Урок обучения грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф"
Номер урока по теме: 1.
Цель: Знакомство с новыми звуками и новой буквой Ф
Задачи урока:
Познакомить с новыми звуками и буквой.
Закреплять умение делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости.
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а также работать над выразительностью чтения.
Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.
Оборудование: компьютер, проектор,
У учащихся: учебник «Азбука», рабочий лист, кораблик, светофор.
Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
И друг другу помогать.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Сядьте те, чьё имя начинается с гласной буквы.
- Сядьте те, чьё имя заканчивается на согласный.
- Сядьте те, у кого в имени 2 слога.
- Ребята, что вы слышите? (звук моря)
Сегодня мы отправляемся в путешествие. (слайд 2)
На чём можно путешествовать по морю?
Отправляясь в плавание, что нужно взять с собой?
(Мы возьмём с собой карту, знания, умения, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. )
Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведём проверку своей готовности.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания стр.64-65 стихотворение « Овощи»
Оцените чтение одноклассников с помощью светофора.
2. - Наведём порядок на корабле.
- Разделите буквы на группы? (на доске карточки с буквами: гласные и согласные, ь)
- На какие группы мы можем разделить гласные? (обозначают мягкость, твёрдость)
- На какие группы можно разделить согласные? ( звонкие, глухие)
- Почему ь знак отдельно?
- Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.
III. Постановка задач урока
- Карта нашего маршрута на экране. (слайд 3)
- Отдать швартовы! Полный вперёд! На пути перед нами остров «Новых знаний». Чтобы к нему подплыть, назовите предметы и (слайд 4) подумайте, какой одинаковый звук встречается в словах: шарф, флаг, телефон, фокусник, фонарик?
С помощью опорных слов, сформулируйте задачи нашего урока: (карточки на доске)
Познакомимся с ...
Научимся различать ...
Будем учиться ...
IV.Открытие нового знания
Какой одинаковый звук в этих словах. ( [ф])
Дадим характеристику этому звуку. (Согласный , твёрдый)
Придумайте слова со звуком [ф’] (фирма, фигура, фильм…)
Заполним бортовой журнал. Раскрасим звукового человечка
2. Знакомство с буквой Ф
Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']? Кто из вас знает имя новой буквы? (ЭФ).
- Как же нам найти новую букву на острове?
- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы
детей). Запишите букву Ф
- А теперь, послушайте весёлые стихи о букве “Ф”: (слайд5)
(На экране рисунки и стихи.)
Наш корабль плывёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин» (слайд 6)
Чтение слогов-слияний: (закрытые и открытые слоги на слайде) Жители острова могут называть только первые слоги, давайте
попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Придумайте слова со слогами.
(Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист, фы – фотографы.)
- (слайд 6) На острове живёт жук буквоед. Он в словах съел буквы. Прочитайте слова: …артук, …окус, шка…, кон ...ета, теле…он
Запишите нужную букву. ( Работа в бортовом журнале)
V.Первичное закрепление нового материала.
- Плывём к острову «Звукарик». (слайд7)
- Кто живёт на острове? Догадайтесь. (Звук филина, появление филина по щелчку)
Днём сидит он, как слепой,
А лишь вечер – на разбой.
Летит бывалый разбойник старый:
Когти, как кинжалы, глаза, как фары.
(Филин)
-Филин предлагает сосчитать все буквы Ф.(6)
- Запишите слово филин в бортовой журнал. Составьте схему слова. (Один человек работает на доске)
(слайд10) Проверка (оценивание с помощью светофоров)
- Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно, из какой
мы идём страны? (флаг)
- Запишите слово флаг. Составьте схему слова.
Один человек работает на доске (Проверка, оценивание с помощью светофоров)
VI. Включение нового знания в систему знаний
-А какой флаг на нашем корабле?
Прочитайте и нарисуйте. (Текст в бортовом журнале)
- Ребята, на море шторм. Наш корабль идёт ко дну. С помощью вёдер нужно вычерпать воду. Если в слове звук [ф] твёрдый, слово соедините с синим ведром, а если мягкий – с зелёным ведром.
(Работа в бортовом журнале, соединить слова с нужным ведром) Проверим. (слайд 12)
Всю воду вычерпали. Приплываем к острову пиратов (физминутка с пиратом) https://www.youtube.com/watch?v=Q6b79zevTa0&t=9s
Пират не хочет нас отпускать. Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза. (слайд 13)
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Чтение слов ( с. 195)
Пока плывём, откроем книги и почитаем. Прочитайте слова молча.
Какие слова вы запомнили?
Какие незнакомые слова вам встретились?
Какие слова можно отнести к морской тематике? (флаг, флот)
Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.
Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.
Наш путь лежит в бухту « Историческая». (слайд 14)
Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 194-195. О старом и современном русском флоте.
Что вы видите на иллюстрации?
Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледокол, крейсер, подводная лодка).
Как одним словом назвать то, что вы видите?
Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.
Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
Какие современные морские суда изображены? (Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледокол)
Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?
- А что вы ещё видите на иллюстрации?
«Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
Ребята, как выглядит флаг на военных судах? (слайд 15)
Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами.
Чтение учителем отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.195)
Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:
“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.
- (слайд 16) Много лет назад в России не было своих кораблей. При Петре I в России появился флот. Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства.
Чтение детьми (жужжащее).
А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?
(Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.)
- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)
6. Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 194)
Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:
… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)
( Показ книги со сказкой)
Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
Чтение отрывка парами. (1-3)
Чтение текста в бортовом журнале.
На каждом корабле есть флаг.
Мы гордимся своим могучим флотом.
Наш флот ходит по всем морям и океанам.
- Как можно озаглавить текст?
- Почему мы гордимся флотом?
- Что значит могучий? (Военно-Морской Флот России включает в себя следующие объединения: 4 флота — Балтийский флот, Черноморский флот, Северный флот и Тихоокеанский флот, а также Каспийскую флотилию.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Наше путешествие и урок подходят к концу.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы о ней узнали?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!
- На партах у вас лежат кораблики.
Кто доволен работой на уроке, поместите кораблик на доску на верхнюю волну.
Кто работал на уроке, но не всё получилось – на среднюю волну.
Кому было трудно – на нижнюю волну.
А теперь все наши морские суда выпустим в море.
Голос филинаMP3 / 12.39 Кб
Шум моряMP3 / 4.09 Мб
Бортовой журналDOCX / 80.33 Кб
Русский язык, 1 класс, Согласные звуки [ф] и [ф’], буква «Ф»PPTX / 1.86 Мб