Методическое сопровождение внедрения ФГОС в практику дошкольного образовательного учреждения

2
0
Материал опубликован 2 April 2016 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад№28»

Методическое сопровождение внедрения ФГОС в практику дошкольного образовательного учреждения

Тип проекта: административный
 

Паспорт проекта

Наименование проекта

Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ

Основания для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

Цель проекта

Разработка Программы перехода на ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи проекта

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО.

3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в ДОУ.

Структура проекта

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Концепция решения проблемы.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

- Распределение обязанностей в команде.

- Внешние связи методической службы по реализации проекта.

- Этапы реализации.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Организационно-подготовительный.

(март 2015-май 2015)

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2015 года – май 2016 года)

3 этап. Обобщающий (сентябрь-декабрь 2016 года)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности МБДОУ №28» на 2015-2016 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Профессиональная готовность педагогов ДОУ

к реализации ФГОС ДО.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МБДОУ.

Актуальность

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки  России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

1. Цель проекта:

Разработка Программы перехода на ФГОС, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.

Задачи:

Проанализировать готовность педагогов к переходу на ФГОС и выявить профессиональные затруднения.

Разработать систему педагогических мероприятий.

Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС в ДОУ.

2. Концепция решения проблемы:

В основу проекта положены:

- Содержание проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта;

- материалы «Стандартизация» дошкольного образования, кадры:

мотивированность самообразования педагогов;

повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;

рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.

Основополагающие идеи:

1. Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость изучения содержания ФГОС. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ - корректировка образовательной программы.

2. Управленческие принципы:

- Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

- Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

- обучение тому, что необходимо в практике;

- обучать через деятельность;

- для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.

Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

Программа состоит из 3 разделов:

Информационная поддержка педагогов ДОУ;

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;

Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС.

Содержание Программы поможет педагогам:

- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,

-овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;

-проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
- выбрать программы, учебно-дидактические пособия

- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:

- нормативно-правовые часы

- педагогические часы

- мастер-классы;

- методические объединения;

- обучающие семинары;

- семинары-практикумы.

Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива МБДОУ №28 на переходный период в 2015-2016 учебном году.

3. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

-Наличие нормативных документов ФГОС

-Отсутствие текстовых сборников ФГОС затрудняет работу методистов и педагогов по изучению документа.

---

2. Трудовые ресурсы

1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа.

2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.

- организация курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ;

-Обучение на бюджетной основе пройдут 7 педагогов

(воспитатели, инструктор по физической культуре).

-Обучение на внебюджетной основе пройдет 1 педагог (воспитатель). Выступление педагогов по теме полученных знаний в ДОУ.

- Возможно обучение педагогов на семинарах и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы

- Выход в Интернет, телефонная связь, электронная почта.

- официальный сайт ДОУ

Введение в стимулирующие показатели оплаты труда модератора ответственного за работу с сайтом, электронной почтой.

4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

- часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;

- часть не вникают в суть предстоящих изменений

Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой.

Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

предоставление дополнительного времени для самообразования

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

Привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей

5. Распределение обязанностей в команде

Заведующий:

- руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Заместитель заведующего по методической работе:

- является основным участником реализации проекта;

- выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности.

- организует работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;

- занимается информационным сопровождением проекта;

- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;

- обеспечивает систематическую связь с электронной почтой, сайтом ДОУ

6. Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

(март 2015-май 2015)

 

Содержание этапа:

1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС:

- анкетирование (тестирование) педагогов ДОУ;

- изучение опыта работы,

- создание банка данных по внедрению ФГОС

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий. (сентябрь 2015 года – май 2016 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация программы внедрения ФГОС.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий.

(сентябрь - декабрь 2016 года)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям.

3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС в практику ДОУ.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС в ДОУ

7. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Определение необходимых изменений в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий

Обеспечение информационной, методической, технологической готовностью педагогов для работы с детьми по ФГОС.

Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.

Подведение стандартов к условиям, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.

Ознакомление педагогов с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей:

Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.

Повышение качества образования.

8. Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели

1. Знание программ и технологий разработки программ

1) создание педагогами программ, на основе Образовательной программы;

2) Дополнение оздоровительной программы ДОУ «Здоровей-ка» творческой группой педагогов

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС.

1) Прохождение педагогами обучение на курсах, семинарах;

2) составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей, соответствующей требованиям к результатам основной образовательной программы.

3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

Определение списока учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

1) Желательное 100% обучение педагогов на курсах повышения квалификации или обучение на семинарах.

2) повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов.

Приложение

Программа методического сопровождения введения ФГОС в практику МБДОУ №28

Цель: методическое сопровождение при переходе ДОУ на федеральный государственный образовательный стандарт.

Задачи:

Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС.

Включить педагогов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.

Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС.

Разработать основную образовательную программу ДОУ

Раздел

Содержание

Формы

Планируемый результат

Информационная поддержка педагогов и руководителей ОУ.

1.Организация обучения педагогов ДОУ по вопросам, связанным с введением ФГОС, повышения квалификации.

- информационно

коммуникационные технологии, позволяющие провести обучение

педагогов ДОУ

- Курсы повышения квалификации

- семинары

- дистанционное обучение,

- очно-заочное обучение.

На уровне ДОУ

- Наличие единых подходов при переходе на ФГОС.

- Повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению

На уровне педагогов

- Знание содержания и структуры ФГОС

- Принятие идеологии ФГОС дошкольного образования;

 

2.Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию

воспитательно-образовательного процесса ДОУ

-Совещания

- Семинары

- Круглые столы

- Интернет сообщества

- сайт

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала

1.Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода.

- постоянно

действующий семинар «Внедрение ФГОС в воспитательно-образовательный процесс»

- способность педагогов ДОУ к мотивации на саморазвитие

- Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания;

- Повышение качества инновационных проектов и рабочих учебных программ педагогов;

- Использование комплексного подхода к оценке достижений планируемых результатов

2. Совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов.

1. Обучающие семинары:

- «Проектный метод в реализации ФГОС»

- «Современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ »

3.Консультирование по внедрению ФГОС

 

4. Разработка и внедрение в практику работы ДОУ мониторинга планируемых результатов по всем возрастным группам.

- консультации

Поддержка нормативного обеспечения введения ФГОС

1. Оказание методической помощи ДОУ в приведении нормативной базы в соответствие с ФГОС;

- МО

- Наличие пакета документов, регламентирующих деятельность ДОУ по переходу на ФГОС

2. Оказание методической помощи в определении методического обеспечения в соответствии с ФГОС

- индивидуальная

консультационная работа

-подготовка метод. рекомендаций

Определен список метод. пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДОУ

2.Оказание методической помощи педагогам в разработке рабочих учебных программ, в определении задач вариативной части, обеспечивающей организацию национально-регионального компонента

-Семинар – практикум «Выполнение ФГОС в реализации образовательной программы ДОУ»

-Курсы повышения квалификации

- подготовка методических рекомендаций

- разработана основная образовательная программа ДОУ

- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию НРК

 Литература:

1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации