Урок обучения грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф"

6
0
Материал опубликован 1 May в группе
Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

Номер урока по теме: 1.

Цель: Знакомство с новыми звуками и новой буквой Ф

Задачи урока:

Познакомить с новыми звуками и буквой.

Закреплять умение делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости.

Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а также работать над выразительностью чтения.

Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор,

У учащихся: учебник «Азбука», рабочий лист, кораблик, светофор.

Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

Ход урока:

 I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

И друг другу помогать.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Сядьте те, чьё имя начинается с гласной буквы.

- Сядьте те, чьё имя заканчивается на согласный.

- Сядьте те, у кого в имени 2 слога.

- Ребята, что вы слышите? (звук моря)

Сегодня мы отправляемся в путешествие. (слайд 2)

На чём можно путешествовать по морю?

Отправляясь в плавание, что нужно взять с собой?

(Мы возьмём с собой карту, знания, умения, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. )

Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведём проверку своей готовности.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания стр.64-65 стихотворение « Овощи»

Оцените чтение одноклассников с помощью светофора.

2. - Наведём порядок на корабле.

- Разделите буквы на группы? (на доске карточки с буквами: гласные и согласные, ь)

- На какие группы мы можем разделить гласные? (обозначают мягкость, твёрдость)

- На какие группы можно разделить согласные? ( звонкие, глухие)

- Почему ь знак отдельно?

- Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

III. Постановка задач урока

- Карта нашего маршрута на экране. (слайд 3)

- Отдать швартовы! Полный вперёд! На пути перед нами остров «Новых знаний». Чтобы к нему подплыть, назовите предметы и (слайд 4) подумайте, какой одинаковый звук встречается в словах: шарф, флаг, телефон, фокусник, фонарик?

С помощью опорных слов, сформулируйте задачи нашего урока: (карточки на доске)

Познакомимся с ...

Научимся различать ...

Будем учиться ...

IV.Открытие нового знания

Какой одинаковый звук в этих словах. ( [ф])

Дадим характеристику этому звуку. (Согласный , твёрдый)

 t1714562367aa.png Придумайте слова со звуком [ф’] (фирма, фигура, фильм…)


Заполним бортовой журнал. Раскрасим звукового человечка

2. Знакомство с буквой Ф

Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']? Кто из вас знает имя новой буквы? (ЭФ).

- Как же нам найти новую букву на острове?

- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы

t1714562367ab.png


детей). Запишите букву Ф
- А теперь, послушайте весёлые стихи о букве “Ф”: (слайд5)

(На экране рисунки и стихи.)

Наш корабль плывёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин» (слайд 6)

Чтение слогов-слияний: (закрытые и открытые слоги на слайде) Жители острова могут называть только первые слоги, давайте

попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Придумайте слова со слогами.

(Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист, фы – фотографы.)


- (слайд 6) На острове живёт жук буквоед. Он в словах съел буквы. Прочитайте слова: …артук, …окус, шка…, кон ...ета, теле…он

Запишите нужную букву. ( Работа в бортовом журнале)

V.Первичное закрепление нового материала.

- Плывём к острову «Звукарик». (слайд7)

- Кто живёт на острове? Догадайтесь. (Звук филина, появление филина по щелчку)

Днём сидит он, как слепой,
А лишь вечер – на разбой.
Летит бывалый разбойник старый:
Когти, как кинжалы, глаза, как фары.
(Филин)

-Филин предлагает сосчитать все буквы Ф.(6)

- Запишите слово филин в бортовой журнал. Составьте схему слова. (Один человек работает на доске)

(слайд10) Проверка (оценивание с помощью светофоров)

- Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно, из какой

мы идём страны? (флаг)

- Запишите слово флаг. Составьте схему слова.

Один человек работает на доске (Проверка, оценивание с помощью светофоров)

VI. Включение нового знания в систему знаний

t1714562367ac.png

-А какой флаг на нашем корабле?

Прочитайте и нарисуйте. (Текст в бортовом журнале)

- Ребята, на море шторм. Наш корабль идёт ко дну. С помощью вёдер нужно вычерпать воду. Если в слове звук [ф] твёрдый, слово соедините с синим ведром, а если мягкий – с зелёным ведром.

(Работа в бортовом журнале, соединить слова с нужным ведром) Проверим. (слайд 12)

t1714562367ad.png


Всю воду вычерпали. Приплываем к острову пиратов (физминутка с пиратом) https://www.youtube.com/watch?v=Q6b79zevTa0&t=9s

Пират не хочет нас отпускать. Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза. (слайд 13)

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Чтение слов ( с. 195)

Пока плывём, откроем книги и почитаем. Прочитайте слова молча.

Какие слова вы запомнили?

Какие незнакомые слова вам встретились?

Какие слова можно отнести к морской тематике? (флаг, флот)

Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.

Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

Наш путь лежит в бухту « Историческая». (слайд 14)

Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 194-195. О старом и современном русском флоте.

Что вы видите на иллюстрации?

Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледокол, крейсер, подводная лодка).

Как одним словом назвать то, что вы видите?

Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

Какие современные морские суда изображены? (Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледокол)

Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

«Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

Ребята, как выглядит флаг на военных судах? (слайд 15)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами.

Чтение учителем отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.195)

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

- (слайд 16) Много лет назад в России не было своих кораблей. При Петре I в России появился флот. Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства.

Чтение детьми (жужжащее).

А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

(Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.)

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

6. Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 194)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)

( Показ книги со сказкой)

Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

Чтение отрывка парами. (1-3)

Чтение текста в бортовом журнале.


На каждом корабле есть флаг.

Мы гордимся своим могучим флотом.

Наш флот ходит по всем морям и океанам.

- Как можно озаглавить текст?

- Почему мы гордимся флотом?

- Что значит могучий? (Военно-Морской Флот России включает в себя следующие объединения: 4 флота — Балтийский флот, Черноморский флот, Северный флот и Тихоокеанский флот, а также Каспийскую флотилию.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Наше путешествие и урок подходят к концу.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы о ней узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!

- На партах у вас лежат кораблики.

Кто доволен работой на уроке, поместите кораблик на доску на верхнюю волну.

Кто работал на уроке, но не всё получилось – на среднюю волну.

Кому было трудно – на нижнюю волну.

А теперь все наши морские суда выпустим в море.


Голос филинаMP3 / 12.39 Кб
Шум моряMP3 / 4.09 Мб
Бортовой журналDOCX / 80.33 Кб
Русский язык, 1 класс, Согласные звуки [ф] и [ф’], буква «Ф»PPTX / 1.86 Мб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.