12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Леонидовна Мочалова24
Россия, Мурманская обл., Оленегорск г
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МИНУТКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 
 
      В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.

   Главными пороками ХХI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. И эти пороки начинают накапливаться в организме человека с начала обучения в начальной школе. Это происходит потому, что мы, взрослые (и родители, и педагоги), ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – хорошо учиться. И учебная деятельность начинает занимать большую часть жизни детей. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за выполнением домашних заданий не менее 2,5 – 3 часов в день, а троечник – и того больше. А если к этим часам прибавить ещё и часы пребывания в школе, то получится нагрузка, превышающая норму взрослого человека.

   Малоподвижный образ жизни становится нормой существования наших детей. В достаточной мере этому помогают телевидение и компьютеры. Это еще 2 – 3 часа неподвижности, усталость и нарушения в работе органов зрения и слуха (снижение слуха, близорукость), головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. д. Перечисленные причины приводят к тому, что у ребенка появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни.

   Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

   Многое для этого может сделать собственная семья, в которой растет ребенок. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем же правилам и законам.

   Но у большинства родителей нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент – отсутствие денег на платные секции и кружки, на спортивный инвентарь. Поэтому именно школа должна уделять самое серьезное внимание развитию двигательной активности ребенка.

Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:

- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;

- знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия;

- объем двигательной деятельности ребенка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.

Как решить проблему двигательной недостаточности в школе?

   Школьники, особенно гиперактивные, а их с каждым годом становится всё больше, испытывают дефицит двигательной самореализации. Школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А дома — вновь замечания, ограничения.

У импульсивных детей часто наблюдаются и мышечные зажимы, и непроизвольные, навязчивые движения. Таким детям не давать двигаться — это все равно что запрещать дышать. Вот и возникают внутренние, личностные или внешние, межличностные конфликты. Это иногда приводит к психосоматическим проблемам у ребенка, к «уходу в себя».

Однако есть и позитивный выход из данной ситуации. Если потребность в движении существует, то ее можно реализовать организованно.

1) Уроки физкультуры (восполняют дефицит двигательной активности приблизительно на 11%.)

2) Организация зарядки до уроков.

3) Обязательным компонентом каждого урока являются здоровьесберегающие двигательные минутки

4) Подвижные игры на переменах.

Организация утренней гимнастики до начала уроков

    Гимнастика, организованная перед началом уроков, призвана решать следующие задачи: - ускорить вхождение организма в активную учебную работу;

- достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;

- воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений.

    Комплекс упражнений начинается за 15 минут до начала уроков и проводится в течение 6 – 8 минут, можно под музыку. Он включает в себя 6 – 8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для шейного отдела позвоночника, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание или восстановление дыхания. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже знакомых, затем комплекс меняется.

 Утреннюю гимнастику проводит учитель, либо специально подготовленный ученик. Комплексы упражнений могут предлагаться в готовом виде или составляться учениками (в группе, с помощью родителей). Лучше, если музыку подбирают сами ребята.

Организация двигательных физкультурных минуток на уроках

   Обязательным компонентом каждого урока должны являться оздоровительные двигательные минутки. Использование физминуток позволяет использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

   Физкультурные минутки проводятся в течение 2 – 3 минут в момент проявления у обучающихся признаков утомления, не менее 2-х раз за урок. Комплекс включает 3 – 4 упражнения. Каждое упражнение выполняется не менее 4 – 6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем (учеником).

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке:

в них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от заболевания;

учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности;

у учащихся вырабатывается потребность в коллективной деятельности и привычка двигаться;

они помогают преодолеть комплексы детей в их учебной деятельности и физическом состоянии, дают почувствовать радость пребывания в школе;

способствуют повышению работоспособности и активности учащихся, помогают преодолеть усталость и сонливость;

их можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать одновременно интеллектуальную сферу ребенка и его двигательную активность.

   Распределению материала для физкультурных минуток можно придать предметную направленность.

Например:

Буква Е.
В
алфавите, в букваре,
(Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала, (Приседания.)
Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Все умеем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
(Сгибание и разгибание рук вверх.)
до пяти мы все считаем, С силой гири поднимаем. Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим.
(Наклоны вперед, руки в замок, резко вниз.) Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
(Расслабленное поднимание и опускание рук.) Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас.
(Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты.
(Прыжки на месте.)

В понедельник.
В понедельник я купался,
(Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал.
(Изображаем рисование.)
В среду долго умывался,
(«Умываемся».)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем.)
А в субботу танцевал.
(Кружимся на месте.)
Так устал, что в воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)

-и другие физминутки .

   Можно разделить все физкультурные минутки и на такие группы:
- упражнения с предметами; - упражнения без предметов.

Подробнее остановлюсь на организации во время уроков двигательных минуток с предметами, которые позволяют разнообразить и украсить редкие минуты отдыха, успокоить или взбодрить ребят. В качестве предметов для упражнений можно использовать предметы, находящиеся в классе или лежащие на парте. Приведу примеры упражнений, наиболее понравившихся моим ученикам.

Упражнения с тряпичным мячом. На уроке труда были сшиты маленькие мячики, которыми ребята с удовольствием играли на переменах. А почему бы не поиграть с мячиками на уроке? Чаще всего на уроке мы используем один или два мяча. Мяч можно передавать друг другу просто по «цепочке» или на скорость по рядам. Можно перекидывать его соседу по парте. Если предварительно называть имя ученика, которому хочется передать мяч, а потом выполнить ему бросок, то весь класс примет участие в игре «Плетём паутину». Главное условие игры: имя каждого ученика должно прозвучать один раз.

Упражнения с бумажным комочком. Исписанные листы черновиков превращаются в комочки именно перед началом физминутки. Комочек подкидывается вверх, перекидывается из одной руки в другую, перебрасывается соседями по парте. Но игра с комочками интересна только на уроке. Чтобы они не превратились в мусор, после уроков комочки обязательно выбрасываются.

Упражнения с ватным шариком. Шарики из ваты можно скатать самим, а можно купить готовые цветные в магазине. Ребята встают друг напротив друга и поочередно дуют на шарик. Необходимо контролировать силу дуновения, иначе шарик улетит за пределы парты. А можно провести игру «Отгадай в какой руке». Ребята у себя за спиной прячут шарик в какой-либо руке и предлагают товарищу найти его. Выигрывает тот, кому удалось найти шарик большее количество раз. Используются шарики многократно.

Упражнения с учебником. Этот предмет всегда под рукой. Учебник можно использовать в качестве отягощения при выполнении общефизических упражнений. Можно удерживать равновесие, держа учебник на голове. При этом надо присесть, встать на одну ногу, повернуться вокруг своей оси. Сидя за партой мы играем в игру «Слушай- поднимай». Учитель называет имя первого игрока. Тот поднимает учебник вверх и называет имя следующего игрока. В игре каждый игрок называется только один раз.

Упражнения с карандашом. С помощью карандаша можно подготовить руки к письму, прокатывая карандаш между ладонями или передвигая его, зажав между двумя разными пальцами. Карандаш ставится правой рукой вертикально на парту, наклоняется и, пока не упал на крышку парты, ловится левой рукой. Так несколько раз. Затем по команде учителя руки меняются. А можно, положив карандаш на пол, через него перепрыгивать то на двух, то на одной ноге.

Упражнения со стулом. В этих упражнениях используются все возможные варианты сидения на стуле: – сесть на стул прямо и ровно, обхватив спинку стула руками, закрыть глаза, выполнять медленные движения головой;

- сидя на стуле, наклониться вперед и обхватить колени руками, выпрямиться;

- сидя на стуле, поставить ступни на край стула;

- сидя на стуле, вытянуть ноги вперед, плавно опускать и поднимать их;

- сидя на стуле, обхватить ногами ножки стула;

- сесть на стул лицом к его спинке, постараться обхватить спинку ногами; и т. д.

Упражнения с массажным шариком. Целители Древнего Востока знали, что на поверхности тела человека несколько сотен биологически активных точек и зон. Особенно уникальными в этом отношении являются ладони рук и подошвы стоп, своеобразные «пульты управления» организмом. Известно, что управлять своим здоровьем можно при помощи стимуляции биологически активных точек на ладонях и пальцах рук. Издревле восточные врачи воздействовали на эти точки, улучшая состояние организма. Каждому органу соответствует точка на ладони или на ступне. Самолечение стимуляторами основано на утверждении, что воздействие на «точку соответствия» равносильно воздействию на больной орган. Воздействуя на них с помощью специального шарика и эластичных колец можно регулировать работу всех органов! Массирование определенных участков ладони способствует лечению внутренних органов. Можно просто перекатывать шарик в руках, нормализуя работу организма в целом.

Противопоказаний к самолечению стимуляторами такими как Массажный шарик и массажное кольцо, не существует, тем более и навредить себе человек таким образом не может. Лёгкий и гигиеничный Массажный шарик и массажное кольцо прост в обращении и доступен в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями — тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

Более привычны для учителей физкультурные минутки без предметов. Но и они могут быть очень интересными. Каждое упражнение должно иметь определенное название. Дети чрезвычайно подражательны, и «вхождение» в ту или иную роль с помощью названия позволит им играть с удовольствием и выполнять упражнения с максимальной отдачей. Вот примеры некоторых упражнений.

«Зеркало». Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения. Которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, к которое смотрятся ученики. Роль зеркала может исполнять сосед по парте. Движения выполняются разными частями тела или только мимикой лица.

«Японская школа». Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов. По команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать низкий поклон и пожать ему руку. Следующий ученик делает то же самое, пока не выполнят все ученики. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

«Балетная школа». Ученики стоят возле своих парт, опираясь о край парты, как бы держась за балетный станок. Учитель показывает различные балетные движения, ребята их повторяют. В конце упражнения все выполняют красивый балетный поклон.

«Море волнуется раз…». Хором произносятся слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри», затем ребята замирают в той или иной интересной позе. Выигрывает тот, чью фигуру сразу узнали. Вместо слов морская фигура можно говорить лесная фигура, цифра, буква, словарное слово, герой сказки, и т.д.

«Карлики-великаны». Учитель громко зовет карликов или великанов. Ученики должны присесть, когда зовут карликов и вытянуть руки вверх, когда зовут великанов. Учитель старается запутать ребят. Выигрывают те ребята, которые ни разу не ошиблись.

«Ребро, ладонь, кулак». Учитель называет эти слова в любом порядке. Ученики, сидя на своих местах должны под команды стукнуть ребром ладони по парте, хлопнуть ладонью по парте или сжать кулак. Постепенно темп становится быстрее. Можно выполнять это упражнение то левой, то правой руками, то обеими вместе.

   Во время выполнения физкультурных минуток может звучать подобранная по темпу и громкости музыка.

 

   В двигательные минутки на уроках необходимо также включать упражнения для профилактики различных нарушений норм физического развития:

- упражнения для формирования правильной осанки;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

-дыхательные упражнения; для профилактики глазных заболеваний;

- упражнения для профилактики глазных заболеваний.

Упражнения для формирования правильной осанки.

   Во время уроков учителю необходимо следить за позой учащихся, ведь неправильная осанка создаёт неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем, в том числе и органа зрения. Дело в том, что у ребёнка с нарушенной осанкой теряется динамичность и эластичность опорно-двигательной системы плечевого пояса, и ребёнок во время работы на близком расстоянии низко склоняет голову, что в свою очередь ведёт к спазмолитическому состоянию аккомодационных мышц глаза. Но слабовидящие дети имеют различную зрительную патологию и различные зрительные возможности. Поэтому дать какие-либо единые требования при чтении и письме учащихся трудно. Зато требования к правильной посадке учащихся педагог должен предъявлять в полной мере во время устной работы. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков физической культуры, в гимнастику до уроков, физминутки.

Например:

У меня спина прямая. У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.)
Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой,
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз, два, три, четыре,
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться,
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернусь туда-сюда!
(Повороты туловища направо-налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре,
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два!

-и другие/

Упражнения для профилактики плоскостопия желательно выполнять без обуви.

На пляже. Сидя на стуле, дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок.

Нарисуй кружок. Сидя на стуле, дети выполняют круговые движения в одну и другую сторону всей ступней, а затем большими пальцами ног.

Массаж ступни. Сидя на стуле, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Затем поменять ноги местами.

Медвежонок. Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на поясе.

Веселые ножки. Поочередно сидя и стоя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, приставить или убрать под стул. Ноги напряжены.

Поочередное перекатывание с носка на пятку и с пятки на носок. Стоя и сидя.

Пружинки. В обуви. Сидя.

Что за странные пружинки упираются в ботинки? ( Пятки прижаты к полу, пальцы ног приподняты)

Ты носочки опускай, на пружинки нажимай! (Пальцы ног с силой прижать к полу)

Крепче, крепче нажимай. Нет пружинок – отдыхай!

Цапля. Ходьба на носках. Спина прямая.

   Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. При выполнении дыхательных упражнений следует соблюдать следующие правила:

- подняли руки вверх и в стороны, отвели руки назад – делаем вдох;

- свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох;

- наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох;

- выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох;

- подняли ногу вперед или в сторону, присели или прижали ногу к груди – выдох;

- опустили ногу, отвели её назад, выпрямили из приседа – вдох;

- если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха – дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Например:

«Кто и как?»
1. Как пыхтит тесто?
«Пых-пьгх-пых...»
2, Как паровоз выпускает пар?
«Из-из-из.. .>
3. Как шипит гусь?
4. Как мы смеемся?
«Ха-ха-ха...»
5. Как воздух выходит из шарика?
«с-с-с...»
б. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.
«ф-ф-ф...»

Скороговорки.
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... - другие упражнения.

Упражнения для профилактики зрительных заболеваний.

   Зрительные гимнастики – упражнения для активизации работы мышц глаза. Они дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок сталкивается в школе. Натренированные мышцы глаза уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке. Тренировочные упражнения необходимы ребенку, пользующемуся очками, так как привязанность к очкам приводит к вялости глазных мышц. Все упражнения могут выполняться детьми вне зависимости от диагноза. Комплекс упражнений для глаз проводят в течение 3 – 5 минут, можно под музыку. Он включает в себя до 5 упражнений (массаж, растирание, снятие зрительного напряжения, упражнения на внимание). Не рекомендуется выполнять упражнения детям, перенесшим глазные операции.

Например:

Комплекс специальных упражнений для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—б. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—б. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. до усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—б. Повторить 4—5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—б. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх, налево- вниз, потом прямо вдаль на счет 1—б. Затем налево-вверх, направо - вниз и посмотреть вдаль на счет 1—б. Повторить 4—5 раз.

Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки го правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных луг от переносицы до конца бровей.

Лично я для преодоления двигательной недостаточности на уроке использую следующие приемы:

   На доске вывешиваются карточки с именами ребят, написанные разным цветом. Во время урока я прошу подойти к доске и взять задание тех ребят, чье имя написано, например, зеленым цветом, прикреплено желтым магнитом и т. п. За урок стараюсь дать таким образом задание всем ученикам.

   На последней парте перед уроком раскладываю карточки с дополнительным заданием. Ученик, выполнивший основное задание, может встать и взять себе еще одно. Некоторые ребята успевают за урок сделать дополнительно 3 – 4 задания.

   Физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых обучающихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

   Хороший результат в деле ликвидации двигательной недостаточности детей дают психологические игры. Любые нарушения в физическом развитии делают детей беспокойными, а часто «неуправляемыми» и агрессивными. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Общение наполняется душевной теплотой, чуткостью и уважением. Перед введением в свою работу психологических игр, детям необходимо доходчиво объяснить, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. С помощью таких игр можно научить детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим.

С какой целью можно использовать психологические игры на уроках?

1. для «разогрева» класса перед уроками;

2. для повышения работоспособности класса;

3. для активизации внимания перед трудной работой;

4. для настройки на спокойную работу;

5. для снятия напряжения после долгой сидячей работы;

6. для развития чувства благодарности и уважения друг к другу.

 

Приведу примеры некоторых интересных игр.

 

Для разогрева класса перед уроками.

Смешное приветствие.

- Как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? Пожмите друг другу руки.

- А кто знает другой способ подавать руку при встрече?

- Я хочу, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которые мы будем использовать в ближайшее время. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести со своим соседом, как можно более необычный, способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли бы его запомнить, но при этом — достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.

Выбирается самое интересное рукопожатие. Каждый день можно начинать с этого приветствия. Меняется рукопожатие по мере потери к нему интереса и по желанию ребят.

Для повышения работоспособности.

Похлопывающий массаж.

   Обычно дети думают, что удар является только актом агрессии, которым мы причиняем окружающим боль. С помощью этого упражнения они могут увидеть другие возможности похлопываний, а именно — они смогут сделать приятный массаж другому ребенку с помощью легких ударов мягкой стороной ладони. Таким образом, "битье" становится способом приятного дружеского контакта. Этот опыт особенно полезен мальчикам.

   Данное упражнение используется в качестве бодрящей и освежающей паузы, после того, как дети вынуждены были долго сидеть без движения или проявляют признаки усталости и гиподинамии. Похлопывание стимулирует нервные окончания, улучшает кровообращение и снимает мышечное перенапряжение. Кроме того, дети становятся более бодрыми и оживленными.

- Выберите, кто первый будет делать массаж. Остальные ребята должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А массажисты должны встать сбоку от них на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое похлопывание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой. (2 минуты.)

-А теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями.

Для активизации внимания.

Передай маску!

   Игра взбадривает детей, делает их более внимательными и помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в класс, и тем самым освободить голову для работы.

-Сядьте, пожалуйста, как можно удобнее. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать сво­ему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица.)

- Попробуйте повторить мое выражение.

-А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Для настройки на спокойную работу.

Прошепчи…

   Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет "задействовать" даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений "один на один", и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.

-Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера! (что вы делали в эти выходные, чему новому вы научились и т. д.).

 

Для снятия напряжения.

Ревущий мотор.

   Это оживленная и увлекательная игра, которая создает в классе атмосферу автогонок и высвобождает энергию.

-Кто из вас видел настоящие автомобильные гонки? Вы помните, как ревут моторы, когда водители после очередного виража давят на газ? Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля — "Рррмм". Один из вас начинает, произнося "Рррмм" и быстро поворачивая голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же "вступает в гонку" и быстро произносит свое "Рррмм", повернувшись к следующему соседу. Таким образом, "рев мотора" быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

Когда "рев мотора" пройдет полный круг, остановите действие и продолжите объяснение игры дальше:

Конечно же, у нашего гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук — "Иииик". Когда кто-нибудь во время "движения автомобиля" вдруг произносит "Иииик", он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно "остановить автомобиль и заставить его двигаться в противоположную сторону." Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре.

В конце игры можно попросить детей "проехать" круг особенно быстро, и в конце всей "гонки" всем вместе одним единым "Иииик" закончить игру.

Для выражения благодарности и уважения друг к другу.

Аплодисменты по кругу.

   В этом замечательном и неординарном ритуале все происхо­дит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

-Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слу­шая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

-У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисмен­ты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Один из вас начинает: он поворачивается к своему соседу, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба поворачиваются к следующему ученику, который также получает свою порцию аплодисментов. Затем уже тройка учеников поворачивается к следую­щему претенденту на овации. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

   Таких игр очень много, я взяла их из книги Клауса Фопеля «Психологические игры и упражнения». Но учитель должен помнить, что приносить пользу они начнут не сразу. Некоторым детям требуется продолжительное привыкание к психологическим играм. Ни в коем случае не надо заставлять этих ребят. Через какое-то время они станут полноценными участниками игр.

   Практическая психология долгие годы искала способ помочь людям, находящимся в экстремальных ситуациях и испытывающим нервно-мышечные перегрузки. И сравнительно недавно психологам удалось разработать такое гуманистическое направление — образовательную кинесиологию. Она представляет собой учение о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности. С помощью определенных упражнений организм балансирует все процессы в теле, координирует работу обоих полушарий мозга, включает совместное интегрированное взаимодействие интеллекта и тела.

   Основателями Образовательной кинесиологии более сорока лет назад стали американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».

Стимулирующее воздействие физических упражнений на улучшение мозговой деятельности заключается в:

- увеличении объёма памяти;

- повышение устойчивости внимания;

- ускорение решения элементарных интеллектуальных задач;

- убыстрение психомоторных процессов.

Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который положительно влияет на успешность учебной деятельности.

Вот некоторые из упражнений МОЗГОВОЙ ГИМНАСТИКИ

- Упражнение «Кнопки мозга» подготовит ваши глаза к напряженной работе. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Помассируйте их большим и средним пальцами 30-40 секунд. Этим вы поможете включению внимания и легче справитесь с напряженной ситуацией в пути. Потом поменяйте руки.

- Для расслабления шеи и плеч полезно проделать «Вращение шеей». Расслабим плечи и опустим голову прямо вниз. На выдохе медленно поворачиваем голову вправо, затем влево. В каком-то положении можем почувствовать, как шея побаливает. Это и есть мышечный зажим. В этот момент нужно сделать несколько небольших круговых движений подбородком по часовой стрелке до исчезновения боли. Движения небольшие и неторопливые.

 

-Аналогичное упражнение с разминанием шейной мышцы – «Сова».

(улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении)

Ухватиться правой рукой за левое плечо и сжать его. Повернуть голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Глубоко дышать и развести плечи назад; теперь посмотреть через другое плечо, опять разводя плечи. Уронить подбородок на грудь и глубоко дышать, давая мышцам расслабиться. Повторить, держа плечо другой рукой.

-Упражнение «Симметричные рисунки» (улучшает зрительно- двигательную координацию).

Рисуем симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). В результате получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.

-Упражнение «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).

   Удобно расставить ноги. Правую ступню развернуть вправо, левую направить строго прямо. При выдохе согнуть правое колено. Вдохнуть, одновременно напрягая правую ногу. Бёдра держать «собранными». Это поможет укрепить бёдра и стабилизировать спину. Повторить упражнение 3 раза. Затем сделать тоже самое левой ногой.

    Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Простые движения и упражнения несут в себе возможность радостного, творческого учения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым

Незаменимое упражнение при работе за компьютером. После него мы чувствуем себя активными, полными энергии и готовыми к обобщению своих мыслей

- Упражнение «Энергетизатор» расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.

Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

Если выполнять это упражнение 5-10 минут, то оно стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, которое активизирует вестибулярный аппарат, "пробуждает мозг", расслабляет плечевой пояс. А это улучшает слух и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы.

Организация подвижных перемен.

   Главная цель игровой двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать каждому ребенку значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

   Помимо развития физической активности детей, игры на переменах должны способствовать сохранению психического здоровья детей. иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые накапливаясь, губительно действуют на детский организм.

   Игровые перемены дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. А сопровождение упражнений хорошей музыкой позволит превратить 10 – 20 минутный перерыв в веселую и увлекательную игру.

При организации игр на переменах необходимо руководствоваться такими правилами:

- игры не должны требовать большой подготовки и затрат на подручные средства;

- участниками игры дети становятся по собственному желанию; необязательно поголовное вовлечение в игру всех учащихся класса;

- ребята должны не нарушать правила игры, для этого непосредственно перед игрой правила повторяются;

- заканчивать игры надо за несколько минут до начала урока, чтобы ребята успокоились, восстановили дыхание, подготовились к уроку;

- на этапе разучивания руководить ходом игры должен учитель, затем ребята могут проводить игру сами.

Как правило, на перемене достаточно одной подвижной игры.

   Подвижные перемены обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности в течение всего учебного дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Лозунг «Движение – это жизнь» приобретает в работе с детьми еще большее значение, так как дети, часто имея недостатки в физическом развитии, ведут малоподвижный и замкнутый образ жизни. Этому часто способствуют и родители, оберегающие своих чад от «вредного воздействия» окружающей среды.

Гигиенистами подсчитано, что среднестатический школьник для сохранения баланса двигательной активности должен ежедневно делать 23 – 24 тысячи шагов. Школа должна помочь ребенку пройти этот путь до конца. Школа должна научить детей любить занятия физической культурой и понимать значение этих занятий для своей будущей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демирчоглян Л.Г. Как сохранить и улучшить зрение. – Д.: Сталкер, 1997. – 320 с.

2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.1 – 5 классы.- М.: ВАКО, 2004. – 152с.

32. Ковалько В.И. Школа физминуток (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 208с.

4. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 136 с.

5.3. Мишин М.А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. – N2. – с.71

64. Мишин М.А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2002. – N3. – с.74

7.5. Мишин М.А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2003. – N4. – с.46

8.6. Ростомашвили Л.Н. Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2000. – N1. – c.27

97. Смирнова И.А. Общеразвивающие упражнения с гимнастическим катком. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2002. – N3. – с.86

10.8.Федоров А.И. Методы улучшения зрения: как избавиться от очков. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 189с.

11. Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 1998г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.