Методика «Карта наблюдений»

10
2
Материал опубликован 15 November 2016 в группе

МОНИТОРИНГ ИССЛЕДОВАНИЯ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Методика «Карта наблюдений»

(Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л. А.Нисневич, 2000)

Методика «Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.

Основной задачей в данном исследовании является изучение особенностей состояния сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности.

Диагностические исследования по «Карте наблюдений» (Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л. А.Нисневич, 2000) позволяют оценить в динамике развитие психических функций и учебных и социально-бытовых навыков ребенка, обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, психиатра, логопеда, родителя и психолога, разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с ОВЗ. Эта методика позволяет отслеживать эффективность подобной программы на разных этапах развития ребёнка, и, по мере необходимости, вносить коррективы.

В результате диагностики с помощью этой методики составляется психолого-педагогический профиль личности на момент обследования.

Наблюдения и экспертиза происходят в контексте обучающих развивающих заданий.

Анализ психолого-педагогического профиля, комментариев и рекомендаций специалистов школы дает возможность составить заключение, которое включает:

-индивидуальные психологические особенности ребенка;

-сильные стороны личности;

-индивидуальные особенности восприятия;

-зону ближайшего развития;

-рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам развития и воспитания;

-наиболее продуктивные виды деятельности

Для проведения исследований по карте наблюдений необходимо оборудование:

бланки «Карта наблюдений за уровнем развития», «Психолого-педагогический профиль».

В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

Описание шкал «Карты наблюдений».

1.Сенсорно-перцептивная сфера. По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребёнка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направление в пространстве и пр. Педагог и психолог оценивают насколько ребёнок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.

Низкий уровень 0 -3.

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребёнок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень 4 -7.

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребёнок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень 8 -10.

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребёнку, совершившему большой качественный скачёк в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, который твёрдо усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Восприятие цвета.

«1» ребёнок воспринимает мир в цвете.

«2» ребёнок понимает разницу между цветами.

«3» ребёнок узнаёт и различает 4 основных цвета – красный, жёлтый, синий, зелёный; может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно знать какой это цвет).

«4» ребёнок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета; б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов; в) правильно выбрать заданный цвет из трёх цветного ряда.

«5» ребёнок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнаёт и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

«6» ребёнок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

«7» ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» понятие о цвете хорошо усвоено и используется в деятельности.

Восприятие формы и величины.

«1» ребёнок не понимает различие предметов по форме и величине.

«2» ребёнок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

«3» ребёнок различает, узнаёт и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» ребёнок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различать понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

«5» ребёнок может зрительно узнавать и называть форму предметов круг. Квадрат, треугольник в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг. Овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов(3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов различной величины одинаковые по величине.

«6» ребёнок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» ребёнок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объёмные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую  фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» соответствует хорошему усвоению и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

Ориентация в пространстве.

«1» ребёнок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельности сделать даже один шаг).

«2» ребёнок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди - сзади, справа - слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» ребёнок знает какое – либо одно пространственное направление.

«4» ребёнок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

«5» ребёнок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигается в этом направлении.

«6» ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).

«7» ребёнок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др.

Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» соответствует свободному ориентированию в пространстве.

2. Внимание. По данной шкале оценивается способность ребёнка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Прежде чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания.

Каждая подшкала имеет 10-бальный оценочный континиум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребёнка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребёнок очень невнимательный. Крайние правые оценки 9-10 также лучше не использовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характеристики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключаемость внимания» свидетельствует о том, что ребёнок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое. Не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчёта.

Концентрация внимания – способен ли ребёнок концентрировать внимание в ходе выполнения на задании. Оценка 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

Устойчивость внимания – отвлекается ли ребёнок на посторонние раздражители в ходе выполнения задания. Оценка 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

Переключаемость внимания – легко ли ребёнок переключается с одного вида деятельности на другой. Оценка 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

3. Память. В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оценивается способность ребёнка к произвольному запоминанию. Степень развития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и т. д.

4. Мышление. По 10-бальной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребёнка. Как правило, мышление у детей с проблемами – конкретное. Однако они способны устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке.

Низкий уровень 0 -3. Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребёнок практически не владеет операциями наглядно-действенного мышления (наложение, приложение, зрительное соотнесение). Использует в деятельности метод проб и ошибок.

Средний уровень 4 -7. Оценка в пределах данного уровня ставится, если у ребёнка сформированы операции наглядно-действенного мышления; ребёнок может оперировать образами.

Высокий уровень 8 -10. Оценку в пределах этого уровня ставят, если ребёнок хорошо владеет операциями наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Умеет устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

5. Речь. По данной шкале оценивается способность ребёнка к пониманию обращённой к нему речи, чистота речи (чёткость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, умение рассказывать и пересказывать.

Примечание. Оценивание по подшкалам «Чистота речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребёнка

Есть нарушения речевого аппарата. В этом случае оценивание производиться только по подшкале «Понимание речи».

Понимание речи. Оценка 0-1 отражает полное непонимание обращённой и контекстовой речи. Оценка 9-10 свидетельствует о том, что ребёнок понимает произнесённую речь. Оценки до 5 баллов отражают среднее понимание (понимает, но не всё). Оценки после 5 баллов отражают достаточно хорошее понимание речи.

Чистота речи. Оценки 0-3 отражают полную «кашу» во рту или немоту. Оценки до 7 баллов отражают речь недостаточно чистую и внятную, наличие логопедических  проблем и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценки после 7 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь с правильным

звукопроизношением.

Лексика. Оценки 0-3 отражают ситуацию, когда ребёнок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки до 7 баллов отражают речь довольно скудную (односложные фразы), ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Оценки после 7 баллов отражают речь достаточно развитую (употребление сложных предложений и фраз от 5 слов) и грамматически правильную.

Способность к пересказу и рассказыванию. Оценки 0-3 показывает полную неспособность ребёнка пересказывать или рассказывать. Оценки до 7 баллов отражают рассказывание с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, потерей сюжетной линии, эффектом «Заблудившегося рассказчика». Оценка после 7 баллов ставится, если ребёнок может довольно связно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.

6. Способность к самооценке (представление о себе, творческие проявления). В данном разделе исследуется отношение ребёнка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-баллной шкале количественно оценивается отношение ребёнка к самому себе (наличие – отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе, свои возможности и пр.).

 

В этом же разделе исследуется проявление творческих возможностей (рисунки, лепка, музыкальные возможности и пр.).

0 -3 – ребёнок практически не проявляет творческие возможности.

4 -7 – ребёнок, работая по заданному образцу, привносит элементы творчества (мелкие детали, элементы украшения работы и др.).

8 – 10 – ребёнок самостоятельно придумывает сюжет или тему рисунка, поделки.

7. Эмоционально-волевая сфера. В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка: уравновешенность, сбалансированность, эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по подшкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам.

Импульсивность – рефлективность.

0-1 - соответствует крайней импульсивности: внимание ребёнка крайне рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует своё поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. Баллы 0-1 свидетельствуют о крайней неуправляемости, ассоциативности ребёнка.

2 – отражает чрезмерную эмоциональность, неустойчивость, плохую саморегуляцию ребёнка.

3-5 – характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, может забывать отдельные элементы задания, недостаточно внимательно слушает, может иногда проявлять неадекватные эмоциональные реакции.

6-8 – отражают достаточно выраженную рефлективность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимание, интровертированность.

9-10 – отражают крайнюю степень рефлективности: замкнутость на себя и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию и пр.

Тревожность-спокойствие.

0-1– отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребёнка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать первый шаг, демонстрирует параноидальные состояния.

2 – характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.).

3-5 – отражают «средний» уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

6-8 – характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

9-10 – крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.

Агрессивность – миролюбие.

0-1 – характеризует крайнюю агрессивность ребёнка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.

2 – отражает высокий уровень агрессивности: ребёнок постоянно задирает других, ругается, дерётся, разрушает, портит всё, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-то нравиться или он чем-то заинтересуется.

3 – 5 – отражают средний уровень агрессивности. Ребёнок ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его «задели». Однако он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идёт на сотрудничество и перемирие.

6 -8 – характеризует миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

9 10 – крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.

Мотивация учебной деятельности . Подшкала отражает заинтересованность ребёнка в учебном процессе: нравится ли ребёнку ходить в школу, выполнять учебные задания и пр.

0-2 – полное нежелание ребёнка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.

3 – отрицательное отношение ребёнка к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам.

4 -7 – характеризуют отношение ребёнка к школе от прохладно-равнодушного до отношения, как необходимости, которую нельзя избежать.

8 -10 – позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.

Мотивация трудовой деятельности. Подшкала характеризует отношение ребёнка к труду, как в школе, так и дома.

0 -2 полное нежелание ребёнка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу.

3 – показывает неприязненное отношение к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.

4-7 – достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребёнок не получает удовольствия от процесса труда.

8-10 – характеризует положительную мотивацию трудовой деятельности, желанием помогать другим, радость от своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности.

Тенденция к самостоятельности. Шкала отражает желание ребёнка совершать самостоятельные действия.

0-2 – полная беспомощность и дезаптированность ребёнка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.

3 – беспомощность и несамостоятельность ребёнка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.

4-7 – средний уровень самостоятельности ребёнка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.

8-10 – высокий уровень самостоятельности ребёнка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справится с ситуацией. Предложение своих творческих решений.

Тенденция к ответственности. Подшкала характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребёнка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой зависимости от ребёнка), за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает: люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.

0-2 – полная безответственность и моральная опустошённость, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.

3 – низкий уровень ответственности: ребёнку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создаёт ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему делу, ему «ни до чего нет дела».

4-7 – средний уровень ответственности. Ребёнок старается быть аккуратным, не совершает деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено и пр.

8-10 – высокий уровень ответственности у ребёнка, он показывает определённую личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированное у ребёнка понятие о чести и порядочности, осознание того, что судьба его зависит от собственных действий и поступков.

Тенденция к целенаправленным действиям. По данной подшкале оценивается степень желания ребёнка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершённости какого-либо процесса.

0-2 – полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».

3 – беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.

4-7 – средний уровень целенаправленных действий. Действия ребёнка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.

8-10 – ребёнок умеет доводить дело до конца, получает удовольствие от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.

8. Психомоторное развитие. В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы.

Мелкая моторика руки. Объект наблюдения – движение пальцев и кистей рук.

В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оценивается способность ребёнка удержать лёгкий не мелкий (крупный) предмет. Способность

контролировать силу сжимания карандаша (ручки) при письме. Нет ли искажения начертания и размеров букв и цифр при письме. Может ли ребёнок рисовать, вырезать.

Общая координация движений. Объект наблюдения - общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений.

В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оцениваются особенности передвижения ребёнка (с помощью взрослого или самостоятельно) и сохранения равновесия при ходьбе. Степень развития навыка бега, лазания по лестнице, метание мяча, выполнение элементарных гимнастических упражнений.

Мимика. Объект наблюдения - способность ребёнка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица.

В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оцениваются особенности выражения эмоциональной реакции на лице (оттенки улыбки, поднимание бровей, поджимание губ, вращение глаз). Способность выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).

9. Социально-бытовая адаптация. В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребёнка социальных умений и навыков, уровень его приспособления к условиям окружающей действительности. Оценивание производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу.

Навыки самообслуживания. Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

- личная гигиена;

- одевание и раздевание;

- прием пищи.

1-й уровень (0-3): делает только при помощи взрослого, не может справиться самостоятельно.

2-й уровень (4-7): может во многом справиться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.

3-й уровень (8-10): справляется самостоятельно.

Социально-бытовое ориентирование. Критерии наблюдения за развитием навыка социально-бытового ориентирования:

- знание и определение частей тела человека;

- знание своего адреса и членов семьи;

- знание частей помещения;

- знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;

- ориентирование на улице;

- знание элементов и особенностей флоры и фауны;

- ориентация во времени (дни недели-времена года-часы);

- усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

1-й уровень (0-3): не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает места приема пищи.

2-й уровень (4-7): знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнять некоторые бытовые задания (накрывать на стол, убирать посуду, пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает знаки и пр. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

3-й уровень (8-10): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него и может справиться с неожиданными ситуациями, может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить своё имя на бумаге, документе.

10. Учебные навыки. В данной подшкале оценивается уровень учебных достижений ребёнка по чтению, письму, счёту. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам.

0-2 - ребёнок не понимает, не справляется с заданием даже с помощью учителя.

3 - ребёнок плохо знает учебный материал, допускает большое количество ошибок, требуется помощь учителя.

4-7 - ребенок знает учебный материал, затрудняется в применении знаний, требуется опора на образец, памятку и др.

8-10 - ребёнок знает учебный материал, выполняет задание самостоятельно, с единичными ошибками.

11. Трудовые навыки. В данном разделе количественно по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков.

0-2 - ребёнок ничего не может делать.

3 - ребёнок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать пыль, вытирать доску, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, подметать пол.

4-7 - ребёнок умеет работать с ножницами, клеем.

8-10 - ребёнок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовлен е пищи, шитьё, вышивание), может что-либо полезное мастерить руками, собрать что-либо из отдельных комплектующих.

12. Коммуникативность. В данном разделе исследуется общительность ребёнка.

0-2 – ребёнок замкнут, необщителен; предпочитает индивидуальные формы работы и игры.

3 - ребёнок стремится общаться с ограниченным кругом людей.

4-7 – ребёнок, как правило, с удовольствием общается с людьми.

8-10 – ребёнок всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и играть с другими.

 «Карта наблюдений»

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.

Педагогу предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

Ф.И. учащегося ______________________________Класс ___________________

 

 

              Критерии наблюдения

Баллы

1

                           2

0    

1    

 2      

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Сенсорно-перцептивная сфера

 

 

 

               

- Восприятие цвета

                     

-Восприятие формы и величины

                     

- Ориентация в пространстве

                     

2.

Внимание

 

 

 

               

- Концентрация внимания

                     

- Устойчивость внимания

                     

3

- Переключаемость внимания

                     
 

Память

                     

4

Мышление

 

 

 

               

5

Речь

 

 

 

               

- Понимание речи

                     

- Внятность речи

                     
 

- Лексика

                     

- Способность к пересказу и рассказыванию

                     

6

Представления о себе. Творческие проявления

 

 

 

               

7

Эмоционально-волевая сфера

 

 

 

               

- Импульсивность рефлексивность

                     

- Тревожность-спокойствие.

                     

- Агрессивность – миролюбие.

                     

- Мотивация учебной деятельности

                     

- Мотивация трудовой деятельности

                     

- Тенденция к самостоятельности

                     

- Тенденция к ответственности

                     

-Тенденция к целенаправленным действиям

                     
                         

8

Психомоторное развитие

                     

- Мелкая моторика рук

                     

- Общая координация движений

                     

- Мимика

                     

9

Социально-бытовая адаптация

                     

- Навыки самообслуживания

                     

- Социально-бытовое ориентирование

                     

10

Учебные навыки

                     

11

Трудовые умения и навыки

                     

12

Коммуникативность

                     
                         


 

Комментарии

Спасибо за полезный материал!

15 November 2016

Елена Николаевна, пожалуйста! Сама первый год работаю по этой карте, очень нравится!

15 November 2016