Решение задач (практическое пособие) на основе краеведческого материала
Решение задач
(практическое пособие)
Из опыта работы Степаненко В. И
учителя начальных классов
Лахденпохской средней школы
Разнообразна по содержанию социально-ориентационная деятельность, в процессе которой у детей в начальных классах формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину.
В ходе названной деятельности дети знакомятся с общественным устройством своей страны, её общественным устройством своей страны, её государственным строем, символикой, узнают о своих правах.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.
Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины.
Хочу рассказать, как я использую уроки по математике в своей работе для достижения этой цели на основе местного краеведческого материала. Эти задачи разработаны и подготовлены мною на протяжении нескольких лет.
Назначение пособия:
-активизировать мыслительную деятельность учащихся начальных классов,
-возбудить интерес к учебе,
-усилить воспитательные и развивающие функции урока,
-реализовать межпредметные связи в процессе изучения математики.
Математические понятия на таких уроках усваиваются с интересом и прочно закрепляются в сознании детей.
Представленные в пособии учебные задания направлены на формирование основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Овладение вычислительными навыками — одна из основных задач обучения математике в 1—4 классах. Для записи упражнений использованы различного вида схемы, таблицы, цепочки. Необычная же запись примеров способствует возбуждению интереса у учащихся к выполнению задания.
Для осуществления проверки правильности выполнения упражнения используется идея соответствия между множествами («цифра-буква», «число-буква.
Работа на уроке с предлагаемыми заданиями может быть как коллективной, так и индивидуальной.
В коллективной работе можно записать на доске математическое условие упражнения и таблицу-код. Ученики вычисляют в уме и записывают результаты вычислений в строчку, а под ними буквы. Если получилось слово, имеющее смысл, задание выполнено верно, в противном случае необходимо найти ошибку и исправить ее.
Для индивидуальной работы из плотной бумаги изготовляется перфопапка, в которую вставляется вкладыш — листок бумаги, подписанный учащимся. Результаты вычислений и проверочное слово ученик записывает в прорези перфопапкн. В этом случае работа ученика максимально индивидуальна, что чрезвычайно важно при выработке вычислительных навыков. По аналогии с данными упражнениями можно без труда составит новые; целесообразно привлекать учащихся к самостоятельному составлению подобных упражнений, оформлению их в виде перфопапок.
Многолетний опыт использования заданий на уроках и на внеклассных занятиях выявил следующее:
-выполнение заданий увеличивает долю самостоятельной работы учащихся на уроке;
-обеспечивает разнообразие видов умственной деятельности, особенно для учащихся, инициатива которых в коллективных условиях заглушается их более активными товарищами, разгружает ученика от работы, непосредственно не связанной с выполнением данного упражнения (переписывание примера, вычерчивание схемы и т. п.),
-разгружает учителя от многословных разъяснений «что», «как» надо сделать, так как в перфопапке все необходимое задано;
-у учителя появляется возможность для наблюдения за деятельностью ученика, для оказания индивидуальной помощи, экономит время урока, увеличивает объем выполненной работы, возбуждает у учащихся интерес, любознательность, стремление узнавать новое.
2 класс. Тема: «Сложение и вычитание».
Как называется республика, в которой мы живём?
1 вариант.
Ответ каждого примера замени суммой разрядных чисел и в таблице найди букву.
54 |
+ |
5 |
= |
||||||||
75 |
- |
40 |
= |
||||||||
67 |
+ |
30 |
= |
||||||||
59 |
- |
4 |
= |
||||||||
19 |
+ |
20 |
= |
||||||||
91 |
+ |
4 |
= |
||||||||
39 |
- |
2 |
= |
||||||||
5 |
7 |
9 |
|
30 |
А |
Я |
Л |
50 |
Е |
Ю |
К |
90 |
И |
Р |
С |
Ответ:
59 |
К |
35 |
А |
97 |
Р |
55 |
Е |
39 |
Л |
95 |
И |
37 |
Я |
2 вариант.
Расставь квадратики так, чтобы каждое число было на 6 больше следующего.
40
л
28
р
52
я
16
к
34
е
46
и
22
а
16 |
22 |
28 |
34 |
40 |
46 |
52 |
К |
А |
Р |
Е |
Л |
И |
Я |
Ответ:
2 класс. Тема: «Сложение и вычитание».
Как называется столица Карелии?
Расставь квадратики так, чтобы следующее число было на 7 больше предыдущего.
К
855
Д
71
З
43
П
8
Т
22
Р
29
Е
15
О
36
А
50
О
64
С
78
В
57
8 |
15 |
22 |
29 |
36 |
43 |
50 |
57 |
64 |
71 |
78 |
85 |
П |
Е |
Т |
Р |
О |
З |
А |
В |
О |
Д |
С |
К |
Ответ:
Панорама города Петрозаводска.
3 класс. Тема: «Доли».
Какова площадь Карелии?
Ответить на этот вопрос вы сможете, решив эту задачу.
Найдите 1/3 часть от числа 510 тысяч.
Ответ: Площадь Карелии – 170 тыс. кв. км
4 класс. Тема: «Многозначные числа. Сложение и вычитание».
В каком году был основан г. Петрозаводск?
Варианты ответа: 1807г., 1703г., 1685г
Решите пример и узнаете ответ.
453+600+403+247= Ответ: 1703г.
Кто является основателем города?
Царь Пётр 1.
3 класс. Тема: «Сложение и вычитание».
Как называется самый большой остров на Ладожском озере?
Решите уравнение и ответите на вопрос.
123 + х = 140 Кижи – 27
Валаам – 17
Соловецкие – 7
Ответ: 17. Валаам.
4 класс. Тема: «Многозначные числа»
Площадь Ладожского озера – 17 700 кв. км,
а площадь Онежского озера – 9 700 кв. км.
На сколько квадратных километров площадь Ладожского озера больше площади Онежского озера?
Ответ: на 8 000кв. км больше площадь ладожского озера, чем Онежского.
Ладожское озеро.
Онежское озеро.
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление».
На каком острове на Онежском озере находится комплекс деревянных сооружений?
63 |
48 |
81 |
57 |
19 |
16 |
21 |
27 |
И |
И |
К |
Ж |
21 |
16 |
27 |
19 |
К |
И |
Ж |
И |
Ответ:
3 класс. Тема: «Табличное умножение».
Как называется карельский струнный инструмент?
Замени каждое число произведением двух чисел так, чтобы один множитель равнялся двум, и в таблице найди букву.
18 |
8 |
14 |
12 |
16 |
6 |
10 |
3 |
8 |
6 |
7 |
5 |
9 |
4 |
|
2 |
л |
е |
т |
н |
е |
к |
а |
2х9 |
2х4 |
2х7 |
2х6 |
2х8 |
2х3 |
2х5 |
К |
А |
Н |
Т |
Е |
Л |
Е |
Ответ:
КАНТЕЛЕ, (фин. kantele), карельский и финский струнный щипковый инструмент. Ранний и поздние типы различаются по форме, размерам, количеству струн (первоначально 5), способам игры.
Родственные инструменты: эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес, русские гусли.
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление».
Кто из великих русских художников написал картину «Вид на острове Валааме?»
63 |
48 |
57 |
72 |
36 |
51 |
16 |
24 |
21 |
19 |
17 |
12 |
И |
К |
Ш |
Ш |
Н |
И |
21 |
16 |
19 |
24 |
12 |
17 |
Ш |
И |
Ш |
К |
И |
Н |
Ответ:
3 класс. Тема: «Табличное умножение».
На какой реке находится водопад Кивач?
Ты реши примеры верно, рядом букву запиши.
5 |
В |
9 |
О |
8 |
Д |
6 |
Л |
7 |
А |
4 0 : 8 =
36 : 4 =
72 : 9 =
42 : 7 =
21 : 3 =
Водопад Кивач.
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление.
Решение уравнений».
Кто написал книгу «Кладовая солнца»?
Это книга о Карелии и её людях для детей. Этот автор несколько раз бывал в Карелии.
25 |
. |
х |
= |
75 |
||||||||||||||
х |
: |
12 |
= |
8 |
||||||||||||||
64 |
: |
х |
= |
16 |
||||||||||||||
х |
. |
12 |
= |
60 |
||||||||||||||
х |
: |
25 |
= |
3 |
||||||||||||||
18 |
. |
х |
= |
36 |
||||||||||||||
х |
. |
13 |
= |
78 |
||||||||||||||
6 |
2 |
5 |
96 |
3 |
75 |
4 |
Н |
И |
Ш |
Р |
П |
В |
И |
3 |
96 |
4 |
5 |
75 |
2 |
6 |
П |
Р |
И |
Ш |
В |
И |
Н |
Ответ:
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление»
Какое животное изображено на гербе Карелии?
15 |
: |
= |
3(ост. 3) |
|||||||||||||
: |
9 |
= |
7(ост. 1) |
|||||||||||||
75 |
: |
8 |
= |
.(ост. 3) |
||||||||||||
37 |
: |
= |
7(ост. 2) |
|||||||||||||
: |
6 |
= |
9(ост. 4) |
|||||||||||||
38 |
: |
= |
6(ост. 2) |
|||||||||||||
: |
8 |
= |
4(ост. 5) |
|||||||||||||
64 |
58 |
37 |
9 |
6 |
5 |
4 |
Е |
Е |
Ь |
Д |
Д |
В |
М |
4 |
64 |
9 |
5 |
58 |
6 |
37 |
М |
Е |
Д |
В |
Е |
Д |
Ь |
Ответ:
2 класс. Тема: «Сложение и вычитание. Решение уравнений».
Как называется карельский эпос»?
63 |
- |
х |
= |
25 |
||||||||||||||
х |
+ |
48 |
= |
74 |
||||||||||||||
36 |
+ |
х |
= |
85 |
||||||||||||||
х |
- |
28 |
= |
72 |
||||||||||||||
84 |
- |
х |
= |
17 |
||||||||||||||
х |
+ |
20 |
= |
60 |
||||||||||||||
х |
+ |
16 |
= |
31 |
||||||||||||||
54 |
- |
х |
= |
27 |
||||||||||||||
15 |
40 |
49 |
67 |
38 |
100 |
26 |
27 |
Л |
А |
Л |
В |
К |
Е |
А |
А |
38 |
26 |
49 |
100 |
67 |
40 |
15 |
27 |
К |
А |
Л |
Е |
В |
А |
Л |
А |
Ответ:
Используемая литература.
1. А. А. Плешаков. Природа Карелии. Знай, люби, береги!
Петрозаводск. «Карелия».1992 г.
2. Т. А. Бабакова. Младшим школьникам о природе Карелии.
Петрозаводск. «Карелия». 1988 г.
3. А. Г. Блюдник. Младшим школьникам о Карелии.
Петрозаводск. «Карелия». 1970 г.
4. Л. И. Шитикова. Край, в котором ты живёшь.
Петрозаводск. «Карелия». 1990 г.
5. Л. Л. Нейкен. Лахденпохья.
Петрозаводск. «Карелия». 1989 г.
Ивлиева Наталия Алексеевна