Игровые методы обучения в педагогической практике

3
0
Материал опубликован 28 September 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6»















Игровые методы обучения в педагогической практике









Материал подготовила:

учитель физической культуры

Караулова Е.С.

























«Игра - это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Подвижно - развивающие игры относятся к основным и распространенным формам детской игры. Их главный признак наличие активных двигательных действий: бег, прыжки, лазанье, метание мяча и т. д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Развиваются интеллектуальные качества: наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, память и т. д. По своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность. Внимание, мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки.

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии на уроках являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интенсивным и увлекательным.

Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

При организации и проведения игры необходимо придерживаться следующих правил:

- простота и доступность правил;

- каждый ребенок должен быть активным участником игры;

- исключить малейшую возможность риска угрозы здоровью детей;

- безопасность используемого инвентаря;

- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: «от трудного к легкому, от сложного к простому».

Игровая деятельность выполняет функции:

- развлекательную – это основная функция игры – развлечь, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативную – освоение диалектики общения;

- самореализации;

- игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую – выявление отклонений от нормального поведения, самопознания в процессе игры;

- функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и раздела;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации игр.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по разному интерпретируя своё собственное «я».


Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно игровом плане.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры.

Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.


Примеры игр:

На уроках гимнастики можно использовать следующую игру:

«Удержись на месте»

Основная цель: развитие устойчивости, ловкости и оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне.



Организация: класс делится на две команды, которые разомкнутыми шеренгами становятся напротив друг друга на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. Стопы каждого игрока сомкнуты. Руки согнуты перед грудью ладонями вперед.

Проведение: по сигналу преподавателя стоящие напротив игроки поочередными толчками одной или обеих ладоней в ладони соперника стараются сдвинуть его с занимаемой опоры. Кто потеряет равновесие и сдвинется с места хотя бы на одной ноге, тот проигрывает. Разрешается ловко уклоняться от толчка соперника и дезориентировать его обманными движениями. Игра повторяется три раза. Выигрывает команда, игроки которой одержат большее количество побед.

На уроках легкой атлетики можно использовать игру:

«Бег под уклон»

Основная цель: развитие быстроты в облегченных условиях и внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий в беге на короткие дистанции.

Организация: на свободной поляне с уклоном класс выстраивается в одну шеренгу за общей стартовой линией. Впереди через 20 и 50 метров проведены две поперечные контрольные линии.

Проведение: по сигналу педагога все игроки бегут вперед, под уклон, причем первые 20 метров они должны бежать равномерно, не обгоняя друг друга, а поравнявшись с первой контрольной линией, начать бег на перегонки.

Побеждает участник, который первым пересечет 50 – м линию, не нарушая правил. Зачет у мальчиков и девочек раздельный.

На уроках спортивных игр можно использовать игру:

«Гонка мячей по кругу»

Основная цель: развитие ловкости внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с приемом, ведением и передачей мяча в баскетболе.



Организация: класс делится на две команды, которые шеренгами выстраиваются напротив друг друга за лицевыми линиями баскетбольной площадки. В 2 метрах перед каждой шеренгой мелом очеркивают круг диаметром 6 метров, а направляющему игроку шеренги дают баскетбольный мяч.

Проведение: По сигналу педагога направляющие игроки обеих шеренг начинают ведение мяча приставными шагами по своему кругу, совершая первый виток правым боком вперед. а второй виток – левым боком, после чего передают мяч вторым номерам своих шеренг и отходят в сторону. Вторые номера, выполнив то же самое задание, передают мяч третьим и так далее до последнего игрока в шеренге.

Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

При использовании игровых технологий на уроках физической культуры можно придерживаться следующего алгоритма:

Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаться следующих принципов:

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы;

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведение игр учитель должен ставить перед собой следующие задачи:

Опираться на достижения предыдущего возраста;

Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;

Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;

Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Они является проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.