Методика выявления уровня развития грамматического строя речи
Волкова Г.А
Методика включает следующие задания:
I. Исследование функции словоизменения.
1. Изменение имён существительных по падежам.
Материал: кукла
Посмотри: «У меня есть кукла.
У меня нет чего? (куклы)
Я пою песенку, кому? (кукле)
Я купаю кого? (куклу)
Я люблю играть с кем? (куклой)
Я мечтаю о чем? (о кукле)
2. Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное.
Материал: предметные картинки. У взрослого с изображением одного предмета, у ребёнка с изображением нескольких предметов.
Инструкция: посмотри и скажи, что это? (показываем на картинку где один предмет).
А это что? (показываем на картинку где несколько предметов).
Стол – столы
Рука – руки
Окно – окна
Самолёт – самолёты
3. Образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Материал: предметные картинки.
Инструкция: Показать ребёнку картинки, дать рассмотреть и спросить: Что это? Затем закрыть ту картинку, на которой изображён один предмет, и спросить: Чего нет?: затем закрыть два одинаковых предмета и задать вопрос: Чего нет?
Дом – дома – домов
Дерево – дерева – деревьев
Окно – окна – окон
Стол – стола – столов
Шар – шара - шаров
Книга – книги – книг
4. Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.
Материал: предметные картинки с изображением (красного шара, красной чашке, красного пальто, красного шарфа).
Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи: (Какой?) цветом шар – красный.
Чашка (какая?) цветом - красная
Пальто (какое?) цветом – красное
Шарф (какой?) цветом – красный
II. Исследование функции словообразования.
1. Образование существительного с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: Д/и «Путешествие в страну Гномию».
Инструкция: мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Мы идём не по большой дороге, а по маленькой дорожке, видим не большой дом, а маленький домик, в домике стоит не большой стол, а маленький столик, на столе лежит не большая ложка, а маленькая ложечка, в углу стоит не большой стул, а маленький стульчик, на стене висит не большая картина, а маленькая картинка, в спальне стоит не большая кровать, а маленькая кроватка.
2. Образование относительных прилагательных от существительных.
Материал: слова для предъявления: мяч, кораблик, шуба, ваза.
Инструкция: Из чего сделан предмет.
Мяч из резины – резиновый
Кораблик из бумаги - бумажный
Шуба из меха – меховая
Ваза из стекла – стеклянная
Сумка из кожи – кожаная
3. Образование глаголов движения с помощью приставок.
Материал: картинки.
Мальчик ходит в школу.
Мальчик выходит из дома.
Мальчик заходит в автобус.
Мальчик переходит улицу.
Мальчик обходит лужу.
Мальчик уходит со школы.
Каждое задание оценивается по единой 3-балльной системе:
3 балла - понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, обобщающий способ действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок;
2 балла - понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;
1 балл - отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.
I – высокий (16 –21 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно.
II – выше среднего (10 – 15 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности.
III – средний (5 – 10 баллов). Ребенок отвечает неуверенно пользуется помощью взрослого.
IV – низкий (0 – 4 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.