Статья на тему «Проектная деятельность в начальной школе»
Кузьмина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Проектная деятельность в начальной школе
Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, так как является одной из форм организации свободного времени учащихся. В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает такая педагогическая технология, как проектная деятельность. Это одна из форм организации внеурочной деятельности, предусмотренная ФГОС начального образования второго поколения. Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.
Что же такое проект? Проект (с лат. языка) – «брошенный вперёд» (по Д.Н.Ушакову)
Это замысел, идея какого-либо дела…
Это форма ученической работы: от работы школьника до дипломного проекта выпускника вуза
Это описание образа будущего объекта; того, «чего пока нет, но очень хочется, чтобы оно было» (проект как результат, продукт особой деятельности - проектирования) (по О.М. Моисеевой)
Проект - это разовая деятельность, которая:
имеет конечную цель и промежуточные задачи;
производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;
состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.
Проектный метод позволяет:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
выйти за рамки объема школьного предмета, задействовать межпредметные связи;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Виды проектов:
- по содержанию:
монопредметные - выполняется на материале конкретного предмета;
межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов;
надпредметные - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
- по продолжительности:
Мини – проекты
Краткосрочные проекты
Недельные проекты
Годичные проекты
Для того, чтобы наш проект был успешным, мы пользуемся стрелкой планирования:
1. Начинаем с названия проекта.
2. Находясь на следующей ступени, важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, формулируем видение проекта.
3. Определяем цель(и) предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть слишком конкретными, их задача – описывать «конечные точки» нашего плана.
4. Конкретизация поставленных целей. Поле «задачи» и предназначено для того, чтобы в нём конкретно определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей.
5. Определение ресурсов, то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы.
6. Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выписываем их в поля «критические факторы успеха», чтобы потом всегда держать их на виду.
7. Рядом есть и поле «препятствия» (риски проекта). Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали.
8. Наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». На данном этапе определяется деятельность для каждого участника проекта: что делает, кто делает (ФИ) и когда делает.
Учитель в проектной работе с детьми выступает организатором, консультантом, коллегой, экспертом. Он должен быть готов обладать проективным сознанием, проектным воображением и проектным мышлением.
Исходя из всего вышесказанного, проект - это Дело, которое делают Люди и Люди, которое делают Дело.
Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки - это сложно, требует больших затрат времени и сил. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся?
На самом деле, сами того не подозревая, все мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов.
Мы каждый день думаем над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, купить в квартиру и на дачу, что одеть и обуть, а потом воплощаем идеи в жизнь – это проект!
Мы решаем, какую программу провести на свою день рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект!
Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Так что проектная деятельность вам уже хорошо знакома.
Предлагаю вам послушать притчу о старце и лодке или как научиться решать проблемы проектным методом
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..
Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…
Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.
«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Позвал на помощь своих учеников и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.
В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться!
Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.
Ведь если говорить в целом - проектная деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.
Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы Строим нашу лодку, т. е. создаем проект.
Проектные работы в школе могут быть различными, их можно создавать в урочное и внеурочное время. Это могут быть просто проектные работы, могут быть исследовательские работы, а могут быть проектно-исследовательские работы. Проект можно развернуть из любого интересующего вопроса, на создание работы можно и смотивировать.
Стартовая презентация учителя
Итак, уважаемые коллеги! Предлагаем вам немного поработать. Вы разделены на две группы: краеведы и историки. Сейчас мы все вместе поработаем над этапами создания проектно-исследовательской работы. Вместо лодки, мы построим с вами дом. (Презентация с домиком). В конвертах лежат составляющие ваших домиков. Вы должны выбрать для своей группы проблемный вопрос, учебные вопросы, гипотезу, план исследования, пути исследования, крыша домика - это презентация работы, т.е. представление конечного результата - продукта. (Работа в группах).
Любая проектная работа создается поэтапно. Проектные и исследовательские работы мы создаем через урок, внеурочную деятельность, проектную платформу «Мы делаем дело», конференцию «Путь к успеху». Вашему вниманию мы сегодня представим проектно-исследовательскую работу «ЛабДиск - лаборатория для исследования», руководителем которой являюсь я, Кузьмина Н.Н. Данную работу мы с учениками проводили в прошлом учебном году в рамках внеурочной деятельности на кружке «Школа проектов». Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это и стало целью создания проектно-исследовательской работы «ЛабДиск - лаборатория для исследования».
(выступление детей)
Результаты: В результате работы над очередным проектом ученики приобрели опыт целеполагания и планирования, расширили кругозор, совершенствовали умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные); совершенствовали умения работать в коллективе. Приобрели опыт публичного выступления. С данной проектно-исследовательской работой учащиеся выступали на конференции «Путь к успеху-2016». Работу ребята опубликовали в сети Интернет на сайте для одаренных детей «Алые паруса» В сентябре данного учебного года состоялось родительское собрание Для чего нужны ученические проекты?», где ребята представили свою работу родителям, что способствовало привлечению родителей к работе над новой проектной работой в текущем учебном году.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».