрежные травянистые растения.
Зайцы представлены в крае двумя видами: заяц-беляк и заяц-русак.
Заяц-беляк — наиболее распространённый вид. Длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, изредка достигая 74 см; масса тела 1,6—4,5 кг. Обитает на участках леса, перемежающихся открытыми пространствами, и в зарослях кустарников на берегах рек. Его численность в разные годы сильно колеблется. Ежегодно около 10 000 беляков становится добычей охотников.
Заяц-русак обитает преимущественно на открытых пространствах: полях, лугах, больших вырубках и т. п. По численности уступает беляку в несколько десятков раз.
Благодаря климатическому и природному разнообразию территории Пермского края, это место весьма благоприятно для проживания птиц. Царство птиц представлено 15 отрядами, среди которых такие редкие виды, как черный и белый аист, краснозобая казарка, сокол-сапсан, скопа, беркут, орлан-белохвост, гриф черный, филин. Эти птицы занесены в красную книгу, поэтому их жизнь и места обитания нуждаются в особой защите со стороны человека.
Отряд пресмыкающихся в Пермском крае представлен 6 видами, самым многочисленным из которых является «Медной горы хозяйка» – ящерица. В Пермском крае встречаются и змеи, среди ядовитых – гадюка обыкновенная, встречающаяся чаще на сервере края. Однако, важно отметить, что гадюка вовсе не агрессивна и при встрече с человеком первая старается скрыться из виду. Ядовитые зубы идут в ход только тогда, когда человек причиняет боль – наступает или по неосторожности садится на змею. Укус гадюки болезнен, но при правильном лечении нисколько не опасен для человека.
Таблица к теме «Животные Пермского края» (Преобразование информации из сплошного текста в несплошной (таблицы, схемы).
Задания на умение заполнить таблицу информацией из текста, нахождение информации из различных частей текста (извлечение информации из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы); формирование структуры таблицы для систематизации информации из сплошного текста по множественным критериям (более двух)).
Используя текст, заполни таблицу.
Дай названия столбцам и строкам таблиц (какие объекты и по каким признакам можно сравнить).
| Критерии сравнения
| |||
| | | ||
Ж И В О Т Н Ы Е | |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Задания к теме «Водоемы края»
Приём «восстановление/заполнение пропусков»
Прочитай текст, опираясь на смысл текста, определи, какие слова пропущены.
Кама
Ка́ма (удм. Кам, тат. Чулман) — река в европейской части России. Большинство людей уверены, что это левый и самый крупный приток реки Волги, хотя ученые утверждают, что, согласно большинству гидрологических признаков (возраст рек, высота истоков, длина, полноводность), Кама является главной рекой, а __________ — её крупнейшим притоком. Длина реки Камы составляет 1805 _____________________, по длине занимает 6 место в Европе. Река принимает более 74 тысяч притоков. Название реки является древним, финно-угорским по происхождению. Современная форма является удмуртской, удм. Кам значит «река, большая река». Берёт начало из четырёх ключей у бывшей деревни Карпушата (сейчас село Кулига Кезского района Удмуртской _____________________). На реке создано три водохранилища и ГЭС: Камское водохранилище (Камская ГЭС), непосредственно ниже него — ______________________ водохранилище (______________________ГЭС), за ним — Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС).
В реке обитают разные _____________: стерлядь, осётр, лещ, сазан, карась, жерех, густера, язь, голавль, уклея, судак, окунь, ёрш, щука, налим, сом и другие. В верховьях (и местами в притоках) _______________ таймень и хариус.
В настоящее время Кама сильно ________________ промышленными сточными водами.
Кама — главная река Западного Урала и Пермской области, символ Пермского _______________, голубая ____________ Прикамья, водная магистраль Перми.
Восхищались и восхищаются красотами Камы многие поэты, писатели, художники. Кама-Камушка, Кама-матушка, Кама-труженица называют ее __________________, коми-пермяки, удмурты, башкиры, татары — все те ______________, которых кормит и питает эта река.
Приём «сравнение текстов» (на материале предыдущего восстановленного текста и стихотворения «Кама» Светланы Жачук)
Светлана Жачук
Кама
Из четырёх ключей, неподалёку от села Кулига,
Берёт начало полноводная река.
Сплетая нежно кружева на полотне долины,
Своим движением она рисует берега.
Она торжественно и величаво расправляет плечи.
В её движении и сила и покой.
Её живой и светлый образ вечен,
В ней мудрость женщины с красивою душой.
В её лесах прибрежных иволга поёт подолгу,
В ней отражается сияющий рассвет.
А к морю на пути встречает Каму Волга,
Чтоб воды Каспию нести и мудрости рассвет.
Течёт моя река, река любви и света,
Она течёт из глубины веков.
То солнцем нежным, ласковым она согрета,
То разодета в шубу из белеющих снегов.
То разольётся по весне, как песня,
Когда наполнят её талые снега.
В любое время года ты чудесна!
Моя любимая, с рождения, река.
Сравнение текстов
- Что объединяет эти тексты?
- Определите стиль текста.
- Какая информация есть в двух текстах?
Задания к теме «Народы Пермского края»
Прочитай текст.
Народы Пермского края
В Пермском крае проживают люди более 100 национальностей! Так показали результаты переписи населения, которая проводилась в 2002 году.
Коренных национальностей, то есть тех, кто на территории края живет много лет, около 80. Подавляющее большинство пермяков – люди русские. В Пермском крае представителей этой национальности 2 191 423 человека (по данным 2010 года). В сборнике «Сказки, живущие в Прикамье», автор этой книги написал: «…Пришёл русский народ в Прикамье не лениться – трудиться, с другими народами дружить, вместе жить.
Поначалу деревни, а потом города и заводы народ русский строил – не узнать стало Пермский край…»
В этой же книге «Сказок» о другом пермском народе написано: «Несколько веков татарский народ на Пермской земле живет. Татарин – хозяин, просто так жить не станет. Сначала дом построит, под крышу подведет. Потом заведет сад-огород, хозяйство поставит и живет – род свой славит…». Татар-пермяков сейчас около 115 500 человек.
Народ коми-пермяки по количеству людей занимает в Пермском крае третье место – чуть больше 80 000 человек. А на четвертом месте в Пермском крае – башкиры. Их сейчас здесь 32 000 человек. В старые времена «…за уменье свое в седле сидеть, да зверя бить, да за версты врага слышать служили башкиры у царя в казачьих войсках. Не раз супостатов громили, а было дело – и до Парижа, столицы французской, доходили.
Хорошо башкиры жили, дружно. С татарами породнились, частенько теперь на одном языке говорят…»
Есть ещё в Пермском крае удмурты и украинцы – представителей этих национальностей у нас примерно по 20000 человек. Также много в Прикамье белорусов, немцев, чувашей, азербайджанцев и марийцев, армян и евреев. Есть в Пермском крае мордва, узбеки, молдаване, таджики, цыгане, грузины, коми, чеченцы, казахи, поляки, литовцы и другие известные всем народы.
И русские, коми-пермяки, и татары, и другие – у всех у нас своя давняя история, свой язык, своя культура, свои сказки, много всего разного.
Какой народ важнее – большой или маленький? Давайте попробуем сравнить народы с Камой и речками, которые в нее впадают. У самого истока Кама похожа на маленький ручеёк, но потом встречается с тысячами таких же маленьких ручейков и речек и становится могучей и полноводной рекой. Была бы Россия большой и сильной, если бы не десятки народов, которые в нее входят? Конечно, нет. Каждый из народов России, большой или маленький, интересен и неповторим. То же можно сказать и о Прикамье. Наш край силён и славен не только своими природными богатствами, но и дружбой народов, живущих на этой земле. Все народы щедро делятся друг с другом тем, что умеют делать хорошего. У каждого народа есть свои умельцы и герои, свои легенды и песни, мудрые загадки и пословицы.
Объединяет всех нас то, что мы все живем на одной земле, солнышко нам светит с одного неба. Нам делить нечего и выяснять, какой народ лучше, - тоже бессмысленно. Ведь дружить гораздо лучше, чем враждовать!
Игра «Найди народ»
В сетке «венгерского» кроссворда «спрятались» различные народы, проживающие в Пермском крае. Их нужно найти и вычеркнуть. Слова располагаются по горизонтали слева направо и справа налево, по вертикали сверху вниз и снизу вверх, ломаются под прямым углом. Все слова-ответы даны во множественном числе.
р | у | с | и | ш | а | в | у | ч | б |
н | е | с | а | р | и | й | ц | м | а |
ы | и | к | м | а | р | м | ы | п | ш |
р | у | р | ы | е | н | я | л | о | к |
а | с | о | з | и | н | и | я | р | и |
т | ы | л | у | р | г | и | к | ы | е |
а | б | н | ц | ы | т | у | к | р | а |
т | у | д | м | у | р | ы | ц | н | и |
Диаграмма (задание на перекодирование информации).
Определите на основании текста, какие народы Пермского края указаны под №№ 1, 2, 3, 4, 5. Подпишите. Попробуйте определить, какой длины была бы линия, показывающая численность русских на территории Пермского края.
Задания к теме «Улицы нашего города. Мой двор».
Преобразование информации
Рассмотри фрагменты карты города.
а) Проложи по карте маршрут для школьника, который живёт по адресу улица Ленина, дом 65/1 до школы № 11, которая расположена по адресу улица Вокзальная, 51 А. Отметь опасные места.
б) Проложи по карте маршрут для школьника, который живёт по адресу улица Сосновая, дом 5 до школы № 11, которая расположена по адресу улица Вокзальная, 51 А. Отметь опасные места.
в) Проложи по карте маршрут для школьника, который живёт по адресу улица Мира, дом 49 до школы № 11, которая расположена по адресу улица Вокзальная, 51 А. Отметь опасные места.
27