Методическое сопровождение развития профессиональных компетенций педагогов МБОУ ВСШ № 27
Шадрина Е.В.
Методическое сопровождение развития профессиональных компетенций педагогов МБОУ ВСШ № 27
В современных условиях повышения требований к качеству российского образования, модернизации основного общего образования необходимо новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогических кадров школы.
В условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО и профессиональных стандартов от педагогов требуется реализация системно-деятельностного подхода в образовании и ориентация на достижение планируемых результатов.
Следует отметить, что от стажа работы и степени сформированности компетенций педагогов зависят результаты их профессиональной деятельности, выражающиеся в достижениях обучающихся.
Педагогические кадры МБОУ ВСШ № 27 работают, в основном, с педагогически запущенными подростками из неблагополучных семей различных социальных категорий, подавляющее большинство которых имеют низкий уровень базовых знаний по предмету и отсутствие мотивации к обучению. Поэтому, педагогам нашей школы необходимо иметь достаточно высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, который не только позволит вовлечь таких обучающихся в образовательный процесс, мотивировать их, но и достичь планируемых результатов.
Основная задача методиста нашей школы заключается в определении и реализации комплекса мероприятий методического сопровождения развития профессиональных компетенций педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов («Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и «Специалист в области воспитания»).
В этой связи, наряду с созданием условий для прохождения педагогами курсов по разным направлениям педагогической деятельности, организации участия в семинарах и веб-семинаров, конкурсов педагогического мастерства внедряю элементы технологии личностно-ориентированного подхода в системе методического обучения педагогов внутри школы. В своей профессиональной деятельности я использую широкий набор методов, приемов и средств методической работы. Традиционные методы сочетаю с частично-поисковыми и творческими. Особое внимание уделяю организации проблемных педагогических советов и семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, «школы педагогического мастерства». Использование таких форм организации обучения педагогов не только мотивируют их к развитию своих профессиональных компетенций, но и способствуют развитию мыслительного и творческого потенциала педагогических кадров. Фронтальные формы работы на тематических педагогических советах, семинарах, мастер-классах вытесняются вариативными, активными – диалогичными, игровыми, групповыми и командными формами работы. В обучении педагогов использую не только научно-методическую литературу, но и собственные методические разработки. В настоящее время работаю над разработкой модели уровневой дифференциации профессионального развития педагога.
Педагоги нашей школы ежегодно участвуют в семинарах и веб-семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня и аттестуются на первую и высшую квалификационные категории. К концу каждого календарного года увеличивается количество педагогов, имеющих квалификационные категории за счет не аттестованных педагогов.
Вышеизложенное подтверждается данными таблиц 1-9.
Таблица № 1
Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации за последние четыре года
Годы | Общее количество педагогов в МБОУ ВСШ № 27 | Количество педагогов прошедших курсы повышения квалификации за последние три года | % педагогов прошедших курсы повышения квалификации за последние три года |
2018 | 15 чел. | 15 чел. | 100 % |
2019 | 15 чел. | 15 чел. | 100 % |
2020 | 16 чел. | 16 чел. | 100 % |
2021 | 16 чел. | 16 чел. | 100 % |
Как видно, все педагоги МБОУ ВСШ № 27 имеют курсы повышения своей квалификации за последние три года.
Таблица № 2
Прохождение педагогами МБОУ ВСШ № 27 курсов повышения квалификации
Годы | Общее количество педагогов в МБОУ ВСШ № 27 | Количество педагогов прошедших курсы повышения квалификации | Общее количество курсов по разным направлениям педагогической деятельности |
2018 | 15 чел. | 12 чел. | 19 |
2019 | 15 чел. | 13 чел. | 40 |
2020 | 16 чел. | 16 чел. | 51 |
2021 | 16 чел. | 15 чел. | 24 |
Вышеприведённые данные позволяют установить, что ежегодно практически все педагоги проходят курсы повышения своей квалификации по разным направлениям педагогической деятельности. С 2019 года в 2 раза увеличивается количество пройденных курсов повышения квалификации по разным направлениям педагогической деятельности. 2020 году наблюдается 100 % охват педагогов курсами повышения квалификации, увеличилось и количество направлений. Следует отметить, что 100 % педагогов прошли курсы по программе «Цифровая образовательная среда». В 2021 году педагоги продолжают повышать свою квалификацию по другим направлениям педагогической деятельности.
Таблица 3
Участие педагогов в семинарах и web-семинарах
Учебные годы | Общее количество педагогов | Количество участников семинаров (web-семинаров), получивших сертификаты (чел./процентов) | Общее количество участий в семинарах (web-семинарах) |
2018 | 15 чел. | 12 | 23 |
2019 | 15 чел. | 14 | 31 |
2020 | 16 чел. | 8 | 22 |
2021 | 16 чел. | 13 | 16 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что с 2019 года увеличивается не только количество педагогов, участвующих в семинарах и web-семинарах, но и общее количество участий в сравнении с 2018 годом. С 2020 года количество педагогов, участвующих в семинарах почти в 2 раза снижается. Данное обстоятельство связано с тем, что все педагоги (100 %) были охвачены курсами по разным направлениям педагогической деятельности (см. таблицу № 2). В 2021 году увеличивается количество педагогов, участвующих в семинарах и web-семинарах, но снижается общее количество участий.
Таблица 4
Участие в научно-практических конференциях
Учебные годы | Всего участников | Участие в научно-практических конференциях | ||||
Общее количество участий в конференциях | Из них: | |||||
Городской уровень | Региональный уровень | Всероссийский уровень | Международный уровень | |||
2018 | 6 чел. | 9 | 2 | 0 | 4 | 3 |
2019 | 4 чел. | 6 | 0 | 2 | 1 | 3 |
2020 | 5 чел. | 8 | 1 | 0 | 2 | 5 |
2021 | 1 чел. | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Общее количество участников и участий в научно-практических конференциях с 2018 по 2020 год в среднем варьируется. В 2020 году наблюдается увеличение количества участий педагогов в конференциях международного уровня. Однако, в 2021 году значительно снижается количество участий педагогов в научно-практических конференциях. Данное обстоятельство, возможно, связано с подготовкой педагогов к участию во Всероссийском конкурсе методических разработок (см. таблицу 5).
Таблица 5
Количество участников в конкурсах разного уровня
Годы | Количество человек | Уровень конкурса | ||||
районный | городской | региональный | всероссийский | международный | ||
2018 | 14 | 0 | 1 | 0 | 13 | 0 |
2019 | 12 | 2 | 3 | 1 | 1 | 5 |
2020 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
2021 | 15 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 |
С 2018 по 2019 год в конкурсах профессионального мастерства в среднем участвуют 13 человек. Однако, в 2020 году наблюдается тенденция к резкому снижению количества педагогов в участии в конкурсах профессионального мастерства (всего 1 педагог дважды участвует в конкурсе всероссийского уровня). В 2021 году резко увеличивается количество педагогов участвующих в конкурсах Всероссийского уровня.
Таблица 6
Количество дипломов лауреатов и победителей в конкурсах разного уровня
| | Уровень конкурса | ||||
годы | количество человек, участвующих в конкурсах | районный | городской | региональный | всероссийский | международный |
2018 | 14 | | 1 | | 13 | |
2019 | 12 | 1 | | 1 | | 1 |
2020 | 1 | | | | 1 | |
2021 | 16 | | | | 14 | |
В 2018 году 13 педагогов стали лауреатами и победителями в конкурсах Всероссийского уровня. Среди них 9 человек получили дипломы за успешное прохождение конкурсного задания в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного к 130-летию рождения А.С.Макаренко. Трое из них вошли в число победителей по Новосибирской области. В 2021 году 13 педагогов получают дипломы 1 степени за участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок «Современные образовательные программы». 1 педагог – диплом победителя за участие во Всероссийском конкурсе «Альманах логопеда».
Таблица № 7
Публикации педагогов МБОУ ВСШ № 27
Учебные годы | Количество педагогов, имеющие публикации | Общее количество публикаций | Публикации всероссийского уровня | Публикации международного уровня |
2018 | 6 чел. | 17 | 15 | 2 |
2019 | 6 чел. | 10 | 5 | 5 |
2020 | 4 чел. | 4 | 2 | 2 |
2021 | 5 чел. | 11 | 17 | 0 |
За последние четыре года количество педагогов, имеющие публикации в среднем варьируется, однако с 2019 по 2020 годы наблюдается общая тенденция к снижению количества публикаций. В 2021 году общее количество публикаций педагогов резко возрастает (почти в 9 раз). Данное обстоятельство связано с подготовкой 2-х педагогов в аттестации на высшую квалификационную категорию.
Таблица № 8
Результаты аттестации педагогов
Годы | Общее количество педагогов | Количество педагогов, имеющих квалификационные категории в начале года | Педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию | Педагоги, имеющие 1 квалификационную категорию | Количество аттестованных на квалификационные категории | Количество аттестованных педагогов на высшую квалификационную категорию | Количество аттестованных педагогов на 1 квалификационную категорию | Количество педагогов, имеющих квалификационные категории в конце года | Количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию в конце года | Количество педагогов, имеющих 1 квалификационную категорию в конце года |
2018 | 15 | 7 | 4 | 3 | 6 | 3 | 3 | 11 | 5 | 6 |
2019 | 15 | 9 | 3 | 6 | 1 | 0 | 1 | 10 | 3 | 7 |
2020 | 16 | 8 | 3 | 5 | 2 | 1 | 1 | 9 | 3 | 6 |
2021 | 16 | 13 | 6 | 8 | 2 | 1 | 1 | 14 | 7 | 7 |
Таблица № 9
Динамика аттестации педагогов на квалификационные категории
Учебные годы | Без категории на первую | С первой на высшую | Подтвердили высшую квалификационную категорию |
2018 | 3 | 1 | 2 |
2019 | 1 | | |
2020 | 1 | | 1 |
2021 | 1 | 1 | |
Вывод: Как видно, педагоги ежегодно аттестуются на первую и высшую квалификационные категории. К концу каждого календарного года увеличивается количество педагогов, имеющих квалификационные категории за счет не аттестованных педагогов.
Так, если в начале 2018 года имели квалификационные категории 7 человек, то к концу года – 11 педагогов. Среди них три педагога, не имеющие квалификационные категории, были аттестованы на первую квалификационную категорию; один педагог аттестовался с первой на высшую квалификационную категорию, таким образом, в 2 раза увеличилось количество педагогов с первой квалификационной категорией.
За последние три года (с 2019 по 2021) наблюдается позитивная динамика аттестации педагогов на первую и высшую квалификационные категории. К концу каждого года увеличивается общее количество педагогов, имеющих квалификационные категории. Это обусловлено моей работой, как методиста. Планомерная подготовка педагогов к аттестации, индивидуальные консультации, методическое сопровождение и помощь в подготовке к аттестации безусловно дает положительные результаты.