12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Наталья Николаевна399
Россия, Тульская обл., Новомосковск
1

Статья на тему «Проектная деятельность в начальной школе»

Кузьмина Наталья Николаевна, учитель начальных классов

 

Проектная деятельность в начальной школе

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, так как является одной из форм организации свободного времени учащихся. В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает такая педагогическая технология, как проектная деятельность. Это одна из форм организации внеурочной деятельности, предусмотренная ФГОС начального образования второго поколения. Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Что же такое проект? Проект (с лат. языка) – «брошенный вперёд» (по Д.Н.Ушакову)

Это замысел, идея какого-либо дела…

Это форма ученической работы: от работы школьника до дипломного проекта выпускника вуза

Это описание образа будущего объекта; того, «чего пока нет, но очень хочется, чтобы оно было» (проект как результат, продукт особой деятельности - проектирования) (по О.М. Моисеевой)

 

Проект - это разовая деятельность, которая:

имеет конечную цель и промежуточные задачи;

производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;

состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;

использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.

 

Проектный метод позволяет:

научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

выйти за рамки объема школьного предмета, задействовать межпредметные связи;

принимать самостоятельные аргументированные решения;

научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

 

Виды проектов:

- по содержанию:

монопредметные - выполняется на материале конкретного предмета;

межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов;

надпредметные  - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

- по продолжительности:

Мини – проекты

Краткосрочные проекты

Недельные проекты

Годичные проекты

 

Для того, чтобы наш проект был успешным, мы пользуемся стрелкой планирования:

1. Начинаем с названия проекта.

2. Находясь на следующей ступени, важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, формулируем видение проекта.

3. Определяем цель(и) предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть слишком конкретными, их задача – описывать «конечные точки» нашего плана.

4. Конкретизация поставленных целей. Поле «задачи» и предназначено для того, чтобы в нём конкретно определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей.

5. Определение ресурсов, то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы.

6. Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выписываем их в поля «критические факторы успеха», чтобы потом всегда держать их на виду.

7. Рядом есть и поле «препятствия» (риски проекта). Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали.

8. Наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». На данном этапе определяется деятельность для каждого участника проекта: что делает, кто делает (ФИ) и когда делает.

 

Учитель в проектной работе с детьми выступает организатором, консультантом, коллегой, экспертом. Он должен быть готов обладать проективным сознанием, проектным воображением и проектным мышлением.

 

Исходя из всего вышесказанного, проект - это Дело, которое делают Люди и Люди, которое делают Дело.

Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки - это сложно, требует больших затрат времени и сил. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся?

На самом деле, сами того не подозревая, все мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов.

Мы каждый день думаем над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, купить в квартиру и на дачу, что одеть и обуть, а потом воплощаем идеи в жизнь – это проект!

Мы решаем, какую программу провести на свою день рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект!

Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Так что проектная деятельность вам уже хорошо знакома.

Предлагаю вам послушать притчу о старце и лодке или как научиться решать проблемы проектным методом

 

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Позвал на помощь своих учеников и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

 

Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Ведь если говорить в целом - проектная деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы Строим нашу лодку, т. е. создаем проект.

 

Проектные работы в школе могут быть различными, их можно создавать в урочное и внеурочное время. Это могут быть просто проектные работы, могут быть исследовательские работы, а могут быть проектно-исследовательские работы. Проект можно развернуть из любого интересующего вопроса, на создание работы можно и смотивировать.

 

Стартовая презентация учителя

 

Итак, уважаемые коллеги! Предлагаем вам немного поработать. Вы разделены на две группы: краеведы и историки. Сейчас мы все вместе поработаем над этапами создания проектно-исследовательской работы. Вместо лодки, мы построим с вами дом. (Презентация с домиком). В конвертах лежат составляющие ваших домиков. Вы должны выбрать для своей группы проблемный вопрос, учебные вопросы, гипотезу, план исследования, пути исследования, крыша домика - это презентация работы, т.е. представление конечного результата - продукта. (Работа в группах).

Любая проектная работа создается поэтапно. Проектные и исследовательские работы мы создаем через урок, внеурочную деятельность, проектную платформу «Мы делаем дело», конференцию «Путь к успеху». Вашему вниманию мы сегодня представим проектно-исследовательскую работу «ЛабДиск - лаборатория для исследования», руководителем которой являюсь я, Кузьмина Н.Н. Данную работу мы с учениками проводили в прошлом учебном году в рамках внеурочной деятельности на кружке «Школа проектов». Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это и стало целью создания проектно-исследовательской работы «ЛабДиск - лаборатория для исследования».

(выступление детей)

Результаты: В результате работы над очередным проектом ученики приобрели опыт целеполагания и планирования, расширили кругозор, совершенствовали умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные); совершенствовали умения работать в коллективе. Приобрели опыт публичного выступления. С данной проектно-исследовательской работой учащиеся выступали на конференции «Путь к успеху-2016». Работу ребята опубликовали в сети Интернет на сайте для одаренных детей «Алые паруса» В сентябре данного учебного года состоялось родительское собрание Для чего нужны ученические проекты?», где ребята представили свою работу родителям, что способствовало привлечению родителей к работе над новой проектной работой в текущем учебном году.

 

 

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.