Классный час «Международный день толерантности» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Батыревская СОШ №1»
Классный час на тему: «Толерантность – это мир
и дружба»
3 класс
Конкурс методических разработок:
Номинация «Классный час»
Разработала: учитель начальных классов Хуснетдинова И.М. |
Батырево, 2021
Пояснительная записка
Методическая разработка классного часа: «Толерантность – это мир и дружба!» – мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября и проводится в познавательно-игровой форме. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программ воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы.
Необходимость создания данной методической разработки была обусловлена тем, что школа находится в многонациональном селе. В классе обучаются дети нескольких национальностей: русские, татары, узбеки, чуваши. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей.
Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия. Такой классный час поможет сплотить классный коллектив; развить умения учащихся общаться, будет способствовать развитию толерантного отношения к друг – другу.
Классный час проходит в познавательно-игровой форме. Совместная работа учащихся в группе – прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения.
Инновация нашей деятельности заключается в следующем:
– она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логическим, динамичным и последовательным продолжением друг друга;
– в основу сценария положен материал, который поможет развить у учащихся представление о толерантности, будет способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
– применяемые мною игры позволяют формировать личность школьника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром, такой подход таит в себе большие перспективы для дальнейшего совершенствования.
Цели:
укрепление мира и дружбы между народами;
формирование чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
образовательные:
познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
выявить основные черты толерантности;
сформировать правильное представление о толерантном поведении;
формировать позитивный опыт толерантности.
воспитательные:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимание;
развивающие:
способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
создавать благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей учащихся класса.
Планируемый результат мероприятия (формирование УУД):
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, переживания за других, сострадания совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:
пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять действия в речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
осуществлять поиск информации;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Форма проведения мероприятия: познавательно- игровая программа
Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 3 класса. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце октября или после каникул в начале ноября.
Оборудование и оформление: памятки, пословицы на разрезных карточках, шаблоны для синквейна, разноцветные человечки , мультимедийное оборудование, плакаты, рисунки, записи музыки, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность», мяч.
Конспект занятия
«Человек ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный»
Н.Добролюбов.
1.Организационный момент
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
-Ребята, а вы слышали такое выражение? «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова? - Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы
Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
41-40 | 15-13 | 33-30 | 20-16 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 | 5+5 | 5+6 | 8+4 | 10+3 |
Прочитайте, какое слово получилось?
3. Обсуждение понятия толерантность
Учитель: Послушайте, внимательно старинную легенду.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили они пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - посмотри, как красив твой черный брат.Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его. Затем мудрец обратился к чернокожему и сказал: - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его-цвет солнца. Негр и белый устыдились свонго спора и помирились. А мудрец сидел и думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые. черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки и песен чей-то молодой голос: - Как хорошо, что все мы такие разные! А то жить было так скучно!
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, другой религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Для того чтобы вы правильно ответили на этот вопрос, нам нужно внимательно вслушаться, вдуматься во все то, о чем мы сегодня будем говорить.
1 ученик. Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
2 ученик. Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе.
3 ученик. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
4 ученик. Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая.
Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.
Как это слово определяется на разных языках?
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.
Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
5 ученик. Мы будем называть вас всех друзьями!
Нам предстоит серьезный разговор,
Мы собрались сегодня не случайно:
Многокультурный город наш
И класс наш многонациональный.
6 ученик. Живут в России разные народы
С давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
7 ученик. У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
8 ученик. Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
9 ученик. Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
4. Динамическая пауза
Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.
5. Творческая работа
Учитель: В нашем городе, в нашем классе, как и во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей России. Все они дружат и говорят между собой на русском языке. Посмотрите на поляну. «Заселение поляны человечками.» У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров. - Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне. Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод. Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.
10 ученик. Полюбили мы друг друга
Дружба крепкая у нас
Вместе с нами наша дружба
Славит Родину сейчас!
11 ученик. Сколько нас, нерусских, у России,
И татарских и иных кровей,
Имена носящих непростые,
Непростых российских сыновей!
12 ученик Любим мы края свои родные
И вовек, ни завтра, ни сейчас
Отдалить нельзя нас от России
Родина немыслима без нас!
13 ученик. Родина наша - это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша - это наш дом,
Где мы все вместе дружно живем!
14 ученик. Пусть все мы
По - разному песни поем
Но все мы мечтаем
Лишь об одном:
Пусть будет мир в нашем доме родном.
6. Игра
Учитель: Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.
Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.
Игра «Давайте поприветствуем друг друга».
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети - Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.
- Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Это задание вы выполните на дивайсах, выбрав ответ А или Д.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выберите правильный ответ, сосчитайте количество вариантов А и Д. Если у тебя все ответы А, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если 1,2 ответов Д, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. У тебя более 3ответов Д: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
15 ученик. Толерантность – это мир и дружба.
Об этом знать каждому нужно
Будь толерантен всегда и во всем.
И любое дело будет тебе ни почем.
16 ученик. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
17 ученик. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Помните, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость. Так надо жить каждому из нас.
А сейчас давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
Учитель выслушивает ответы детей, а затем проводит игру «Собери пословицы».
Дети выполняют задание в парах.
Доброе слово лечит - | будешь и сам без беды. |
Кто любит добрые дела, | злое калечит. |
Делай добро другим | тому и жизнь мила. |
Худо тому | кто добра не творит никому. |
7. Подведение итогов
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Сейчас мы все вместе их определим У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
8. Рефлексия
Дети выстраиваются в две шеренги, берут поднятые вверх руки соседей и хором весело произносят: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
Синквейн
Толерантность.
Мирная, дружная.
Объединяет, воспитывает, укрепляет.
Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО МИР И ДРУЖБА!
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.
Исполняется песня «У моей России».