12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лисовская Светлана Васильевна580
Учитель-дефектолог высшей квалификации, эксперт МЦКО, победитель конкурса "Грант Москвы в сфере образования 2011", член жюри в конкурсах мультимедийных и проектных работ
Россия, Москва, Москва
2

Статья «Особенности восприятия у детей с нарушением зрения представлений о величине предметов»

  «Особенности восприятия у детей с нарушением зрения представлений о величине предметов».

Величина предмета является одной из основных его характеристик. Умение выделить величину предмета оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных и точных знаний об окружающем мире.

Величина как признак предмета связан с восприятием - сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование предметов и объектов.

Т.к. у детей с нарушением зрения процесс восприятия затруднен, вследствие нарушения зрительного анализатора, следовательно, процесс восприятия величины предметов также имеет свои особенности.

Дети с нарушением зрения испытывают затруднения, как на уровне узнавания, так и на уровне называния различных па­раметров величины предметов.

У детей со зрительными нарушениями отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов, операциях анализа, сравнения, обобщения. Причины этого заключаются в нарушении зрительного восприятия и ограничении наглядно-действенного опыта детей с нарушением зрения.

Поэтому, в работе с детьми с нарушением зрения необходимо уделять больше времени практическим действиям с предметами, учить детей сравнивать предметы, находить сходства и отличия в их величине.

Ориентировка детей в величине предметов во многом оп­ределяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов: наложением, приложением, измерением.

Проводя работу по развитию у детей восприятия величины, необходимо помнить:

- объект сам по себе не может быть большим или меленьким, он приобретает это качество при сравнении с другими;

- в процессе восприятия величины участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный.

 

На занятиях по формированию представлении о величине предметов должны применяться различные методические приёмы: визуальное прослеживание линий разного размера, глазомерная оценка величины простых объектов и объектов сложной ком­позиции, выявление пропорций, проведение измерений с по­мощью мерок, инструментов, «на глаз» и др.

Литература: Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие для тифлопедагогов, воспитателей детского сада, для детей с нарушением зрения и их родителей. – Самара., 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.