12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Кудрявцева290
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы

В образовательном процессе одним из ключевых вопросов является проблема мотивации обучающихся. Как же повысить мотивацию на занятиях по русскому языку и литературе?

 В современном понимании, на занятиях следует «создавать ситуации непроизвольного внимания» [1]. С точки зрения психологии, человек включается в ситуацию, если есть игровой элемент. Вовлекаясь в пространство игры, принимая его правила, ученики раскрепощаются, находится место творчеству и самовыражению. Например, урок-обобщение по литературе в 10 классе можно организовать в виде игры из нескольких этапов. Можно оценить знание литературных персонажей, распределив роли между участниками игры. Допустим, состоится дискуссия между литературными персонажами – Базаровым (И.С. Тургенев «Отцы и дети») и Обломовым (И.А. Гончаров «Обломов»). Перевоплощаясь в героев из произведений, учащиеся должны дать ответ на вопрос «Что такое любовь?». Таким образом, на уроке можно выяснить, насколько хорошо освоены темы, как развиты речь и умение находить аргументы в ходе дискуссии.

При этом формат игры удобен не только на этапе повторения изученной темы. Игровые моменты можно включать и при знакомстве с новой темой. Например, шестиклассникам заранее можно предоставить список фразеологизмов, которые они смогут проиллюстрировать. При рассматривании иллюстраций у школьников может возникнуть любопытство по поводу авторства.

t1605264466ab.png t1605264466ac.png t1605264466ad.png

Далее по рисункам, выполненным одноклассниками, следует угадать фразеологизм. В результате, на уроке атмосфера будет доброжелательная, даже будет место проявлению чувства юмора. К слову, юмор располагает человека к общению, освобождает от зажимов.

Визуализация важна и на уроках литературы. На уроке литературы в 8 классе при изучении «Повести о житии князя Александра Невского» можно предложить ученикам сравнить произведение литературы и его экранизацию. К слову, каким представлен князь в тексте жития? Затем можно рассмотреть образ, представленный в фильме «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн, 1938). Разумеется, заранее необходимо подготовить определенный фрагмент фильма для демонстрации на уроке. Также с помощью экранизаций можно предложить учащимся узнать героев в определенном фрагменте, к примеру, в 10 классе можно показать отрывки спектакля «Гроза» по пьесе А. Островского. Конечно, сначала лучше познакомиться с текстом, пусть у школьников развивается воображение, будет представление о характерах героев, их особенностях. И только потом можно предложить сравнить образ из оригинального текста с образом, созданным режиссером. В итоге, методом сопоставления и анализа достигаются следующие цели: в сознании обучающихся формируется наиболее полное представление о конкретной теме, персонажах. Так, после просмотра экранизации происходит обмен впечатлениями [2], что способствует появлению заинтересованности произведением.

На уроках русского языка метод анализа может быть применен следующим образом [3]:

- упражнения на установление сходства и различия (например, при построении словообразовательных цепочек задание «Найди сходства и отличия между словами учитель и учительница»);

- упражнения на обнаружение логических связей (Когда пишем в глаголе Ь? Если в вопросе есть мягкий знак: Он хочет (что сделать?) учиться);

- задания на исправление ошибок в тексте (Задания по типу «Представьте себя редактором журнала, исправьте ошибки»).

Итак, активизировать внимание и творческие способности обучающихся на уроке представляется возможным благодаря применению на занятиях следующих приемов: игра (распределение ролей, выстраивание определенной реальности помогает развивать речь и воображение), работа над иллюстрациями (творческий процесс остается в памяти), сопоставление и анализ. Все эти способы можно сочетать и применять целесообразно с темами занятий.


Литература:

Ермакова С.А. Игровой элемент на уроке русского языка / статья в сборнике Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике: в 2 ч. – Уфа. – 2017. – С. 98-102.

Петрова Е.В. Кино на уроках литературы. [Электронный ресурс] // URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/107-literature/1920-2012-11-30-17-25-45.html

Токмасова П.С. Формы и методы повышения мотивации учащихся к обучению. [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/formy-i-metody-povysheniya-motivacii-uchashihsya-k-obucheniyu-4422665.html


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.