12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альзонова Людмила Даниловна2740
Учитель математики.МОУ Булусинская СОШ им.Т.А.Бертагаева.
Россия, Иркутская обл., с.Булуса
Материал размещён в группе «ФГОС»
10

Методика использования заданий, составленных с помощью приемов занимательности

Методика использования заданий, составленных с помощью приемов занимательности.

Цель: прививать интерес к математике.

Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным.

Например, обычная схема учебных заданий такова:

Дано

Исходные данные


 

Найти

Искомые результаты

Однако, чтобы учащиеся научились решать задачи, вовсе не обязательно всегда избирать этот путь. Иногда полезно нарушать эту схему.Например, наряду с обычными и важными заданиями- выполнить умножение столбиком-рекомендуется использовать иногда видоизмененные задания. Рассмотром пример. Вместо звездочек надо записать цифры и в обоих множителях поставить запятые так, чтобы пример был выполнен верно.

342

***

684

342

*,****

Чтобы восстановить пример, ученик должен проанализировать ситуацию, выделить существенные моменты в ней, вспомнить правила, проявить определенную сообразительность.Проводимый анализ в свою очередь ускоряет формирование навыка и запоминание правил.Этим компенсируется некоторая потеря времени по сравнению с обычным заданием (выполнить умножение). Эта связь между учебными заданиями и догадкой ученика присуща заданиям, составленным с помощью многих приемов занимательности (обращение, зашифрованные задания и другие). Их методическая ценность в том, что ученику надо глубже вникать в существо задания, выделять главные моменты, учитывая связи между компонентами, и т.д. Благодаря этому учебный навык, на формирование которого направлено это задание, вырабатывается быстрее, ибо он связан с продуктивной мыслительной деятельностью ученика. Еще одно достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Как известно, умение менять ход своей мысли на обратный-ценнейшее качество ума.Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов. С помощью приемов занимательности создаются задания, которые могут служить мостиком от стандартных задач к нестандартным.Известно , что учащиеся с трдом решают нестандартные задачи. Причин этому много. Одна из них заключается в резком переходе от стандартных задач к нестандартным. Необходимы переходные задания. Довольно часто ими являются занимательные задачи благодаря их важной особенности: трудность этих задач можно варьировать. Задания, составленные с помощью приемов занимательности :” Зашифрованные задания “ ,” Задания с продолжением “,” Выбор “,”Задумай “ и т.д.,освобождены от той жесткости, фиксированности, запрограммированности. Которая присуща многим учебным заданиям. Кроме прироста математических знаний, умений и навыков, занимательные задания часто выполняют и другие , не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика. Примеры:

1.Выбор.

Среди чисел 0,4, 1,4, 2,4 выберите такое число, третья степень которого будет заключена между числами 2 и 3.

Из чисел 2 1/7, 8 2/7, 12 3/7, 5 4/7, 3 5/7, 4 6/7 выберите такие два , чтобы их сумма была натуральным числом.

2.Задумай.

Задумайте натуральное число, умножьте его на два, отнимите 1, умножьте на 3, прибавьте 3, разделите на 6. Получается задуманное число!

Я задумал два одночлена. Задайте только один вопрос и, услышав ответ, назовите их.

Я задумал два числа, задайте только один вопрос и, выслушав ответ, скажите, какое из них больше.

На доске записаны числа -5,8, -2,3.Надо задумать любое число из этих четырех и, задав один вопрос, отгадать, какого оно знака.

3. Задания с продолжением.

На доске записана задача, ученики решают ее. Затем учитель дописывает два-три слова или символа-получается вторая задача. Потом учитель опять дописывает и т. д. Можно текст задания спроецировать через кодоскоп на экран и, сдвигая полоску бумаги (которая закрывает последующий текст), открывать по очереди продолжения задачи.Когда ребята привыкнут к подобным заданиям, можно использовать такой методический прием. Сразу записать задачу и все продолжения ее, отделяя одно продолжение от другого красной чертой. Сколько черточек-столько и заданий. Со временем можно предлагать ученикам составлять содержательные продолжения задач.

4.Запрет.

На доске записано 24 натуральных числа: 2,3,4,…23,24,25. Ученик показывает указкой на число 2 и говорит: корень квадратный из 2, показывает на число 3 и говорит: корень квадратный из 3 и т. д.

Если корень из числа извлекается, то ученик называет результат.Так ,показывает на число 4 и говорит 2.Если число составное, то он представляет его в виде произведения.Показывает на число 6 и говорит корень квадратный из 2 умножить на корень квадратный из 3, показывает на 8 и говорит 2 корня из 2 и т.д.Кто может назвать весь ряд без ошибки?

5.Зашифрованные задания.

Разность квадратов 25-с^2=(5-*)(*+c)

-5,37<-5,*9.

6.Логический каркас.

Какое равенство верно?

1.352*427=150308

2.564*376=212064

Найдите ошибку.

Кто найдет первым верное утверждение из 5

2541-простое число

245/370-несократимая дробь

32/19=19/32

8/125-сократимая дробь

1/29+1/30+1/31=1.

На доске записано 5 чисел -1, -2, -3, -4, -5.Произведение этих чисел больше 50 или меньше?


 

Подготовила учитель математики МОУ Булусинская СОШ им.Т.А.Бертагаева.


 

2015год.

 

Опубликовано в группе «ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.