12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Степаненко Валентина Ивановна3087 Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году. Россия, Карелия респ., лахденпохья Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Решение задач (практическое пособие) на основе краеведческого материала
Решение задач
(практическое пособие)
Из опыта работы Степаненко В. И
учителя начальных классов
Лахденпохской средней школы
Разнообразна по содержанию социально-ориентационная деятельность, в процессе которой у детей в начальных классах формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину.
В ходе названной деятельности дети знакомятся с общественным устройством своей страны, её общественным устройством своей страны, её государственным строем, символикой, узнают о своих правах.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.
Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины.
Хочу рассказать, как я использую уроки по математике в своей работе для достижения этой цели на основе местного краеведческого материала. Эти задачи разработаны и подготовлены мною на протяжении нескольких лет.
Назначение пособия:
-активизировать мыслительную деятельность учащихся начальных классов,
-возбудить интерес к учебе,
-усилить воспитательные и развивающие функции урока,
-реализовать межпредметные связи в процессе изучения математики.
Математические понятия на таких уроках усваиваются с интересом и прочно закрепляются в сознании детей.
Представленные в пособии учебные задания направлены на формирование основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Овладение вычислительными навыками — одна из основных задач обучения математике в 1—4 классах. Для записи упражнений использованы различного вида схемы, таблицы, цепочки. Необычная же запись примеров способствует возбуждению интереса у учащихся к выполнению задания.
Для осуществления проверки правильности выполнения упражнения используется идея соответствия между множествами («цифра-буква», «число-буква.
Работа на уроке с предлагаемыми заданиями может быть как коллективной, так и индивидуальной.
В коллективной работе можно записать на доске математическое условие упражнения и таблицу-код. Ученики вычисляют в уме и записывают результаты вычислений в строчку, а под ними буквы. Если получилось слово, имеющее смысл, задание выполнено верно, в противном случае необходимо найти ошибку и исправить ее.
Для индивидуальной работы из плотной бумаги изготовляется перфопапка, в которую вставляется вкладыш — листок бумаги, подписанный учащимся. Результаты вычислений и проверочное слово ученик записывает в прорези перфопапкн. В этом случае работа ученика максимально индивидуальна, что чрезвычайно важно при выработке вычислительных навыков. По аналогии с данными упражнениями можно без труда составит новые; целесообразно привлекать учащихся к самостоятельному составлению подобных упражнений, оформлению их в виде перфопапок.
Многолетний опыт использования заданий на уроках и на внеклассных занятиях выявил следующее:
-выполнение заданий увеличивает долю самостоятельной работы учащихся на уроке;
-обеспечивает разнообразие видов умственной деятельности, особенно для учащихся, инициатива которых в коллективных условиях заглушается их более активными товарищами, разгружает ученика от работы, непосредственно не связанной с выполнением данного упражнения (переписывание примера, вычерчивание схемы и т. п.),
-разгружает учителя от многословных разъяснений «что», «как» надо сделать, так как в перфопапке все необходимое задано;
-у учителя появляется возможность для наблюдения за деятельностью ученика, для оказания индивидуальной помощи, экономит время урока, увеличивает объем выполненной работы, возбуждает у учащихся интерес, любознательность, стремление узнавать новое.
2 класс. Тема: «Сложение и вычитание».
Как называется республика, в которой мы живём?
1 вариант.
Ответ каждого примера замени суммой разрядных чисел и в таблице найди букву.
54 | + | 5 | = | ||||||||
75 | - | 40 | = | ||||||||
67 | + | 30 | = | ||||||||
59 | - | 4 | = | ||||||||
19 | + | 20 | = | ||||||||
91 | + | 4 | = | ||||||||
39 | - | 2 | = | ||||||||
5 | 7 | 9 | |
30 | А | Я | Л |
50 | Е | Ю | К |
90 | И | Р | С |
Ответ:
59 | К |
35 | А |
97 | Р |
55 | Е |
39 | Л |
95 | И |
37 | Я |
2 вариант.
Расставь квадратики так, чтобы каждое число было на 6 больше следующего.
40
л
28
р
52
я
16
к
34
е
46
и
22
а
16 | 22 | 28 | 34 | 40 | 46 | 52 |
К | А | Р | Е | Л | И | Я |
Ответ:
2 класс. Тема: «Сложение и вычитание».
Как называется столица Карелии?
Расставь квадратики так, чтобы следующее число было на 7 больше предыдущего.
К
855
Д
71
З
43
П
8
Т
22
Р
29
Е
15
О
36
А
50
О
64
С
78
В
57
8 | 15 | 22 | 29 | 36 | 43 | 50 | 57 | 64 | 71 | 78 | 85 |
П | Е | Т | Р | О | З | А | В | О | Д | С | К |
Ответ:
Панорама города Петрозаводска.
3 класс. Тема: «Доли».
Какова площадь Карелии?
Ответить на этот вопрос вы сможете, решив эту задачу.
Найдите 1/3 часть от числа 510 тысяч.
Ответ: Площадь Карелии – 170 тыс. кв. км
4 класс. Тема: «Многозначные числа. Сложение и вычитание».
В каком году был основан г. Петрозаводск?
Варианты ответа: 1807г., 1703г., 1685г
Решите пример и узнаете ответ.
453+600+403+247= Ответ: 1703г.
Кто является основателем города?
Царь Пётр 1.
3 класс. Тема: «Сложение и вычитание».
Как называется самый большой остров на Ладожском озере?
Решите уравнение и ответите на вопрос.
123 + х = 140 Кижи – 27
Валаам – 17
Соловецкие – 7
Ответ: 17. Валаам.
4 класс. Тема: «Многозначные числа»
Площадь Ладожского озера – 17 700 кв. км,
а площадь Онежского озера – 9 700 кв. км.
На сколько квадратных километров площадь Ладожского озера больше площади Онежского озера?
Ответ: на 8 000кв. км больше площадь ладожского озера, чем Онежского.
Ладожское озеро.
Онежское озеро.
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление».
На каком острове на Онежском озере находится комплекс деревянных сооружений?
63 | 48 | 81 | 57 |
19 | 16 | 21 | 27 |
И | И | К | Ж |
21 | 16 | 27 | 19 |
К | И | Ж | И |
Ответ:
3 класс. Тема: «Табличное умножение».
Как называется карельский струнный инструмент?
Замени каждое число произведением двух чисел так, чтобы один множитель равнялся двум, и в таблице найди букву.
18 | 8 | 14 | 12 | 16 | 6 | 10 |
3 | 8 | 6 | 7 | 5 | 9 | 4 | |
2 | л | е | т | н | е | к | а |
2х9 | 2х4 | 2х7 | 2х6 | 2х8 | 2х3 | 2х5 |
К | А | Н | Т | Е | Л | Е |
Ответ:
КАНТЕЛЕ, (фин. kantele), карельский и финский струнный щипковый инструмент. Ранний и поздние типы различаются по форме, размерам, количеству струн (первоначально 5), способам игры.
Родственные инструменты: эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес, русские гусли.
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление».
Кто из великих русских художников написал картину «Вид на острове Валааме?»
63 | 48 | 57 | 72 | 36 | 51 |
16 | 24 | 21 | 19 | 17 | 12 |
И | К | Ш | Ш | Н | И |
21 | 16 | 19 | 24 | 12 | 17 |
Ш | И | Ш | К | И | Н |
Ответ:
3 класс. Тема: «Табличное умножение».
На какой реке находится водопад Кивач?
Ты реши примеры верно, рядом букву запиши.
5 | В |
9 | О |
8 | Д |
6 | Л |
7 | А |
4 0 : 8 =
36 : 4 =
72 : 9 =
42 : 7 =
21 : 3 =
Водопад Кивач.
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление.
Решение уравнений».
Кто написал книгу «Кладовая солнца»?
Это книга о Карелии и её людях для детей. Этот автор несколько раз бывал в Карелии.
25 | . | х | = | 75 | ||||||||||||||
х | : | 12 | = | 8 | ||||||||||||||
64 | : | х | = | 16 | ||||||||||||||
х | . | 12 | = | 60 | ||||||||||||||
х | : | 25 | = | 3 | ||||||||||||||
18 | . | х | = | 36 | ||||||||||||||
х | . | 13 | = | 78 | ||||||||||||||
6 | 2 | 5 | 96 | 3 | 75 | 4 |
Н | И | Ш | Р | П | В | И |
3 | 96 | 4 | 5 | 75 | 2 | 6 |
П | Р | И | Ш | В | И | Н |
Ответ:
3 класс. Тема: «Внетабличное умножение и деление»
Какое животное изображено на гербе Карелии?
15 | : | = | 3(ост. 3) | |||||||||||||
: | 9 | = | 7(ост. 1) | |||||||||||||
75 | : | 8 | = | .(ост. 3) | ||||||||||||
37 | : | = | 7(ост. 2) | |||||||||||||
: | 6 | = | 9(ост. 4) | |||||||||||||
38 | : | = | 6(ост. 2) | |||||||||||||
: | 8 | = | 4(ост. 5) | |||||||||||||
64 | 58 | 37 | 9 | 6 | 5 | 4 |
Е | Е | Ь | Д | Д | В | М |
4 | 64 | 9 | 5 | 58 | 6 | 37 |
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь |
Ответ:
2 класс. Тема: «Сложение и вычитание. Решение уравнений».
Как называется карельский эпос»?
63 | - | х | = | 25 | ||||||||||||||
х | + | 48 | = | 74 | ||||||||||||||
36 | + | х | = | 85 | ||||||||||||||
х | - | 28 | = | 72 | ||||||||||||||
84 | - | х | = | 17 | ||||||||||||||
х | + | 20 | = | 60 | ||||||||||||||
х | + | 16 | = | 31 | ||||||||||||||
54 | - | х | = | 27 | ||||||||||||||
15 | 40 | 49 | 67 | 38 | 100 | 26 | 27 |
Л | А | Л | В | К | Е | А | А |
38 | 26 | 49 | 100 | 67 | 40 | 15 | 27 |
К | А | Л | Е | В | А | Л | А |
Ответ:
Используемая литература.
1. А. А. Плешаков. Природа Карелии. Знай, люби, береги!
Петрозаводск. «Карелия».1992 г.
2. Т. А. Бабакова. Младшим школьникам о природе Карелии.
Петрозаводск. «Карелия». 1988 г.
3. А. Г. Блюдник. Младшим школьникам о Карелии.
Петрозаводск. «Карелия». 1970 г.
4. Л. И. Шитикова. Край, в котором ты живёшь.
Петрозаводск. «Карелия». 1990 г.
5. Л. Л. Нейкен. Лахденпохья.
Петрозаводск. «Карелия». 1989 г.