12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова Наталья Александровна16
3

Методическое пособие Упражнения, способствующие повышению мотивации и развивающие устную речь на уроках английского языка

Муниципальное автономное образовательное учреждение Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Благовещенского района Амурской области


Богданова Наталья Александровна,

учитель английского языка




Методическое пособие


Упражнения, способствующие повышению мотивации и развивающие устную речь на уроках английского языка





с.Чигири 2021 год

Содержание


Введение 2 стр

1. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе мотивации

учебной деятельности 4 стр

2. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе постановки целей

и задач урока, выявления темы урока 14 стр

3. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе актуализации

знаний 22 стр

4. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе применения

знаний, умений, на этапе обобщения

материала. 27 стр

5. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе рефлексии 32 стр



Введение

Активные процессы глобализации в современном обществе, использование новых информационных и технических средств, тесные межкультурные контакты значительно меняют роль иностранных языков. Повышение значимости языков неизбежно влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, а также в требованиях к результатам обучения иностранным языкам в школе. При внедрении нового федерального государственного образовательного стандарта основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В преподавании иностранного языка в школе изменяются цели образования, применяемые технологий и средства обучения, появляются новые требования к системе оценивания универсальных учебных действий.

Учитывая основную цель изучения иностранного языка, появилась острая необходимо строить уроки английского языка таким образом, чтобы каждый ученик смог реализовать свои возможности в использовании английского языка в повседневной жизни. Наиболее насущными навыками в современном мире являются монологическая и диалогическая речь, когда ученик может аргументированно высказаться на предложенную тему, развёрнуто ответить на вопрос, выступить в роли собеседника. В данном сборнике собраны разнообразные упражнения, которые в первую очередь, стимулируют познавательную деятельность, раскрывают творческий потенциал учеников, побуждают их к активной монологической и диалогической речи на каждом этапе современного урока английского языка.

1. Упражнения, стимулирующие развитие устной речи на этапе мотивации учебной деятельности.

Современный урок по ФГОС включает в себя этап мотивации учебной деятельности. Правильный подбор упражнений для данного этапа позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс, переключить его внимание на урок иностранного языка, побудить внутреннюю мотивацию к уроку, способствовать развитию устной речи. Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Именно поэтому смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Для того чтобы с первых лет обучения ребёнок не испытывал отчуждение от школы, учителя должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не «вне», а в самом процессе обучения. Цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ребёнок будет успешно усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности в том случае, когда он будет знать, для чего это ему нужно и где пригодится, то есть, появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, прежде всего, на каждом уроке учителю необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Константин Дмитриевич Ушинский говорил так: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

На этапе мотивации целесообразно применять следующие приемы и упражнения:

1. Фантастическая добавка

2. Ассоциации

3. Снежный ком

4. Три слова

5. Загадай/отгадай понятие

6. Скороговорки

7. Эмоциональное вхождение в урок

8. Театрализация

9. Высказывания великих/ эпиграф     


1. Фантастическая добавка

Дети любят фантазировать и жить в мире фантазий, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем название животных, которые там обитают (ogddog, tcacat).


2. Ассоциации

Проводя упражнение «Ассоциации» в начале урока, дети не только переключаются на иностранный язык, но и вспоминают слова по необходимой для урока теме. Проводить упражнение можно по цепочке или по парам. Ученики называют ассоциации a) к одному ключевому слову или b) к предыдущему. Если все слова относятся к главному понятию, то это является мыслительной картой (mind map), составленной устно. При таком формате на более продвинутом этапе обучения дети предлагают c) не одно слово, а словосочетания.

 Например, a) Summer


holidays – hot – trees – watermelon – ice-cream


 b) Summer holidays sea water blue sky

 c) Summer

  long holidays -   hot weather green trees tasty ice-cream

3. Снежный ком

Наиболее часто используемое упражнение – снежный ком - не только позволяет побудить учеников вспомнить слова, но и тренирует их память и внимание. Ученики по очереди называют слова, добавляя свое.

Например, dogdog, catdog, cat, hamster - dog, cat, hamster, parrot

Если в классе много учеников, упражнение лучше провести по рядам/вариантам.


4. Три слова

Задача учеников назвать три ключевых слова, позволяющих догадаться о загаданной вещи (явлении, человеке, понятии).

Второй вариант – наоборот, попросить детей назвать три слова к ключевому.

Например, long, yellow, fruit – a banana

animal, long necka giraffe

Данное упражнение развивает познавательные УУД, а именно, анализ объектов, поиск и отбор информации - умение находить главные черты объектов, умение анализировать, сравнивать и обобщать.


5. Загадай/отгадай понятие

Данные упражнения похожи на предыдущие, но ученик не ограничен в количестве слов, он может составить мини-рассказ или назвать несколько словосочетаний.

Например, It lives in the sea. It is big, dangerous. It has big teeth. – a shark

На данном этапе не рекомендуется исправлять допущенные грамматические ошибки, так как настрой ребенка на работу и на устную речь чаще всего теряется при исправлении ошибок.




6. Скороговорки

Большое количество скороговорок, от самых простых до сложных, не оставит равнодушным ни одного ученика. Читать и произносить можно по частям, если скороговорка длинная.

Например, скороговорки для учеников начального образования:

Six slimy snails sailed silently.

Red lorry, yellow lorry.

Fat frogs flying past fast.

A big black bug bit a big black dog on his big black nose!

I wish to wash my Irish wristwatch.

If two witches were watching two watcheswhich witch would watch which watch?


7. Эмоциональное вхождение в урок

Эмоциональное вхождение в урок обеспечат музыка и песни, изученные ранее, видео к теме урока, необычные стихотворения – договорки. На сегодняшний день есть много договорок об изучаемых лексических единицах.

Colour
Учить цвета я стала,
Цвет по-английски colo
ur.
У меня сомнений нет:
Красный цвет конечно red.
Облизнувшись, кошка съела
Желток желтый. Желтый yellow.
(Источник: https://www.stranamam.ru/post/10328596/)


Food
Вкуснотища!
Very good!
Пищу называют food.
Для шарика, для друга,
Припас я сахар sugar.
Масло нужно всем ребятам.
Масло по-английски butter.
Так и лезет ко мне в рот
Этот вкусный бутерброд.
Сверху …butter
Снизу …bread
Приходите на обед.
(Источник: https://www.stranamam.ru/post/10328596/)


8. Театрализация

При использовании театрализации разыгрывается сценка на учебную тему. Можно использовать элементы театрализации. Например, в начале урока дети задают друг другу вопросы в настоящий или игрушечный микрофон, представляя себя в роли журналиста.

Изучая тему «Новый год», используем колпак Санта Клауса.

9. Высказывания великих/ эпиграф

В средней и старшей школах хорошо зарекомендовало себе упражнение - высказывание великих людей или интересные/проблемные утверждения.

Например, Formal education will make you a living. Self-education will make you a fortune. Jim Rohn.

Или «How to be happy - decide every morning that you are in good mood».

Большое количество высказываний иллюстрированы, их легко можно найти на просторах интернета. Ученики начинают размышлять на английском языке, доказывая или опровергая предложенные идеи. Ученики учатся слушать и слышать друг друга, знакомятся с различными точками зрения на одну и ту же проблему. Это является важным этапом при подготовки к написанию сочинения с элементами рассуждения.





2. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе постановки целей

и задач урока, выявления темы урока

Постановка цели и задач урока продолжает мотивировать ученика на формирование и развитие устной речи. Для достижения этого целесообразно использовать следующие задания:

1. Тема - вопрос

2. Работа над понятием

3. Ситуация яркого пятна  

4. Группировка             

5. Исключение

6. Ассоциативный ряд

7. Проблемная ситуация

8. Что неверно?

9. Загадки

10. Линия времени

11. Пословица/поговорка

12. Лимерики, стихи


1. Тема - вопрос

Тема урока формируется в виде вопроса (например, What is London rich in? Is it good to have a pet?). Ученикам необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный обучающийся, а педагог в этом случае направляет деятельность.

2. Работа над понятием

Работа над понятием может проходить следующим образом. Ученикам предлагается подобрать к каждой букве главного слова темы урока связанные по смыслу слова. Допустим тема урока Family – friendly, always, mum, important, loving, you.

3. Ситуация яркого пятна

Выбирая прием ситуации яркого пятна, учитель среди множества однотипных названий (предметов, цифр) одно выделяет цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном слове. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цель урока.


4. Группировка             

В приеме группировка обучающимся предлагается ряд слов, предметов, фигур, которые необходимо разделить на группы, обосновывая свои варианты. Критерий группировки будет относиться к теме урока (London, Moscow, Red Square, the UK, the Tower of London, Big Ben, Russia, the Bolshoi theatre, the London Eye – тема урока «Соединенное Королевство» или «Россия»).

5. Исключение

Прием «Исключение» можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае обучающимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется тема и учебная цель.

Например, Sunday, Thursday, May, Monday. Лишнее – May – тема урока месяцы.

December, September, summer, March.

Mum, Dad, friend, sister, brother.

Learn, read, write, played.

Исключения: summer, friend, played. Тема урока – Лето. Цель – знакомство с прошедшим временем.

6. Ассоциативный ряд

При использовании приема «Ассоциативный ряд» необходимо к теме или конкретному понятию урока написать слова-ассоциации. Ученики, используя данные слова, составляют определение или название темы урока. Можно предложить продолжить называть ассоциации. Например, a place, a lot of trees, beautiful flowers, ponds, relax, have a rest, in the town/ city. Тема урока – parks/parks of London.

7. Проблемная ситуация

При использовании приема проблемной ситуации учитель предлагает известное и неизвестное, создавая ситуацию противоречия. Ученики самостоятельно пытаются ее решить, далее проходит коллективное обсуждение и проверка предложенных вариантов. Например, изображены две картинки: на одной девочки тянет руку к полке с книгами. На другойона читает. She is going to read the book. She is reading the book now.Задача учеников найти отличие и объяснить на английском языке. Данное упражнение лучше проходит при работе в парах.


8. Что неверно?

На просторах интернета много готовых картинок «Whats wrong?», на которых изображены некие «странности», например, клоун на ферме или самолет возле магазина. Задача детей найти неподходящие сюжету изображения, назвать их и объяснить свой выбор.


9. Загадки

Загадки всегда повышают интерес к изучаемому материалу. Загадки может загадывать учитель, но чаще дети сами придумывают или готовят их дома заранее.


10. Линия времени

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, проговаривая о самых важных периодах. Дети называют предложения или объясняют основные моменты. Линия времени позволяет обучающимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это прием полезен для учеников, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.


11. Пословица/поговорка

Пословицы и поговорки позволяют понять характер и менталитет жителей англоязычных стран. Знание пословиц и правильное использование их в речи придает особую выразительность. Работая с пословицами можно не только вспомнить лексику, но и грамматические правила. Например, Live and learn. Many hands make light work. A good beginning makes a good ending.




12. Лимерики, стихи

Лимерики и стихи позволяют познакомиться с литературой англоязычных стран, увеличить словарный запас, вспомнить грамматические явления, уделить внимание интонации и ритму. При заучивании произведений поэзии наизусть у детей тренируется память. Стихотворения можно подобрать по лексической или, наоборот, по грамматической теме урока. Лимерик хорошо вводит тему «Прошедшее время глагола to be».



3. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе актуализации

знаний.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Приемы, использующиеся на данном этапе:

Подводящий диалог

Правда/ложь

Составление мыслительных карт, кластера

Составление фишбоун


Подводящий диалог

В ходе построения диалога обучающиеся подходят к пониманию того, что на данном этапе они не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым подводящий диалог создает ситуацию, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Например, при изучении Соединенного Королевства, можно задать следующие вопросы: What sights of England would you like to visit?

What do you know about Big Ben?

Where is the London Eye situated?

What would you like to see in Wales?

Последний вопрос об Уэльсе показывает детям, что необходимы новые знания, которых у них пока нет. Далее ставится цель и ученики «добывают» необходимые знания. В конце урока снова задается вопрос про достопримечательности Уэльса, на этот раз дети успешно на него отвечают.

Правда/ложь

Для этого задания ученики работают в парах. Каждый ученик составляет два предложения о себе или по теме урока, одно предложение верное, другое ложное. Задача другого ученика – отгадать какое предложение ложное. Потом меняются ролями. Другой вариант задания – подготовить карточки двух цветов (можно использовать цветные карандаши учеников) – один цвет – услышанное предложение верное, другой цвет отвечает за неверное утверждение. Ученики по очереди называют по 2 предложения, остальные поднимают карточки определенного цвета.


Составление мыслительных карт, кластера

При составлении мыслительных карт или кластеров в центр помещается главное, ключевое слово. Далее ученики называют связанные с этим словом понятия. Следующие слова группируются по микротемам, по частям речи. Заключительный и самый важный этап работы с мыслительными картами – составление учениками предложений. Если слова были распределены по частям речи, предложения очень легко формируются. Как показывает практика, ученики с любым уровнем владения английским языком легко справляются с данным заданием.


Составление фишбоун



Фишбоун заполняется следующим образом: голова – основная проблема, тема; верхние косточки – причины или аргументы за одно понятие; нижние косточки – последствия или факты за противоположное утверждение; хвост – вывод. Такое схематичное и наглядное изображение утверждений и идей может послужить началом работы над эссе.

На уроках, посвященных теме «Рождество и Новый год», фишбоун заполняется основными отличиями этих двух разных праздников в Великобритании или России, также можно сравнить Санта Клауса и Деда Мороза. После заполнения фишбоун ученики устно составляют предложения.


4. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе применения

знаний, умений, на этапе обобщения

материала.

На данном этапе учитель побуждает обучающихся говорить на иностранном языке свободно, перед учениками стоит задача донести свои мысли. Не рекомендуется исправлять грамматические и лексические ошибки во время говорения, учитель их фиксирует, разбор ошибок идет после монолога, диалога обучающихся. На этом этапе важно дать такой стимул, чтобы ребенок захотел высказать свои идеи, поборол языковой барьер.

Очень продуктивными станут следующие задания:

Две картинки с отличиями

Продолжи фразу

Продолжи диалог



Две картинки с отличиями

На начальном этапе изучения иностранного языка ученики называют словосочетания, которыми отличаются две картинки (две фотографии). Для формирования связной речи, целесообразно сразу приучать детей составлять и использовать в речи словосочетания с изучаемым словом: с существительным использовать прилагательное, делать словосочетание с глаголом. Например, a big house – a small house, a new bike – an old car, write the letter – read the letter. На продвинутом этапе владения иностранным языком ученики составляют полные предложения. Можно ввести момент соревнования – чья группа найдет и назовет больше отличий, не допустит ошибок, более подробно опишет отличия и так далее. При описании картинок можно оговорить используемые грамматические времена или конструкции, например, прошедшее простое время, настоящее продолженное время, конструкция There is/are…, I can see….

Продолжи фразу

Суть упражнения - продолжи фразу. Задача учеников дать аргумент или опровергнуть предложенное высказывание. Предложения могут быть из повседневного обихода (про погоду, еду, школьную жизнь) или на продвинутом этапе изучения языка - вопросы научно-популярной тематики: «I like winter because…», «Maths is difficult but…..», «The greatest invention of the 20th century isI think so because….». Такие упражнения помогают детям всегда давать развернутые ответы, что впоследствии облегчает им планировать свою устную речь - у них заготовлены «шаблоны» на повседневные темы. Продумываю аргументы и, слушая друг друга, ученики расширяют свой кругозор.



Продолжи диалог

В процессе урока можно поиграть в игру, когда каждый учащийся в классе будет предлагать фразу для того, чтобы получился диалог. Для построения диалога ученики сначала отвечают на предложенные вопросы, затем задают свои вопросы. Для снятия языкового барьера или преодоления затруднений на доске представлены подсказки в виде словосочетаний или структурных элементов вопросительных предложений. На последнем этапе – обучающиеся «разыгрывают» свои диалоги.

В ходе проведения таких упражнений ученики параллельно оттачивают грамматические правила, уменьшая количество ошибок при непроизвольной речи. Данные навыки (образование вопросов, ответы на вопросы, построение диалогов и монологических высказываний) проверяются в ходе выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) и итоговых экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ).



5. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе рефлексии

Для проведения еще одного очень важного этапа урока – рефлексии тоже существует целый ряд приемов. Рефлексия может проходить как после каждого этапа урока, так и в конце урока.

Существует большое количество приемов для проведения рефлексии, но остановимся на тех, которые способствуют развитию устной речи учащихся:

1. Выбери верное утверждение

2. Продолжи фразу

3. Вопросы итоговой рефлексии

4. Назови пять…

5. Рюкзак


1. Выбери верное утверждение

При знакомстве с этим упражнением учитель заранее готовит список фраз на доске, слайде или для каждого обучающегося индивидуально. Дети выбирают верное для них утверждение. В дальнейшем ученики не читают, а сами произносят фразы, поясняя их развернутым ответом. Для уроков английского языка можно предложить следующие утверждения, помогающие провести самооценивание работы на уроке.:

I was very active.

I have worked very hard.

Everything is clear for me.

I don’t understand some moments.

It is necessary to review some information.


2. Продолжи фразу

Данное задание позволяет подвести итог всего урока. Ученик выбирает начало утверждения и продолжает его. Например,

Today at the lesson…

I know about…

I have learnt that…

Now I can…

It was interesting to…

It was difficult to…

At home I will…

3. Вопросы итоговой рефлексии

Упражнение «Вопросы итоговой рефлексии» схожи с предыдущим приемом, но ученики отвечают на вопросы учителя. Например,

1.What was the topic of our lesson?

2. What was the aim?

3. What have we done today?

4. What was the most important?

5. What have you learnt during the lesson?

6. What was interesting for you?

7. How was your work today?


Назови пять…

Учитель показывает раскрытую ладонь и просить назвать пять: новых слов урока, интересных упражнений урока, удивительных фактов, которые узнали на уроке и т.д. С каждым названным понятием учитель загибает палец. Ученики начальной школы обычно тоже показывают ладошку.


Рюкзак

Прием рефлексии «Рюкзак» используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть приема – зафиксировать свои продвижения в учебе. «Рюкзак» перемещается от одного ученика к другому. В качестве рюкзака можно использовать любой предмет, в который можно положить свои знания: небольшой рюкзачок, корзинку, красивую коробочку. Каждый говорящий не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.

Начала фраз могут быть такими: Now I can…, Now I know…., I remember that…



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.