Конструкт урока русского языка по теме «Международный день родного языка» (1 класс)
Конструкт
урока русского языка по
теме «Международный день родного языка»
Класс: 1Л
УМК: «Школа России»
ФИО учителя класса: Басырова Юлия Николаевна
Тема урока: Международный день родного языка
Цель урока: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным Днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; умеют работать фронтально, индивидуально для достижения цели.
Метапредметные: демонстрируют личностное самоопределение, (смыслообразование); целеполагание; волевую саморегуляцию; умения принимать и сохранять учебную задачу; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексию способов и условий действия, умение анализировать и сравнивать; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, умения формулировать собственное мнение и позицию.
Предметный: узнают о Международном Дне родного языка, учатся отличать язык и речь, называть виды речи.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать умение работать фронтально, индивидуально для достижения цели
Развивающая: развивать личностные УУД (смыслообразование); регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия; осуществление анализа; сравнение); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции).
Образовательная задача: познакомить с Международным Днем родного языка, дать понятия «язык», «речь», «виды речи».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
Принцип непрерывности (результат деятельностина каждомпредыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа)
Принцип систематичности последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого незнакомому)
Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися)
Принцип наглядности
Принцип деятельности
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Рабочая программа УМК «Школа Россия» Русский язык. 1-4 кл. Канакина В.П.,Горецкий В.Г., Бойкина М.В. М.: Просвещение , 2011.
Прописи УМК «Школа России» Русский язык 1 кл. Горецкий В.Г., Н.А.Федосова. М: Просвещение, 2011.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
(изучения нового материала)
План:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий.
3.Решение проблемы.
4. Закрепление.
5.Рефлексия.
Этапы урока, задачи | Методы, приёмы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: организовать положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке. | По источнику получения знаний: Словесные (беседа, объяснение) | -Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, на парте должны лежать: тетрадь, пенал, цветные карандаши. Если все это у вас есть, то начнем урок. Сначала тихонечко сядут девочки, а еще тише сядут мальчики. | Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать имеющиеся знания, совместно с детьми сформулировать тему и цель урока через проблемную ситуацию | Словесные (беседа,) методы стимулирования (создание ситуации успеха) | - Тему нашего урока вам поможет определить ответ на загадку Он красив и почитаем, Богат, многообразен, Пушкин, Лермонтов, Тургенев На нём писали, говорили! Ответ: Русский язык - Молодцы! Сегодня мы будем говорить о языке. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов. Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли. На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью. - Так какую задачу на урок мы сегодня с вами поставим? | личностные УУД (смыслообразование);регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, осуществление анализа); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи). |
3.Решение проблемы Задача: Осознать различие понятий язык и речь. Познакомить с международным праздником родного языка. Отработать написание букв Яя. Повторить понятие многозначности слов. | Словесный: беседа; объяснение практический: упражнение Наглядные: иллюстрация Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | - Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь? - Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо. - Какие виды речи вы знаете? - Чем отличается язык от речи? - Язык является сложной знаковой системой, которая применяется с помощью речи, устной или письменной. Если люди перестают общаться посредством речи на языке, он считается мертвым. Поэтому речь и язык неразрывны. Чистописание - Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу: я яя яг яз ям ся ня язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык) - В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать. Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете? - Докажите, что это предложение. - Сколько в нём слов? - Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту. - Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют многозначными. Слово язык – многозначное слово. - Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. - А всегда ли это было так? Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета») В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. - Какие языки мы можем услышать в нашем крае? Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык. Писатель Лев Васильевич Успенский сказал: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка» | регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, осуществление анализа; сравнение); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции). |
4.Закрепление изученного. | Метод: игровой. | Этапы конкурсной программы. 1-й конкурс «Дополни пословицу» Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость). -Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной). Учитель. Пословицы не даром молвятся, Без них прожить нельзя! Они великие помощницы И в жизни новые друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их: Век живи - …(век учись). Крепкую дружбу топором …(не разрубишь). Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда). Землю солнце красит, а человека - …(труд). Нет друга – ищи, … (а нашёл, береги). Человек без Родины, … (что соловей без песни). Язык мой - …(враг мой). Семеро одного … (не ждут). Делу время … (потехе час). 2-й конкурс: Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают? Без языка живет. Не ест и не пьет, А говорит и поет. (Радио. Это устная речь.) Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета. Это письменная речь.) Поверчу волшебный круг – И меня услышат вдруг. (Телефон) (Устная речь). Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. (Ручка) (Письменная речь) 3-й конкурс: Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту. Игра «Доскажи словечко». Растает ледяная глыба От слова тёплого ~ спасибо. ~ Зазеленеет старый пень, Когда услышит ~ добрый день. ~ Мальчик, вежливый развитый, Говорит, встречаясь, ~ здравствуйте. ~ Когда меня бранят за шалости, Я говорю ~ извините, пожалуйста. ~ И во Франции, и в Дании На прощанье говорят ~ до свидания. ~ | личностные УУД (смыслообразование);регулятивные УУД (волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,осуществление анализа); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции). |
5.Рефлексия Задача: самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий. | Словесные (беседа), методы контроля и самоконтроля | - Наш урок подошел к концу. Какую мы цель ставили в начале урока? Мы пришли к этой цели? -Решили ли мы те задачи, которые поставили в начале урока? -Какую задачу вам больше всего понравилось решать? Дополните предложения: Язык – это ….(знаки, служащие общению среди людей ) Человек владеет …(речью). Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми). Она состоит из … (предложений). Речь бывает … (устная и письменная). -Наш урок подошел к концу, всем спасибо, мне было очень приятно работать с вами. | личностные УУД (смыслообразование);регулятивные УУД (волевая саморегуляция)познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия; осуществление анализа); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции). |
Растает ледяная глыба От слова тёплого ……………………… Зазеленеет старый пень, Когда услышит ………………………… Мальчик, вежливый развитый, Говорит, встречаясь, …………………… Когда меня бранят за шалости, Я говорю ………………, ………………. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …………………… | Растает ледяная глыба От слова тёплого ……………………… Зазеленеет старый пень, Когда услышит ………………………… Мальчик, вежливый развитый, Говорит, встречаясь, …………………… Когда меня бранят за шалости, Я говорю ………………, ………………. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …………………… |
Растает ледяная глыба От слова тёплого ……………………… Зазеленеет старый пень, Когда услышит ………………………… Мальчик, вежливый развитый, Говорит, встречаясь, …………………… Когда меня бранят за шалости, Я говорю ………………, ………………. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …………………… | Растает ледяная глыба От слова тёплого ……………………… Зазеленеет старый пень, Когда услышит ………………………… Мальчик, вежливый развитый, Говорит, встречаясь, …………………… Когда меня бранят за шалости, Я говорю ………………, ………………. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …………………… |