Актуальность профессиональных компетенций педагога
Актуальность профессиональных компетенций педагога.
Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Сегодня каждый из нас стремится к «новой», современной жизни. И от каждого человека внутри своей профессии ждут целеустремленности, эрудиции, конкурентноспособности и прочего, что поможет ему занять достойное место в обществе. Что же касается учителя, то он как никто другой, должен быть компетентен в областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах.
А к таким же должен быть современный педагог?
Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть – чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.
Профессиональная компетенция педагога.
Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения.
Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс.
Обладать навыком стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока.
Обладать навыком применения формирующей оценки.
Умение чувствовать атмосферу в классе.
Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь).
Постоянное стремление совершенствоваться.
Педагог – это профессионал своего дела, который в совершенстве владеет средствами и методами качественного и эффективного образования, различными технологиями. Имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, постоянно при этом совершенствуется, а главное ставит перед собой новые цели и с успехом их достигает. Педагог должен много знать. Он должен научить учиться. Отсюда главная задача педагога – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:
- учиться;
- знать;
- познавать;
- делать;
- жить;
- быть Человеком.
Другими словами задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Забота учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.
Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
- использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Современная действительность вызывает сегодня необходимость замены формулы "образование на всю жизнь" формулой "образование через всю жизнь". От человека теперь требуется умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Поэтому я считаю, что в профессиональную компетентность учителя математики входит:
освоение принципа преподавания математики на основе органической связи дисциплин, овладение современными математическими знаниями.
владение современными инновационными педагогическими технологиями, активными и интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом.
формирование умения конструировать урок с учётом современных требований, умения проводить самоанализ работы.
раскрытие творческого потенциала учителя путём приобщения его к исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе, формирование умения систематизировать и обобщать собственный педагогический опыт.
Учитель математики должен быть таким, чтобы к нему на урок с огромным желанием, а не для отбывания какой-то повинности, приходили сильные слабые и «трудные» ученики. Нам говорят, что согласно новой образовательной политике мы должны составлять технологические карты уроков, рабочие программы с описанием формируемых УУД. При этом, согласно базовым компетенциям, учитель должен во время урока, в случае нештатной ситуации уметь изменять ранее намеченную программу деятельности. И, если обратиться к словам Сухомлинского: «Хороший учитель,- если говорить так, как оно есть,- не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок». А это означает, что у учителя есть цель – что он хочет сделать, четкий план - как это сделать, но он может вносить коррективы в зависимости от сложившейся на уроке ситуации. Учитель должен быть мобильным. И если это действительно хороший учитель, то он не будет на уроке задумываться, какие УУД ему надо формировать, а будет просто работать с душой и сердцем. И все у него получится автоматически правильно и верно, поскольку он всегда так делает, он любит детей и очень хочет, чтобы даже если из учеников не получатся знаменитые ученые, юристы, и т.п., главное, чтобы они не потерялись по жизни, были хорошими людьми. И, возможно, они будут и без высших образований мастерами своего дела. Ведь если вовремя увидеть что-то удивительное и своеобразное в ребенке, то потом наступит время, когда этим человеком можно будет гордиться. Не это ли самое главное для учителя?! Как говорил Сухомлинский: « Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на урок, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда». И конечно, учитель должен быть «образцом для подражания». Нужно, чтобы учитель был другом и наставником. И очень приятно иногда слышать, когда, проучившись не очень много времени, девочки пятиклассницы в разговоре о будущем говорят, что они хотели бы стать учителями математики. Это ли не радость для учителя! Предмет математики это довольно сложный предмет и желание учиться надо постоянно поддерживать. Понятно, что урок, это не театральная постановка, где в роли главного действующего лица выступает учитель. Здесь учителю надо отойти в сторону и играть роль режиссера, который незаметно приводит детей к самостоятельной деятельности, но обязательно под контролем учителя. Хорошо отлаженная работа консультантов помогает обучающимся почувствовать свою значимость и желание поделиться полученными знаниями. Тем более консультантом может быть любой ученик, который понял эту тему. Ученики могут сами предложить форму работы на уроке. Также учитель не должен стоять на месте, он постоянно саморазвивается, учится. По словам К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» По словам Ч.Темпла: «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.» Итак, если подвести некоторый итог моим размышлениям, педагог-это профессионал высшего разряда, который любит и понимает детей, и сделает все от себя зависящее, чтобы воспитать ученика- достойного гражданина нашей страны и хорошего человека, способного самостоятельно разрешать возникшие ситуации и идти по жизни с поднятой головой.
Список литературы:
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004.
2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
3. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008.
4. Смирнов, А.С. Философия. Культура. Образование / А.С.Смирнов. –Новосибирск, 1990
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. – 2003
6. Сто советов учителю Сухомлинский Василий Александрович Педагогика, 1981