Методика обучения обществознанию в условиях реализации ФГОС
Методика обучения обществознанию в условиях реализации ФГОС.
Автор: учитель обществознания и права МКОУ «Гутатлинская СОШ»
Р.Дагестан Цунтинский район Курбанова Альбина Викторовна
«Особенности чтения лекции по обществознанию»
Известно, что лекция – одна из наиболее традиционных форм группового обучения. Для лекции характерна однонаправленная передача информации.
П едагог ученик
С урока-лекции начинается почти каждая новая тема в преподавании обществознания и за ней обычно следуют практические занятия ,зачеты ,семинары и т.д.
Поэтому от того ,как проходит лекция зависит результативность следующих этапов обучения. Различают лекции научные и публичные .В школе должны иметь место как научные (на уроках ),так и публичные (на внеклассных,на воспитательных мероприятиях) лекции.
К основным дидактическим целям урока-лекции по обществознанию следует отнести следующие:
1. Сообщение ученикам современных, целостных, систематизированных представлений об обществознании, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темы;
2. Привитие интереса к изучаемому предмету, развитие самостоятельности и творчества в мышлении.
С формальной стороны в лекции-уроке, как специфической форме обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно- воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. Суть их состоит в следующем:
Обучающая функция подразумевает передаче школьникам основ обществознания научно обоснованных путей решения проблем социо- гуманитарной жизни, а также первичному научению решения научно- практических задач и проблем. Лекция-урок должна давать целостное, систематизированное, аргументированное представление о решении той или иной прикладной проблемы социальной сферы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, приведённых учителем, является главным в обучающей функции лекции-урока. Следует помнить, что лекция-урок должна давать самое современное на сегодняшний день представление об изучаемой теме, что принципиально отличает её в этом отношении от учебников и учебных пособий.
Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентации в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.
Познавательное значение возрастает, когда по соответствующим разделам социально-гуманитарного знания отсутствуют методические материалы и пособия, когда учащиеся впервые знакомятся с новой сферой научных знаний, когда рассматриваемая на лекции-уроке тема обществознания ещё не нашла отражения в школьных учебниках.
Развивающая функция реализуется тогда, когда лекция ориентирована не на возможности памяти ученика, не даётся как простой или специальный подбор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ поставленной проблемы. Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, от умения лектора заставить учеников мыслить проблемно и в должном контексте. Последовательное, аргументированное изложение материала, способность побуждать учеников совместно искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска, чтобы, в результате, вместе придти к обоснованным выводам – именно этом заключается развивающая для ученика функция урока-лекции.
Воспитательная функция лекции заключена в соответствии её содержания принятым этическим нормам, в формировании научного мировоззрения, развитии рефлексивных начал в постижении обществоведческого материала. Следует сказать, что большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера ведения лекции, проявление уважения к учащемуся с отличающимся от него мнением, если оно не противоречит системе пройденного материала.
Кроме того, воспитательное значение имеет и атмосфера совместной работы, выстроенной в духе культуры общения и педагогики сотрудничества. Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся, как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция может быть усилена чтением вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции должно указывать необходимую литературу, обращать внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить. Тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.
Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
Современная дидактика рассматривает лекцию, как развивающую форму обучения: методика её чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала. В связи с этим ниже представляется передовой педагогический опыт, позволяющий выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.
Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
Вводная лекция. Популярное, ориентирующее изложение.
Установочная лекция. Объяснение с иллюстрацией; репродуктивный метод; проблемное изложение материала
Академическая лекция: традиционная, проблемная, лекция – дискуссия
Репродуктивный метод; проблемный метод; метод дискуссии.
Обзорная лекция (консультация). Репродуктивный метод; проблемный метод.
Итоговая, заключительная лекция .Репродуктивный метод; аналитический метод; метод дискуссии.
Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения какого либо
предмета и в ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.
Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении той или иной отрасли права, ориентирующее на решение правовых проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы студенты могли себе представить, что они будут изучать какими знаниями и умениями они обогатятся.
Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных правовых вопросов, поставленных проблем.
Академическая («базисная») лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое
планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под
конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания юридической теории и практики.
Обзорная лекция (консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.
Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговое занятие после изучения большой темы. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний. Вместе с тем в ходе лекции учащиеся ориентируются на дальнейшее самостоятельное познание, углубление изученного с целью расширения своего кругозора, овладения более широким научным мировоззрением, эрудицией и профессиональной подготовленностью.
Дидактические требования к лекции.
При подготовке к лекции преподаватель должен вычленить для себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методические приёмы будут использованы. Решение этих проблем зависит от мастерства и эрудиции учителя.
Содержание лекции:
- научность и актуальность данной темы в системе научных знаний, -
- внутрипредметная и межпредметная связь,
- прикладное значение практическая значимость,
- воспитывающее значение и нравственность,
- творческий характер,
- убедительность и доказательность,
- логика построения.
Для отбора содержания определяющими являются требования учебной
программы к уровню подготовки учащихся, учебно-воспитательные цели, время изложения лекции и её разновидность, место данной темы в системе изучения предмета.
Методика: вовлечение учащихся в тему лекции, создание проблемных ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме, широкое использование наглядного и иллюстративного материала, демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся, эмоциональность, образность, увлечённость, эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация его заинтересованности в изучении учащимися данной темы.
Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, разновидностью лекции, логикой её построения, возможностью использования наглядных и технических средств обучения.
Написание текста лекции – творческий процесс преподавателя над научностью и точностью изложения, нравственностью и воспитывающей значимостью излагаемого, чётким обозначением и раскрытием прикладного значения, работа над образностью и яркостью выражений, их эмоциональностью, логикой доказательств.
Обеспечение текста лекции наглядностью для придания ему удобства использования. Хотя проведение лекции не должно быть считыванием с листа, а живой, эмоциональной беседой с учащимися, тем не менее, содержание этой беседы должно быть максимально близко к подготовленному материалу с привлечением, конечно, известной доли артистизма и личностного влияния педагога.
Выделение структурных элементов, опорных, узловых и переходных моментов так, чтобы они бросались в глаза, не вчитываясь в собственно текст, позволят лектору следовать логике продуманного заранее хода изложения отобранного материала. Конечно, и в ходе лекции могут появиться новые свои методические приёмы и открытия – в этом проявится творчество преподавателя. Так же надо обратить внимание на то «что каждую лекцию должен завершать преподаватель подведением итогов, а не звонок, извещающий о её окончании».
Принципы построения лекций:
1. Логическая последовательность в изложении материала.
2. Динамичность.
3. Формирование понятий.
4. Движение от общего к частному или к особенному.
5. От конкретного к общим выводам.
6. Расположение материала соответственно практической значимости его
составных частей.
Для того чтобы лекция носила творческий характер в её основу должна
быть положена глубокая научно-исследовательская работа. Чтение лекций всегда требует основательного знакомства с широким кругом проблем отрасли права. В процессе чтения лекций следует отмечать ошибки, недостатки, устаревшие места и дискуссионные положения.
Изучение частных положений, практики применения отдельных норм, институтов целесообразней проводить в рамках семинара, практических занятий, контрольных, письменных работ и в иных формах, обеспечивающих активную и творческую работу, прежде всего самих студентов. Поэтому, в процессе обучения юридической дисциплине необходимо больше ориентироваться на практические и семинарские занятия.
Типы и формы учебных занятий по обществознанию
Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе различных оснований. Обратим внимание лишь на некоторые из них.
Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций : по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения.
Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются:
— вводный урок;
— урок изучения нового материала;
— комбинированный урок
— контрольный урок;
— урок проверки и учета знаний;
— повторительно-обобщающий урок.
Общий уровень юридической и методической подготовки учителя права, наличие тех или иных средств правового обучения, уровень способностей ребят класса, содержание юридического материала оказывают существенное влияние на выбор того или иного типа урока. Уроки, одинаковые по типу, могут быть разными по виду, в зависимости от выбранного ведущего метода: например, вводный урок можно провести в виде экскурсии в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни и роли права в судьбе человека.
В правовом обучении необходимо обратить внимание на один очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено ранее.
Рассмотрим уроки права, которые различаются между собой по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче.
Автор считает, что учитель права может создавать такие формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому нет смысла однозначно трактовать существующую систему типологии учебных занятий по праву.
Уроки вводный и изучения нового материала
Вводный урок предворяет серию учебных занятий и, как правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения. На таком уроке можно выявить уровень предшествовавшей подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать основания для формирования устойчивого интереса школьников к предмету. С этой целью можно организовать проведение игр, решение интересных правовых казусов и проч.
Урок изучения нового материала целесообразно организовывать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности и проч. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, киноурока и проч. В этом случае преобладает именно изучение нового материала.
Специалисты называют их «системой мотивации».
Комбинированный урок по праву
Однако в большинстве случаев в правовом обучении весьма распространены уроки комбинированного типа. Стоит согласиться с исследователями, которые выделяют такие структурные компоненты этих занятий:
1. Организационный момент. Обучаемые настраиваются на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности.
2. Постановка цели занятия перед учащимися.
3. Опрос, включающий в себя комплекс заданий по проверке качества обученности школьников после изучения предшествующей темы.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученной темы.
6. Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.
7. Задание на дом.
Рассмотрим чуть подробнее основные звенья комбинированного урока.
Урок начинается с небольшого организационного момента. Он может быть выражен в приветствии учителя и учеников. Правила делового обыкновения как разновидности социальных норм предполагают, чтобы участники обучающего процесса приветствовали друг друга стоя. Ученики и учитель настраиваются на предстоящую деятельность. Практика показывает, что нельзя затягивать этот этап урока (выяснять отношения с детьми или заводить разговор на отвлеченные темы).
Вторым компонентом урока выступает проверка знаний и умений школьников. Учитель организует работу детей, использующих в своей деятельности ранее изученный материал. Проверка сформированности правовых умений, знаний учеников может осуществляться устно или письменно. При этом необходимо, чтобы все школьники были включены в эту деятельность, учитывались индивидуальные особенности каждого, а потому подобная диагностика может носить дифференцированный характер. Учитель, хорошо знающий своих обучаемых, предлагает более сильному из них по уровню подготовленности сложное задание, а тому, кто еще не достиг такого уровня, — задания упрощенного типа. В опрос необходимо включать задания, контролирующие не только степень усвоения предыдущего материала, но и нацеливающие на изучение новой темы.
Учитель права может заранее разработать серию вопросов и заданий, которые будут адресованы на этом этапе школьникам. Их формулировки должны быть четкими, понятными и соответствовать возрасту обучаемых. Методисты рекомендуют сначала задавать такие вопросы: «О чем мы с вами говорили на уроке в прошлый раз?», «К какому выводу мы пришли, изучая тему?».
Основные требования, предъявляемые к школьникам при ответах, должны быть заранее им известны. Для этого можно использовать специально разработанные памятки. Вот правила для учеников:
1. Ответы должны быть краткими, со ссылкой на правовую норму.
2. Свой совет при разрешении правовой ситуации следует аргументировать конкретными примерами.
3. Записи на доске, в тетради делать краткими и аккуратными.
Опрос может проводиться фронтально — так называют одновременную работу учителя со всеми учениками класса — в устной форме. В этом случае учитель предлагает ответить школьникам на краткие вопросы по теме, например: «Давайте вспомним, что такое правовая норма? Какие существенные признаки этого правила поведения можно выделить? Приведите в пример любую норму права». Затем некоторые ученики могут быть приглашены на первые парты для выполнения письменного задания: это может быть решение правовой задачи, объяснение сущности правового понятия и выстраивание графической схемы изученного материала и проч. Другие же школьники могут работать у доски, заполняя, предположим, таблицу сравнительного анализа правовых и других социальных норм. Однако весьма ценной на уроках права является работа, требующая устного рассказа школьника, объяснения своей позиции. При выступлении одного школьника по теме другие ребята должны учиться умению его слушать, дополнять и даже критиковать. При этом школьник должен знать требования, предъявляемые к устной речи:
1. Выступление должно соответствовать поставленной проблеме, вопросу.
2. Речь должна быть яркой, выразительной и убедительной.
Для этого необходимо приводить примеры, четко формулировать правовые нормы, необходимые для ответа, использовать в объяснении изученные правовые термины.
3. Предложения не нужно выстраивать большими, лучше, если это будут краткие, но несущие смысл высказывания. Начав высказывать мысль, необходимо довести ее до конца, а при ответе стараться избегать «слов-паразитов», засоряющих грамотную речь.
4. Важно правильно выражаться в юридическом смысле, ибо право требует всегда четкости.
Целесообразно, чтобы опрос и изучение нового материала оказались логически взаимосвязанными между собой. Поэтому в зависимости от темы урока необходимо продумать серию вопросов, нацеливающих на изучение новой проблемы. Важно, чтобы школьники увидели значимость нового материала, заинтересовались его изучением. Учитель права должен четко сформулировать тему урока, обозначить цели, задачи предстоящей деятельности, а также задания, которые необходимо выполнить. Следует обозначить план учебного занятия, который выступает моделью содержания изучаемого правового материала, и визуализировать его на доске, листе ватмана и проч.
Например, тема урока: «Право и имущественные отношения» (из курса обществознания в 9 кл.). После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников;
— разъяснять сущность института права собственности;
— знать основные виды договоров, уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений;
— уметь защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке;
— разъяснять сущность следующих понятий: иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданское правоотношение.
ПЛАН УРОКА
1. Что регулирует гражданское право?
2. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений.
3. Сделки и договоры.
Следующим звеном комбинированного урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными способами. Например, ученики получают задание познакомиться самостоятельно с извлечением из Закона и решить три правовых ситуации. Такая работа выполняется по группам. В другом случае школьники работают с текстом учебника и готовят вопросы по теме другой группе, которая должна суметь дать на них правильный ответ. Учитель выступает в роли организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной деятельности учеников. Он должен корректировать их ответы, делать пояснения, обращать внимание на то, что должно быть усвоено, и проч. В другом случае можно использовать рассказ при объяснении нового материала. Здесь учитель права должен обратить внимание на важные понятия, которые надо запомнить школьникам, желательны яркие примеры, поясняющие механизм реализации той или иной нормы права и проч. Данная часть урока должна быть хорошо продумана педагогом с учетом особенностей возраста и уровня подготовки ребят.
Важным этапом учебного занятия по праву является закрепление изученного материала. Этим понятием методисты обозначают вторичное восприятие, осмысливание того, что уже изучено. Для чего это необходимо на уроках права?
Во-первых, следует иметь в виду, что многие правовые понятия являются весьма сложными и их необходимо прочно усвоить.
Во-вторых, этот этап позволит сразу же систематизировать знания, выявить пробелы в изучении темы и восполнить их.
Закрепление отдельных юридических конструкций всей темы можно осуществлять сразу же после изучения каждой из них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общему итоговому закреплению темы, в процессе которого используются вопросы или задания воспроизводящего характера. Например, разъяснив понятие «дееспособность лица», учитель может задать школьникам следующие вопросы:
— Что такое дееспособность ?
— Какие виды дееспособности выделены в российском законодательстве ?
— Чем различается дееспособность физических и юридических лиц?
— Как может осуществлять свои права тот, кому исполнилось 14 лет ?
В ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществлять его логическую связь с тем, что изучается дальше. Повторение нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое связано с более глубоким изучением темы, обобщением того, что уже изучено. При повторении происходит систематизация знаний обучаемых — упорядочивание их в логической последовательности осмысления проблемы. В правовом обучении используют и обобщение материала, которое связано с выделением основного, существенного и общего в явлениях, понятиях и проч.
Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием, которое предлагается школьникам. Вот основные правила методического характера, которые следует учитывать учителю, задающему на дом:
1. Домашнее задание связано с содержанием правовой информации урока.
2. Оно должно быть четким, ясным и адресоваться всему классу. Однако можно предлагать и отдельные индивидуальные задания некоторым школьникам.
3. Правила выполнения заданий дома учитель должен разъяснить на уроке, обратив внимание на требования, которые к ним предъявляются.
4. Задания должны включать обязательную работу с учебником, схемами, вопросами, представленными после параграфа. Необходимо пояснить, на что следует особо обратить внимание. В случае трудности в выполнении отдельных заданий по учебнику учитель имеет право их исключить, сформулировав собственные вопросы, задания.
5. По общему правилу задание предлагается выполнить к следующему уроку, однако могут быть и задания, рассчитанные на более длительный срок подготовки.
6. Задание на дом ученики должны записать: в тетради, дневнике. Невыполнение их систематически приводит к снижению уровня обученности праву.
7. Нельзя предлагать большой объем домашних заданий (в противном случае основная часть учеников их не выполнит).
8. На следующем уроке учитель обязательно проверяет, как выполнено задание (систематическая непроверяемость заданий приводит к Снижению их значимости).
Большинство современных учебников содержит в конце параграфа вопросы для самоконтроля и дифференцированные задания для самостоятельной работы. Ученикам следует объяснить, что, отвечая на вопросы, они как бы проверяют себя, а затем эти знания должны быть соотнесены с умением их применять в жизни — определять модель поведения, давать консультации, разрешать правовой спор и проч. Многие из представленных заданий можно выполнять на уроке на этапе закрепления полученных знаний.
Например, при рассмотрении темы «Источники права» необходимо обратить внимание школьников 9-х классов на известную в юриспруденции аксиому: «Закон не имеет обратной силы». С этой целью учитель рассказывает сущность действия закона во времени, а затем школьникам предлагается решить задачи:
1. Олег избил своего одноклассника 3 сентября. Причинил ему тяжкие телесные повреждения. По этому факту было возбуждено уголовное дело. 15 сентября в качестве меры по усилению борьбы с преступностью стал действовать новый закон, ужесточающий наказание за указанный вид деяния. Какие правовые нормы лягут в основу приговора суда о наказании Олега?
2. Николай был задержан органами милиции за кражу имущества 5 декабря. В связи с либерализацией политико-правового режима в стране 10 декабря был принят новый закон, смягчающий наказание за такой вид деяния. Нормами какого закона будут руководствоваться при вынесении решения по делу Николая?
Контрольный урок по праву
Такой урок целесообразно проводить после изучения темы или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнить письменные задания: решить задачи, объяснить юридические правила поведения людей в той или иной ситуации.
Предположим, школьникам предлагается написать юридический диктант, в котором встречаются ошибки. Задача будет заключаться в том, чтобы выявить ошибки и объяснить их.
В 9 классе при изучении темы «Субъекты права» по курсу «Основы правовых знаний» предлагаем такой диктант:
«В 12 лет Олег стал собственником квартиры, которая была завещена ему бабушкой. Собственник может распоряжаться тем имуществом, которое ему принадлежит. Олег продал квартиру Виктору. Все документы нотариус заверил. Имея деньги, Олег решил заняться предпринимательством. Его родители не возражали, и по решению органа опеки и попечительства он был объявлен правоспособным...»1.
На контрольном уроке может проводиться устный опрос, по ходу которого ученикам предлагается выполнить отдельные задания.
На уроках проверки и учета знаний ученикам можно предложить выполнить тестовые задания, причем их проверку организовать в классе. Ученики меняются тетрадями. Учитель разбирает с классом в устной форме ответы на каждый вопрос теста и просит школьников отмечать знаком «+» правильные ответы своих одноклассников и знаком «-» неверные. Затем набранное количество баллов переводится в шкалу общепринятых отметок.
Уроки обобщающего повторения
Такие уроки могут проводиться после изучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков, раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков является систематизация правовых знаний школьников, установление логической взаимосвязи изучаемых правил поведения, правовых явлений и обобщение их. К такому уроку учитель заранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними школьников.
Повторительно-обобщающие уроки могут проходить в форме игры, групповой работы с законами и проч.
Например, при изучении темы «Социальные регуляторы общественной жизни» школьники знакомятся с нормами морали, права, этикета, традициями, обычаями, мифами, семейными, корпоративными, политическими, религиозными и другими правилами. На обобщающем уроке они выделяют общие и отличительные черты существующих социальных норм в обществе, докладывают о результатах своего собственного наблюдения по вопросу о механизме действия этих правил в реальной жизни. В конце учебного года проводят итоговые уроки, носящие итогово-повторительный характер. Их главная цель заключается в том, чтобы закрепить знания основных правовых понятий, обобщить изученный материал, увидеть системность права, взаимосвязь его составляющих компонентов. На таких уроках отрабатываются навыки правового поведения субъектов, ученики учатся применять полученные знания в практических ситуациях. На итоговое повторение следует вынести самые важные и сложные проблемы курса. Например, по итогам 9 класса это могут быть такие темы, как «Понятие права и его система», «Источники права», «Правотворчество», «Правовое поведение», «Правонарушение», «Правила отраслевого законодательства». В отдельных случаях ученики готовят доклады, выступают по теме своего исследования, которая была предложена заранее.
Итоговые занятия могут включать в себя игры, викторины. Так, например, после завершения курса «Основы правовых знаний» в 9 классе школьники участвуют в игре «Правовой бой». Ее цель и заключается в том, чтобы подвести итог изученному в 9 классе правовому материалу и проверить степень усвоения правовых норм при решении задач. Учитель объясняет школьникам организационную сторону урока. В игре принимают участие две команды. Они выбирают капитанов. За некоторое время до начала боя жюри выдает командам одинаковые тексты с правовыми задачами. Команды получают необходимую для правильного решения задач литературу. Перед началом боя обе команды получают по 100 очков. Это количество в процессе игры может увеличиваться или уменьшаться. Перед началом боя по жребию выбирается нападающая и защищающаяся команды. Нападающая команда может вызвать соперника на обсуждение любой задачи из списка по своему выбору. У защищающейся команды имеется два варианта продолжения игры. Она может: 1. Согласиться на обсуждение предложенной задачи или 2. Объявить так называемую «проверку корректности». В первом случае защищающаяся команда выбирает докладчика, который излагает полученное командой решение задачи. Предлагаемое докладчиком решение должно содержать ссылки на нормы закона. Команда может дополнять докладчика, если он что-то упустил в выступлении. Нападающая команда может предложить свой вариант решения.
После того как команды завершили обсуждение задачи, жюри излагает правильное решение и начисляет очки командам и т. д. В игре побеждает та команда, у которой оказалось большее количество очков. При составлении заданий необходимо подобрать такие задачи, которые помогли бы достигнуть поставленные цели и охватывали максимальное количество правоотношений. Например, ученики могут попытаться самостоятельно привести в пример такие ситуации, в которых бы трудовая деятельность людей регулировалась нормами разных отраслей права. При этом школьники выделяют особенности трудовых правоотношений, отношений имущественного характера (например, возникающие по договору подряда), определяют их общие и отличительные черты.
В старших классах при изучении права часто проводят уроки-лекции, семинары или практические занятия.
На уроке-лекции учитель излагает обучаемым содержание определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия по праву эффективна в старших классах. При этом обучаемых следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный материал, делать записи в тетрадях и проч. Необходимо договориться об определенных сокращениях, которые можно использовать в целях экономии времени. Обучаемых следует предупредить, что такие сокращения не носят официальный характер и их не следует путать с общепринятыми сокращениями, которые распространены в юриспруденции (например, для названия кодексов — ГК и проч.). Обучаемые учатся вычленять основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях. В процессе лекции развиваются умения школьников слушать правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя главное, а также конспектировать. Учитель обязательно проговаривает план лекции, который должен быть записан обучаемыми. Педагог должен знать скорость записывания школьниками материала(она может быть разная в различных классах). Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики. В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные ошибки, указывать на то, каким образом лучше сделать пояснения к тому или иному правилу.
Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников. Его целесообразно проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной юридической проблемы. Учитель должен заранее предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными вопросами может превратиться в выполнение определенного миниисследования. Семинар проводится по плану. В конце такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы.
Использование интерактивных досок на занятиях по обществознанию
Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные интерактивные средства обучения. Сейчас в школах появляются интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий и педагогических совещаний. Это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь -- результат виден сразу, усвоен материал или нет. интерактивный доска урок история
Благодаря интерактивной доске ученики больше хотят учиться. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки более динамичными. Интерактивная доска не требует особых усилий в работе. Нужно всего лишь прикосновение. Чтобы выбрать окошко, открыть веб-сайт или передвинуть изображение, ученикам достаточно просто коснуться поверхности доски - палец работает, как мышь. Такой простой и быстрый доступ к информации заставляет учеников размышлять и создавать новые идеи. Одним только пальцем они могут работать с историческими картами, искать нужную информацию в сети или делать презентацию. А с помощью маркера, который находится на специальной подставке, они могут делать надписи на карте электронными чернилами. Основные возможности интерактивной доски: работайте с приложениями и веб-сайтами, всего лишь касаясь пальцем доски. Пишите поверх приложений, вебсайтов и электронных видеоизображений - для этого не нужны специальные устройства. Сохраняйте все свои записи. Используйте в своих уроках готовые рисунки по нужной теме, пишите на доске, фиксируйте и развивайте идеи
Учителя постоянно стремятся отыскать новые способы и приемы работы с учащимися, чтобы сделать урок эффективным и интересным. Многие из существующих подходов, равно как и новые, могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения, моделирования, конструирования, эксперимента.
Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике, виртуально изменит ход истории. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.
На уроке истории в качестве фона можно вызвать карту любого периода истории страны или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект - доска, проектор, компьютер, - то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет и через сеть запросить и отобразить нужную информацию.
Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Когда учитель готовит урок, ему не обязательно использовать интерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и для интерактивной доски. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких (сколько нужно) страницах. Потом, во время урока, вместо того, чтобы, стоя спиной к классу, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, учитель одним щелчком переключается на следующую страницу. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа по решению примеров), то Шторкой, можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверить правильность своих решений.
Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.
Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.
Давайте же рассмотрим на конкретных примерах, как работает интерактивная доска. Для начала возьмем мультимедийный диск «Кирилла и Мефодия» история 8 класса показ интерактивной карты с анимациями к уроку «Отечественная война 1812 г.», Хотелось бы отметить, что доска работает и с другими программными обеспечениями, например Poer Point. Показ слайд шоу.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Главная задача учителя - обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос волнует любого учителя.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Благодаря наглядности и интерактивности, учащиеся в классе вовлекается в активную работу: обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и даты, определения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои пробелы, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций -- творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.
Открытые уроки
Открытый урок обществознания в 9 классе
Учитель обществознания Курбанова Альбина Викторовна
Тема: «Образование»
Цель: формирование у учащихся первичных знаний и представлений об образовании.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями систем образования в России начала 20 века и в современности, рассмотреть систему образования в другой стране; развитие ораторских речевых умений и навыков; навыков публичных выступлений; расширение аналитического мышления, кругозора учащихся.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практикума,дискуссия.
Основные понятии урока: Образование, школа, ученик, Устав школы.
Оборудование: наглядный материал, магнитная доска
ХОД УРОКА :
1.Организационный момент
2.Изучение нового
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей
1.Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями (Н.М.Карамзин)-историк,крупнейший русский литератор
2.Невежество-ночь ума ,ночь безлунная и беззвездная (Цицерон)-древнеримский политический деятель
3.Полное невежество приводит к полному тупоумию .При невежестве ум чахнет за недостатком пищи (К.Т.Гельвецкий)-французский философ
Кто сможет определить тему нашего урока?(Образование)
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы :
1.Что такое образование
2.Формы получения и структура системы образования в современной России
3.Виды образования
4.Правовой статус ученика
5.Приоритетные принципы образования в России
Прежде чем мы перейдем к новой теме ,запишем в тетрадь значение некоторых терминов ,которые нам пригодятся при изучении новой темы
Словарная работа:
1.Невежество-отсутствие знаний ;необразованность
2.Система –целое ,составленное из частей ,соединение ;множество элементов ,находящихся в отношениях и связях друг с другом ,образующих целостность
3.Приоритетный –преобладающий ,главный
4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества
Индивид ? единичный представитель человечества как биологического вида.
Я еще раз хочу обратиться к высказыванию Гельвиция :О какой пище идет речь?(о духовной)
А что является основной пищей для ума?(чтение)
Сегодня мы будем работать с текстом .Итак ,у вас на столах лежит текст .Он содержит два отрывка :Прочитайте ,найдите и выделите ключевые слова ,которые отвечают на вопрос «Что такое образование?»
1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека ,общества ,государства (закон РФ «Об образовании»
2.«Образование –это процесс приобретения знаний о мире ,приобщения к культуре ,к ценностям Отечества ,мировой цивилизации»
В чем отличие этих определений?(1-речь идет о субъекте деятельности ,кто осуществляет обучение д.сад,школа,вузы)2-знания приобретаются самими учениками.
Сегодня в России рассматриваются вопросы образовательной политики государства на современном этапе. Предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная; семейное образование, экстернат и др.
Рассмотрим, что же представляет собой система образования в современной России?
Виды образования.
Дошкольное образование (детские сады, ясли).
Общее образование
- Начальное общее (1-4 классы)
- Основное общее (неполное среднее) (5-9 классы)
- Среднее (полное) общее (10-11 классы)
Профессиональное образование
- начальное профессиональное образование ( профлицеи)
- среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)
- высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)
- послевузовское образование (аспирантура, доктурантура).
Согласно Конституции РФ среднее образование является обязательным.
Правовой статус ученика.
Конституция РФ (ст.43)
Закон «Об образовании»
Пребывание учеников в школе обозначено рамками правового пространства. Школа живет по Уставу.
Приоритетные принципы образования в современной России.
1. Принцип гуманизации. Большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам. Сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями.
2. Принцип гуманитаризации. Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека.
3. Принцип интернационализации. Создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение различных форм и систем обучения, проведение активного обмена учащимися и студентами.
А теперь я предлагаю вам продолжить предложения ….
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я почувствовал, что…
7. я приобрел…
8. я научился…
9. у меня получилось …
10. я смог…
11. я попробую…
12. меня удивило…
13. мне захотелось…
Итог урока:
Домашнее задание:
§22, составить личный учебный план для обучения в 10-11 классе (отразить необходимые предметы, количество уроков в неделю
план открытого урока по обществознанию в 10 классе
учитель по обществознанию :
Курбанова Альбина Викторовна
Тема:»Итоговый урок по разделу экономическая сфера общества»
Цель:
-повторить ,обобщить и закрепить знания ,полученные при изучении материала
-контроль и оценка знаний ,умений и навыков учащихся.
Урок проводится в форме игры»Что ?Где? Когда»
Ученики- команда знатоков
Учитель –команда телезрителей
Оборудование:
1.Магнитная доска
2.Наглядный материал
3.Ноутбук
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Игра
Учитель оформляет магнитную доску в форме экрана ,куда прикрепляет варианты вопросов ,за каждый ответ предполагается денежное вознаграждение (муляж денег),наглядное и практическое применение денежных знаков .
Вопросы:
1.Что такое экономика? Типы экономических систем. Характеристика каждой
2.Что такое спрос? Величина спроса?Первый закон экономики?Графическое изображение?
3.Что такое предложение?Величина предложения.Второй закон экономики?
Изобразить графически
4.Что такое равновесная цена? Если цена выше равновесной ,что произойдет?Если цена ниже ,что произойдет.изобразить графически
5.График кривой предложения ,решить
6.Что такое маркетинг?Виды маркетинговой деятельности?
7.Что такое безработица?Виды безработицы?Какие категории граждан относят к нетрудоспособным?
8.Что такое ресурсы?Что оносят к экономическим ресурсам?От какого ресурса доходом будет рента?
9.Что такое производство?Производственные затраты?Выручка?Прибыль?
10.Что такое фондовая биржа?Товарная биржа?Биржа труда?Кто такие брокеры?Кто такие дилеры?
11.Расскажите,что вам известно о формуле Фишера?
12.Что такое банк?Какие основные функции выполняют банки в экономике?Что такое кредитование?Что такое депозиты?
13.Что такое государственный бюджет?Сбалансированный?Профицитный?Бюджет с дефицитом?Государственный долг?
14.Что такое налоги?Какие выды налогов вам известны?
Рекламная пауза «интересный факт в экономике»
Завершение , подведение итога урока ,выставление оценок