Методика «Экопатруль»

0
0
Материал опубликован 12 October

Методика работы, направленная на воспитание

экологической культуры у детей с ОВЗ

«Экопатруль»

Разработала педагог – организатор:

Степных Е. Н.



Пояснительная записка

    «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недуга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Л. Леонов

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательные учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы. 
Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ должна проводится непрерывно, и охватывать все сферы деятельности. 

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении.

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.

Особенно важно это для детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.   Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Следовательно, можно предположить, что в процессе проведения цикла эколого-просветительских занятий, у воспитанников с ОВЗ повысится уровень сформированности их экологической культуры.

Новизна методики заключается в более глубоком изучении краеведческого материала, в изучении биологии и экологии растений и животных родного Калужского края. Непосредственная практическая работа проводится на территории окрестностей Куйбышевского района. Предусматриваются мероприятия по охране природы.

Цель методики: Разработка серии эколого-просветительских занятий для детей с ОВЗ, направленных на воспитание экологической культуры, на повышение уровня сформированности ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Подобрать дидактический и практический материал для разработки цикла эколого-просветительских занятий.

Разработать систему эколого-просветительских занятий, направленных на воспитание экологической культуры для воспитанников с умственной отсталостью.

Содействовать воспитанию любви и бережного, ответственного отношения к окружающей среде, на основе выполнения творческих работ и дидактического обеспечения.

Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.

Методика составлена с учётом следующих принципов:

Принцип междисциплинарности. Знания о природе формируются различными специализированными науками, такие как география, экология, ботаника, зоология и т.д. Природа также является источником вдохновения у поэтов, музыкантов, художников. Существуют правовые, экономические и ряд других аспектов изучения природных ресурсов.

Принцип гуманизации. Гуманизация возможна на основе идеи совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Краеведческий принцип. Краеведение высокий нравственный и эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение природы Калужской области. Краеведческий принцип позволяет изучить традиционную культуру калужан, связанную с природой своего края.

Принцип проблемности. Предполагает рассмотрение содержания курса при раскрытии экологических проблем, связанные с антропогенным фактором. Изучаются и используются методы и мероприятия по охране природы, биоценозов.

Принцип преемственности. Предполагает, что содержание экологического образования должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Для реализации принципа преемственности необходимо создание единого образовательного пространства.

Основные методы обучения

словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия, лекция,

работа с книгой (энциклопедии, Красная книга, учебные пособия, определители).

наглядные: различные типы иллюстраций, учебное телевидение, наглядные пособия: видеоматериалы, слайд – презентации, интерактивная доска.

практические: упражнения, практическая работа, экскурсии, наблюдения.

эвристические: метод поиска, самостоятельная работа обучающихся.

игровые: «настольная», ролевая, деловая игры, «Своя игра», «Поле чудес».

Методы активизации:

живой и яркий рассказ;

использование наглядных пособий;

мотивация - осознание обучающимися необходимости изучения фауны и флоры;

положительный эмоциональный настрой обучающихся;

перемена, разнообразие методов обучения;

повышение степени активности обучения;

подведение обучающихся к «собственным» открытиям - радость
творчества, создание «ситуации успеха».

Методы контроля:

викторины, кроссворды, загадки, тестирование,

конкурсы стихов; экологические праздники,

выставки творческих работ; тематические конкурсы,

оформление тематических альбомов, слайдов.


Результаты работы могут быть оформлены в виде дневников наблюдений; материалов, собранных во время экскурсий, походов; альбомов, оформленных по определенной тематике, стендов.


Разработанная методика учитывает региональный компонент. Воспитанники изучают природу и экологию родного Калужского края.

Согласно методике предусмотрено активное вовлечение детей в учебно­творческую деятельность через познание родного края – экскурсии, практические задания по изучению явлений и объектов природы, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение  тематических праздников, природоохранных акций.

В процессе освоения методики предполагаются активное взаимодействие со специалистами  лесхоза, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

Сроки реализации:

Июль 2023 – июнь 2024г.

В соответствии с целями и задачами методики определили план её реализации.

Концепция программы.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Одним из важных условий экологического воспитания является беседа. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

Во время проведения беседы необходимо вызвать эмоциональный отклик  в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не рви в лесу, в поле цветы.

Не сбивай грибы, даже ядовитые.

Не лови насекомых.

Не разоряй гнезда птиц.

Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

Береги ветки деревьев и кустарников.

Охраняй кору деревьев от повреждений.

Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.

Береги гнезда птиц от разорения.

Такие беседы призваны  сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.

Педагог на занятии — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать. Тем самым реализует ресурсы обучающегося, скрытые в подсознании. 
Практика показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к урокам трудового обучения. На них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Используя на эколого-просветительских занятиях ручной труд педагог, не только включает детей в творческую трудовую деятельность, но и параллельно прививает экологические знания.

Все занятия нужно проводить в игровой форме. Игра вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья внеклассная деятельность является немаловажной, прежде всего, эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики. Одной из наиболее крупных форм работы по данной методике является проведение тематических праздников на экологическую тему: «Осень,осень, в гости просим», «День птиц», «День Земли, воды и солнца» и др.

Ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению. 

Участие в экологических конкурсах, викторинах, рисунков, поделок. Изготовление поделок и рисунков надо обращать внимание на то, чтобы дети видели красоту родной природы.

Большое внимание нужно уделять наблюдениям за изменениями в природе. Чтобы дети видели очевидные изменения и радовались первому дождю, снегу, первому листочку.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют и субботники по уборке территории , тематические экскурсии, ролевые игры, встречи с интересными людьми.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ охватывает различные виды деятельности и если проводить в системе, работа даст положительный результат.

Планируемые результаты

Работа по реализации методики предполагает развитие основных навыков и умений обучающихся.

У детей развивается творческий потенциал и формируется устойчивый интерес к природоохранной деятельности, увеличивается словарный запас, возрастает познавательная активность; эмоционально-волевая сфера обогащается; формируется трудолюбие.


Обучающиеся должны знать:

типы лесов, значение лесов;

растения и животных леса, их особенности, значение для биогеоценоза;

правила сбора лекарственных растений;

способы ориентирования в лесу;

правила поведения в лесу;

виды лесных пожаров, причины возникновения и способы тушения;

значение лесной отрасли для экономики страны;

профессии экологического, лесохозяйственного профиля;

основные пути охраны лесных богатств.

Обучающиеся должны уметь:

определять лекарственные растения, произрастающие на территории Калужской области;

определять грибы и ягоды, как съедобные и несъедобные;

определять животных, птиц Калужской области ;

оценивать характер деятельности человека в лесу;

обосновывать необходимость рационального природопользования и

грамотного поведения в лесу каждого человека;

проводить простейшие мероприятия по охране и защите леса.

 В данной методике особое внимание уделяется улучшению подготовки обучающихся в изучении природы своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса.

Далее изучается экология растений. В процессе обучения вводятся основные экологические понятия, такие как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

Также идёт изучение экологии животных. Изучается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира, многообразие взаимных связей разных живых существ, а также роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Методика составлена с учетом сезонности явлений в природе. В содержание входят теоретические занятия и практические работы, наблюдения в природе, общественно полезный труд. Большое внимание уделяется экскурсиям, походам, с целью изучения природы своего края, знакомства с достижениями в области охраны рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. К этой работе, могут быть привлечены специалисты, ведущие природоохранную работу. При сборе материала в природе (гербарии, коллекции) следует воспитать у учащихся бережное отношение к ней. Нужно обеспечить правильное хранение, уход. Большое значение в проведении исследовательской и опытнической работы имеют фенологические наблюдения. Их обучающиеся проводят в течение всего года.

Для определения уровня сформированности экологической культуры обучающихся, рекомендуется провести диагностические методики. Методики следует провести в начале работы над реализацией программы, на промежуточном и на заключительном этапах.

Для повышения уровня сформированности экологической культуры воспитанников с ОВЗ была разработана система занятий.


Содержание программы.

Вводное занятие.

Общее понятие о лесе.

Водоёмы.

«Зеркало природы».

Итоговое занятие.

Экскурсия с выездом.

Растения леса.

Животные леса.

День экологических знаний.

День Земли.

Экскурсия с выездом.


Тема 1. Вводное занятие. (4 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Организация фенологических наблюдений (ведение фенологического дневника в течении года).

Экскурсия в ГКУ КО « Куйбышевское лесничество» п.Бетлица(коллектив, основные виды работы, задачи). Встреча с интересными людьми. Знакомство с профессией. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса.


Тема 2.  Общее понятие о лесе. (12 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов страны и региона. Наиболее значимые экологические факторы. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства Калужского региона и их роль в жизни местного населения. Правила поведения  в лесу.

Экологические игры «Прекрасный мир родной природы», «Удивительный мир животных».

Участие во Всероссийских акциях: «Сдай макулатуру - спаси дерево!», «Батарейку принеси - ёжика спаси!»

Экскурсии в лес. Сбор природного материала, гербария. Определение типа леса по лесорастительному покрову.


Тема 3. Водоемы. (8 ч.)

Органический мир: растительный и животный мир. Использование водоемов. Оценка экологического состояния водоемов посёлка Бетлица.

Практические работы. Очистка прилегающей к водоёму территории. Изучение истории водоемов, опрос населения «Использование водоемов». Изучение географического положения, рельефа, климатических условий исследуемой территории. Изучение растительного и животного мира.

Экскурсии.  Водоемы окрестностей п. Бетлица. Посещение филиала Калужского областного водоканала МП «Водоснабжение» п. Бетлица.


Тема 4. «Зеркало природы» (4 ч)

Знакомство с областными творческими конкурсами: «Лес в творчестве юных», «Охрана лесов от пожаров», «Родники Калужского края».

Практические  работы. Подготовка поделок, рисунков к конкурсам экологической направленности.

Осенний сбор семян и ягод для подкормки птиц зимой.


Тема 5. Итоговые занятия. (4 ч)

Итоговое занятие за полугодие

Подготовка и проведение экологического праздника « Осень, осень, в гости просим!»                 

Подведение итогов за полугодие. Фенологический дневник.

Практическая работа. Подготовка фоторепортажа об экологической социально-полезной деятельности.

Экологическая игра «Наш сад-огород»


Тема 6. Экскурсия с выездом. (4 ч.)

Школьное лесничество Куйбышевского района «Дубок» (2019 г.) действующее в МКОУ «Мокровская средняя общеобразовательная школа» 

Знакомство с историей образования школьного лесничества: история, основные виды работы, коллектив.

Практические работы. Уборка территории школьного двора.

Тема 7. Растения леса. (12 ч)

Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы. (4 ч).

Хвойные породы: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница сибирская, пихта сибирская. Основные лиственные породы: дуб черешчатый, бук восточный, ясень обыкновенный, клен остролистный, вяз обыкновенный, береза повислая, ольха серая, осина.

Практические работы. Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам. Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Ярусы леса. Травянистые растения.( 2 ч)

Яруса леса. Травянистые растения произрастающие на территории Калужского края.

Практическая работаОпределение  растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя.

Грибы. Ягоды. (2 ч)

Видовое разнообразие грибов и ягод, произрастающих на территории Калужского края. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод.

Викторина «Знаешь ли ты грибы и ягоды?» (Распознавание ягод и грибов по рисункам, гербарию, муляжам, с помощью определителей. Распознавание ягод и грибов, как съедобные и несъедобные.)

Лесные лекари. (4 ч)

Видовое разнообразие лекарственных растения, произрастающих на территории Калужского края. Лечебные  свойства растений. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков и соцветий, корней, корневищ, клубней и луковиц. Сушка (воздушная, солнечная, тепловая). Условия и сроки хранения лекарственного сырья. Настои. Отвары. Экстракты. Настойки. Чаи и сборы. Соки.

Практические работыОпределение лекарственных растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя. Приготовление лечебного чая.

Акция «Посади дерево».

Экскурсия в лес. Описание растительного сообщества.

Тема 8. Животные леса. (6 ч)

Условия обитания животных в лесу. Распространение животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Следы животных.

Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц.

Практические работы. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц». Определение птиц визуально и по голосу.

Акция «Скворечник» (Реставрация скворечников.)


Тема 9. День экологических знаний. (6 ч)

Международный День птиц- 1 апреля.

15 апреля - День экологических знаний. Красная книга Калужской области. Особо охраняемые природные территории регионального значения. Организация фенологических наблюдений.

Практические работыВыпуск экологического плаката, буклетов. Озеленение, очистка территории школьного двора. Уход за родником по улице Дмитровской п. Бетлица (очистка прилегающей территории).

Тема 10. День Земли. (6ч.) Экскурсия в СГАУ КО « Лесопожарная служба Калужской области» (п.Бетлица). (коллектив, основные виды работы, задачи). Встреча с интересными людьми. Знакомство с профессией. 

Подготовка и проведение экологического праздника «День Земли, воды и солнца». Фенологический дневник.

Участие в ежегодной областной Акции «Найти и сохранить», во всероссийской Акции «Пластиковые крышечки», «Вторая жизнь ненужных вещей».


Тема 11. Экскурсия с выездом в художественный музей мусора «МУ-МУ»

Калужской области Жуковского района БП Грачи. (6 ч.)


Учебно-тематический план

п/№

Наименование темы

Всего часов

в том числе

Теор. часть

Практ. часть

Вводное занятие.

4

2

2

Общее понятие о лесе

12

2

10

Водоёмы

8

2

6

Зеркало природы

4

2

2

Итоговое занятие

4

2

2

Экскурсия с выездом

4


4

Растения леса

12

2

10

Животные леса

6

2

4

День экологических знаний

6

1

5

День Земли

6

1

5

Экскурсия с выездом

6


6

ИТОГО

72

16

56























ЛИТЕРАТУРА

Алексеев Ю.В. и др. Травянистые растения СССР. Т. 1 и 2 (определи­тель). М; Мысль. 1971.

Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. Пособие для учителей
средней школы. М; Учпедгиз, 1978.

Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.; 1985.

Былова А.М. Экология растений (6 класс). М.;1986.

Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М.; Просвещение. 1972.

Василевская С.Г. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение. 1974.

Верзилин Н.М. Головкин Б.Н. Я познаю мир. М.; Просвещение. 1994.

Верзшин Н.М. По следам Робинзона. М.; Просвещение. 1994.

Зимняя И.А. Современная концепция воспитания. М.;Учпедгиз. 1998.

Измайлов И.В. Биологические экскурсии. М.; Просвещение. 1983.

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль. 2000.

Новиков И. В. 100 поделок из природных материалов. Ярославль. 2003 .

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся
начальных классов. М.; Просвещение. 2006.


























Приложение.

Тест. Проверочная работа по теме "Растения и животные водоёмов"

Вопрос 1.Укажи растение, не прикрепленное корнями ко дну водоёма

рогоз

кувшинка

ряска

Вопрос 2.Назови санитара водоёма

рак

жаба

водомерка

Вопрос 3.Найди животное-фильтр

беззубка

водомерка

рак

Вопрос 4.К искусственным водоёмам относятся ..

реки, моря, океаны;

водохранилища, пруды, каналы;

ручьи, реки, озёра, моря, океаны

Вопрос 5.Растения водоёма - это ...

тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

брусника, черника, мох;

кувшинка, ряска, тростник

Вопрос 6.Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются ...

ондатры

цапли

бобры

Вопрос 7.Какое растение является хищным?

ряска

рогоз

росянка

Вопрос 8.Какое животное является всеядным: питается и семенами, клубнями, корневищами водных растений, но и моллюсками, водными насекомыми, червями

стрекоза

утка

водомерка

Вопрос 9.Хвостатое земноводное, житель пресного водоёма

окунь

угорь

тритон

Вопрос 10.Водоем называют природным сообществом, потому что...

в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

Вопрос 11.Хищниками пресных водоемов являются...

жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

караси, мотыли, раки;

циклопы, прудовики, головастики.

Вопрос 12.С водоемами связана жизнь...

зябликов, уток, трясогузок, соек;

цапель, уток, гусей

лебедей, тетеревов, сов



Тест по теме «Животные луга»


1.Насекомые так называются потому, что у них есть:

- зарубки - насечки - выемки

2. Все насекомые имеют:

- 8 ног - 6 ног - 4 ноги

3. Хищное насекомое - это:

- божья коровка - пчела - кузнечик

4. На лугу больше всего:

- кузнечиков - бабочек -пчел

5. Бабочки могут найти друг друга за несколько км. при помощи:

-усиков - хоботка -крыльев

6. Пчела «рассказывает» о чем то, с помощью:

- песни - танца -полета

7. Кузнечик слушает:

-усиками - брюшком -ногами

8. Кузнечик стрекочет:

- ногами - челюстями -крыльями

9. Пауки имеют:

-8 ног -6 ног -4 ноги

10. Самку перепела называют:

- пестрой уточкой -пестрой кукушкой -пестрой курочкой
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.