Методика подготовки универсального игрока в настольном теннисе с переворотом ракетки
Малахова О.С.
«Методика подготовки универсального игрока в настольном теннисе с переворотом ракетки»
Основы методики обучения. Общие положения методики обучения.
Для подготовки игроков в настольный теннис на первое место помимо воспитания физических качеств, которое представляет собой целенаправленное воздействие на естественные (врожденные) способности человека с целью их развития, выступает обучение двигательным действиям, которое определяется как процесс взаимодействия между преподавателем и учеником, в результате которого у занимающегося формируются двигательные умения и навыки.
Обучение является одной из основных сторон и неотъемлемой частью физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса. В качестве слагаемых обучение включает обучающую деятельность преподавателя (обучение) и учебно-познавательную деятельность обучаемых (учение).
Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков и овладения ими, управляемый педагогом.
Учение — сложный процесс овладения умениями и навыками, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий обучающегося и стимулирующий его развитие.
В настольном теннисе структура выполнения отдельных технических приемов игры кажется довольно простой, но ее применение специфично и связано с определенными особенностями: движения выполняются ракеткой, носят ударный характер по очень маленькому и легкому мячу, с кратковременным касанием его и приданием ему сложных вращений, вследствие чего даже незначительное изменение траекториидвижения или искажение усилий приводит к ошибке. Малая площадь соприкосновения ракетки с мячом усложняет достижение точности выполнения приема, Высокие скорости полета мяча и движения руки и туловища затрудняют контроль движений.
Важным предметом обучения в настольном теннисе являются специфические двигательные действия, и обучение этим действиям строится в соответствии с закономерностями двигательных умений и навыков. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем — от умения к навыку. В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне — способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированное, освоенности.
Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.
К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;
относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов; ,]
расчлененность или маловыраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действий во времени.
Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
К отличительным признакам навыка относятся:
повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, или связей между ними;
направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;
выраженная стереотипность частных операций и параметром действия (если не возникает объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений но отношению к сбивающим факторам;
выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.
При обучении двигательным действиям важно понимать, на какой стадии находятся осваиваемые действия, с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.
Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизмом в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а основные операции (не требующие в привычных условиях непосредственного регулирования сознанием) доведены до определенной степени автоматизма.
В настольном теннисе степень автоматизации движений значительно меньше, чем в других видах спорта, что связано с большим арсеналом технических и технико-тактических действий и выполнением их в широко вариативных, часто непредсказуемых игровых ситуациях. Однако и в этом виде спорта по мере автоматизации движений происходит их стереотипизация по ряду внешних параметров и качественных признаков. Это выражается в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, динамических и ритмических параметров техники движений при повторении действия в одинаковых условиях, а также в сохранении заданной общей результативности действия при выполнении его в изменяющихся условиях.
Одна из серьезных проблем методики формирования техники игры и технико- тактического мастерства игроков в настольный теннис состоит в том, чтобы не допустить такой стереотипизации
двигательного навыка — обеспечить оптимальное соотношение его стабильности и вариативности. Автоматизированы должны быть лишь опорные точки двигательных навыков — те, которые не меняются при выполнении различных двигательных действий одного вида.
Качество полноценной подготовки в обучении более сложным двигательным действиям, характерным для игры в настольный теннис, в целом решается на основе целеустремленной реализации общедидактических и специальных принципов физического воспитания.
Источник литературы:
Барчукова Г.В., В.М.М Богушас ,О.В. Матицын "Теория и методика настольного тенниса", М.:"Академия",2006
Команов В.В."Настольный теннис глазами тренера. Практика и методика",М.:Информпечать,2012
Маркин С.М. "Методика подготовки универсального игрока в настольном теннисе с переворотом ракетки»
Ольга
Сосницкая Татьяна Григорьевна
Полянская Оксана Николаевна
Полянская Оксана Николаевна
Ольга
Ольга
Полянская Оксана Николаевна
Ольга
Пользователь удален
Ольга
Ольга
Гущин Иван Сергеевич
Ольга
Гущин Иван Сергеевич
Потамошнева Наталья Алексеевна