Методическое сопровождение внедрения ФГОС в практику дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад№28»
Методическое сопровождение внедрения ФГОС в практику дошкольного образовательного учреждения
Тип проекта: административный
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ |
Основания для разработки |
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования |
Цель проекта |
Разработка Программы перехода на ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности. |
Задачи проекта |
1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в ДОУ. |
Структура проекта |
- Содержание проблемы. - Цели и задачи проекта. - Концепция решения проблемы. - Ресурсное обеспечение проекта. - Анализ возможных рисков и способы их преодоления. - Распределение обязанностей в команде. - Внешние связи методической службы по реализации проекта. - Этапы реализации. - Ожидаемые результаты реализации проекта. - Критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации |
1 этап. Организационно-подготовительный. (март 2015-май 2015) 2 этап. Внедренческий (сентябрь 2015 года – май 2016 года) 3 этап. Обобщающий (сентябрь-декабрь 2016 года) |
Назначение проекта |
Проект является целеполагающим документом деятельности МБДОУ №28» на 2015-2016 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта |
Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО. |
Система организации контроля за исполнением проекта |
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МБДОУ. |
Актуальность |
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. |
1. Цель проекта: |
Разработка Программы перехода на ФГОС, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой. |
Задачи: |
Проанализировать готовность педагогов к переходу на ФГОС и выявить профессиональные затруднения. Разработать систему педагогических мероприятий. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС в ДОУ. |
2. Концепция решения проблемы: |
В основу проекта положены: - Содержание проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта; - материалы «Стандартизация» дошкольного образования, кадры: мотивированность самообразования педагогов; повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности; рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности. Основополагающие идеи: 1. Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость изучения содержания ФГОС. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ - корректировка образовательной программы. 2. Управленческие принципы: - Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент. - Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей. 3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой): - обучение тому, что необходимо в практике; - обучать через деятельность; - для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение. 4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе. 5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов. Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке. Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий опыт практической методической работы педагогов ДОУ. |
Программа состоит из 3 разделов: |
Информационная поддержка педагогов ДОУ; Поддержка формирования и развития кадрового потенциала; Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС. |
Содержание Программы поможет педагогам: |
- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования, -овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
-проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ; - расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов. |
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта: |
- нормативно-правовые часы - педагогические часы - мастер-классы; - методические объединения; - обучающие семинары; - семинары-практикумы. |
Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива МБДОУ №28 на переходный период в 2015-2016 учебном году.
3. Ресурсное обеспечение проекта:
Ресурсы |
Наличие |
Способ получения ресурса |
1. Материально-техническое обеспечение проекта |
-Наличие нормативных документов ФГОС -Отсутствие текстовых сборников ФГОС затрудняет работу методистов и педагогов по изучению документа. |
--- |
2. Трудовые ресурсы |
1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа. 2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров. |
- организация курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ; -Обучение на бюджетной основе пройдут 7 педагогов (воспитатели, инструктор по физической культуре). -Обучение на внебюджетной основе пройдет 1 педагог (воспитатель). Выступление педагогов по теме полученных знаний в ДОУ. - Возможно обучение педагогов на семинарах и организация трансляции их опыта. |
3.Информационные ресурсы |
- Выход в Интернет, телефонная связь, электронная почта. - официальный сайт ДОУ |
Введение в стимулирующие показатели оплаты труда модератора ответственного за работу с сайтом, электронной почтой. |
4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:
Планируемый риск |
Возможный способ преодоления |
Сопротивление отдельных педагогов нововведениям |
Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику |
- часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит; - часть не вникают в суть предстоящих изменений |
Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой. |
Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов |
предоставление дополнительного времени для самообразования |
Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения |
Привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений |
Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг |
Рациональное распределение обязанностей |
5. Распределение обязанностей в команде
Заведующий:
- руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
Заместитель заведующего по методической работе:
- является основным участником реализации проекта;
- выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности.
- организует работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;
- занимается информационным сопровождением проекта;
- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;
- обеспечивает систематическую связь с электронной почтой, сайтом ДОУ
6. Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный (март 2015-май 2015)
|
Содержание этапа: 1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС: - анкетирование (тестирование) педагогов ДОУ; - изучение опыта работы, - создание банка данных по внедрению ФГОС - определение путей совершенствования методической работы с педагогами. 1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ. |
2 этап. Внедренческий. (сентябрь 2015 года – май 2016 года) |
Содержание этапа: 2.1. Реализация программы внедрения ФГОС. 2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы. |
3 этап. Обобщающий. (сентябрь - декабрь 2016 года) |
Содержание этапа: 3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям. 3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС в практику ДОУ. 3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС в ДОУ |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Определение необходимых изменений в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий
Обеспечение информационной, методической, технологической готовностью педагогов для работы с детьми по ФГОС.
Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.
Подведение стандартов к условиям, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.
Ознакомление педагогов с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей:
Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
Повышение качества образования.
8. Критерии оценки результата.
Критерии |
Показатели |
1. Знание программ и технологий разработки программ |
1) создание педагогами программ, на основе Образовательной программы; 2) Дополнение оздоровительной программы ДОУ «Здоровей-ка» творческой группой педагогов |
2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС. |
1) Прохождение педагогами обучение на курсах, семинарах; 2) составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей, соответствующей требованиям к результатам основной образовательной программы. |
3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса |
Определение списока учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС. |
4. Уровень профессиональной компетентности педагогов |
1) Желательное 100% обучение педагогов на курсах повышения квалификации или обучение на семинарах. 2) повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов. |
Приложение
Программа методического сопровождения введения ФГОС в практику МБДОУ №28
Цель: методическое сопровождение при переходе ДОУ на федеральный государственный образовательный стандарт.
Задачи:
Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС.
Включить педагогов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС.
Разработать основную образовательную программу ДОУ
Раздел |
Содержание |
Формы |
Планируемый результат |
Информационная поддержка педагогов и руководителей ОУ. |
1.Организация обучения педагогов ДОУ по вопросам, связанным с введением ФГОС, повышения квалификации. |
- информационно коммуникационные технологии, позволяющие провести обучение педагогов ДОУ - Курсы повышения квалификации - семинары - дистанционное обучение, - очно-заочное обучение. |
На уровне ДОУ - Наличие единых подходов при переходе на ФГОС. - Повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению На уровне педагогов - Знание содержания и структуры ФГОС - Принятие идеологии ФГОС дошкольного образования; |
2.Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ |
-Совещания - Семинары - Круглые столы - Интернет сообщества - сайт |
||
Поддержка формирования и развития кадрового потенциала |
1.Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода. |
- постоянно действующий семинар «Внедрение ФГОС в воспитательно-образовательный процесс» |
- способность педагогов ДОУ к мотивации на саморазвитие - Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания; - Повышение качества инновационных проектов и рабочих учебных программ педагогов; - Использование комплексного подхода к оценке достижений планируемых результатов |
2. Совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов. |
1. Обучающие семинары: - «Проектный метод в реализации ФГОС» - «Современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ » 3.Консультирование по внедрению ФГОС |
||
4. Разработка и внедрение в практику работы ДОУ мониторинга планируемых результатов по всем возрастным группам. |
- консультации |
||
Поддержка нормативного обеспечения введения ФГОС |
1. Оказание методической помощи ДОУ в приведении нормативной базы в соответствие с ФГОС; |
- МО |
- Наличие пакета документов, регламентирующих деятельность ДОУ по переходу на ФГОС |
2. Оказание методической помощи в определении методического обеспечения в соответствии с ФГОС |
- индивидуальная консультационная работа -подготовка метод. рекомендаций |
Определен список метод. пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДОУ |
|
2.Оказание методической помощи педагогам в разработке рабочих учебных программ, в определении задач вариативной части, обеспечивающей организацию национально-регионального компонента |
-Семинар – практикум «Выполнение ФГОС в реализации образовательной программы ДОУ» -Курсы повышения квалификации - подготовка методических рекомендаций |
- разработана основная образовательная программа ДОУ - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию НРК |
Литература:
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ