МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕКЛАМА
Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания»
СЕКЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕКЛАМА
Исследовательская работа
Автор – Пичугина Юлия Ильинична,
обучающаяся 11 класса
МАОУ СОШ № 38 г. Владимира
Научный руководитель –
Филиппова Наталья Михайловна
учитель трудового обучения
по профессии «Агент рекламный»
МАОУ «ГМУК № 2»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие международной рекламы и ее виды 4
1.2. Особенности международной рекламы 5
1.3. Нормы международной рекламы 6
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
2.1. Анализ представлений о международной рекламе в обыденной жизни потребителей товаров и услуг 7
2.2. Составление классификации международных фирм на Российском рынке и российских фирм на международном рынке 9
2.3. Создание электронного журнала «На ошибках учатся» 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10
ПРИЛОЖЕНИЯ 11
ВВЕДЕНИЕ
В мире насчитывается огромное количество международных компаний, которые реализуют свою продукцию во многих странах и регионах. Реклама играет огромную роль в маркетинговых коммуникациях этих компаний[1]. Она является инструментом повышения их прибыльности.
Растущая конкуренция товаропроизводителей в новых условиях мирового хозяйственного развития создаёт проблему продвижения товаров и услуг на мировые рынки. Компании, организующие рекламную кампанию на международном рынке, сталкивается с множеством трудностей[3]. Например, рекламное послание не доходит до нужного сегмента или оно непонятно в силу культурологических различий. Следовательно, будущим рекламистам необходимо знать и обращать внимание на различные аспекты при разработке рекламных кампаний для зарубежных рынков.
Цель исследования – на основе изучения особенностей международной рекламной кампании создать электронный журнал «На ошибках учатся», раскрывающий провалы маркетинговых и рекламных стратегий на международном рынке.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить учебную литературу и материалы интернет-источников для расширения знаний о таком виде рекламы, как международная реклама;
выяснить, какие международные компании реализуют свои товары и услуги на Российском рынке, а также какие Российские фирмы имеют выход на международный рынок;
исследовать особенности современного рекламного менеджмента на международном рынке и учет большого количества факторов при выборе методов и инструментов рекламы;
провести анкетирование среди трех поколений людей для выявления уровня осведомленности о международных компаниях на российском рынке товаров и услуг;
на основе анализа материала создать электронный журнал для будущих рекламистов «На ошибках учатся».
Обзор литературы
Для получения представления о международной рекламе как особого вида рекламы, была использована следующая учебная литература:
Мазилкина, Е.И. Основы рекламы: учебное пособие
Студенческая библиотека онлайн. Раздел Маркетинг. «Особенности международной рекламы». – http://studbooks.net/795393/marketing/
Чтобы проанализировать аспекты, которые необходимо учитывать при разработке рекламной кампании для зарубежных рынков, использовались следующие источники:
Песоцкий, Е.А. Реклама: учебно-практическое пособие;
Библиотека «Полка букиниста». Скворцов, А. А. Основы рекламы [Электронный ресурс]: учебное пособие. – http://polbu.ru/marketing_ural/ch04_all.html
Экономический портал. «Международная реклама». – http://www.uamconsult.com/book_508_chapter_46_Glava_9.html
Анализ представлений о международной рекламе в обыденной жизни потребителей товаров и услуг проведен с помощью методов наблюдения и анкетирования людей трех разных возрастных групп.
Для создания электронного журнала «На ошибках учатся» использовались ресурсы:
Как непонимание менталитета приводит к провалам рекламных кампаний – http://www.brandlab.ru/brandlab/articles/595/
Самые громкие рекламные провалы мировых брендов – https://new-retail.ru/marketing/reklama/samye_gromkie_reklamnye_provaly_mirovykh_brendov9361/
10 неудачных маркетинговых кампаний – http://muz4in.net/news/10_neudachnykh_marketingovykh
Е. Песоцкий. Современная реклама: теория и практика. – http://polbu.ru/pesocky_advertising/ch39_all.html
Легендарные маркетинговые провалы. – https://lpgenerator.ru/blog/2013/04/04/15-legendarnyh-marketingovyh-provalov/
Международная реклама и её роль в продвижении услуг. – https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-50673
Особенности международной рекламной кампании. – http://www.refmanagement.ru/ritem-2292-9.html
Понятие международной рекламы и ее виды
Понятие «международная реклама» тесно связано с понятием «международная маркетинговая коммуникация». Современный международный маркетинг представляет собой важный атрибут экономической жизни организаций и экономики как единого целого [2]. Целью международной маркетинговой коммуникации является сделать экспортный продукт известным и привлекательным для зарубежного потребителя.
Основные средства международной маркетинговой деятельности не отличаются от средств коммуникаций на внутреннем рынке и состоят из пяти основных элементов[1]: международная реклама, стимулирование сбыта на внешнем рынке, связи с общественностью, личные продажи, прямой маркетинг.
В концепции международного маркетинга именно реклама выступает важнейшим инструментом проникновения иностранных производителей на мировые рынки. В маркетинговой литературе чаще всего даются определения международной рекламы как формы коммуникации, которая способствует продвижению товаров и услуг на внешние рынки[4]. Многие зарубежные и отечественные авторы рассматривают международную рекламу как тактический инструмент продвижения продукции на зарубежные рынки и связывают ее с процессом сближения народов, улучшения их взаимопонимания, ориентации на общечеловеческие ценности. Принципы и концепции рекламных мероприятий во всем мире одинаковы [5].
В мировой практике нет единой классификации видов рекламы. Однако, многообразие форм рекламной коммуникации, представленных на международном рекламном рынке, создают основания для классификации международной рекламы. На современном этапе развития рекламной деятельности существует значительное число критериев, по которым можно классифицировать рекламу. Для международной рекламы предлагается классификация видов и средств торговой рекламы, предложенная Международной рекламной ассоциацией рекламы: по характеру целевой аудитории, области распространения, типам предоставляемой информации, в зависимости от конкретности подачи информации или от выполнения основных функций и т.д.
1.2. Особенности международной рекламы
Международная реклама (international advertising) – реклама, нацеленная на рынки зарубежных стран. Организация международной рекламы считается одной из самых сложных в работе международного маркетинга. Причиной этому служит то, что каждое отдельное государство имеет свои особенности, которые оказывают значительное влияние на процесс создания рекламы[2,5]
Факторы, устанавливающие особенности международной рекламы[5]:
1.Культурные различия. В каждой стране у её жителей есть свои культурные законы, обычаи, запреты. И если ими пренебрегать, то это может привести к провалу рекламной кампании. При создании кампании международной рекламы необходимо разрабатывать слоган для каждой страны в отдельности, выбирать соответствующие формулировки, стилистические обороты, цветовую гамму и многое другое.
2.Языковые различия. Одни и те же слова и словосочетания в переводе на разные языки могут иметь разное смысловое значение, а значит могут восприниматься по разному, то ест неадекватно. В случае чего реклама может превратиться в антирекламу.
3.Различия законодательства. Многие государства регламентируют рекламную деятельность юридическими инструментами. В связи с этим в разных странах существуют специфические ограничения на те или иные виды рекламы, лексику и язык, которые в ней используются. Есть товары, которые не могут рекламироваться или могут, но ограничено.
Немаловажными также являются: экономическая ситуация в стране, уровень технического и технологического развития, политическая обстановка, уровень культуры и т.п.
4.Экономические различия. Покупательская способность людей зависит от уровня развития экономики, и в разных странах она различна. Не все имеют одинаковый доступ к источникам международной рекламы.
5.Различия средств распространения международной рекламы. В каждой стране используются определённые каналы распространения рекламы. В странах с высоким уровнем развития можно найти разные, принятые во всем мире средства распространения рекламной информации.
6.Различия в конкурентной среде. В каждой стране существует ряд компаний, которые продвигают свою систему продвижения того или иного товара на рынке. Но бывают ситуации, когда этим компаниям приходится подстраиваться под условия, которые диктует сфера конкуренции.
Все вышеуказанные различия необходимо учитывать при разработке стратегии международной рекламы.
1.3. Нормы международной рекламы
Существует документ, который регламентирует работу в области рекламы. Это Международный кодекс рекламы международной торговой палаты [3]. Последняя редакция действует с декабря 1986 года. В нем перечисляются основные требования к организациям и компаниям, осуществляющим рекламную деятельность [4, 5].
1.Благопристойность: Принятые в обществе правила благопристойности устанавливают ограничения на используемые в рекламе утверждения или изображения, которые не должны идти вразрез с этими правилами.
2.Честность: Неосведомлённость потребителя не должна стать средством манипулирования покупателей, также реклама не имеет права играть на его доверии.
3.Неприемлемость насилия и дискриминации: Реклама не может содержать никакой информации, котора вызывает всплеск насилия или как-то выступает в его поддержку. В рекламных текстах или изображениях не должно быть ничего, что призывает к дискриминации по какому-либо признаку.
4.Правдивость: В рекламе не может быть никаких заявлений, картинок, записей, обманывающих покупателя, в иносказательной форме или прямо, через двусмысленные фразы или заведомо ложную информацию.
5.Клевета: В рекламе не должны содержаться фразы и изображения, презрительного или уничижительного характера, по отношению к любой другой компании.
6.Защита прав личности: В рекламе не должно содержаться информации о реальных людях, их личных делах или деятельности без согласования или разрешения.
7.Использование репутации: Запрещено использовать названия уже известных компаний, брендов товаров или фирм.
8.Имитация: Реклама не может копировать образ, композицию, тексты, картинки, слоганы, мелодии и т. д. какой-то другой компании и продукта с целью обмана.
9.Распознаваемость рекламы: Реклама должна содержать информацию, которую легко узнать. Не важно, через какой канал ее распространяют.
10.Обеспечение безопасности: В рекламу не может быть включена информация, которая демонстрирует опасные действия или провокации таких ситуаций.
11.Дети и молодежь: В рекламе не должно быть никакой информации, которая играет на наивности детей или приведет их к моральной или психической, а также физической травме.
12.Ответственность: Всю ответственность за исполнение вышеперечисленных требований должны нести рекламодатели, агентства по рекламе, владельцы средств массовой информации и те компании, которые эту рекламу производят.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ представлений о международной рекламе в обыденной жизни потребителей товаров и услуг
Для того чтобы узнать, насколько потребители товаров и услуг имеют представление о международной рекламе, знают производителей импортируемой продукции и узнают ее по определенным признакам, было проведено анкетирование среди трех поколений (учащихся школы): учащихся 5 класса, 8 и 11 классов.
Вопрос № 1: Как вы думаете, много ли продукции зарубежных компаний мы покупаем?
Вывод: Покупая продукцию в магазине, мы не задумываемся о том, что многие из них производят зарубежные компании. Этому свидетельствует опрос учащихся, окружающих автора: 68,75 % учащихся 11 класса, 50% восьмиклассников и 25% пятиклассников считают, что мы приобретаем много зарубежных товаров. «Не очень много» ответили: 18,75% старшеклассников, 31,25% учеников 8 класса и 62,5% учащихся 5 класса; «мало» – 12,5% учащихся 11 класса и младших учеников, 18,75% восьмиклассников.
Вопрос №2: Назовите компании, которым принадлежат данные логотипы:
Результаты:
Выводы: Ученики 5 класса максимально дали 5 правильных ответов (2 человека), большинство из них дали только 1 правильный ответ. Учащиеся назвали максимально 8 компаний, но так ответили только 4 человека, в 11 классе назвали 9 правильных ответов 5 учеников.
Вопрос №3: Восстановите рекламные слоганы, вставив пропущенные слова.
1. «Попробуй, ……................»
2. «Новый год – это момент …........... его»
3. «Рафаэлло. Вместо ….......... слов»
4. «Качество …............., качество жизни»
5. «Думай ….......»
6. «Браузер для …..............»
7. «Быть ….............. на любой дороге!»
8. «Одна Планета. Одно …..............»
9. «Добавляя энергию …..........»
Выводы: В 5 классе только один человек назвал 3 верных ответа, в 8 – один человек назвал 4 правильных ответа, а старшеклассники назвали максимально 5 верных ответов.
Общие выводы по анкетированию
Вывод: Каждый из нас покупает продукцию международных компаний, но мы не знаем какие компании их производят. Это происходит вследствие того, что зачастую международная реклама выполнена не достаточно качественно, а также непродуманны слоганы.
Составление классификации международных фирм на Российском рынке и российских фирм на международном рынке
Выполняя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что для обеспечения качественной международной рекламы важную роль играет классификация. Для создания успешной рекламной кампании необходимо:
1. выяснить какую функцию (коммерческую, социальную, политическую) и цель (информативная, увещевательная, напоминающая) она должна выполнить;
2. определить территорию распространения (глобальную, общенациональную, региональную, местную) и целевую аудиторию (женскую, мужскую, детскую и т.п.);
3. выбрать способ распространения (телевизионная, радио, печатная, наружная, в прессе, рассылка, интернет, нетрадиционная).
Поэтому нами была принята попытка систематизировать данный материал и представить его в форме таблиц: «Международные фирмы на Российском рынке» в Приложениии1 и «Российские фирмы на международном рынке» в Приложении 2.
Создание презентации «На ошибках учатся»
Работа с учебной литературой и интернет-источниками помогла нам расширить представление о международной рекламе, ее особенностях, которыми автор хочет поделиться с будущими рекламистами. Электронный журнал «На ошибках учатся», раскрывает провалы маркетинговых и рекламных стратегий на международном рынке. Электронное приложение выполнено в Demo-версии программы Flip PDF Professional и имеет доступный формат для просмотра любым пользователем без скачивания программного приложения. Проект электронного журнала представлен в Приложении3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная реклама в системе рекламного маркетинга занимает немаловажную роль. Для проведения международной рекламной кампании необходимо учитывать различные аспекты и комплекс действий, которые будут направлены на достижение общего результата – продвижение товара на международном рынке. Следовательно, эффективность рекламной стратегии зависит от всестороннего изучения «культурологических факторов», от анализа и оценки рыночных возможностей и ограничений в деятельности компаний за рубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Мазилкина, Е.И. Основы рекламы: учебное пособие
Студенческая библиотека онлайн. Раздел Маркетинг. «Особенности международной рекламы». – http://studbooks.net/795393/marketing/
Песоцкий, Е.А. Реклама: учебно-практическое пособие;
Библиотека «Полка букиниста». Скворцов, А. А. Основы рекламы [Электронный ресурс]: учебное пособие. – http://polbu.ru/marketing_ural/ch04_all.html
Экономический портал. «Международная реклама». – http://www.uamconsult.com/book_508_chapter_46_Glava_9.html
Как непонимание менталитета приводит к провалам рекламных кампаний – http://www.brandlab.ru/brandlab/articles/595/
Самые громкие рекламные провалы мировых брендов – https://new-retail.ru/marketing/reklama/samye_gromkie_reklamnye_provaly_mirovykh_brendov9361/
10 неудачных маркетинговых кампаний – http://muz4in.net/news/10_neudachnykh_marketingovykh
Легендарные маркетинговые провалы. – https://lpgenerator.ru/blog/2013/04/04/15-legendarnyh-marketingovyh-provalov/
Международная реклама и её роль в продвижении услуг. – https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-50673
Особенности международной рекламной кампании. – http://www.refmanagement.ru/ritem-2292-9.html
Приложение 1
Международные фирмы на Российском рынке
Фирма | Логотип | Рекламный слоган | Характеристика |
The Coca-Cola Company (США) |
| "Попробуй… Почувствуй" ("Taste The Feeling") | Впервые Coca-Cola попадает в СССР в качестве официального напитка московской Олимпиады-80 |
PepsiCo Пепси кола (США) |
| "Новый год - это момент. Отпразднуй его" | В 1959 году граждане СССР впервые попробовали продукцию компании. |
Итальянский концерн Ferrero (Raffaello, Nutella, Kinder Surprise) |
| "Рафаэлло. Вместо тысячи слов" | В 1964 году компания стола выводить свою продукцию на все рынки без исключения. |
Nestle (Швейцария) |
| "Качество продуктов, качество жизни" | В 90-х годов XX века компания вывела на российский рынок первые продукты (NESCAFE и NESQUIK) |
Danone (Франция) |
| "One Planet. One Health" («Одна Планета. Одно здоровье» | В 1992 году продукция Danone поступила на российский рынок. |
Unilever (Великобритания и Нидерланды) |
| "Adding vitality to live" ("Добавляя энергию жизни") | Unilever вышел на российский рынок в 1991 |
Adidas Group (немецкий промышленный концерн) |
| компания Adidas сменила слоган «Impossible is nothing» (невозможное возможно) на «All in» (Все с нами) | В 2008 году компания подписывает соглашение с Российским футбольным союзом и начинает поставки на российский рынок. |
Apple (США) |
| "Think Different" (Думай иначе) | В ноябре 2005 года открылся первый магазина Apple Center в России |
Microsoft (США) |
| "Browser for Doing" ("Браузер для работы") | В России Microsoft действует с 1992 года |
Daimler (Германия) |
| "Быть лучшим на любой дороге!" | Daimler вышла на российский рынок в 1994 году |
Приложение 2
Российские фирмы на международном рынке
Фирма | Логотип | Рекламный слоган | Характеристика |
Splat |
| "Professional Oral Care" ("Профессиональный Уход За Полостью Рта") | Основана в 2000 году, их продукция экспортируется в 40 стран мира. |
Автоваз (LADA) |
| "Сила в характере" | Производит машины с 1966 года. 21 февраля первая партия автомобилей «Жигули» отправлена на экспорт – в Югославию. |
АО "Сиа Интернейшнл ЛТД" |
| нет | Компания создана в 1993 г. С 2002 года «СИА» является членом Европейской Ассоциации Фармацевтических Дистрибьюторов. |
"Сбербанк" |
| "Всегда рядом" | Основан в 1841 году. В 1989 году Сбербанк стал членом Всемирного института сберегательных банков. |
«Додо Пицца» |
| нет | Основана в 2011 году. Компания открыла свои пиццерии в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Румынии, Китае и США. |
Приложение 3.
Проект электронного журнала «На ошибках учатся»
|
|
ПРИМЕР 1 | |
|
|
ПРИМЕР 2 | |
|
|
ПРИМЕР 3 | |
|
|
ПРИМЕР 4 | |
|
|
ПРИМЕР 5 | |
|
|
ПРИМЕР 6 | |
|
|
ПРИМЕР 7 | |
|
|
ПРИМЕР 8 | |
|
|
|
|
16