Статья «Методика организации воспитательной работы с учащимися в классе РЖД»
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ РЖД
Разумова Елена Анатольевна,
учитель физики,
Токмина Светлана Борисовна,
учитель обществознания,
МАОУ «СОШ № 22»
Аннотация: В статье представлена методика профессионального воспитания учащихся в классе РЖД, разработанная на основе многолетнего опыта педагогов и уникального взаимодействия с компанией РЖД. Раскрыты приёмы и методы, используемые для формирования у школьников профессиональных интересов и качеств, необходимых для будущей работы в железнодорожной отрасли. Описана технология организации воспитательной работы в классе РЖД, которая направлена на развитие личностных и профессиональных компетенций учащихся, их гуманистических ценностей и активной гражданской позиции. Статья содержит информацию о системе организации участия учащихся в творческих конкурсах технической направленности, олимпиадах на разных уровнях, что является важным элементом развития дополнительного образования школьников и приносит постоянно высокие результаты. Авторы делятся своим опытом по профориентации школьников в сотрудничестве с РЖД, что может быть полезно педагогам и руководителям образовательных учреждений, работающих над развитием профессионального воспитания учащихся.
Ключевые слова: Дополнительное образование, воспитание, развитие личности, класс РЖД, профориентация, технология, методика, метод, приём, гуманизация образования и воспитания.
METHODS OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS IN THE RUSSIAN RAILWAYS CLASSROOM.
Razumova Elena Anatolyevna,
physics teacher,
Tokmina Svetlana Borisovna,
Social studies teacher
Abstract: The article presents the methodology of professional education of students in the Russian Railways classroom, developed on the basis of many years of experience of teachers and unique interaction with the Russian Railways company. The techniques and methods used to form students' professional interests and qualities necessary for future work in the railway industry are disclosed. The technology of organizing educational work in the Russian Railways classroom is described, which is aimed at developing students' personal and professional competencies, their humanistic values and active citizenship. The article contains information about the system of organizing students' participation in creative contests of a technical orientation, Olympiads at different levels, which is an important element of the development of additional education for schoolchildren and constantly brings high results. The authors share their experience in career guidance for schoolchildren in cooperation with Russian Railways, which can be useful for teachers and heads of educational institutions working on the development of professional education of students.
Keywords: Additional education, upbringing, personality development, Russian Railways class, career guidance, technology, methodology, method, reception, humanization of education and upbringing.
Введение
Современное образование направлено на формирование у учащихся не только знаний, но и компетенций, необходимых для успешной социализации и профессиональной самореализации. В условиях динамично развивающегося рынка труда особое значение приобретает сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями и организациями. В этой связи опыт МАОУ "СОШ №22" в рамках сотрудничества с РЖД представляет особый интерес.
Переходя от общей постановки проблемы к конкретным решениям, рассмотрим подробно направления деятельности школы в рамках этого уникального опыта работы опорной школы РЖД и методы работы педагогов на каждом этапе.
1. Профориентационная учебная деятельность.
Суть педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в вовлечении учащихся в различные формы учебной и внеклассной деятельности. Школьники должны иметь возможность пробовать себя в разных видах деятельности, что позволяет соотнести требования профессий с их индивидуальными качествами и свойствами. В рамках нашего подхода особое внимание уделяется профориентации через учебные предметы, что является одним из ведущих направлений работы нашей школы. Осознание необходимости ранней профориентационной работы привело к внедрению в образовательный процесс курса "Юный железнодорожник" для учащихся 6-7 классов. Программа "Юный железнодорожник" для учащихся 6-7 классов организована согласно методике Е.В. Титовой, представляющей систему методов и приемов организации педагогического процесса и целесообразных способов достижения результатов. Занятия направлены на формирование у учащихся интереса к железнодорожной отрасли. Это достигается через интеграцию методов обучения, разработанных В. Оконем, которые способствуют активному взаимодействию учащихся с материалом через практическую деятельность и реальные проекты. Воспитание, по Л.С. Выготскому, как процесс и результат формирования личности, здесь происходит через социокультурное взаимодействие с профессионалами и погружение в реальную рабочую среду.
Этот курс стал основой для формирования интереса к техническим специальностям и понимания роли железнодорожного транспорта в экономике страны. Он продолжается для учащихся РЖД класса и в последующие годы обучения курсами: «Страна железных дорог. Добро пожаловать на железнодорожный транспорт» в 8-9 классах, «Общий курс железных дорог» в 10-11 классах.
Профориентация осуществляется и через учебную деятельность. Одним из первых и ключевых направлений нашей работы является профориентация с помощью учебных дисциплин. Такие предметы, как математика, физика и информатика, играют важную роль в ознакомлении учащихся с основами современных профессий, связанных с транспортом и другими отраслями экономики. Углубленное изучение профильных предметов формирует необходимую базу знаний и навыков, которые помогут учащимся в дальнейшем выборе профессии.
1.1. Обучение и развитие умений
Методы и приёмы работы:
Практические занятия с использованием ФГОС лаборатории: Учащиеся работают с новым лабораторным оборудованием, что способствует развитию пространственного мышления и технических навыков.
Интерактивные лекции с использованием ИКТ: Применение мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий по железнодорожным объектам помогает сделать учебный материал более доступным и интересным.
Ролевые игры и симуляции: Сценарии, имитирующие работу различных служб железной дороги, позволяют учащимся почувствовать себя частью большого коллектива и понять ответственность каждой профессии.
Проектная деятельность: Создание собственных проектов по улучшению работы железнодорожного транспорта стимулирует творческое мышление и самостоятельность.
1.2. Развитие компетенций
Формирование профессиональных компетенций:
Техническое моделирование: Учащиеся осваивают навыки работы с программами для 3D-моделирования, создают модели железнодорожной техники.
Понимание инженерных систем: Изучение принципов работы сигнализации, связи и механики локомотивов дает прочную базу для дальнейшего обучения в технических вузах.
Аналитические способности: Разбор реальных ситуаций и проблем железнодорожного транспорта развивает умение анализировать и принимать решения.
1.3. Воспитание и ценностные ориентиры
Методы воспитания:
Экскурсии на объекты РЖД: Посещение депо, вокзалов, музеев железнодорожного транспорта позволяет учащимся увидеть работу изнутри.
Встречи с профессионалами: Участие в круглых столах, беседы с инженерами, машинистами, диспетчерами формируют уважение к профессии и понимание ее значимости.
Социально значимые проекты: Учащиеся участвуют в акциях по безопасности на железной дороге, что воспитывает ответственность и гражданскую позицию.
Профориентационная работа в средней школе создает прочную основу для дальнейшего развития интереса учащихся. Следующим логическим шагом становится популяризация профессий среди более широкой аудитории, что расширяет возможности для самореализации старшеклассников.
2. Популяризация профессий
Понимая важность преемственности поколений и раннего вовлечения детей в профессиональный мир, МАОУ "СОШ №22" организует мероприятия по популяризации железнодорожных профессий среди дошкольников и младших школьников.
2.1. Обучение и развитие умений
Методы и приёмы работы:
Кураторство и наставничество: Студенты-выпускники становятся наставниками у старшеклассников, а старшеклассники наставниками для младших, помогая им в изучении основ железнодорожного дела. Они проводят мастер-классы, профессиональные консультации, которые носят как индивидуальный, так и групповой характер, что позволяет интегрироваться в общероссийские программы по профориентации, такие как «Билет в будущее» и участвовать в работе профориентационных площадок («Проф-гид», который реализовывался в ноябре 2022 года, « Код – успеха» -2024 г.).
Организация тематических праздников: Проведение "Дней железнодорожника" с конкурсами, викторинами, экскурсиями.
Посещение детских садов и проведение познавательных программ способствует не только популяризации железнодорожных профессий, но и развитию коммуникативных навыков учащихся. В.П. Беспалько утверждает, что педагогическая технология должна быть структурирована для достижения конкретных результатов, что в данном случае реализуется через организацию встреч с профессионалами и участие в профориентационных мероприятиях, где учащиеся могут применить приемы обучения в реальной практике.
2.2. Развитие компетенций
Развитие организационных и коммуникационных навыков:
Умение работать с аудиторией: Старшеклассники учатся доступно излагать информацию, поддерживать интерес у слушателей.
Командная работа: Планирование и проведение мероприятий требуют скоординированных действий, распределения ролей и ответственности.
Проектный менеджмент: Учащиеся получают опыт организации проектов от идеи до реализации и оценки результатов.
2.3. Воспитание и ценностные ориентиры
Формирование лидерских качеств и социальной ответственности:
Ответственность за младших: Взаимодействие с детьми младшего возраста воспитывает заботливость и внимательность.
Осознание роли наставника: Понимание важности передачи знаний и опыта повышает самооценку и мотивирует к дальнейшему развитию.
Социальная активность: Участие в общественно значимых проектах способствует формированию активной гражданской позиции.
Популяризируя профессии и развивая свои навыки, учащиеся готовы к новым вызовам и самореализации. Конкурсная деятельность становится платформой для демонстрации своих знаний и умений на более высоком уровне.
3. Конкурсная деятельность
Конкурсная деятельность является важной составляющей образовательного процесса, стимулируя учащихся к достижению высокого уровня знаний и развитию творческих способностей. Участие в олимпиадах и конкурсах технологической направленности является примером гуманизации образования по М. Монтеню, так как учитываются индивидуальные способности и интересы учащихся.
3.1. Обучение и развитие умений
Методы и приёмы работы:
Подготовка к олимпиадам и конкурсам: Организация дополнительных занятий по профильным предметам с учетом требований конкурсных программ. Учеба в железнодорожных классах позволила принимать участие в различных научных мероприятиях таких как олимпиады: Российского университета транспорта (МИИТ)–«Паруса Надежды», ПГУПС-«Адмиралтейская перспектива», чемпионаты профессионального мастерства «Профессионалы». Конкурс сочинений, Конкурсы ёлочной игрушки с логотипом РЖД, конкурсы «Юный инспектор по безопасности» …
Научно-исследовательские проекты: Руководство исследованиями учащихся в области технических наук, написание научных работ. Учащиеся ежегодно успешно участвуют во всероссийских конкурсах проектов «Инженеры будущего», «Транспорт будущего», «Инженеры транспорта».
Мастер-классы от экспертов: Привлечение специалистов для проведения занятий по решению сложных задач, знакомство с передовыми технологиями.
3.2. Развитие компетенций
Углубление знаний и навыков:
Решение сложных задач: Участие в олимпиадах по физике, информатике и математике требует высокого уровня владения материалом и аналитического мышления.
Работа с научными данными: Учащиеся учатся проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы.
Презентационные навыки: Защита проектов и исследований на конкурсах развивает умение чётко и убедительно излагать свои мысли.
В контексте профориентации по А.Д. Сазанову, как комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учётом потребностей в специальностях на рынке труда, конкурсная деятельность предоставляет учащимся возможность осмыслить свое будущее профессиональное направление.
3.3. Воспитание и ценностные ориентиры.
К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личных качеств.
Формирование профессиональных и личностных качеств:
Стремление к совершенству: Участие в конкурсах мотивирует к постоянному самосовершенствованию и углублению знаний.
Уважение к соперникам: Учащиеся учатся ценить достижения других, работать в атмосфере здоровой конкуренции.
Устойчивость к стрессу: Опыт участия в конкурсах помогает развивать эмоциональную устойчивость и способность работать в напряженных условиях.
Это направление способствует развитию личности в соответствии с определением К.Д. Ушинского, подразумевая становление и совершенствование всех сторон человеческой натуры учащихся.
Системное и последовательное развитие учащихся в рамках различных направлений деятельности формирует у них комплекс необходимых компетенций и ценностей, позволяющих успешно адаптироваться в современном мире.
Заключение
Опыт МАОУ "СОШ №22" свидетельствует о высокой эффективности интеграции образовательного процесса с практической деятельностью в сотрудничестве с предприятиями отрасли. Такой подход обеспечивает:
Комплексное развитие учащихся: Формирование не только знаний, но и компетенций, необходимых для профессиональной самореализации.
Воспитание ценностных ориентиров: Уважение к труду, ответственность, социальная активность.
Практическую направленность обучения: Применение знаний в реальных условиях, подготовка к будущей профессиональной деятельности. Результаты анализа поступления выпускников МАОУ «СОШ №22» за последние четыре года в учебные заведения железнодорожной направленности Москвы и Санкт-Петербурга позволяют продемонстрировать стабильную положительную динамику их поступления в ВУЗы РЖД (Рис. 1).
Рис 1. Динамика поступления в ВУЗы РЖД выпускников МАУ «СОШ № 22» г. Великого Новгорода
Возможность повторения педагогического опыта
Для заинтересованных образовательных учреждений предлагается следующий алгоритм действий:
Установление партнерских связей: Поиск предприятий, заинтересованных в сотрудничестве, установление контактов с их представительствами.
Разработка совместных программ: Создание образовательных программ с учетом специфики предприятия и требований образовательных стандартов.
Подготовка педагогического коллектива: Организация повышения квалификации учителей, обмен опытом с коллегами.
Интеграция в учебный процесс: Включение специальных курсов и мероприятий в учебный план.
Мониторинг и оценка результатов: Регулярный анализ эффективности мероприятий, корректировка подходов при необходимости.
Практические рекомендации:
Использование современных технологий: Внедрение ИКТ, электронных учебных материалов, виртуальных лабораторий.
Активное обучение: Широкое применение проектов, практических работ, ролевых игр.
Индивидуальный подход: Учет интересов и способностей каждого учащегося, дифференцированный подход в обучении.
Сотрудничество с родителями: Вовлечение родителей в образовательный процесс, информирование о возможностях и результатах.
Перспективы развития
Продолжение и расширение сотрудничества с РЖД и другими предприятиями позволит:
Усилить практическую направленность образования: Создать больше возможностей для практики, стажировок, реальных проектов.
Расширить спектр профессий для популяризации: Включить другие отрасли и специальности, расширяя кругозор учащихся.
Укрепить позиции школы в образовательном пространстве: Повысить престиж школы, привлечь больше заинтересованных учеников и партнеров.
Заключительное слово
В современном мире успешность человека во многом определяется его способностью адаптироваться к изменениям, обладать необходимыми компетенциями и ценностными ориентирами. Опыт МАОУ "СОШ №22" г.показывает, что тесное сотрудничество школы с РЖД, использование современных педагогических методов и активное вовлечение учащихся в практическую деятельность позволяют эффективно решать эти задачи.
Авторы надеются, что представленный опыт станет основой для развития аналогичных программ в других образовательных учреждениях, содействуя подготовке квалифицированных и мотивированных кадров для различных отраслей экономики.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Минобрнауки России, [2021г.].
2.Письмо Минпросвещения России N ДГ-617/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Фондом Гуманитарных Проектов): [элетронный ресурс].-URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-03042023-n-dg-61705-o-napravlenii/ ( дата обращения: 12.11.2024).
3.Методические рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. – М.: [2023].
4.Методические рекомендации по профессиональной ориентации для общеобразовательных организаций. – М.: [ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи, воспитания ], [2023г.].
5.Петербургский государственный университет путей сообщения: [элетронный ресурс].-URL: https://www.pgups.ru/ (дата обращения: 12.11.2024).