Методические рекомендации «Психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей»
Методические рекомендации
«Психолого-педагогического сопровождения
способных и одаренных детей»
Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных обучающихся представляет собой целостный комплекс мероприятий, основными компонентами которого являются выявление, обучение и развитие.
Все педагоги нацелены на предоставление образовательных услуг с учетом способностей и склонностей обучающихся, акцентируя внимание на раскрытие личностного потенциала каждого ребенка.
Задачи: раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание способной личности, умеющей творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, обучаться на протяжении всей жизни
Главная цель психологического сопровождения - содействие в выявлении, поддержке и развитии способных и одаренных детей, их самореализации, сохранении психологического и физического здоровья, в том числе, их профессиональном самоопределении.
Задачи психологического сопровождения по развитию способностей и поддержке одаренности выступают:
выстраивание комплексной системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей;
привлечение способных и одаренных обучающихся в активную творческую, образовательную и самообразовательную деятельность;
развитие у детей данной категории адекватной самооценки, навыков саморегуляции, преодоления стресса в ситуациях публичных выступлений, олимпиад и экзаменов;
формирование у обучающихся положительной учебной мотивации;
совместная с родителями (законными представителями) поддержка способных, одаренных детей в реализации их интересов в образовательном учреждении и семье;
оказание своевременной психолого-педагогической поддержки способным и одаренным, предупреждение внутриличностных и межличностных конфликтных ситуаций, развитие их эмоциональной устойчивости, формирование предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
организация и проведение различных просветительских мероприятий для педагогов и родителей с целью расширения их представлений о природе способности и одаренности, особенностях обучения и воспитания детей;
поощрение и расширение инициативы обучающихся на уроках, содействие всестороннему развитию личности;
К традиционным методам выявления способных и одаренных детей относят:
психологическую диагностику и анкетирование участников образовательного процесса;
анализ результатов участия детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях
Этапы работы:
Подбор комплекса диагностических инструментов для монитооринга одаренности детей, разработка механизмов реализации.
2. Осуществление диагностики способностей и одаренности обучающихся, их индивидуальных личностных качеств
3. Наблюдение за успехами одаренного ребенка и экспертное оценивание его способностей, особенностей их проявления в различных видах деятельности
4. Обсуждение итогов проведения психолого-педагогического мониторинга, а также представление психологических рекомендаций по вопросам организации работы со способными и одаренными детьми
После проведения мониторинга проводится коррекционно-развивающая работа, направленная, на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, основанную на интересах и внутренних мотивах.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность;
формирование адекватной самооценки, самовосприятия;
развитие форм и навыков коммуникации, достижения взаимопонимания в группе сверстников;
снижение уровня тревожности, обучение способам самоорганизации и самоконтроля;
овладение методами регуляции эмоциональных состояний;
обучение навыкам самопрезентаци.
Задача специалистов психологической службы – это профилактика стрессовых ситуаций у детей.
У одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, существенная нагрузка учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями
Вопросы в консультировании
Одаренным детям необходимо оказание не только психологической помощи, но и педагогической поддержки, которая должна основываться на следующих принципах работы:
Психологическое сопровождение деятельности педагогов, работающих с указанной категорией детей, включает совокупность информационно-методических ресурсов, мероприятий, направленных на оказание целенаправленной помощи в решении возникающих затруднений при работе с обучающимися.
Мероприятия в данном направлении:
семинары, мастер-классы по вопросам выявления и развития способных и одаренных детей;
психолого-педагогические консилиумы, совещания по результатам психологического диагностирования обучающихся;
разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению способных и одаренных;
обобщение и презентация эффективного опыта работы образовательных организаций по проблеме выявления и поддержки способных и одаренных обучающихся.
С целью популяризации психологических знаний о природе одаренности, современных подходах к развитию способностей и талантов, способах организации эффективной работы с детьми данной категории педагогам-психологам целесообразно размещать информацию на психологических уголках и стендах. Ориентировочная тематика информационных уголков и стендов:
для обучающихся: «Приемы и техники интеллектуального развития», «Поверь в себя», «Пути развития способностей», «Поиск сокрытых талантов», «Я – исследователь», «Где труд – там и успех», «Организация времени и режима дня», «Заповеди успешного человека», «Как завоевать внимание слушателей. Правила риторики», «Выпускнику на заметку» и др.;
для педагогов: «Одаренный ребенок – рекомендации педагогам», «Психологический портрет одаренного ребенка», «Педагогические приемы создания ситуации успеха», «Рекомендации педагогу по развитию талантов ребенка», «Методы развития творческого потенциала обучающихся» и др.;
для родителей: «Как воспитать гения», «Помощь родителей в раскрытии детских талантов», «Феномен одаренности», «Как распознать талант», «Одаренный ребенок - правила общения», «Пути развития детских способностей и талантов».
Для максимального содействия раскрытию внутренних ресурсов обучающихся и стимулированию творческого потенциала педагогов педагог-психолог должен способствовать созданию благоприятных психологических условий в образовательной организации, для этого можно использовать проведение различных акций, конкурсов, викторины и прочее (например: акции: «Творчество – твое счастье», «Подари таланты миру», «Стена желаний», «Одаренные дети поздравляют»; ярмарки: «Вернисаж талантов», «Наши таланты»; конкурс плакатов: «Мир психологии»; викторина «Интеллектуальные игры. Конкурсы. Викторины»; праздник талантов «Мы славим тех, кто нас прославил»; марафон «Умники и умницы» и др.)
Просветительская работа должна выступать продолжением психодиагностической, коррекционно-развивающей.
Ориентировочное содержание просветительской работы (таблица1)
Таблица 1
Форма работы | Тематика мероприятий |
Круглые столы, выступления, семинары и др. мероприятия | обучающиеся |
Аэробика ума, Креативность в нашем мире, Виды одаренности. Развиваем интеллект, Психологическая подготовка к публичным выступлениям, Стратегия успеха, Мир моих способностей и интересов, Как развивать свои способности и таланты, Стать лидером, Человек – творец своей судьбы, Как воспитать характер и легко ли быть одаренным, Ключ к высоким достижениям, Мои способности и таланты, Ступени к успеху, От участия – к победе один шаг и т.д. | |
педагоги | |
Педагогическая поддержка способных и одаренных обучающихся, Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников МАН, Рекомендации по организации образовательного процесса с одаренными, Пути развития личности обучающихся, Одаренный ребенок: иллюзии и реальность, Преимущества развивающего обучения, Развитие творческого потенциала обучающихся, Проблемы одаренных и перспективы их разрешения, Работа с одаренными: направления, методы, документация, Требования к составлению индивидуальных программ развития, Выявление и развитие одаренных детей на уроках и т.д. | |
родители | |
Развиваем способности и таланты ребенка, Ключи успешного воспитания одаренных, Создание благоприятных условий для самореализации, Роль семьи в развитии одаренности, Истоки опережающего развития, Талантливые дети – заслуга родителей, Обмен опытом работы педагогов и родителей с одаренными детьми, Школа современных родителей, Физические перегрузки и их влияние на психическое состояние ребенка, В мире труда и творчества |
Направления по психолого-педагогическому сопровождению способных и одаренных обучающихся следует ориентировать свою практическую деятельность на:
развитие способностей, талантов и задатков всех без исключения обучающихся;
организацию комплексной системы поиска, поддержки и сопровождения способных и одаренных детей;
сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса для вовлечения способных и одаренных обучающихся в активную творческую, образовательную и самообразовательную деятельность;
осуществление психолого-педагогического мониторинга с целью выявления способных и одаренных детей, оказания своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки;
обновление банков данных на одаренных детей и планирование углубленного психологического сопровождения обучающихся данной категории;
раскрытие путем коррекционно-развивающей работы внутренних ресурсов и потенциальных возможностей всех обучающихся;
обобщение опыта деятельности психологической службы городов (районов) по данному направлению с целью распространения передовых наработок, внедрения инновационных форм и методов работы со способными и одаренными.