Методические указания и рекомендации «Развитие зрительного восприятия ребенка с рождения до года»

6
0
Материал опубликован 31 March 2019 в группе

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

            Зрительное восприятие, как и другие виды восприятия, предполагает прием и переработку информации, отражение или запечатление ее в виде образа, который в дальнейшем подвергнется сличению, распознаванию.

Задачи:

1.      Стимулировать ребенка и расширить его представления о его зрительном восприятии.

2.      Способствовать развитию пространственных представлений.

3.      Развитие зрительного контакта между ребенком и его педагогом; создание основ для коммуникативного общения.

4.      Формирование представления о предметах.

5.         Обогащение словаря.

1) Стимуляция зрительных ощущений.

Цель – развитие зрительного сосредоточения при фиксации взора на лице человека, статичном и движущемся предмете.

    Ребенок лежит в кроватке на спине. Помещаем игрушку (желательно красного цвета диаметром 5-7 см) над малышом  на расстоянии 70-80 см. Постепенно удаляем и приближаем предмет в вертикальной проекции, добиваясь фиксации взгляда ребенка на игрушке.

    Периодично демонстрируемый предмет должен изменятся по цветовой гамме, величине, форме.

2) Предметное восприятие.

Цель – развитие зрительного сосредоточения при фиксации взора на движущемся в горизонтальной и других плоскостях предмете, лице человека.

-          Ребенок лежит в кроватке. Фиксируем взгляд малыша на предмете, затем постепенно начинаем перемещать предмет в горизонтальной плоскости, наблюдая за движением глаз ребенка.

-          Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к лицу. Улыбаясь, болтая, корча рожи, привлекаем внимание ребенка, плавно покачиваемся из стороны в сторону. Можно делать небольшие паузы, чтобы создать  у ребенка ожидание, но чтобы он не отвлекался.

-          Ласково разговаривая с ребенком, положить его на живот: «Будем играть, учиться головку держать; нашу игрушку искать…» Встряхиваем погремушку, издавая звук, наблюдаем за реакцией малыша (поднял ли голову, взглянул ли на предмет). Повторяем действие несколько раз.

  Похожие упражнения: «Веселая лодочка» – ребенок сидит на коленях – качаемся с ним вперед-назад, подпевая песни.

   Щекотание, обнимания, поцелуи, хлопанье в ладоши.

3) «Лицо».                                                

Цель – развитие зрительного и слухового сосредоточения, двигательной активности ребенка.

-    Ребенок должен смотреть на ваше лицо практически из любых позиций (сидя, лежа, стоя). Но они обязательно должны быть удобными.

-    Улыбаясь и болтая, привлекаем внимание ребенка. Не имеет значения, что вы говорите, главное, что движения ваших губ заставляют ребенка смотреть на ваше лицо.

 Строим простые рожицы: хмурим брови, морщим нос и т.п. Можно качать головой из стороны в сторону, закрывать свое лицо от ребенка и снова открывать, дать ребенку потрогать лицо и т.п. Можно выполнять похожие упражнения, используя предметы и игрушки, которые привлекут внимание к лицу взрослого (парики, различные маски, разнообразный  макияж, очки, разноцветные   и т.п.). Надуваем пузыри, воздушные шары, играем пальцами вокруг своего лица.

4) Ребенок должен видеть ваше лицо из любых позиций; сидя на ваших коленях или на стуле, лежа на кровати или на полу.

-          Улыбаемся и болтаем, чтобы привлечь его внимание.

-          Одеваем шляпу и обращаем внимание ребенка на нее. Затем опускаем шляпу на глаза и вновь поднимаем, произнеся: «ку-ку».

            Делаем так несколько раз, каждый раз удлиняя время, когда глаза спрятаны.

Вариации: закрыть лицо шляпой, поднимать ее над головой  и снова опускать, надеть шляпу на ребенка.

   Использовать шарф, кусочки бумаги, прозрачные пакеты. Прятать различные части своего тела, прятаться и появляться из  различных положений – слева, справа, снизу, сверху.

 5) «Ручки».

Цель – та же.

-          Ребенок должен видеть ваше лицо из любых позиций; сидя на ваших коленях или на стуле, лежа на кровати или на полу.

-          Улыбаемся и болтаем, чтобы привлечь его внимание.

-          Закройте свои глаза пальцами рук, таким образом, чтобы ребенок мог видеть лицо. Через 1-2 секунды разведите пальцы, показывая глаза, при этом руки оставляя около лица.

            Повторяем это упражнение несколько раз, продолжая болтать и рассказывать ребенку, что делаем.

Можно:

-          Помахать кистями рук из стороны в сторону, в поле зрения ребенка. Посмотреть, будет ли он следить за движениями.

-          Помахать кистями рук в противоположную сторону, посмотреть, куда смотрит ребенок.

-          Если вы потеряли внимание ребенка, переходим к вариациям или к другому упражнению.

  Вариации: помахать рукой и сказать «пока», притворяясь, что уходим, использовать разные жесты (раскрытие объятий и т.п.), поиграть в разные страшилки пальцами (я пришла забрать твой нос). Украсить руки кольцами, браслетами, надеть цветные перчатки, раскрасить руки маленькими человечками, завязать колокольчики на пальцах и т.п.

6) Цель – развитие способностей видеть объект, удерживать его в поле зрения.     

   Ребенок лежит на спине. Над ним, ласково разговаривая и улыбаясь, помещаем зеленую игрушку, которая висит над грудью ребенка на расстоянии 70 см. Приводя в движение  игрушку, встряхиваем, вращаем ее.

    Вариации: передвигаем игрушку по кругу, так, чтобы она была, то близко от ребенка, то далеко. Можно использовать: диски, разные шары, ленты, песочные часы, игрушки с пересыпающимися цветными шариками, игрушки, которые могут ходить в разных направлениях.

7) Цель: Организация и формирование деятельности на основе зрительного восприятия.

            Кроватка, в которой находится ребенок, расположена так, чтобы взрослый мог подходить к малышу с разных сторон. В ответ ребенок поворачивает голову в поисках взрослого.

8) Цель: Развитие зрительной памяти на основе формирования поисковой деятельности.

 Оборудование: висящие над детской кроваткой игрушки.

  Вывешиваем над кроваткой ребенка от 3 до 5 предметов диаметром 5 см. один предмет из этой группы резко выделяется на общем фоне. В качестве контрастных критериев выступают цвет, форма, величина. Первоначально основной предмет группы занимает центральное положение, затем, через 2-3 дня его позиция изменяется. Предмет перемещается вправо или влево, исключается из группы.

   Возможен вариант использования 2 основных предметов. В данной ситуации количество отличительных признаков должно уменьшатся (от 3 – цвет, форма, величина) до полной идентичности.

    Обращаем внимание на реакцию ребенка в первый момент демонстрации и последующие. Отмечается реакция зрительного поиска, движений головы и руки (прикосновение, захват предмета).

9) Цель: Развивать способность к переключению зрительного внимания.

Одномоментное (симультанное) появление на экране  нескольких пятен одного цвета, затем несколько пятен другого цвета. Ребенок сосредотачивается  на демонстрируемых пятнах сначала одного, затем другого цвета.

Цветовые пятна располагаются по типу геометрических фигур или орнаментов.

10) Пространственное восприятие (переработка информации с учетом фона).

Цель: Накопление сенсорного опыта для развития пространственной ориентировки на основе зрительного сосредоточения.

    Для ориентации в пространстве ребенку необходимо локализовать себя в определенной точке, а также локализовать окружающие предметы. В результате этой операции ребенок учится определять форму, величину, окружающего пространства и его наполненность.

    Размещение над кроваткой ребенка предметов различной формы и величины создаст предпосылки для формирования навыка пространственной ориентировки. Это могут быть воздушные шары, бумажная лента, растянутая или свисающая гирлянда, кусок ткани. Предметы должны меняться через 2-3 дня, иногда они могут сочетаться, составляя различные комбинации.

11)Цель: Учить ребенка перемещать взор с одного объекта на другой дистантно расположенный.

  Оборудование: 2 предмета одинаковых по величине, насыщенности основного тона, но разные по цвету (мишки, собачки, колокольчики, подносы и т.п.)

   Показываем ребенку 1 предмет, вращая его, фиксируем взгляд малыша в течение минуты, затем рядом с первым предметом появляется статичный второй предмет. Постепенно второй предмет плавно удаляется от первого вправо или влево, взгляд ребенка должен перемещаться  по «следу». После остановки предмета выдерживается пауза, и в движение приходит первый предмет, медленно приближаясь ко второму.

   Во время упражнения движение совершает только 1 предмет (или первый, или второй). Прежде, чем начать горизонтальное движение, предмет вращается.

12) Цель: Формирование направленности взгляда и расширение зрительного поля.

Оборудование: плоскостной экран 30-40 см, карточки с контрастными цветовыми пятнами.

    Демонстрируем малышу плоскостной экран, на котором постепенно появляются цветовые пятна. Ребенок внимательно наблюдает за появлением цветовых пятен. Одновременно демонстрируется по 5-10 карт. Цветовые пятна размещены на картах по диагонали, в вертикальном, горизонтальном направлении или хаотичном.

13) Цель: Формирование и развитие мнестических процессов на основе зрительного предвосхищения.

Оборудование: плоскостной экран 30-40 см, карточки с контрастными цветовыми пятнами.

Демонстрируем плоскостной экран с ритмично появляющимися цветовыми пятнами. Ребенок ожидает, что последнее цветовое пятно появится в определенном месте, и заранее переводит взор в нужном направлении.

14) Цель: Развитие пространственного восприятия и ориентировки на основе изменения статического положения малыша.

Выкладывание ребенка с обзором различных уголков комнаты, при этом сохраняются постоянные ориентиры (например: часы, телевизор, ковер на стене) в поле дальней или ближней зоны восприятия. Переменные  ориентиры могут менять свое местоположение, их количество может уменьшаться или увеличиваться.

15) Цель: Развитие пространственного восприятия при наблюдении перехода статичного предмета в движущийся.

  Оборудование: маятник красного цвета, кегли, мяч, воздушный шар, мыльные пузыри.

  Совершаем различного рода действия с предметами (катаем мяч, стучим мячом о стену, отбиваем мяч от пола, сбиваем мячом кегли, подбрасываем мяч и т.п.)

  Ребенок наблюдает за движением предмета в различном направлении. Это рождает положительный эмоциональный отклик.

  Вариации: играем мячом, у которого внутри колокольчик или какая-либо игрушка – это поможет удержать внимание ребенка на более долгий период. Бросать мяч из стороны в сторону.

Формирование зрительного образа (константность восприятия). 

16) Цель: Развитие наглядно-действенного соотнесения на основе зрительного восприятия.

   Оборудование: 3-4 объемные игрушки и их реалистичные четкие плоскостные изображения в книге или в отдельных картинках.

    Если ребенку предлагается изображение в книге, то на каждой странице должно быть только одно изображение.

Ход игры:  уточняем вопросом «Где?» названия объемных игрушек. Затем, показывая плоскостное изображение, называем его и просим найти среди объемных предметов. После этого, как ребенок нашел предмет, вносим плоскостное и объемное изображение  предмета в единое поле зрения и сличаем 2 изображения. Сличение сопровождается указательным жестом взрослого. Малыш повторяет действия сличения за взрослым, пользуясь указательным жестом, внося плоскостное и объемное изображения в единое зрительное поле.

17) Цель: Развитие зрительной памяти на основе визуального соотнесения предмета с вербальным.

Оборудование: 3-4 объемные предмета или плоскостные изображения.

Вариант 1.

            Прячем игрушку под полупрозрачный колпачок  и просим ребенка отыскать ее «где зайка?». В следующий раз игрушка на глазах ребенка прячется под платок (сначала возможно частичное закрытие), задача та же – отыскать спрятанный предмет.

Вариант 2.

Задаем вопрос: «где зайка?».  Ребенок находит предмет среди ряда других по просьбе, находит предмет на плоскостном изображении, находит предмет, изменивший местоположение. Каждый правильный ответ ребенка получает эмоциональное поощрение со стороны взрослого.

18) «Игры – прятки»

Цель: Развитие зрительной памяти, познавательного интереса.

   Берем куклу и играем с ней (она танцует, прыгает), чтобы привлечь внимание ребенка. Затем даем ребенку потрогать ее. После прячем куклу за спину: «А где кукла?» и тут же возвращаем куклу: «А вот она!» Повторяем упражнение несколько раз.

    Вариации: передвигаем куклу по кругу, прежде чем ее спрятать, прячем куклу под ногой ребенка или его спиной, под его одеждой. Можно использовать различные маленькие игрушки и прятать их в своей ладони, под платочек и т.д.

Формирование категориальной

соотнесенности зрительного образа

19) Игра (по Л.А. Венгеру).

Цель: Учить различать форму предметов при выполнении предметных действий.

   Оборудование: решетка, все отверстия, которой имеют одну форму круга и предметы разной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, овал).

Вариант 1.

   Ребенок путем практических действий с предметами отбирает нужную геометрическую форму и проталкивает ее через решетку.

Вариант 2.

Оборудование: решетка имеет различные по форме отверстия, а предметы только одной формы.

  После года дифференциальным критерием станет не только форма, но и величина, цвет.

20) Цель: дать ребенку представление о собственном теле, установить разницу между самим ребенком и окружающим его.

  Ребенок может находится в любом положении, но так, чтобы он видел лицо взрослого и ту часть своего тела, которую будем прятать. Он может сидеть на коленях взрослого, на стуле, лежать на кровати.

   Улыбаясь и болтая, обращаем внимание ребенка на его собственные кисти рук (держим его руки перед лицом ребенка, играем с ними, перебираем пальцы).

   Через некоторое время  прячем его ручки за свои: «А где твои ручки?", затем открываем его ручки. Выполняем упражнение несколько раз, каждый  из которых увеличивая время спрятанных рук.

    Вариации: спрятать ручки в рукава кофточки ребенка, под тканью, мягкой игрушкой.

    Можно прятать различные части тела ребенка (ножки, лицо, голову и т.п.)

 

Комментарии
Комментариев пока нет.