Доклад «Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности обучающихся»

1
0
Материал опубликован 25 August 2021

Межпредметные  связи в  исследовательской   и  проектной  деятельности обучающихся.

Фиалкина Елена Александровна, учитель биологии

МБОУ гимназия №1, г.Красный Сулин

 Все науки настолько связаны между собою,

что легче изучать их все сразу,

нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.

Рене Декарт

  Исследовательская и проектная  деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к таким очень важным наукам как:   биология, физика, химия. Вовлеченный в исследовательскую и проектную деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению,      то есть осознает смысл и результат своих  усилий.  Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка. Целостность научной картины мира в сознании обусловлена наличием логических связей между отдельными ее элементами.

          Цель нашей совместной работы: развитие и творческое совершенствование учащихся, привлечение детей к исследованиям, к поиску, к творчеству, к науке,  на стыке таких важных наук как биология, физика, химия, география и др.

            В нашей гимназии обучащиеся каждый год работают над проектами, исследованиями, мы помогаем ребятам, направляем, советуем,   как правильно работать над исследованием или проектом. Очень многие предметы связаны между собой, особенно биология и физика, во всех биологических системах  действуют законы физики,  все  биологические системы регулярно и постоянно  подвергаются воздействию со стороны физических законов. Несколько лет назад работали над исследовательским проектом «Влияние электоромагнитных волн сотовых телефонов  на живые организмы». Первой задачей стало  изучить электромагнитные волны, собрать теоретический материал по этому вопросу было не сложно, т.к. очень много источников: научная литература, интернет. Второй задачей стало собрать анкету у одноклассников, об использовании сотовых телефонов, входе которой выяснилось, что все пользуются сотовыми аппаратами. Третьей задачей стала разработка правил пользования сотовых телефонов.

Биология, физика, химия, экология. Это науки, изучаемые во взаимосвязи, показывающие учащимся единство и развитие материального мира через теорию и практику. Принцип межпредметности является ведущим принципом образования и воспитания школьников. Реформа школы требует «более широко применять активные формы и методы, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания».

Работая, в данном направлении были реализованы следующие межпредметные проекты: «Здоровый образ жизни», анализирует теоретические данные о принципах правильного питания и роли физических нагрузок для поддержания здорового образа жизни и сохранения своего здоровья. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.      Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.

«Жевательная резинка: вред или польза», которые позволили нам не только углубить знания учащихся по биологии, химии, но и применить их в решении задач естественнонаучных дисциплин, увидеть межпредметные связи между ними. истории открытия этого лакомства и особенностей его производства, определен состав жевательной резинки и воздействие его компонентов на организм человека. Выяснить историю происхождения жевательной резинки.

Проект «Птицы Красной Книги». В ходе работы над проектом учащиеся раскрыли особенности где живут, размер, окраска, поведение и образ жизни, питание.

Проекты «Мой школьный портфель», « Танцы и спорт», «Великие люди о пользе физических упражнений», «Спортивное долголетие». Выполненные проекты активизировали не только участников проектов, но и тех, для кого они были представлены. Теория и практика по вопросам проектов утвердили – движение - это жизнь, что без труда слабеют тело и ум. Ошибаются те, кто думает: чтобы быть здоровым, надо поменьше работать, побольше отдыхать. Данные проекты были реализованы на уроках, во внеурочной деятельности. Каждый человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

Через проектную деятельность происходит ориентация на личность как на приоритетную ценность, а это  предполагает гармонизацию интересов и взаимоотношений тех, кто учит и учится, создает условия для развития и саморазвития.

Если мы хотим, чтобы наши ученики искали что-то новое в нашем предмете, стремились его изучать, мы должны показать, что в нем нет предела для получения новых знаний и творчества!

Каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. 
И если учитель предложил ему заниматься научным исследованием, то у него горят глаза и на вопрос учителей, одноклассников о том, чем он занимается, он

Опыт работы в школе показывает, что на формирование   системы знаний по физике очень сильно влияет математическая подготовка учащихся.  Сведения, полученные на уроках математики, чаще всего используются в качестве опорных знаний. Большую роль играет связь с биологией, химией и информатикой.

Учитывая сложившиеся обстоятельства  укреплять межпредметные связи можно не только на уроках, обращаясь к материалу, пройденному по другим предметам, но и  через участие в интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и различных конкурсах. Целью таких мероприятий является  выявление и развитие одаренных школьников, популяризация  фундаментальных наук, развитие интереса к науке и технике.

Когда я получила информационное письмо о проведении IIрегиональной научно – практической конференции «Региональная история Великой Отечественной войны (теория и практика организации учебно – исследовательской деятельности»),то подумала, что это не для учителя биологии. Ну что я могу предложить ребятам для участия в этом конкурсе? Но мои ребята заинтересовались, и мы стали искать подходящие темы для исследования.(Береснева Элина, Батыщева Дана).-Сертификаты участника 2 региональной научно – практической конференции.

На ДАНЮИ подготовили и представили две работы: «Неизведанный мир космоса» и «Необычайные свойства воды». В этих работах была осуществлена связь между биологией, физикой и астрономией, химией. В первой работе на основе строения планет Солнечной системы,освоение космоса,первый полет в космос,человек на Луне.  Во второй работе «Значение воды для человека»: химические свойства воды, интересные опыты с водой.

1. Дипломом I степени нанаучной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее – Фиалкина Наталия: «Боевой путь 47 – гвардейской дивизии». Была занесена в энциклопедию одаренные дети.

2. Почетными грамотми ДАНЮИ за подготовку ПОБЕДИТЕЛЕЙ .

3.В прошлом году мои ученики подготовили 2 работы для участия конкурсе «Отечество». Одна из работ называется: «История театра «Прометей». В этой работе проводилось исследование развитие театров России и г.Красный Сулин, изучалась биография режиссеров и артистов театра.

4. В этом году мои ученики подготовили 4 работы для участия конкурсе «Отечество».

Итак, подводя итоги своего опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности школьников, я могу с уверенностью сказать, что в настоящее время очень трудно найти что - нибудь новенькое  в отдельно взятом предмете. В отдельно взятой математике, отдельно взятой физике или отдельно взятой астрономии. Фундаментальные науки изучены предыдущими поколениями основательно и белых пятен там не осталось или почти не осталось. Поэтому я нахожу интересные темы на стыке наук, используя межпредметные связи. При таком подходе творческие работы перестают носить реферативный характер, становятся актуальными и носят элементы новизны.

Результаты использования межпредметных связей.


 

МАТЕМАТИКА и БИОЛОГИЯ

В окружающем мире симметрия и асимметрия находятся рядом. Симметрия лежит в основе всего, она - первооснова Красоты... Проект: «Тайная жизнь бабочек.-Толканева Диана.

Полюбуемся деревьями, Зубчатые ели, величавые сосны. Даже в темноте их не спутаешь. У каждой породы своя конфигурация, своя симметрия.

ФИЗИКА, ГЕОГРАФИЯ И БИОЛОГИЯ

У природы «нет плохой погоды», но отнюдь «не каждая погода благодать». Одной из характеристик погоды является относительная влажность воздуха.

Содержание водяного пара в атмосфере − это не только физическое явление, но и определение географических понятий – климат и погода, биологических – фотосинтез, дыхание живых организмов.

БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ

В одной из книг Библии сказано: «Вначале было слово». Современная наука по аналогии начинается фразой: «Вначале был белок».

Идеально пересекаются представлениябиологов и химиков о строении и функциях белков. Язык интеграции дает возможность широко обобщать химические и биологические знания.

Индивидуальный межпредметный проект «Уроки Чернобыля» (предметная область: физика-история):

Изучить этапы превращения энергии ядра в электрическую. (Предметная область – физика);

Выявление причины катастрофы.

Определить, какие последствия имела катастрофа для общества и энегретической отрасли в целом.

Автор проекта рассчитал, какова была поглощенная доза радиации, проследила влияние ее на живые организмы; провел исследование объективности освещения катастрофы в СМИ.

Межпредметные проекты можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеклассная работа является важной частью учебно-воспитательного процесса. Поэтапно рассмотрим проект на тему «Ученые – биологи на службе Отечеству: они ковали Победу» в честь 65-летия Победы (предметная область: биология-история, 6а класс).

В ходе работы над проектом каждый учащийся занимается наиболее интересующей его областью знаний, работает индивидуально и в группе, формируя основу культуры проектной деятельности. В ходе создания проекта происходит усвоение необходимого материала, причем процесс работы важнее конечного результата. Кроме того, при разработке конечного продукта учащиеся не только стремятся изыскать информацию из литературных источников и ресурсов сети Интернет, но и применяют различные методы научного исследования (опыт, эксперимент, опрос, анкетирование, наблюдение и т. д.), что способствует расширению образовательного пространства, информационной среды обучения.


Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.



 

Проекты и исследовательские работы по биологии, зоологии,экологии.

Влияние биологии на другие предметы(связь).

Социально – значимые (75лет), театр.

1.«Экологические проблемы в современном мире» -Кислюк Юрий6 а класс

2. «Проблемы межвидовых коммуникаций среди рыб» -Максимова Ксения-6 а класс

3. «Тайная жизнь бабочек»-Толканева Диана -- 6 а класс

4. «Защита животных ,занесенных в Красную книгу»-Воловикова Кристина -7а класс

5. «Кролики и ихразновидности»-Воропаева Анна-7а класс

6. «Мир лошадей»- Гайворонская Виктория-7а класс

7.

 

 

«Дети войны», «Мой прадедушка- герой Вов», «Вов в жизни моей семьи», «По фронтовым дорогам моих прадедов», «Моя пробабушка- герой Вов», «Гвардии рядовой Сережа Алешков»,и др.

4.Участие в олимпиадном движении обучающихся и итоги работы с высокомотивированными детьми.

Школьная олимпиада:

- Лихобабин Сергей 6 класс – победитель

-Пальчуковский Илья 7 класс -победитель

-Абрамян Эмма 5 класс - призер

- Резникова Мария - призер

- Матвиенко Анна 6 класс – призер

-Былинко Дмитрий 7класс – призер

-Батыщева Дана 7класс – призер

Всероссийская конференция «Отечество»:

- Чайкин Артем 7а «История театра «Прометей»- 3место

-Батыщева Дана «Богат наш край талантами. (Нина Михайловна Павлова – детский писатель)- 3 место

ДАНЮИ:

1.Батыщева Д.-2 МЕСТО

2.БересневаЭ.- 2 МЕСТО

3.Кривцун В-3 МЕСТО

4.СЕРТИФИКАТ- Шаповалов А.


 

2017

2018

2019

2020

2021

20 проектов

Нечаева Ксения

 

 

 

 

 

 

 

Исмаилова Роксана

 

Подемская СОФЬЯ

 

 

 

 

Как сохранить зрение.

 

Ароматеропия: «Влияние запахов на человека»-Лунтовская Анастасия

Лагошина Екатерина «Роль вирусов в жизни человека»-3 место

20 проектов

Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения проект

 

Медицина

 

Влияние шампуня на волосыи мифы в которые мы верим.

-«Экономия электроэнергии в доме».-Ещенко Юрий

-Лошади в жизни людей-Шевцов Артем

-Мой любимый питомец

Вдовченко Валерия

-Лимонад-Дорофеев Егор

Яблокова Анастасия: «Вредные и полезные привычки»

 

8 проектов

Засимская Мария «Бездомные животные в нашем городе».

«Мир кристалов»-Лаврентьев Герман

Новосельская А.- «Животные рядом с человеком».

Особенности леворуких людей»-Фастунова Д.

Сафроненко Владимир «Чернобыльская катастрофа».

Сафроненко: «Красная книга РО».

Ажиненко М.: «Самые большие грибы мира».

Кривцун Владимир «История компьютеров».

Чугунов Данил «Танк прадеда»

Подемская «Вред стойких лаковых покрытий».

«Вулканы»- Сергеева Анастасия.

ДАНЮИ

«необычные свойства воды».

«Ппиготовление бутербродов»-Заходяко Ангелина

«Таинственный мир космоса»-Банников Степан

«Влияние домашних животных на характер и успеваемость ребенка».-Воропаева Анна

 

«Домашний питомец»-Гайворонская Виктория

«Виды животных, исчезнувших по вине человека»-Зиньковская Виктория.

«Молоко»-Князев Семен.

Искусство в жизни человека-Вдовченко Валерия

«Вред и польза плесени»-Кузьмин Тимофей.

В рамках ФГОС-2 руководила 18исследовательскими проектами обучающихся 5 -8 классов:

1.Батыщевой Даны: «Богат наш край талантами».

2.Кривцун Владимира: «История моей семьи в Великой Отечественной войне»

3.Чайкина Артема: «История театра «Прометей».

4.Шаповалова Александра: «Гвардии рядовой Сережа Алешков».

5. Бурдаковой Арины: «Вкусовые галлюцинации», которые успешно защитили.

13 проектов:

1.Кислюк Юрия: «Экологические проблемы в современном мире».

2.Кочетовой Юлии: «Мой прадедушка – защитник Родины».

3. Полозовой Алины: «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны».

4.Толканевой Дианы: «Тайная жизнь бабочек».

5.Устинской Екатерины: «Мой прадедушка – герой Великой Отечественной войны».

6.Воловиковой Кристины: «Глобальные проблемы экологии».

7.Воропаевой Анны: «Особенности кроликов».

8.Гайворонской Виктории: «Мир лошадей»

9.Смыкалова Эльдара: «Памятники домашним животным».

10.Бересневой Элины: «Легко ли быть подростком?» - ДАНЮИ.-2 место

11Дегтяревой Киры: «Как вырастить тюльпаны?».

12.Лаврентьева Германа: «Сергей Алешков».

13.Пашаева Тамерлана: «Боевой путь 47 –й гвардейской Краснознаменной, ордена

Богдана Хмельницкого Нижнеднепровской стрелковой дивизии».В связи с переходом на дистанционное обучение защита не состоялась.


 

 

16 проектов


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации