12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга36 Россия |
«Методика подготовки универсального игрока в настольном теннисе с переворотом ракетки»
Малахова О.С.
«Методика подготовки универсального игрока в настольном теннисе с переворотом ракетки»
Основы методики обучения. Общие положения методики обучения.
Для подготовки игроков в настольный теннис на первое место помимо воспитания физических качеств, которое представляет собой целенаправленное воздействие на естественные (врожденные) способности человека с целью их развития, выступает обучение двигательным действиям, которое определяется как процесс взаимодействия между преподавателем и учеником, в результате которого у занимающегося формируются двигательные умения и навыки.
Обучение является одной из основных сторон и неотъемлемой частью физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса. В качестве слагаемых обучение включает обучающую деятельность преподавателя (обучение) и учебно-познавательную деятельность обучаемых (учение).
Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков и овладения ими, управляемый педагогом.
Учение — сложный процесс овладения умениями и навыками, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий обучающегося и стимулирующий его развитие.
В настольном теннисе структура выполнения отдельных технических приемов игры кажется довольно простой, но ее применение специфично и связано с определенными особенностями: движения выполняются ракеткой, носят ударный характер по очень маленькому и легкому мячу, с кратковременным касанием его и приданием ему сложных вращений, вследствие чего даже незначительное изменение траекториидвижения или искажение усилий приводит к ошибке. Малая площадь соприкосновения ракетки с мячом усложняет достижение точности выполнения приема, Высокие скорости полета мяча и движения руки и туловища затрудняют контроль движений.
Важным предметом обучения в настольном теннисе являются специфические двигательные действия, и обучение этим действиям строится в соответствии с закономерностями двигательных умений и навыков. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем — от умения к навыку. В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне — способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированное, освоенности.
Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.
К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;
относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов; ,]
расчлененность или маловыраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действий во времени.
Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
К отличительным признакам навыка относятся:
повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, или связей между ними;
направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;
выраженная стереотипность частных операций и параметром действия (если не возникает объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений но отношению к сбивающим факторам;
выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.
При обучении двигательным действиям важно понимать, на какой стадии находятся осваиваемые действия, с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.
Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизмом в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а основные операции (не требующие в привычных условиях непосредственного регулирования сознанием) доведены до определенной степени автоматизма.
В настольном теннисе степень автоматизации движений значительно меньше, чем в других видах спорта, что связано с большим арсеналом технических и технико-тактических действий и выполнением их в широко вариативных, часто непредсказуемых игровых ситуациях. Однако и в этом виде спорта по мере автоматизации движений происходит их стереотипизация по ряду внешних параметров и качественных признаков. Это выражается в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, динамических и ритмических параметров техники движений при повторении действия в одинаковых условиях, а также в сохранении заданной общей результативности действия при выполнении его в изменяющихся условиях.
Одна из серьезных проблем методики формирования техники игры и технико- тактического мастерства игроков в настольный теннис состоит в том, чтобы не допустить такой стереотипизации
двигательного навыка — обеспечить оптимальное соотношение его стабильности и вариативности. Автоматизированы должны быть лишь опорные точки двигательных навыков — те, которые не меняются при выполнении различных двигательных действий одного вида.
Качество полноценной подготовки в обучении более сложным двигательным действиям, характерным для игры в настольный теннис, в целом решается на основе целеустремленной реализации общедидактических и специальных принципов физического воспитания.
Источник литературы:
Барчукова Г.В., В.М.М Богушас ,О.В. Матицын "Теория и методика настольного тенниса", М.:"Академия",2006
Команов В.В."Настольный теннис глазами тренера. Практика и методика",М.:Информпечать,2012
Маркин С.М. "Методика подготовки универсального игрока в настольном теннисе с переворотом ракетки»