Методические рекомендации «Использование приемов методики ТРИЗ с целью развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения»
Использовани приемов методики ТРИЗ с целью развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Общие требования к организации работы с картиной в детском саду.
1) Работу по обучению детей составлению текстов по картине рекомендуется проводить со 2-ой младшей группы детского сада.
2) При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3) После первой игры картина должна оставаться в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4) Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети группы прошли через каждую игру с данной картиной.
5) Каждый этап работы (серия игр) рассматривать как локальный. Результат этапа: составленный ребенком текст с использованием конкретного мыслительного приема.
6) Итогом можно считать развернутый рассказ (или серию рассказов) ребенка по картине с самостоятельно выбранной, логически выстроенной системой усвоенных приемов.
7) Составленные ребенком рассказы воспитатель должен протоколировать, а потом делать анализ составленных текстов с точки зрения правил оценки уровня творческих работ
8) Воспитатель сам составляет несколько вариантов творческих текстов по картине и на последнем занятии зачитывает их ребятам. Это делается после того, как дети уже рассказали свои рассказы по картине.
Методика ТРИЗ предполагает активизацию творческого поиска детей в процессе решения познавательных задач.
Суть – создать условия, чтобы ребенок выплеснул как можно больше поисковой энергии в поиске решения и достижения цели
Эта методика называется «ПОШАГОВАЯ», включает в себя несколько методических шагов (М.Ш.). Каждый шаг целенаправлен и имеет свою цель, чему-либо учит, а их единство, владение умениями, помогает детям составлять интересный связный рассказ по картине.
1 М.Ш. «ВОЛШЕБНИК ДЕЛИ»
Цель- активизация зрительной поисковой деятельности детей, актуализация в сознании детей, что множество, отражающее сюжет, состоит из разных предметов, и их нужно все увидеть.
Вместе с Дели увидим все, что нарисовано на картине.
2 М.Ш. «ВОЛШЕБНИК ОБЪЕДИНЯЙ»
Цель- объяснить детям, что все предметы, изображенные на картине, между собой логически связаны.
Дети учатся объединять предметы и определять их логическую связь, иногда связь лежит на поверхности, а иногда скрыта.
3 М.Ш. «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»
Цель- активизировать представления различных органов чувств с тем, чтобы возник целостный зрительный образ.
- я чувствую запахи…
- я слышу звуки…
- я ощущаю лицом и руками…
- увидеть ситуацию, находясь в определенных точках картины; выглядывая из окна и т.д.
4 М.Ш. «КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»
Цель- помочь детям подобрать разные слова для характеристики героев или объектов сюжета.
Этот шаг можно осуществлять параллельно всем шагам.
Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.
Несколько этапов:
1-й этап — пассивный.
Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.
2-й этап — полуактивный.
Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос учителя.
3-й этап — активный.
Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.
4-й этап — автоматический.
Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.
5 М.Ш. «РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»
Цель- показать детям, что одна и та же ситуация может оцениваться каждым героем по-своему.
Предлагается детям выбрать какого-либо героя или объект картины и с его точки зрения описать происходящие события.
6 М.Ш. «ВОЛШЕБНИК ОТСТАВАЙ-ЗАБЕГАЙ»
Цель- показать детям временную цепочку событий и последовательность.
Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти для рассказа начало и конец, а также выстроить все события в нужной последовательности.
7 М.Ш. «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА»
Цель- научить составлять рассказы по картинам на основе выше изложенных 6 методических шагов