12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Башкин Анатолий Васильевич83
Россия, Липецкая обл., Липецк
0

Консультация учеников «Методика решения сложных и сверхсложных задач для абитуриентов, готовящихся к поступлению в ВУЗ, для старших школьников и учителей химии (2)»

Методика

решения сложных и сверхсложных задач

для абитуриентов, готовящихся к поступлению в ВУЗ,

для старших школьников и учителей химии (2).

 

 

 

 

Башкин Анатолий Васильевич –

учитель химии высшей категории,

победитель конкурса лучших учителей

Российской Федерации в 2006 году

в приоритетном национальном

проекте «Образование»

 

 

 

 

Липецкая область, Липецкий район,

МБОУ СОШ с. Сырское

2018 год

 

 

Внимание !

При решении предложенных задач, не спешите сразу смотреть правильное решение, попытайтесь решить самостоятельно. Это даст Вам больше удовлетворения и пользы для повышения качества знаний по химии.

  

Помните !

Знание тогда становиться знанием, когда оно приобретено усилием своей мысли.

  

Рекомендуемые советы при решении расчетных задач:

1)    При решении задач по химии расчеты ведите через количества вещества.

 

2)    При необходимости вводите одну переменную – «х», или две «х» и «у», или три «х», «у» и «z».

 

3)    Очень внимательно читайте-изучайте текст задачи (несколько раз), чтобы понять замысел составителя задачи. И также как и он, Вам необходимо пройти предложенный им путь, понять заложенную сущность химических превращений, шаг за шагом, поэтапно, строго соблюдая при этом законы химии, физики, математики, до полного решения задачи.

 

4)    Не бойтесь решать сложные задачи, ведь они состоят из нескольких простых задач, например, двух, трех или четырех с раними уравнениями химических реакций, объединенных одним общим текстом.

 

5)    Хорошо надо знать теоритическую часть по химии, исключительно всех тем, чтобы не было проблем в написании уравнений химических реакций требующихся в задаче.

 

6)    Чем лучше Вы знаете теоретическую часть, тем успешней будете решать задачи, но решать надо много. Необходимо в первую очередь освоить все существующие алгоритмы разных типов задач, а их несколько десятков. В моих публикациях предложена методика решения некоторых из них. Изучайте, решайте, побеждайте! Желаю успеха!

 

Задача:

При взаимодействии нитрита FeS2 с избытком азотной кислоты выделилось 6,72 л бурого газа (н.у.) и образовался раствор массой 65 г, в котором массовые доли азотной и серной кислот равны. Высчитайте массовую долю азотной кислоты в исходном растворе.

 

Решение:

 

1)

В пирите FeS2, железо имеет степень окисления +2,

при взаимодействии с конц. HNO3 оно переходит в Fe+3,

так как HNO3 – сильный окислитель.

            S-1

Fe+2

            S-1

 +2              +5

FeS2  +  HNO3  ------------  Fe(NO3)3  +  NO2| +  H2SO4  +  H2O   

                                                          бурый газ 

 

2)

Составляем электронный баланс

 

    

       1

                        _

Fe+2  -  1e ------ Fe+3

                        _

2S-1  -  14e ------ 2S+6

 

 

     восстановитель, окисление

 

     15

                        _

 N+5  +  1e -------  N+4

 

     окислитель, восстановление

 

 

 

 

3)

Расставляем коэффициенты в уравнении химической реакции:

                                                                       6,72 л

        FeS2    +    18HNO3 --------  Fe(NO3)3  +  15NO2|  +  2H2SO4  +  7H2O

 

n  =  1 моль       18 моль              1 моль          15 моль      2 моль       7 моль

M = 120 г/моль  63 г/моль           242 г/моль    46 г/моль   98 г/моль  18 г/моль

 

 4)

n(NO2)   =

6,72 л / 22,4 г/моль

 

=  0,3 моль

 

 5)

  m(NO2)  =  0,3 моль * 46 г/моль  =  13,8 г

                 вступило                                                  образовалось 

 

m =  2,4 г              22,68 г                4,84 г            13,8 г          3,92 г         2,52 г

n  = 0,02 моль      0,36 моль            0,02 моль      0,3 моль     0,04 моль    0,14 моль

V =                                                                       6,72 л

        FeS2      +    18HNO3 ---------- Fe(NO3)3   +  15NO2|  +   2H2SO4    +  7H2O

n  =  1 моль          18 моль               1 моль           15 моль       2 моль         7 моль

M = 120 г/моль     63 г/моль            242 г/моль      46 г/моль    98 г/моль    18 г/моль

 6)

m(FeS2)  =  0,02 моль  *  120 г/моль  =  2,4 г

 7)

m(H2SO4)  =  0,04 моль  *  98 г/моль  =  3,92 г

 8)

m(HNO3)  =  0,36 моль  *  63 г/моль  =  22,68 г

 9)

Так как массовые доли HNO3 и H2SO4 равны, то равны и их массы после реакции. Значит масса оставшейся азотной кислоты, после реакции, равна массе образовавшейся серной кислоты, то есть 3,92 г.

Тогда всего было азотной кислоты в исходном растворе:

 m(HNO3)  =  22,68 г  +  3,92 г  =  26,6 г 

 10)

m раствора   =  65 г  +  m(NO2-  m(FeS2)  =  65 г +  13,8 г -  2,4 г  =  76,4 г

исходного   

   HNO3

 11)

W(HNO3) =

26,6г / 76,4г 

 

* 100 %

=  34,8 %


 Задача решена.
Опубликовано




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.