Выступление на тему «Педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся»

1
0
Материал опубликован 24 December 2018

Вылегжанина Т. М., учитель истории, обществознания и права МБОУ СОШ с УИОП г. Котельнича Кировской области

Педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся ( из опыта работы).


 

Более десяти лет занимаюсь педагогическим сопровождением исследовательской, последнее время и проектной деятельности обучающихся. Работы учеников становились победителями и призёрами городского, областного, всероссийского и международного уровня (Международный конкурс исследовательских работ «Леонардо»).

Работа над проектом дает возможность не просто приобретать необходимые знания, но и развивать познавательные, коммуникативные и другие умения и навыки, а значит, более успешно адаптироваться к школьному обучению.

Согласно требованиям стандарта, «результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».

Основным документом, определяющим отбор содержания проектной деятельности, является ФГОС ООО, в котором в качестве направлений проектов указаны исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое и творческое (п. 18.2.1, п.п. 4).

Педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся - это учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Целью действий является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию.

Основной педагогический смысл включения обучающихся в проектную деятельность – «развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности» (Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. – С. 295).

Руководитель должен учитывать возрастные особенности развития, предлагая те или иные темы работ, адаптировать методики, создавать условия для проявления познавательной инициативы учащихся. Учителю необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту

Исследование и проект. Основные различения.

Проектная деятельность обучающегося– совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проект направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального ролика...), и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Цель проекта – создать…, построить…, достичь… Любой проект всегда направлен на решение конкретных задач – создание определенного продукта. Главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.

Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях с помощью практической деятельности – сбора и анализа материала. Поэтому в исследовании наиболее важно выявить то, чего не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования – выявить…, установить…, изучить…

Проектирование и исследование тесно взаимосвязаны.

Структура исследования включает в себя все типично проектные этапы: выделение нерешенной проблемы, целеполагание, подбор методов и средств достижения поставленных целей, планирование хода работы, оценку результатов и соотнесение их с гипотезой, окончательные выводы и их интерпретацию.

При построении исследовательской и проектной деятельности учителю важно учесть: тема проекта должна быть интересна для обучающегося, совпадать с кругом интересов руководителя проекта; суть проблемы должна быть обучающимся точно и ясно осознана.

Структура исследовательских и проектных работ.

1.        Обоснование темы. Это этап сотрудничества педагога и ученика – выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме материал должен быть доступен.

2.        Постановка цели и задач. Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач.

3.        Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза должна: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы. (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность

4. Выделение объекта работы (то, на что направлено исследование) и предмета (что именно, конкретно, в объекте будет подвергнуто исследованию).

5.  Методика выполнения проекта: для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается содержание и порядок действий автора (что и как делать).

Определяются источники получения информации на каждом этапе работы: что известно по содержанию данной проблемы, каких знаний недостает, где и каким образом можно приобрести недостающие знания (анализ литературы, анализ информации из Интернета, работа в архиве, опрос, работа в музеях, проведение микроисследования, др.).

6.  Собственные данные. Проведение исследования. Создание продукта. Главный этап работы. Обучающиеся самостоятельно (при консультативной помощи руководителя) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации; осуществляют моделирование) согласно разработанной методике и программе. Совместно с руководителем определяется степень достижения каждой из задач.

Обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов, развитие навыка применять теоретические сведения на практике; освоение практических навыков и опыта работы с конкретным материалом (литературным произведением, геологическим образцом и др.); развитие способности говорить от первого лица при работе с первоисточниками.

7.   Обработка полученных данных и информации. Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.

8. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста (по определенным требованиям).

9. Представление к защите и защита работы.

10. Рефлексия. Автор проекта должен ответить (себе) на вопросы: осуществлен ли замысел (достигнута ли цель)? что способствовало достижению, что препятствовало достижению? как избежать выявленных проблем в будущем?

Область исследования – к чему душа лежит?

-          Объект – что реально существующее выбираем?

-          Предмет – какое свойство объекта выбираем?

-          Цель – к чему стремимся?

-          Задачи – какие шаги по достижению цели?

-          Гипотеза – какой результат прогнозируем?

-          Методика – что делаем?

-          Данные – что получаем?

-          Обработка – какие методы используем?

-          Анализ – что и как мы сопоставляем?

-          Результат – что мы получили?  

-          Подтвердилась ли гипотеза?

На основе приведенной структуры для каждой выполняемой индивидуальной исследовательской или проектной работы должен составляться ее подробный план. При этом руководителю нужно помнить, что план не должен превращаться в задание для выполнения "учебной самостоятельной работы". Руководитель на каждом этапе создаёт ситуацию, когда учащийся предлагает вариант собственного решения. И далее руководитель и ученик обсуждают это предложение, анализируют его, выявляя сильные и слабые стороны этого решения. После этого ученик получает в соответствии с планом следующее задание, и процесс повторяется.

Алгоритм работы при определении целей, задач, объекта, предмета, методов.

Последовательность действий 

Например:

1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы из общего «интересно всё». Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности.

1.      История и Судьба православных храмов и монастырей города Котельнича 

2.     История создания и боевой путь

219 Котельнического пехотного полка.

3. Демографическая ситуация в городе Котельнич: состояние, перспективы.

4. Инклюзивное образование в современной России

5. Кроха, знай свои права.

2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа.

1. Изучить и описать историю православных святынь Котельнича- иссл. 

2. Воссоздать историю 219 Котельнического пехотного полка- иссл. 

3. Определить тенденции демографического процесса на примере родного города - иссл. 

4. Выяснить степень готовности школы к введению инклюзивного образования - иссл. 

5. Разработать пособие «Кроха, знай свои права» - проект.

 

 

3. Задачи — это сформулированные необходимые этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи — это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы.

   Некоторые из задач…

1.

- Восстановить хронику событий, связанных с историей церквей и монастырей.

- Составить описание церквей и монастырей.

- Проанализировать отношения населения к церкви и выявить степень осведомленности учащихся по истории храмов.

2. - привлечь внимание общественности к необходимости увековечения памяти ветеранов Первой мировой войны,

- выполнение технической части – создание презентации посвящённой истории 219 Котельнического пехотного полка.

3. - определить причины миграции населения на современном этапе…

4. - обозначить проблемы инклюзивного образования…

5. - проведение классных часов для вторых классов…(проект)

4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.

1. История православных храмов и монастырей г. Котельнича.

2. История формирования, названия полка, путь полка и служащих 219 пехотного полка.

3. Демографическая структура населения города Котельнича на современном этапе.

4. Участники образовательного процесса, их готовность к внедрению инклюзивного образования.

 

5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.

1. Церкви и монастыри, которые были на территории города.

2. Боевой путь полка, боевые подвиги солдат – котельничан полка.

3. Население Котельнича.

4. Здание школы - соответствие технических параметров школы к инклюзивному образованию. Психологическая готовность учителей и учеников к совместному обучению с детьми с ОВЗ.

 

 

6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы. Гипотеза не должна быть очевидной.

1. В истории котельничских церквей и монастырей есть ещё до конца не исследованные страницы их судеб.

2. Полк был сформирован в городе Котельниче.

3. Тенденция естественного и миграционного движения жителей Котельнича предопределяет дальнейшее сокращение численности населения.

4. Ребенок с ОВЗ обнаружить свои дарования, развить их в полной мере может если будет исключено неравенство возможностей в социальной адаптации.

5. Изучение прав ребёнка лучше проводить в игровой форме, используя книжку-раскраску и игровое лото.

 

 7. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Метод изучения научной, публицистической литературы, ресурсов интернета.

Метод анализа документов.

Статистическая обработка данных.

Метод анкетирования и интервью.

Методы построения таблиц, графиков и диаграмм.


 

Актуальны социальные проекты. Целью одного из таких проектов «Ловушка» было желание повлиять на сокращение суицидов среди подростков. Представленный на конкурс результат проекта - видеоролик оценивало жюри Всероссийского кинофестиваля игровых короткометражных фильмов «Встречи на Вятке».  Первое место присуждено видеоролику «Ловушка» Гуриной Анны и Вековшининой Дарьи из школы №2 г. Котельнич. http://pravarebenka43.ru/news248

Ежегодно в ИРО проходит очный этап конкурса творческих работ по праву среди обучающихся образовательных организаций Кировской области. Исследовательские работы моих учеников ежегодно становятся победителями и призёрами. Например, первое место в конкурсе заняла обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ с УИОП №2 г. Котельнича Куимова Софья, Морозов Евгений в этом конкурсе занял второе место.

Представлю вашему внимаю педагогическое сопровождение по проекту «Кроха, знай свои права» Морозова Евгения.

При изучении в 5 классе темы «Конвенция о правах ребёнка» заметила, что один из учеников особенно заинтересовался темой и сказал, что сам может сочинять стихи о своих правах. Так и родилась идея создать книжку - раскраску по Конвенции о правах ребёнка «Кроха, знай свои права». При построении проектной деятельности учла, что тема проекта интересна для обучающегося и совпала с моим кругом интересов; суть проблемы точно и ясно осознана учеником; совпадает со школьной программой. Практическая значимость ожидаемого результата будет полезна учителям при изучении темы: «Права ребёнка». Обучающийся Морозов Евгений личность творческая и этот проект соответствует его возрасту и уровню подготовки.

Объяснила ученику смысл проектной работы, этапы работы проектной деятельности, алгоритм выполнения действий. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Далее важным этапом работы является формулирование цели – мысленный образ желаемого проектного продукта. Необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. Ученик заранее должен решить, чего он хочет достичь в итоге. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Это поможет представить ожидаемый результат. Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Вот некоторые из них: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать…книжку – раскраску. При обсуждении цели работы родился ещё один будущий образ – игра - лото по правам ребёнка.

На вопрос учителя: «Актуальна ли данная тема?» ученик сам обосновал её актуальность и практическую значимость.

Процесс формулирования гипотезы стал трудным моментом работы. Сформулировали рабочий вариант – как первичное, временное предположение. В процессе работы рабочий вариант гипотезы уточнялся и приобрёл окончательный вариант практически к окончанию проекта.  

Гипотеза считается состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит неоднозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяема; не включает в себя ценностных суждений; 
имеет правильное стилистическое оформление. 

Для выражения задач лучше использовать глаголы: изучить литературу по теме и выяснить…; определить категории …; ознакомиться с методами …; провести …; апробировать модель …; разработать рекомендации и др.

Определили задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться.

Разработали график и сроки выполнения работ. Посоветовавшись с учеником, привлекли для работы над проектом и маму Жени.

Проектная работа позволяет проверить сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных действий, коммуникативных действий, познавательных действий.

В ходе работы Евгений получил возможность научиться планировать и работать по плану, это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

На этапе реализации плана вносили изменения. Появилась идея подготовить и провести классный час. Конечно разрабатывать классный час пришлось мне, а вот попробовать себя в роли учителя предоставила Евгению. Масса впечатлений была у ученика…

Вносились изменения в сбор и изучение информации, определение способа представления продукта проектной деятельности и требования к продукту.

Работа по проекту была насыщенной. Выяснилось, что рисовать Женя не очень любит и умеет, поэтому картинки пришлось взять с сайта

В результате у нас получился творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта.

В качестве критериев оценки результата / продукта проектной деятельности учащегося можно использовать критерии: актуальность темы проекта; формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ; раскрытие темы и идеи проекта через содержание; соответствие текста проекта нормам русского литературного языка; культура оформления проекта.

Цель выполнения индивидуального проекта - создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления, для демонстрации учащимися своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Задачами выполнения сопровождения проекта являются:

- обучение планированию;

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- развитие умения анализа, креативности и критического мышления;

- формирование и развитие навыков публичного выступления;

- формирование у учащегося способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

Считаю, что цель и задачи педагогического сопровождения проектной работы обучающегося выполнены.

В ходе работы Морозов Евгений собирал необходимую информацию, анализировал факты, учился делать выводы и заключения, смог повысить свою работоспособность, расширить кругозор, овладеть новыми технологиями; и что самое главное проявил себя, показал публично достигнутый результат, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

Грамотно организованное педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, развитию творческих способностей личности, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.


 

Литература.

1. Томанова З.А. ФГОС второго поколения: научно-методическое сопровождение процесса обучения.- СПБ.: ЛОИРО, 2012.-40с

2. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А.В. Леонтовича. - 2-изд.- М.: ВАКО, 2016.- 160с. -(Современная школа: управление и воспитание).

3. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3.

4. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6. — URL https://moluch.ru/archive/82/14992

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с

6. Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005, С.241.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации