Статья «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе работы с бумагой в технике «Оригами»

0
0
Материал опубликован 12 November 2018

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ «ОРИГАМИ»

Федорова Полина Владимировна

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс

Научный руководитель – Хабарова Людмила Павловна

Известно, что ориентировка в пространстве – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли [3, c. 64].

В понятие «пространственная ориентировка» входит восприятие пространства, а также ориентировка в макро - и микро-пространстве

Проблему ориентировки в пространстве изучали многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги и психологи, но, несмотря на это, данная проблема остается актуальной при обучении детей, как с сохранным развитием, так и у детей с нарушением зрения.

Успешность овладения детьми со зрительной патологией различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной также зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, недоразвитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям [4, с.285].

Пространственная ориентировка формируется с участием информации, получаемой по всем сенсорным каналам. Нарушение зрительного анализатора влечет за собой сужение сенсорной базы для становления пространственных представлений (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалков) [1, с.50].

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность, затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

В работах Е.Н. Подколзиной отмечены причины возникновения у дошкольников с патологией зрения трудностей освоения пространства. В приведенной ниже таблице 1 указаны как наиболее характерные для каждой подкатегории детей, так и общие для всех трудности [3, с.65-66].

Таблица 1.

Причины трудностей пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения

Слепые дети

Слабовидящие дети

Дети с пониженным зрением

Невладение техникой ходьбы.

Искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве.

Неумение пользоваться остаточным зрением при ориентировке в пространстве.

Страх перед самостоятельным передвижением в пространстве.

Переоценка своих зрительных возможностей.

Искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве.

Неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке в пространстве.

Неумение пользоваться сохранными анализаторами при ориентировке в пространстве.

Переоценка своих зрительных возможностей.

Искаженное восприятие пространственных признаков предметов, глубины пространства, удаленности и расположения предметов в пространстве.

Неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке в пространстве.

Неумение пользоваться сохранными анализаторами при ориентировке в пространстве.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).

Только в этом «случае возможно создание у детей целостного обобщенного образ» осваиваемого пространства [2, с.120].

И хотя проблема развития пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения нашла отражение во многих трудах педагогов-дефектологов, таких как, А.Г. Литвак, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Т.И. Нагаева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева и др., она до сих пор является актуальной.

По мнению Л.И. Плаксиной, занятия по ручному труду являются важным средством в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Большой популярностью во всем мире пользуется искусство оригами, которое никого не оставляет равнодушным, особенно детей. Отечественные педагоги Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина и др. отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. По их мнению, складывание из бумаги активно способствует развитию ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом, что и делает изучение возможностей использования оригами в детском саду, актуальным для исследования, в частности для развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения.

Оригами знакомит детей не просто с геометрическими фигурами, но и со способами их преобразования, развивает пространственную ориентировку, совершенствует объяснительную речь и коммуникативные способности, совершенствует сенсорные, интеллектуальные, а также творческие способности.

Пространственное видоизменение плоского листа позволяет детям легко, играя, запоминать пространственные термины и отношения, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, и представлять по ним изделия в объеме.

Таким образом, развивать ориентировку в пространстве возможно не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности, в частности в процессе работе с бумагой в технике «оригами». В развитии пространственной ориентировки ребенка оригами занимает важное место.

Библиографический список

Кукушкина, О.И. Особенности формирования пространственных представлений у глухих учащихся младших классов [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1985. – №6. – С.50 – 54.

Лаврентьева, Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст]: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2003. – 144 с.

Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 64-68.

Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации