12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Ирина Викторовна42

Лекция № 1

Тема: Основные понятия стилистики.

История развития общей и русской стилистики.



Литература


1.Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. 3-е изд.,испр. Москва: Рольф, 2001. 448 с.

2. Кожин А. Н. Функциональные типы русской речи: учебное пособие / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. Москва: Высшая школа, 1982. 223 с.

Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. Москва: Просвещение, 1983. 222 с.

4. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М. В. Колтунова. Москва: Экономика, 2000. 153 с.

5. Купина Н.А., Михайлова О.А. Основы стилистики и культуры речи: практикум для студентов-филологов / Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – Изд-во «Флинта». – 2019. – 296 с.




«Живым как жизнь» назвал К. И. Чуковский язык. Живым как жизнь делает язык речь. Риторика и стилистика - это науки, которые непосредственно связаны с речью, а значит, с жизнью.

Риторика как наука искусства речи появилась в Древней Греции. Тогда же и возник термин «риторика». Огромное количество публичных выступлений, столь часто происходивших в Древней Греции во время Народных собраний и многолюдных судов, дало толчок к развитию красноречия и ораторского искусства. Риторика обобщила опыт мастерства красноречия, а основой изучения античной риторики стало изучение отношений оратора и аудитории в процессе произнесения публичной речи.

Огромный вклад в развитие этой науки внес древнегреческий ученый Аристотель. Им написан трактат «Риторика», в котором философ связал содержание и действенность речи с общественным и государственным устройством.

Греки высоко ставили науку о речи. По мнению Аристотеля, речь создает общество людей, следовательно, связана с семьей и государством. Аристотель различает шесть видов государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, политик и демократия. Аристотель определил общие цели риторики, выделил и описал виды речей, сформулировал основные принципы убеждения, правила построения речи и словесного оформления мысли. Огромное значение в своих трудах ученый придавал личности оратора, считая его талант даром, данным свыше, и одновременно утверждая, что ораторскому искусству можно научиться.

Продолжил дело Аристотеля древнеримский оратор и ученый Цицерон. Главное в риторических трактатах Цицерона - теория оформления мысли, работа над языком, ритмикой речи, выразительностью, жестами и мимикой. Настоящий оратор (по мнению Цицерона) должен быть человеком чрезвычайно образованным: тот, кто произносит речь, должен знать о предмете речи больше, чем те, кто его слушают.

Важное место в развитии риторики занимает трактат еще одного античного ученого Марка Фабия Квинтилиана «Об образовании оратора». Риторика, с его точки зрения, является венцом воспитания человека и позволяет успешно действовать в любой области человеческих отношений. Квинтилиан развивает теорию построения ораторской речи, создает ее структуру: приступ, повествование, доказательства, заключение, а также пишет о возбуждении страстей, ясности речи, ее украшении, расположении слов и произношении. Квинтилиан, в отличие от греков, которые считали риторику искусством убеждения, утверждал, что риторика - искусство говорить хорошо, то есть достигать понимания во время речи и говорить красиво.

Римские риторы определили и способы доказательств, используемых в речи. Уже тогда они понимали, что доказательство может быть обращено не только к разуму человека, но и к его чувствам.

Теория и практика риторики античности дали человечеству и основные этапы подготовки к речи. Современные ученые называют их риторическим каноном.

В риторический канон входят инвенция (выбор темы, подбор материала), диспозиция (построение будущей речи, композиция, план), элокуция (словесное выражение речи, ее украшение), меморио (запоминание речи, подготовка к произнесению) и акцио (собственно произнесение речи). В античности больше внимания уделялось разработке теории устной подготовленной речи, потому что ведущей деятельностью человека было говорение и слушание.

В первом столетии новой эры с появлением христианства развивается новое направление риторики - гомилетика. Содержательные основы гомилетики - искусство проповеди, которое заложено, например, в Нагорной проповеди Христа. С возрастающим влиянием гомилетики на общество значение других направлений риторики, например орато- рики как учения о государственной и судебной речи, не уменьшалось, продолжали развиваться и другие виды речи, известные еще в античности: диалектика, поэзия, ученые письма, трактаты, устно-письменная бытовая и деловая речь.

Практика преподавания риторики была распространена в Европе вплоть до середины XIX века, однако, как пишет Ю.В. Рождественский, риторика постепенно сдает свои позиции, а на смену ей приходит теория словесности. «Это было общим движением в европейском образовании. Риторические задачи брала на себя поэзия как массовый вид речи, поэтому поэтика и литературоведение вытесняли риторику. Это делало людей чувственными, но не способными к предметно-практической речи и практической деятельности".

XX век вернул риторике (неориторике) достойно принадлежащее ей место.

Развитие риторики в России связано с именем М. В. Ломоносова. Для красноречия, писал М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию», необходимы прежде всего дарования душевные - ум и память, а также телесные - громкий голос, приятная внешность, осанка, «долгое дыхание».

Ученый разработал теорию построения аргументированной речи, которая опиралась на виды топов (общих мест), используемых при создании речи. По Ломоносову риторика - наука о развитии мысли в слове. Основой риторики является структура речи, которую оратор дополняет эмоциональной выразительностью.

Еще одна работа, которая оказала влияние на развитие риторики в нашей стране - «Правила высшего красноречия М. М. Сперанского». Сперанский говорил о структуре публичного выступления, аргументации, композиции, выразительной речи. Много внимания уделял способам воздействия на слушателей.

Одним из самых замечательных учебников по риторике долгое время был учебник Н.Ф. Кошанского «Реторика» (таково написание у автора: он исходил из греческого написания слова - rhetorike). «Реторика» Кошанского содержала две части - общая риторика и частная риторика. Первая часть была посвящена общим вопросам риторики, вторая - работе над конкретными жанрами, при этом не только над жанрами публичной речи, но и речи письменной (разделы «Письма», «Разговоры», «Повествование», «Ораторство», «Ученость»).

В практику устных выступлений много внесли ораторы-практики Ф. Н. Плевако, П. С. Пороховщиков (под псевдонимом С. Сергеич он издал очень интересную книгу «Искусство речи на суде», которая полезна не только в адвокатской практике, но и в любом устном выступлении), Л. Ф. Кони («Советы лекторам»).

Итак, предшественниками стилистики явились античная и средневековая поэтика и риторика.

Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний. Так, научные труды Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем своё влияние на весь культурный мир того времени, стала создаваться научная терминология. Впоследствии она пополнилась за счёт латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья.

В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. В дальнейшем образцом научного языка стало строго логичное изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века. Во второй половине XVII века, благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников, формирование научного стиля сделало большой шаг вперёд, но окончательно язык науки сложился лишь во второй половине XIX века.

Зарождение русской официально-деловой речи начинается с X века, с эпохи Киевской Руси, и связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией. Важнейший памятник древнерусского права – «Русская правда», сборник законодательных установлений древнерусского государства.

В Московской Руси было два параллельных книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов, т.е. учреждений, ведавших отдельной отраслью управления или отдельной территорией. Деловой язык был очень близок к живому московскому наречию. В течение XV – XVI вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. К концу XVII – началу XVIII вв. общегосударственный приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси, из которого впоследствии и сформировался современный русский язык.

Зарождение русского публицистического стиля началось очень давно. Уже в XVI веке в выступлениях Максима Грека против невежества и корыстолюбия духовенства, в памфлетах Ивана Пересветова, критиковавшего произвол бояр и отстаивавшего идею централизованной власти, в переписке царя Ивана Грозного с князем Курбским наметились характерные черты публицистического стиля. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке, когда появилась первая печатная газета «Ведомости», был создан ряд журналов, во главе которых стояли баснописец И.А. Крылов, писатели Н.И. Новиков, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.

Оформился публицистический стиль в XIX веке. Немалую роль в его становлении сыграла деятельность В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

Разговорный стиль русского языка сформировался в пушкинскую эпоху. Важнейшую роль в его становлении сыграли И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и в особенности А.С. Пушкин.

Термин “Стилистика” появился в начале XIX века в произведениях немецких романтиков в связи с понятием, новым для того времени, индивидуальность творческой личности. В середине XIX века попытки научно обосновать “Стилистику” были предприняты в работе “Философия стиля” Г. Спенсера (1852) и Х. Штейнталя (1866). Основы стилистики были заложены в трудах А.Н. Веселовского (“Из истории эпитета”, 1895 и др.) и А.А. Потебни.

Современная лингвистическая стилистика начинается с работ Ш. Балли («Трактат по французской стилистике», 1909) и становится самостоятельным разделом языкознания в трудах лингвистов Пражского лингвистического кружка. Оформление стилистики в отечественной науке было завершено в концепции В.В. Виноградова. В России проблемы стилистики представлены в работах А. Х. Белобоцкого и М. В. Ломоносова.

Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 1920-1930 гг. XX века.

Активная разработка функциональной стилистики как направления начинается с середины 50-х годов, чему способствовали три главных фактора:

1) выдвижение идеи о различении языка и речи;

2) разработка проблематики литературного языка и нормы;

3) идея системности.

Современная стилистика понимается различно в разных лингвистических направлениях и школах.

Наиболее узкое понимание стилистики (исторически не первое) было сформулировано американской дескриптивной лингвистикой в 40-50-х гг. XX века. Она изучала структуру единиц, более крупных, чем предложение, аранжировку предложений, их группировку в абзацы и т. д. (А.А. Хилл и др.). Такой подход может быть назван дескриптивной стилистикой.

Более широкое понимание стилистики, непосредственно исходящее из предыдущего, характерно для современной, главным образом английской, лингвистики текста. То, что дескриптивисты определяли как стилистическую вариативность, т. е. построение текста на более длинных отрезках, чем предложение, в лингвистике текста рассматривается как проявление общих закономерностей построения текста. Соответственно, понятие вариативности, свободного выбора говорящим или автором текста, приёмов и форм, сильно ограничивается, и стилистика отождествляется с грамматикой текста (У. Хендрикс и др.). В этом смысле можно говорить о текстовой стилистике.

Стилистика, выходящая за пределы текста, как учение о соотношении текста с внетекстовыми (общеязыковыми, <кодовыми> и т.п.) подсистемами языка (стилями) была разработана в 30-40-х гг. XX века лингвистами пражской лингвистической школы. Текст, вообще речевой акт, устный или письменный, с этой точки зрения предстает как результат выбора говорящим языковых форм из заранее данных языком возможностей фонетических, грамматических, лексических (слов), синтаксических и как их комбинация в речевом акте в зависимости от его цели. Основу такого истолкования стилистики составило понятие «коммуникативного», или «функционального», стиля речи; этот подход, который можно называть функциональной стилистикой, смыкается с социолингвистикой.

Понятие функционального выбора, в свою очередь, восходит к концепции Шарля Балли, согласно которой в языке констатируются многочисленные синонимические формы и их ряды, один из последних составляет «нейтральный фон», а другие отличаются той или иной дополнительной окраской именно стилистической. Балли понимал эту окраску главным образом как экспрессивную <сниженную>, разговорно-фамильярную или, напротив, «высокую», книжную.

С одной стороны, в противопоставлении развивающемуся учению о структуре языка стилистика стала осознаваться как общее учение об употреблении языка (Г.О. Винокур), что отвечало повсеместному сдвигу лингвистики 50-х годов XX века к исследованию «языка в действии» (Э. Бенвенист), использованию языка говорящими в разных ситуациях, предпосылкам успешного завершения речевых актов, т.е. можно говорить о прагматической стилистике. С другой стороны, в концепции Винокура употребление языка вообще носит исторический характер, и в этом смысле учение об общепринятом употреблении является исторической стилистикой общего языка. Уже с 30-х годов XX века синхронная стилистика современного языка стала рассматриваться как этап в истории литературного языка; этот подход определяется как историческая (диахроническая) стилистика.

Наконец, стилистика общенародного языка всегда, а особенно с 20-х годов XX века, рассматривается в тесной связи с языком художественной литературы и творчеством отдельных крупных писателей.

Все названные подходы составляют современную языковедческую стилистику в широком смысле слова.

Стилистику одного языка можно сравнить со стилистикой другого или других языков, что составляет предмет сопоставительной стилистики, которая с течением времени разделилась на практическую и теоретическую.

Существуют также другие взгляды и подходы к изучению так называемого «употребления языка». В чём они сходятся, так это в том, что стилистика изучает стили. Как отмечается в Лингвистическом энциклопедическом словаре, «Стилистика - раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т.д. Однако задачи стилистики шире, чем только изучение стиля; она исследует эволюцию стилей в связи с историей литературного языка, язык художественной литературы в его эволюции... Предметом стилистики является также изучение экспрессивных средств языка, фигур речи и тропов, которые не связаны с каким-либо определённым стилем».

Итак, стилистика это ветвь лингвистики, которая изучает различные функциональные стили речи, а также различные экспрессивные средства и приёмы языка.

Стилистика имеет ряд специфических понятий и категорий: стиль, литературный язык, функциональный стиль, текст, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма.

Слово «стиль», общее для всех европейских языков, восходит к латинскому слову stylus / stilus, которое обозначает палочку для письма на восковых дощечках, заострённую с одного конца. Палочку рекомендовалось чаще поворачивать тупым концом, чтобы стирать написанное и таким образом улучшать текст. Кстати, в русском языке до сих пор сохранилось слово «стило» - ироническое наименование орудия для письма: карандаша, авторучки, фломастера и т.п. В дальнейшем слово stilus, благодаря метонимическому переносу, стало означать манеру или технику письма - предмет особой дисциплины риторики. В этом значении это слово и было заимствовано в европейские языки. «Стиль» уже как филологический термин в значении «речевая манера» встречается в русском языке с XVII века, возможно, как заимствование из польского «штиль». М.В. Ломоносов употреблял эту форму, видимо, под влиянием немецкого языка. Была известна также латинизированная форма «стилус».

Проблема определения понятия «стиль» является одной из главных в стилистике. Разные ученые по-разному подходили к определению этого понятия. Так, в определении стиля, данном академиком В.В. Виноградовым в 1955 году, важным моментом является отражение социальной природы стилей: «Стиль - это общественно осознанная и социально обусловленная, внутренне объединённая совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике единого народа». Профессор И.Р. Гальперин предложил своё определение стиля как системы взаимосвязанных языковых элементов, служащей для определённой коммуникативной цели.

В жизни слово «стиль» употребляют достаточно широко и не всегда как филологическое понятие. Например, говорят о стильной мебели, архитектуре, бытовой обстановке и т.д. В этом случае стиль синонимичен моде. В другом смысле «стильное» значит «общее», пусть даже не для всех, а для какой-то социальной группы. Так, знаменитые стиляги были именно стильные, т.е. похожи друг на друга внутри своей субкультуры. Но у слова «стиль» есть и более высокий смысл: стиль мышления, стиль поведения, стиль жизни. Так, говорят о стилях в живописи, музыке, спорте и т.д. О широте современного значения термина «стиль» свидетельствует, в частности, и обилие определений, которые он способен принять: стиль может быть хороший, плохой, сдержанный, сухой, цветистый, протокольный, эмоциональный, торжественный, поэтический, старомодный, современный, претенциозный, высокий, низкий, реалистический, романтический, классический, ораторский, эпистолярный, административный, повествовательный, описательный и т.д. К этому далеко не полному списку надо добавить стиль Шекспира, Пушкина, Флобера, Диккенса и т.д. Во всех этих разнородных употреблениях сохраняется постоянное ядро, или семантический инвариант, значения слова «стиль»: «специфический способ действия», т.е. характерный для кого-то (чего-то) одного, отличный от других. Следовательно, стиль - это прежде всего отличие, выбор: что-то можно сделать (в частности, сказать) так, а можно - иначе; и субъект действия выбирает какой-то один путь, один способ действия.

Для стилистики понятие стиль можно определить как результат отбора и организации языковых единиц всех уровней в соответствии с задачами общения в широком смысле. Отбор предполагает выбор. Для этого необходимо выявить, какие возможности для такого отбора дает языковой материал, т.е. каков функциональный потенциал каждой языковой единицы.

Литературный язык. Основные признаки литературного языка названы в работах Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.В. Панова: обработанность, нормированность, общеобязательность для всех членов языкового коллектива, историческая изменчивость, стилистическая дифференциация, поливалентность, т.е. способность обслуживать все сферы жизни. М.В. Панов среди признаков литературного языка называет такие, как язык культуры, язык образованной части народа.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Термин «функциональный стиль» предложен В.В. Виноградовым. Как обозначение центрального понятия функциональной стилистики он стал уже традиционным. В качестве синонимов употребляются термины «функциональный вариант (разновидность)» или «функциональный тип (речи)». Однако термин «функциональный стиль» предпочтительнее, поскольку здесь целенаправленно определена специфичность обозначаемого явления. Функциональный стиль – это «общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» (Виноградов В.В.).

Стиль реально существует в том или ином тексте.

Текст – это организованная в смысловое целое последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой является связность и цельность.

Стилистическая коннотация одно из центральных понятий стилистики. В современной лингвистической литературе этот термин обычно употребляется в качестве синонима не только к стилистическому значению, но и к стилистической окраске, маркировке, поскольку под ним разумеется часть семантической структуры языковой единицы. Поэтому здесь используется этот более широкий термин. (Это в какой_то степени перекликается с употреблением Е.Ф. Петрищевой также одного термина — окраска, со ссылкой на неразличение в литературе терминов стилистическое значение и окраска) (Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М., 1984. С. 17.).

Стилистические нормы исторически сложившиеся, закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями задачами и содержанием общения.

В каждом типе текста свои нормы. Например, нормой официально-делового стиля является стандартизованность и стереотипность, научного – подчеркнутая логичность изложения, публицистического – экспрессивность и стандарт; нормы разговорной речи обусловлены неподготовленностью и непосредственностью общения.

Язык непрерывно изменяется, и вместе с ним изменяются его стилистические нормы. Современные стилистические нормы демонстрируют тягу к новому и индивидуальному. Они отличаются использованием просторечных, жаргонных и иных сниженных элементов и активизацией механизмов свободного построения дискурсов (соединение разноплановых стилистических слоев: книжных и разговорных, пафосных и сниженных).

Новая стилистическая нормы освобождается от многих запретов в пользу критерия персональной мотивированности речевого поведения и отражает процесс зарождения новых категорий мышления.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.