Методика В. Ф. Базарного в практике школьного обучения

0
0
Материал опубликован 25 January

Методика В. Ф. Базарного в практике школьного обучения

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.

К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в начальной школе, продолжается на средней и старшей ступенях обучения. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся  в соответствии с нормативными требованиями. Учащимся задаются чрезмерно большие домашние задания.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. Учащиеся в школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, по мнению которого  «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач». Он дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

- Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Базарный Владимир Филиппович – доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области, которая находится в г. Сергиев Посад.

Более 30 лет он исследовал состояние здоровья детей в школе. Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале обучения в школе. Сначала его внимание привлекли факты школьной близорукости и чрезмерное склонение детей при письме и чтении. Оказалось, что распространенное мнение, будто склонение связано с дурной привычкой детей и легко исправляется простым педагогическим требованием, не имеет под собой научной основы. Многие ученые исследовали проблему чрезмерного склонения. Их решение – необходима наклонная поверхность для письма. Эксперименты сотрудников Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР по физиолого-клиническим особенностям развития зрения показали, что чаще всего склонение менее 20 см встречалось у младших школьников, начавших учиться с 6 лет (у  начавших учиться с 8 лет оно не встречалось). Это устойчивый во времени навык, который связан с обучением и нагрузкой на ближнее зрение.

Чрезмерно низкое склонение имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими отсюда последствиями – появляются смещение внутренних органов, ухудшение работы сердечно-сосудистой системы и последующая астенизация детей. Малая двигательная активность детей во время урока (хваленая педагогическая дисциплина, связывающая внимание детей с отсутствием движений и сидячей позой) приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию. Итак, результаты стандартной школьной процедуры обучения не выдерживают никакой врачебной критики и ведут к ухудшению здоровья школьника и будущего призывника (в том числе, к патологии детородной конституции, что связано с астенизацией и малой физической нагрузкой – девушки вырастают хилыми и имеют слабую половую конституцию (они тонкие, имеют неразвитый таз, слабые мышцы)).

Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах:

- Созданы специальные ростомерные (регулируемые по росту ребенка) конторки с наклонной поверхностью, которые оптимально учитывают физиологические требования к занятиям в школе. Дети обучаются не сидя, а стоя, с возможностью, когда они устают, присесть или прилечь (на ковер). Итак, конторки позволяют ребенку самостоятельно регулировать свою активность и исключает принудительное физическое расслабление во время уроков (4-8 часов в день на протяжении многих лет). В итоге, дети растут весь год, а не только летом, когда обычные школьники во время каникул имеют максимальную двигательную активность – непрерывный рост менее вредит сосуды и оказывает нагрузку на сердечную систему.

- Вместо принятой активности учителя и пассивности учащихся, введенных в монастырской школе Яна Амоса Коменского, предлагается система обучения с максимальной подвижностью ребенка и возможностью переключения зрения с ближнего на дальнее расстояние. Учитель использует различные игры, которые позволяют ребенка проявлять инициативу и ориентироваться в трехмерном пространстве. Дидактический материал подвижен, а зрительные горизонты смещаются. Все упражнения, которые могут выполняться не на поверхности конторки, проводятся в подвижных играх. Это позволяет формировать активного и подвижного ученика. Польза для зрения очевидна.

- Во время занятий регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции – дети занимаются на специальном офтальмотренажере, либо следят за движением по потолку  движущихся предметов (вариант – рассматривают нарисованные на потолке предметы). Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга. Есть таких упражнений с активацией всего организма.

- Вместо стандартных наглядных пособий на стенах предлагается использовать широкоформатные  панно с изображениями природных ландшафтов для осуществления переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, панно помогает смягчать воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства.

Сегодня в детском саду не учат писать, а в школе отводится мало часов на обучение каллиграфическому письму.  Эксперименты показали, что письмо, выработанное стоя за конторкой, отличается каллиграфией. Перьевая ручка повсеместно заменена шариковой без всякого психологического и физиологического анализа. Однако, хотя чистоты в тетрадях добавилось, упущен из внимания тот факт, что письмо является одним из основных средств деятельности ученика. Так как шариковая ручка не приспособлена к дозированной нагрузке, то ребенок не может в процессе овладения письмом регулировать свою нагрузку на руку, что способствовало бы отработке пластичного письма. В итоге, не только плохой подчерк учащихся, но и неосвоенное быстрое письмо – ученик не может делать быстро то, что он не научился делать легко. Ежедневное использование неосвоенного средства приводит к повторяющемуся школьному стрессу с очевидными последствиями – перегрузке школьников, хроническому неврозу, повышенной утомляемости и заболеваемости. Возражения по типу дети скоро будут просто печатать на компьютерах - не уместны, поскольку вред компьютерного монитора для ребенка и опасность зависимости от Интернета – отдельная тема исследований. Напомним, что есть психологические закономерности развития ребенка и маленький школьник – это не маленький взрослый ни интеллектуально, ни физиологически, ни поведенчески. Отрицание этого приводит к провальному результату обучения.

Большое внимание уделяется развитию телесных функций ребенка. Выделены основные характеристики физиологического развития ребенка (вестибулярная зрелость, координация движений, согласованность работы различных сенсорных систем и т.д.). По этим параметрам проводится как формирование телесного развития, так и контроль. Обязательно проводятся развивающие физические упражнения, причем они не выделены в отдельные уроки, а органично включены в состав любого урока. Это не просто зарядка, а специальные занятия с акцентом, направленным на формирование сложных сопряженных психических функций, таких как координация руки и глаза, общая координация движений, художественная пластика  и т.д. Включение воображения в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка.

Важная часть – развитие тонкой моторики и ручного творчества. Некоторые учителя полагают, что письма в школе достаточно для овладения тонкой моторикой, однако преподаватели дополнительного обучения знают, что уровень развития и саморегуляции ребенка значительно возрастает при целенаправленном творческом ручном труде – ребенок сам создает трудное в исполнении ручное изделие (модель планера, панно из соломы и т.д.).  Сокращение ручного труда в детском саду и уклон на обучающую функцию привели к отсутствию у детей начальной школы навыков ручного творчества с вытекающими отсюда негативными последствиями – снижением мотивации к обучению, неумением ребенка строить длительные и целенаправленные действия, сенсорным отставанием в развитии. (Психолог Зинченко доказал, что психические функции развиваются через анализ предметов в исследовательских манипуляциях с предметами – лепку, конструирование, рисование).

Необходима дополнительная работа в этом направлении.    Ручное творчество ребенка может осваиваться на конторках с горизонтальной поверхностью.

В обучении активно задействуется образное мышление ребенка – в частности, разработана образная азбука для изучения букв. Приоритет образного мышления в обучении вытекает не только из особенностей развития ребенка данного возраста, но и из необходимости – у детей до 12 лет не сформировано понятийное мышление и попытки решать задачи с иксами в пятом классе являются чрезмерным испытанием для интеллекта детей. Использование образов в обучении детей не только является адекватной мерой, но и способствует развитию воображения и морально-этической сферы школьника (что раньше называлось воспитанием, но сейчас совершенно выпало из внимания учителей).

Духовная перспектива заложена в саму программу, поскольку является необходимым элементом не только социализации (освоения моделей и норм поведения), а высшего духовного развития человека. Моральные ценности передаются согласно менталитету русского народа, а не по переменчивым стандартам современных школьных реформ. Они учитывают разницу поло-социального поведения мальчиков и девочек и помогают им освоить адекватную роль – для мальчиков  мужество, ответственность, великодушие, для девочек – заботу о ближнем, готовность к воспитанию детей, милосердие, мягкость и т.д.

Обучение проводится параллельно-раздельно. Мальчики по физиологическим и психологическим показателям развиваются в школьном возрасте на 1-2 года позже, что связано с гормональным развитием. Обучение по одной программе мальчиков и девочек сопряжено с заниженной оценкой результатов мальчиков по сравнению с опережающими их девочками. Это ведет к сниженной самооценке, неуверенности в своих силах, бесполой модели поведения: отсутствию адекватных полу черт характера и копированию одобряемой учительницами модели поведения девочки – мягкости, уступчивости и т.д. Было предложено обучать мальчиков в одной школе с девочками, но в отдельных классах и по своей программе.

Вывод: продумана целостная система обучения, которая апробирована на протяжении уже не одного десятилетия (более 20 лет). На данный момент можно сказать, что это официально запатентованная здоровье-сберегающая технология обучения, которая не только сохраняет здоровье детей¸ но и улучшает его. По результатам выпуска школьников в экологически загрязненной Москве оказалось, что все мальчики имеют рост выше среднего и готовы к службе в армии. И это в то время, когда по результатам врачебного осмотра нельзя найти ни одного здорового выпускника в выборке из 600 старшеклассников.

В целом, можно сказать, что данная технология обучения является научно-обоснованной в отличие от существующей стихийно-сложившийся традиции обучения, которая в данное время еще осложняется необдуманными реформами и копированием западных (также научно-необоснованных) моделей обучения. Мы рискуем потерять в погоне за модными реформами даже то, чем была сильна наша система обучения, но в первую очередь – здоровье детей.

   


9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.