Буклет «Развитие лексико-грамматического строя речи»
Развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения, и фонематического слуха (умения различать речевые звуки), но и грамматического строя речи (у детей часто наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев») и постоянное обогащение словарного запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском саду дне, походе в театр и др.). Предлагаем вам игры, которые помогут формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации слова.
Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот залог вашего успеха.
«Мама, давай поиграем!».
Согласитесь, вы слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь, ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще немного времени.
Один из главных мифов, витающий между мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и подготовка; дорогие, яркие игрушки, Это займет много времени – миф номер два.
На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).
Сегодня мы рассмотрим те из них, которые направлены на речевое развитие ребенка.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
I. По дороге в садик побеседуйте с ребёнком:
Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);
Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);
По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);
Какая погода? (холодная - теплая);
Как светит солнышко? (припекает - не греет);
Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);
Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);
Как мы идём? (быстро - медленно);
Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).
II. В автобусе, в дороге поиграйте в игру:
"Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);
"Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);
"Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);
"Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).
III. На кухне:
Спрашивайте у ребёнка: куда наливают чай? из чего едят суп?
Чем режут хлеб? из чего сварен суп? из чего сделали салат?
Попросите выложить из крупы (гречка, горох, бобы и т.д.) разные по величине и длине предметы (например, длинную - короткую ленту, круг и кружок и т.д.), можно использовать и спички со срезанной головкой.
Поиграйте в игру:
"Что можно резать (наливать, чистить, насыпать).
"Какой у нас сок?" (апельсиновый - из апельсина), варенье?" (из клубники -клубничное), суп? (гороховый, картофельный и т.д.);
Какие части есть у чашки? кастрюли? стола? стула? и т.д.
IV. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в одну из игр:
"Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);
"Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под, в, на, между).
Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.
Игра «Закончи предложения».
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинки
Игра «Кто кем (чем) будет?» Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена сущест-ные. Кто кем будет: - яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей. - цыпленок — петухом; - мальчик — мужчиной; - теленок — коровой или быком -бумага — книгой - снег -водой - вода — льдом - семечко — цветком - мука — блинчиками
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Родители!! Играйте со своими детьми. Ведь Игра для детей -это сама жизнь!!
«Процесс овладения грамматическим
строем - зеркало интеллектуального
развития ребенка»
К.Д.Ушинский.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
(рекомендации для родителей)
Составитель:
Митрюкова Е.В.,
учитель-логопед
высшей категории
Миасс 2019
Приходько Наталья Владимировна
Тихомирова Екатерина Витальевна