Методическая разработка «Технология смыслового чтения»
Технология смыслового чтения
В концепции федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо применение современных педагогических технологий, и эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие, обеспечение успешности выпускника школы. Одной из таких технологий является технология смыслового чтения.
В современном обществе умение школьников читать не сводится к овладению техникой чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо понять содержание, осмыслить информацию.
Освоение технологии смыслового чтения является хорошим ресурсом повышения профессиональной компетентности учителя, что улучшает качество преподавания, положительно влияет на развитие умений учащихся работать с текстом, а значит, улучшает качество образовательного результата.
Таким образом, педагогическая стратегия смыслового чтения, работая на образовательный результат, влияет и на результат профессионального развития.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы каждому школьнику, мотивированному на успешные результаты образовательной деятельности, так как используются обучающимися при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
Особенности применения технологии смыслового чтения
Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная технология является актуальной в современной школе.
Механизмы реализации
«Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»
Достижение результатов внедрения технологии смыслового чтения реализуется через различные формы учебной и внеучебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию:
Классы | Учебная деятельность | Внеучебная деятельность |
1-4 классы | Урок, учебно-практическое занятие, домашняя работа, недели начальных классов, проекты | Конкурсы, выставки, викторины, КТД, проекты, школьные научные общества, олимпиады, внеурочная деятельность |
5-8 классы | Урок, учебно-практическое занятие, домашняя работа, предметные декады, проекты, консультации | Кружки, конкурсы, выставки, викторины, КТД, предметные декады, проекты, школьные научные общества, олимпиады, конференции, внеурочная деятельность |
9 классы | Урок, учебно-практическое занятие, курс по выбору, домашняя работа, предметные декады, проекты, консультации, практикумы, зачеты, семинары, публичное выступление, экзамен, собеседование. | Кружки, конкурсы, выставки, викторины, КТД, предметные декады, проекты, школьные научные общества, олимпиады, конференции, диспуты, поисковые и учебные исследования. |
Данные направления организации внедрения педагогической стратегии смыслового чтения определяются взаимодействием всех его участников, сочетанием урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
Методы и приемы формирования смыслового чтения
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
2. Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.
4. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума» Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то…» Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»
Практические вопросы. Вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
5. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Читая, ученик делает пометки в тексте:
6. Приём «Кластер»
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала
7. Приём «Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
8. Приём «Верные и неверные утверждения»
9. Приём «Верите ли вы…»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы
10. Приём «Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте.
В настоящее время уметь учиться – это значит уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на уроке и во время занятий внеурочной деятельности дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.