12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова О. Ю.270
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Статья

Петровой Ольги Юрьевны

Основной целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству языка. Литературное образование – это чтение и изучение художественных произведений, библиографических сведений, историко-культурных фактов. Расширять круг чтения учеников, повышать качество чтения, уровень восприятия, степень понимания художественного текста – вот задачи уроков словесности.

Чтение должно стать для ученика интересным, продуманным, осознанным, тогда у ребенка разовьется потребность в книге.

Но, к великому сожалению, многие современные школьники не мотивированы на чтение художественной литературы по учебной программе. Эта проблема была и остается актуальной.

Давно известно о том, что на ребенка своеобразно действует рекламная продукция. Рекламные сообщения привлекают внимание детей яркими картинками, движениями, информацией. Следует воспользоваться этими средствами для привлечения молодого поколения к активному чтению. Итак, продвижение чтения с помощью школьной рекламы.

Многие учителя литературы используют в своей практике рекламный ход – «Неоконченное чтение»: прекращают декламацию на самом интересном месте и предлагают учащимся узнать самостоятельно, что было дальше. Этот прием напоминает анонс. В таком случае подростка к познанию нового толкает любопытство.

На уроках внимание школьников приходится подпитывать разными средствами и способами.

В начале учебного года первые уроки литературы рекомендую проводить в школьной или районной детской библиотеке в лучших рекламных традициях.

Библиотека – это наилучшее место для работы с книгой.

Занятия стоит организовать в виде комбинированных уроков: экскурсий по книгохранилищу, практических, самостоятельных, групповых работ в читальном зале.

Учитель или библиотекарь обращает внимание детей на основное назначение библиотеки, рассказывает о принципах расположения печатных изданий в помещении и системе поиска нужного произведения с помощью компьютера.

Организует учащихся для работы над вопросами: 

1. Что чтение даёт людям? 

2. Кто такой настоящий читатель? 

3. Как следует читать художественное произведение?

Предлагает практическую работу в группах. Сначала с толковыми словарями (задания на определение понятий «библиотека», «чтение», «читатель», «книга», «литература» и т. д.). Затем работу с репродукциями знаменитых художников о чтении: «За чтением» И. С. Галкина, «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской» И. Н. Крамского, «Воскресное чтение в сельской школе», «Ученицы», «Новая сказка» Н. П. Богданова-Бельского и др.

Отдельное внимание стоит уделить картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке», выяснить впечатление от картины. Сравнить, оценить состояние сельской библиотеки послевоенного времени и современную школьную.

Учитель демонстрирует новое оборудование школьной библиотеки: последние поступления книг, компьютеры, оборудованные выходом в Сеть, ксероксы, сканер, мультимедийный проектор.              

На сайте « LearningApps.org »  учащиеся выполняют упражнение «Грамотность чтения: уровни понимания текста».

Подготовленные ученики рассказывают о лучших библиотеках города. 

Учитель знакомит ребят с работой «Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина» (через сайт).

Педагог проводит инструктаж по составлению домашней презентации с использованием материалов школьной библиотеки и Интернета по темам: 

1. Чтение – вот лучшее учение! 

2. Чтение в изобразительном искусстве. 

3. Тема чтения в детской литературе.

Сообщает о возможных способах предъявления работ другим учащимся в школе, в том числе и с помощью интерактивной доски.

Организует самостоятельную работу с тексами в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Например, определить основное содержание текста, понять, ознакомиться, извлечь или оценить представленную информацию, установить вид чтения, принципы работы с литературой.

Учеников, активно пользующихся компьютером, следует учить работать с материалами, размещенными на литературных сайтах Интернета, общаться с любителями чтения, как и где узнавать о книжных новинках, составлять презентации к произведениям для людей разного возраста, давать аннотации, публиковать свои работы в Сети. Организовывать самостоятельную работу школьников по выбранным ими темам, над литературными проектами, учить вести серьезную исследовательскую деятельность на протяжении всего года, работать с дополнительными информационными источниками.

Помогать в размещении по школе листовок, рекламных проспектов «В мире книг», «Мое любимое произведение», «Новинки литературы», подготовленных учащимися, а также в создании классных и школьных книжных выставок.

Учитель должен научить школьников не только красиво, выразительно, бегло читать, но и развить языковую наблюдательность, внимательное отношение к слову, языковому оформлению мыслей, привить желание познавать новое самостоятельно, отбирать информацию из разнообразных источников и использовать ее в дальнейшей работе. Ненавязчивое использование в педагогической практике рекламных приемов, позволит добиться скорейших результатов в обучении литературному чтению.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Детская реклама. В. Сороченко.

2. Как увлечь ребенка чтением? А. Норкин. Познавательный журнал "ШколаЖизни.ру"

3. Литература. Рабочие программы. 5 – 9 классы, сост. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

4. Любопытство. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 9 классы, 10 – 11 классы/под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М.: Просвещение, 2014.

6. Чтение. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Опубликовано


Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 13.07.16 в 21:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно
Касимова Людмила Михайловна, 13.05.17 в 18:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Юрьевна, за интересную статью. Возьму для себя на заметку информацию о картинах художников о чтении. Нам с учениками повезло. Сельская библиотека после оптимизации размещается в школе. Никаких проблем с проведением уроков или их фрагментов в помещении библиотеки и при участии библиотекаря нет. И справочная литература всегда под рукой. Интерактивные доски, к сожалению, у нас только в начальной школе. А дополнительная информация может понадобиться всегда.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.