Публикация «Химия + кейс-технология + реклама = результат!»
Сразу признаюсь, что слова про рекламу в название статьи я включил намеренно, пытаясь заинтересовать многоуважаемых коллег-читателей. Нет-нет, благодаря кейс-технологии, она (реклама то есть) действительно стала помогать мне, как учителю. Кроме того, если я действительно смог этим хоть как-то «зацепить» чье-либо внимание, значит, сработала и технология эмоционально-образного построения урока, о которой, если будет интересно, я расскажу в следующей статье. Также хочу заметить, что у меня нет желания показать себя этаким всезнайкой, а вот поделиться своим опытом – такое желание есть. Если он кому-то пригодится – буду очень рад.
Наверное, уже нет таких учителей, кто не знаком со «страшными» словами, «ФГОС», «УУД» и им сопутствующим: компетенция, личностные качества и пр., и пр. Поэтому я не буду останавливаться на их расшифровке, а вот на одной из рекомендуемых технологий – так называемой кейс-технологии – остановлюсь подробнее. Как это часто бывает, технологию-то рекомендуют, а вот что это за технология, толком многие и не знают. Во всемогущем интернете можно найти не один десяток формулировок, определений и прочих понятий пресловутого «кейса», но толку от них, как правило, ноль. Мне в этом плане повезло – я попал на курсы повышения квалификации к замечательному педагогу – Сажневой Татьяне Владимировне, которая, что называется, открыла мне глаза на кейс-метод в образовании и не только на него. Оказывается – все просто, как и все гениальное.
Итак, в саму основу кейс-технологии положен информационный модуль небольшого объема, который составляется учителем, а, впоследствии, возможно, и самими учениками, на основе различных жизненных ситуаций, взятых из интернета, СМИ, литературы или (тут, на мой взгляд, просто Клондайк) рекламы. Ключевые условия успешного кейса – наличие противоречивой, проблемной ситуации, которая обязательно должна быть интересна учащимся, а также наличие у этих самых учащихся хотя бы базовых знаний по теме кейса. Это, конечно, непросто и попотеть придется, но при успехе Вы действительно можете удивиться результатами и по праву гордиться собой, как хорошим Педагогом, ведь цели кейс-технологии самые, что ни на есть, ФГОСовские: «Развитие коммуникативной компетенции, интеллектуальное развитие, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений».
Существует пять основных разновидностей кейс-технологий: поиск решения, нахождение проблемы, почтовая корзина, оценка решения, поиск информации. Вот здесь неожиданно мне и пришла на помощь вышеупомянутая реклама, многие образцы которой, на мой взгляд, сочетают в себе сразу все пять кейсовых видов. Поскольку мой основной профиль – учитель химии, примеры я буду приводить, конечно же, из химических областей. Итак, всем известная реклама: «Средство от изжоги «Ренни» превращает кислоту в воду». Отлично подходит к темам «Соли», «Реакции нейтрализации», «Угольная кислота и ее соли». Сразу проблема: «Можно ли кислоту превратить в воду?». Путем совместных действий выясняем, что таинственное превращение имеет следующий вид:
CaCO3 (основа «Ренни») + 2HCl (основа желудочного сока) = CaCl2 + H2CO3, а угольная кислота разлагается на воду H2O и углекислый газ CO2. В итоге ученики делают вывод: вода, конечно, образуется, но это далеко не основной продукт реакции! Вторую ситуацию для кейса мне подсказали уже сами учащиеся, когда мы проходили тему «Кремний и его соединения». Оказывается, существует реклама продуктов (я сам ее даже не видел), где производитель хвастается, что его товар «очищен кремнием». Начинаем разбираться, причем наиболее пытливые школьники вспоминают предыдущую тему «Углерод», а, конкретно, активированный уголь, которым тоже можно много чего очистить, дальше выясняется, что в природе кремний в чистом виде, можно сказать, и не встречается, а вот два его соединения наиболее известные (дети вспомнили именно их), – это песок и глина. Вывод получился следующий: никаким кремнием товар не очищался, это рекламный трюк, самое вероятное – был отфильтрован с помощью обычного песка, если это жидкость. Говоря умным языком, направление урока идет от личностно-ориентированной проблемы (ЛОП) к когнитивно-развивающему обучению (КРО) и далее – к формирующему обучению (ФО). Ура, все по ФГОС! И результат, по-моему, самый, что ни на есть, положительный.
В заключении хочу привести возможные примеры кейсов для других дисциплин:
- иностранный язык: перевести фразу «никто не забыт, ничто не забыто»;
- литература, русский язык: в стихотворении Б. Пастернака
Черных имен духоты
Не исчерпАть.
Звезды, плацкарты, мосты,
Спать!
правильно ли поставлено ударение в слове «исчерпать»?
- география: в одном из фантастических фильмов герои, находясь в нескольких километрах от станции «Восток» в Антарктиде, начали двигаться на восток. Все ли верно?