Методика «Запоминание с помощью знаков» (Л. С. Выготский)

1
0
Материал опубликован 9 October в группе


 Методика «Запоминание с помощью знаков» (Л. С. Выготский)

Цель методики

Оценить уровень развития опосредованной памяти у ребёнка, то есть способность использовать внешние средства (знаки, символы, изображения) для запоминания и последующего воспроизведения информации.

Эта способность является важным показателем перехода от непроизвольной к произвольной памяти, что свидетельствует о становлении высших психических функций.

Материалы

Набор карточек-стимулов (15–20 шт.) с изображениями предметов или слов (например: яблоко, ключ, лошадь, дом, луна и т. д.).

Набор карточек-знаков (15–20 шт.) с изображениями, ассоциативно связанными с первыми (например: для слова «лошадь» — картинка «седло» или «подкова»; для «ключа» — «замок»; для «луны» — «звёзды» и т. п.).

Чистый лист бумаги и карандаш для записи ответов.

Важно: карточки-знаки не должны совпадать с карточками-стимулами. Они должны быть смыслологически связанными, но не идентичными.

Инструкция для ребёнка

«Сейчас я покажу тебе несколько картинок, которые нужно запомнить. Но запоминать их ты будешь с помощью других картинок, которые лежат рядом. Ты должен выбрать такую картинку-помощницу, которая напомнит тебе нужное слово. Потом я уберу все картинки, а ты скажешь мне, какие слова нужно было запомнить».

Ход проведения

Этап 1. Прямое запоминание (контрольный)
Педагог показывает ребёнку 5–7 карточек-стимулов (например: яблоко, лошадь, ключ, луна, дом) и просит запомнить их без использования каких-либо средств. Через 1–2 минуты ребёнок воспроизводит список. Это позволяет оценить непосредственную (импрессивную) память.

Этап 2. Опосредованное запоминание
Педагог снова показывает новый набор из 5–7 карточек-стимулов. Рядом раскладывает карточки-знаки.
Ребёнку предлагается:

Посмотрите на первую карточку-стимул (например, «ключ»).

Выбрать из набора карточек-знаков ту, которая поможет ему запомнить это слово (например, «замок»).

Положите карточку-знак под карточку-стимул или рядом с ней.

Повторите процедуру со всеми стимулами.

После того как все пары составлены, педагог убирает карточки-стимулы, оставляя только карточки-знаки. Через 1–2 минуты ребёнок должен по карточкам-знакам воспроизвести исходные слова.

Этап 3. Анализ

Сравниваются результаты прямого и опосредованного запоминания.

Оценивается:

Количество правильно воспроизведённых слов в каждом случае.

Адекватность выбора знаков (логична ли связь между стимулом и знаком?).

Способность ребёнка объяснить, почему он выбрал именно эту карточку-знак.

Интерпретация результатов

Уровень развития опосредованной памяти

характеристика

Высокий

Ребёнок успешно использует знаки для запоминания, количество воспроизведённых слов при опосредованном запоминании превышает результат прямого запоминания. Связи логичны, объяснения осмысленны.

Средний

Ребёнок понимает задачу, но допускает ошибки в выборе знаков или не всегда может воспроизвести все слова. Эффект опосредования незначителен.

Низкий

Ребёнок не понимает цели использования знаков, выбирает их наугад или отказывается выполнять задание. Результат опосредованного запоминания не лучше (а иногда и хуже), чем результат прямого запоминания.

Важно: у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) опосредствованная память развита слабо — они чаще полагаются на непосредственное запоминание. К 6–7 годам появляется способность целенаправленно использовать знаки как средства запоминания.

  

Педагогические рекомендации

Если ребёнок испытывает трудности, следует тренировать ассоциативное мышление: «Что тебе напоминает этот предмет?», «С чем это связано?».

Используйте игровые формы: «Помоги зверятам найти подсказки!», «Соедини пары: слово — картинка-подсказка».

Постепенно вводить словесные знаки (например, рифмы, мнемофразы), переходя от наглядных к вербальным средствам опосредования.


Заключение

Методика Л. С. Выготского «Запоминание с помощью знаков» — это не просто диагностический инструмент, но и обучающий эксперимент, в ходе которого можно не только выявить уровень развития памяти, но и стимулировать её развитие через совместную деятельность взрослого и ребёнка.

«Память развивается не сама по себе, а в процессе усвоения культурных средств и знаковых систем» (Л. С. Выготский).












Методика Л. С. Выготского «Запоминание с помощью знаков»

 Для педагогов и психологов дошкольных учреждений


 Игровая инструкция для ребёнка (в форме сказки)

«Волшебные подсказки»

Жил-был в далёкой стране Знайка — маленький, но очень любознательный мальчик. Однажды он потерял свои волшебные карточки с важными словами! Но добрая Фея Памяти сказала:

«Не беда! У меня есть волшебные картинки-помощницы. Каждая из них может напомнить тебе нужное слово, если ты правильно подберёшь пару!»

И теперь Знайке нужна твоя помощь!

Ты должен:

Посмотрите на слово (или картинку), которое нужно запомнить.

Выберите картинку-подсказку, которая напомнит вам об этом слове.

А потом, когда слово скроется, вспомни его по подсказке!

Готов помочь Знайке? Тогда вперёд — к волшебным подсказкам!

(Можно сопровождать сказку показом игрушечного персонажа или куклы.)


 Рекомендации по печати

Формат страницы: А4

Размер одной карточки: 7×7 см (можно сделать сетку из карточек 3×3 на листе)

Печатать на плотной бумаге (120–200 г/м²)

Ламинирование для многократного использования

На каждой карточке — крупное изображение или слово + картинка (для старших классов)


 Набор карточек для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)

Прямые, наглядные ассоциации. Используйте только картинки.

Карточки для запоминания (что нужно запомнить):

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.