Статья на тему «Развитие субъектности в начальной школе»

3
0
Материал опубликован 11 March 2021

Иванова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №28», ЧУДО «Умка» (частно-государственное партнерство Умка-школа), г. Красноярск

 

Данная статья является второй в описании понятия «субъектность» и основывается на примере развития детской инициативы ученицы начальной школы.

 

Развитие субъектности в начальной школе

В последние годы мы – педагоги – поняли, что главный запрос родителей и главная цель педагогов совпадают – воспитать самостоятельного, замотивированного и уверенного в своих силах – субъектного – ребенка. Научить сейчас можно чему угодно, а вот сделать так, чтобы ребенок сам захотел, сам поставил цель, сам преодолел сложности и приложил усилия, сам получил результат – оказалось непростой задачей. Но именно такие субъекты – авторы своей жизни – меняют мир к лучшему, совершают открытия и изобретения, смело двигают прогресс.

«Субъектность – это энергичное преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом». [1]

В своей педагогической деятельности основной упор делаю на самостоятельность и самоопределение ребёнка, чтобы в любой точке мира он мог быть уверенным в себе. Апробирую различные событийные форматы образования в контексте детской субъектности. Держу фокус на этом образовательном результате для того, чтобы замечать его и поддерживать в любой ситуации. Для того чтобы обсуждать его с родителями и выстраивать совместную стратегию действий по поддержке субъектности ребёнка средствами, адекватными возрасту.

В течение многих лет я курирую организацию исследовательской работы учащихся начальной школы в нашем лицее. На мой взгляд, ежегодная научно-практическая конференции ребят – это отличная площадка для развития субъектности – атмосфера исследования, расширение научных контактов, развитие умения полемизировать, отстаивать свою точку зрения, умение выдвигать и решать проблемные ситуации. Исследования ребят 7-10 лет – это еще и эффективный способ взаимодействия родителей и ребенка. Ведь без поддержки родителей достаточно трудно развивать самостоятельность в детях!

Каково же ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО становления субъектности? Выбор Действие Результат Ответственность Рефлексия Образовательное намерение. Иными словами «Задумал Сделал Проанализировал». Роль учителя – максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. [2] Принцип субъектности предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил все, что собирается совершить.

Приведу в пример историю развития моей ученицы Казаковой Софьи.

С первого класса Соня активно участвовала в мероприятии класса «Лист инициатив», где дети выбирали тему для представления своим одноклассникам, время представления (записываясь в лист инициатив) и результат представления (письменная рефлексия в Портфолио). Со второго класса Софью заинтересовал формат выступления «шире», чем перед одноклассниками – выступление на научно-практической конференции (НПК) лицея, начальная школа (1-4 классы). И вот уже третий год подряд ученица совместно с мамой и мной занимается исследованиями в различных областях жизни.

Из практики.

Софья темы берёт «из себя».

Во втором классе исследует тему «Что такое зевота?»

На вопрос: «Почему взяла такую тему?», отвечает: «Я зевала и подумала, почему такой процесс происходит и каковы причины?».

А объектами исследования стали домашние животные – попугаи и черепаха.

Соня наблюдала в течение недели за животными, записывала время, причины, составляла таблицы, делала выводы.

После выступления на конференции все работы опубликовали в сборнике, напечатали, подарили детям. Этот факт вдохновил Соню в третьем классе на поиск темы для новой работы.

«Чайный гриб» – так называется тема. В анонсе Софья пишет: «Мама готовит напиток на основе чайного гриба. Он полезен для здоровья. Я заинтересовалась, как же напиток образуется, почему гриб растет и чем полезен?»

После выступления на конференции комиссия была удивлена выбором темы, попробовали напиток, заинтересовались рецептом приготовления.

После выступления Соня почувствовала ситуацию успеха, интерес со стороны взрослых к работе, удовлетворение от процесса создания.

И уже в конце третьего класса Софья придумала следующую тему работы – «Почему нельзя есть снег?».

После прочтения книги Андрея Усачёв "Небесная соль", где все ели снег, возник вопрос: почему мне запрещают это делать?

Взяла пробы снега в разных местах – на крыше десятиэтажного дома, у дороги, во дворе.

Делала замеры с помощью индикатора и приборов на различные качества воды. Чистота, кислотность, жёсткость, щелочной состав.

Сделала выводы и готова к защите своих исследлваний.

Как здесь проявляется субъектность?

Самостоятельный выбор темы (идет из интересов ребёнка, его любознательности).

Не удовлетворена ответами из энциклопедических источников, склонна к самостоятельным выводам, исследованиям, обобщениям.

Обращается по собственной инициативе за помощью к взрослым.

Стремится к публичным выступлениям, преодолевая страхи, неуверенность.

Хочет быть в процессе, дойти до конца.

С помощью педагогов проводит анализ исследования, рефлексию. Фиксирует основы успеха, дефициты.

Ставит перед собой новые задачи – учебные намерения.

На примере участия Софьи в течение трёх лет в подготовке исследовательских работ на НПК наблюдаю высшую степень проявления субъектности – продуктивную деятельность. [3]

Продуктивная деятельность – это предельная форма субъектности. Это связка двух событий. Первое – преодоление привычной (естественной) схемы действий. Второе – выступление, «публикация» сделанного продукта .[3]

Софья доводила замысел до конца. Выступала перед комиссией, демонстрировала продукт, отвечала на вопросы. Получила сборник с собственной работой.

Субъектность может прорастать из различных факторов. Из детской игры, группового задания, личного замысла, спора, работы. От наших действий зависит, прорастёт ли она в полноценную человеческую силу.[3]

Когда дети работают группой или парой они вынуждены произносить план действий. Это помогает дольше удерживать замысел и прояснять его.

Создание оригинального творческого продукта (не как у всех) является признаком детской субъектности. Преобразование пространства, организация места для своей деятельности, договаривание с другими людьми, обсуждение правил и ситуаций их нарушения. Это всё может удерживать и делать ученик начальной школы.

Из практики:

Одним из заданий математической декады было создание фигур из коробок.

Предложили обдумать заранее объект.

Соня принесла сделанного ею мишку на занятии по столярному делу.

Все его части были квадратными, значит, возможно сделать из коробок похожего. Изделие из дерева должно служить образцом.

Соня создала группу для конструирования, предложила свой образец. Группа поддержала идею одноклассницы, активно включилась в создание мишки и получили прекрасный результат.

Какие качества субъектности проявились в этой ситуации?

Соотнесла имеющийся материал в другую ситуацию.

Инициировала группе образец.

Убедила сделать работу по данному образцу.

Добилась результата.

Демонстрация продукта на выставке поделок.

Обобщая материал, могу выделить следующие действия, входящие в понятие учебной субъектности.

Удержание задачи, обращение к задаче, работа по пониманию задачи.

Пробы (вариативные действия) по решению задачи.

Самооценка.

Коррекция хода в ситуации обнаружения ошибки.

Экспертиза чужого решения в соотнесении с задачей, умение видеть другие пути решения.

Рефлексия – умение анализировать собственные действия.[3]

Важные приёмы педагога и характеристик среды, претендующей на формирование субъектности:

педагогическое наблюдение, увидеть не просто «слабость/сильность» ребёнка, но и более сфокусировано – точки смелости, которые ложатся в основу новых педагогических ходов; за тем, как изменяются/углубляются/наращиваются предметные умения ребёнка и поддержка инициатив. Нужно вовремя заметить готовность ребенка к некой ответственности и дать ему возможность её на себя взять.

Культивирование субъектности. Открытое проявление более серьёзного /уважительного/ и т. п. отношения к тем, кто уже проявляет субъектность, берёт на себя ответственность за что-то. Как в рамках образовательного пространства в целом, так и при личном общении с конкретным ребенком. Нужно, например, делиться впечатлением о том, как много КТО-ТО ДРУГОЙ делает и как это круто, в присутствии ребенка, чью субъектность вы пытаетесь стимулировать к росту, хвалить за старания: «ты отлично поработал», делать акцент не на способностях, а на том, чего смогли добиться.

Открытость. Педагог должен быть готов дать шанс новым инициативам и идеям детей, и дать последним понять, что предлагать что-то МОЖНО и НУЖНО.

Разнообразие мест для пробы. Важно организовать пространство так, чтобы у ребёнка было много возможностей что-то поделать самому, много вариантов задач и процессов, которые можно взять под свою полную ответственность.

Доверие. Самое важное – это суметь самим доверить какие-то дела ребёнку. Доверить их честно, полностью, без взрослого, который параллельно отвечает за тот же процесс. Позволить ему ошибаться и находить выходы из сложных ситуаций САМОМУ.

Возможность попросить о помощи. Нужно чётко дать понять, что за помощью обращаться не стыдно и карать за это никто и никак не будет.

Свобода действий. Когда, вроде бы, и ответственность уже взята, и взрослые смогли всё-таки довериться и не страховать на каждом шагу, может появиться такой мешающий фактор как инструкция. Необходимо, чтобы у ребёнка была свобода в выборе того, что и как делать. Это нужно для того, чтобы он действительно принимал решения сам, а не действовал по чьей-то указке. [4]


 

Список использованной литературы

[1] Психология развития: учебное пособие / Б.Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2001. – 144 с.

[2] https://nsportal.ru/ Образовательная социальная сеть. Опубликовано 10.04.2016 - 17:03 - Матвеева Ирина Александровна

[3] Кубики субъектности. Построй свою модель / Коллектив авторов под редакцией Марии Миркес. – М.: Издательский дом «НооГен», 2020. – 2605 с.

[4] СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (Ключевые понятия, маркеры образовательного результата, практические кейсы и системные решения по разворачиванию практики субъектности). Коллектив авторов под редакцией Марии Миркес. – М.: Издательский дом «НооГен», 2018. – 195 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.