12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Басырова Юлия Николаевна17

Конструкт

урока русского языка по

теме «Международный день родного языка»

Класс: 

УМК: «Школа России»

ФИО учителя класса: Басырова Юлия Николаевна

Тема урока: Международный день родного языка

Цель урока: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным Днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; умеют работать фронтально, индивидуально для достижения цели.

Метапредметные: демонстрируют личностное самоопределение, (смыслообразование); целеполагание; волевую саморегуляцию; умения принимать и сохранять учебную задачу; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексию способов и условий действия, умение анализировать и сравнивать; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, умения формулировать собственное мнение и позицию.

Предметный: узнают о Международном Дне родного языка, учатся отличать язык и речь, называть виды речи.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачивоспитывать умение работать фронтально, индивидуально для достижения цели

Развивающая: развивать личностные УУД (смыслообразование); регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия; осуществление анализа; сравнение); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции).

Образовательная задача: познакомить с Международным Днем родного языка, дать понятия «язык», «речь», «виды речи».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная 

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип непрерывности (результат деятельностина каждомпредыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа)

Принцип систематичности последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого незнакомому)

Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися)

Принцип наглядности

Принцип деятельности

Информационные источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

Рабочая программа УМК «Школа Россия» Русский язык. 1-4 кл. Канакина В.П.,Горецкий В.Г., Бойкина М.В. М.: Просвещение , 2011.

Прописи УМК «Школа России» Русский язык 1 кл. Горецкий В.Г., Н.А.Федосова. М: Просвещение, 2011.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий

(изучения нового материала)

План:

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

3.Решение проблемы.

4. Закрепление.

5.Рефлексия.

Этапы урока, задачи

Методы, приёмы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: организовать положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа, объяснение)

-Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, на парте должны лежать: тетрадь, пенал, цветные карандаши. Если все это у вас есть, то начнем урок. Сначала тихонечко сядут девочки, а еще тише сядут мальчики.


Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: актуализировать имеющиеся знания, совместно с детьми сформулировать тему и цель урока через проблемную ситуацию


Словесные (беседа,)

методы стимулирования (создание ситуации успеха)

 - Тему нашего урока вам поможет определить ответ на загадку

Он красив и почитаем,

Богат, многообразен,

Пушкин, Лермонтов, Тургенев

На нём писали, говорили!

Ответ: Русский язык

- Молодцы! Сегодня мы будем говорить о языке. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.

Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

- Так какую задачу на урок мы сегодня с вами поставим?


личностные УУД (смыслообразование);регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, осуществление анализа); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи).


3.Решение проблемы

Задача:

Осознать различие понятий язык и речь.

Познакомить с международным праздником родного языка.

Отработать написание букв Яя.

Повторить понятие многозначности слов.


Словесный: беседа; объяснение практический: упражнение

Наглядные: иллюстрация

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

- Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?

- Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

- Какие виды речи вы знаете?

- Чем отличается язык от речи?

- Язык является сложной знаковой системой, которая применяется с помощью речи, устной или письменной. Если люди перестают общаться посредством речи на языке, он считается мертвым. Поэтому речь и язык неразрывны.

Чистописание

- Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:

я яя яг яз ям ся ня

язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)

- В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать. Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?

- Докажите, что это предложение.

- Сколько в нём слов?

- Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.

- Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют многозначными. Слово язык – многозначное слово.

- Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.

- А всегда ли это было так?

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

Господу не понравилось это дело.

В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

- Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка»

регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, осуществление анализа; сравнение); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции).


4.Закрепление изученного.
Задача: проверить уровень освоения пройденного материала

Метод: игровой.

Этапы конкурсной программы.

1-й конкурс «Дополни пословицу»

Наш родной язык богат пословицами.

Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Учитель.

Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл, береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Делу время … (потехе час).

2-й конкурс: Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.

(Радио. Это устная речь.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –

И меня услышат вдруг. (Телефон)

(Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)

(Письменная речь)

3-й конкурс: Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.



Игра «Доскажи словечко».

Растает ледяная глыба

От слова тёплого ~ спасибо. ~

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит ~ добрый день. ~

Мальчик, вежливый развитый,

Говорит, встречаясь, ~ здравствуйте. ~

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ~ извините, пожалуйста. ~

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ~ до свидания. ~

личностные УУД (смыслообразование);регулятивные УУД (волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату);познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,осуществление анализа); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции).


5.Рефлексия

Задача:

самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий.

Словесные (беседа), методы контроля и самоконтроля

- Наш урок подошел к концу. Какую мы цель ставили в начале урока?

Мы пришли к этой цели?

-Решили ли мы те задачи, которые поставили в начале урока?

-Какую задачу вам больше всего понравилось решать?

Дополните предложения:

Язык – это ….(знаки, служащие общению среди людей )

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

-Наш урок подошел к концу, всем спасибо, мне было очень приятно работать с вами.

личностные УУД (смыслообразование);регулятивные УУД (волевая саморегуляция)познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия; осуществление анализа); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, владение диалогической формой речи, формулировка собственного мнения и позиции).




Растает ледяная глыба

От слова тёплого ………………………

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …………………………

Мальчик, вежливый развитый,

Говорит, встречаясь, ……………………

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ………………, ……………….

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ……………………

Растает ледяная глыба

От слова тёплого ………………………

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …………………………

Мальчик, вежливый развитый,

Говорит, встречаясь, ……………………

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ………………, ……………….

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ……………………

Растает ледяная глыба

От слова тёплого ………………………

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …………………………

Мальчик, вежливый развитый,

Говорит, встречаясь, ……………………

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ………………, ……………….

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ……………………

Растает ледяная глыба

От слова тёплого ………………………

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …………………………

Мальчик, вежливый развитый,

Говорит, встречаясь, ……………………

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ………………, ……………….

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ……………………



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.