Межпредметные связи музыкального школьного образования

0
0
Материал опубликован 20 September 2016

Межпредметные связи музыкального школьного образования

с предметами литературно-исторического образования

для формирования и развития музыкальной культуры обучающихся 5-9 классов.

Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки,

МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО -Югра

Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке, и на основе этого в развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой.

Однако мы наблюдаем утрату у молодого поколения россиян интереса к высокому искусству, большинство из них увлечены субкультурой, уводящей в бездны бездуховности. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у современных детей небольшого города возможности собственного выбора по причине отсутствия концертных Злов и камерных театров. И организуемые музыкальной школой концерты классической музыки, приглашение артистов из больших городов не взывают особого интереса у обучающихся, не занимающихся музыкой в рамках дополнительного образования. Отовсюду (радио, телевидение, Интернет, сотовые телефоны) насаждается попмузыка, не всегда хорошего качества.

Кроме того, со стороны обучающихся отмечается отношение к занятиям музыкой как дополнительному, неосновному школьному предмету, они не видят в школьном музыкальном образовании нечто значимое для себя, то, что отвечает внутренним потребностям и надеждам.

Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева А.Г. Болгарского Н.В. Гузий З.К. Кальниченко Л.Г. Коваль А.Н. Сохора Л.А. Хлебниковой

В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки — пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

В аспекте компетентностного подхода к образованию понимается как финальный продукт учебно-воспитательного процесса и включает в себя два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции

Рисунок 1. Структура музыкальной культуры учащихся

История развития идеи межпредметных связей в педагогической науке представлена в исследованиях П.Г. Кулагина, В.Н. Келбакиани, которые показали зависимость решения данной проблемы в школьном обучении от конкретно-исторических условий, от прогресса научного знания. В разработку научных основ межпредметных связей важный вклад внесли ученые-педагоги Н.С.Антонов, Г.В. Воробьев, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и др.

Установлено, что межпредметные связи не только включают в себя образовательную, развивающую и воспитывающую функцию, но и играют большую роль в процессе социализации учащихся основной школы.

Исходя из всего вышеизложенного, было установлено, что межпредметные связи музыкального и литературно-исторического являются средством развития общекультурных компетенций обучающихся и реализуются через следующие основные компоненты:

- межпредметное содержание музыкального и литерно-исторического школьного образования;

- технологии организации образовательной деятельности обучающихся;

- практико-ориентированная деятельность.

Сопоставление содержания учебных предметов выявило, что содержание большинства тем по музыке изучается раньше, чем по другим предметам. И эти темы преподаются с использованием метода «забегания вперед», при котором информация по литературе и истории преподносится учителем или подготовленными учениками более старших классов.

При определении содержания учебного занятия по музыке с учетом межпредметных связей с литературно-историческим образованием учитываются следующие условия:

особое внимание уделять интонационно-образной стороне как в музыке, так и в литературе: поэзии, прозе, драматургии;

четко определять, какая задача решается содержанием различных учебных предметов;

планировать музыкальный, литературный и исторический материал таким образом, чтобы он имел художественное воздействие на учащихся;

использовать разные виды искусств и знаний для более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведения;

использовать межпредметные связи для осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни;

помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности в музыкальных и литературных произведениях: интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, симметрию, оттенки и т. д.;

не перегружать ребенка сухими фактами;

- учитывать возрастные особенности учащихся.

изучен опыт учителей-предметников основной ступени общего образования и выявлено, что наиболее часто используемой на уроках литературы и истории является технология развития критического мышления на основе чтения и письма.

Остановимся на тех приемах, которые успешно применяются на уроках музыки.

Составление кластера (паутинки) для актуализации знаний обучающихся и осмысления содержания.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы. И затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия:

Выявление/закрепление знаний о музыке и поиск аргумента на основе цитат

На доске вывешивается цитата, связанная с темой урока. Перед тем как зачитать цитату, учитель предлагает учащимся внимательно расслушать, как её прочитает учитель (ученики вслушиваются в интонацию, разговорный темп, взаимосвязь слов). Затем, каждый ученик выбирает одно ключевое слово, которое, по их мнению, помогает определить смысл этой цитаты, произнеся это слово в уме. К примеру, в цитате румынского композитора Жеорже Энеску - “Музыка зарождается в сердце и тоже к сердцу обращается”, учащиеся произносят в уме выбранное ключевое слово, одновременно с озвучиванием цитаты учителем. При повторном чтении цитаты, предлагается каждому ученику произнести вслух своё слово. Таким образом, слова - “музыка”, “зарождается”, “сердце”, “обращается” могут быть произнесены одновременно несколькими учениками из всего класса.

Синквейн (от французского « cing» – пять).

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

инструмента для синтезирования сложной информации;

способа оценки понятийного багажа учащихся;

средства развития творческой выразительности.

Составление партитуры музыкального произведения

Для целостного восприятия музыкального произведения зачастую на уроке учителя анализируют характер движения мелодии, темпа. Обучающимся легче выразить характер движения мелодии жестом руки в пространстве. Можно создавать “орнаменты” в пространстве, которые выражают песенную, танцевальную или маршевую интонации.

Групповая дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

В требованиях к уровню образовательной подготовки обучающихся в аспекте музыкального образования они должны быть способными к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а именно для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

слушания музыкальных произведений разнообразных жанров, стилей и форм;

размышления о музыке и е анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования, определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

Практико-ориентированный компонент межпредметных связей музыкального и литературно-исторического образования реализуется как во время занятий, так и во внеурочное время. В частности на занятиях практикуются следующие формы организации деятельности обучающихся, требующие от обучающихся овладения определенными умениями и навыками на предметах литературно-исторического содержания:

подготовка сообщений по теме урока о литературных авторах и произведениях или исторических событий, связанных с эпохой создания или содержанием музыкального произведения,

написание эссе, рецензий, отзывов,

создание литературно-исторических музыкальных композиций, музыкально-поэтических поздравительных открыток и т.п.).

Особенно любимы подросткам такие формы внеурочной деятельности как праздники, месячники, фестивали, конкурсы, смотры, викторины, интеллектуально-творческий марафон и т.п., где наиболее полно может раскрыться их творческий потенциал, умения и способности.

В основе определения показателей эффективности реализации межпредметных связей музыкального и литературно-исторческого школьного образования лежит понимание музыкальной культуры в аспекте компетентностного подхода, т.е. два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции.

Исходя из этого показателями эффективности педагогической деятельности являются:

качество освоения обучающимися музыкальными знаниями определяется по результатам успеваемости;

уровень овладения обучающимися умениями, составляющими музыкальную компетенцию, определяется на основе наблюдения за деятельностью обучающихся и выполнении контрольных заданий;

уровень развития креативности обучающихся определяется на основе анкеты (приложение 4);

активность и результативность участия обучающихся в музыкальных мероприятиях

Результаты педагогического наблюдения, контрольных заданий, анкетирования, статистики позволяют сделать вывод:

Применение межпредметных связей музыкального образования с предметами литературно-исторического содержания способствует развитию музыкальной культуры обучающихся через обеспечение более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведении и осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.

Таблица межпредметных связей.

 

МУЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ

русский язык (развитие речи)

п\п

5 класс.

1

Песни Великой Французской революции

«Интернационал»Э.Потье, П. де Гейтер ; «Варшавянка» Р. де Лиль

 

7 кл Великая Французская революция

 

2

Поэма «Памяти С.Есенина» Г.В.Свиридов

1-4 кл. Стихи о природе

 

6 кл. Сочинение – описание по картине

3

Опера-былина «Садко» Н.А.Римский-Корсаков

6 кл. «Былины»

8 кл Художественная культура народов России

 

4

Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинка

5 кл. Писатели-сказочники А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты)

8 кл Художественная культура народов россии

 

5

Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский

5 кл. Гофман «Щелкунчик» самостоятельное чтение

8 кл Художественная культура народов России

 

6

Балет «Золушка» С.С.Прокофьев

4 кл. зарубежная литература Ш.Перро «Золушка»

9 кл Советская культура 30-х гг.

 

7

Сказки народов мира, связанные с музыкой

«Музыкант-чародей»-народная сказка, мелодия А.Аладов

5 кл. для самостоятельного чтения

 

5 кл. Сочинение собственной сказки.

8

Опера «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский-Корсаков

5 кл для самостоятельного чтения

8 кл Художественная культура народов России

 

9

Музыка звучит в баснях: И.Крылов «Квартет»

П.И.Чайковский «Вальс» (в исполнении струнного квартета)

5 кл И.А.Крылов «Великий русский баснописец»

 

5 кл. Сочинение – описание животного.

10

Рассказ К.Паустовского «Струны», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар»

Э.Григ «Концерт для фортепьяно с оркестром», А.Л.Моцарт «Симфония №40»

7 кл Содружество искусств (художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

9 кл Советская культура 30-х гг.

 

11

Васнецов «Богатыри»

«Богатырская симфония» А.Бородин

6 кл.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

8 кл Художественная культура народов России

 

12

И.Глазунов «Два князя», П.Корин Триптих «Северная баллада»

Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев

 

6 кл Борьба русских земель с западными завоевателями

6 кл. Фразеологизмы (крылатые слова и выражения)

13

М.Лермонтов «Бородино»

Полководец Кутузов. Отечественная война 1812 года

Ф.Рубо панорама «Бородинская битва»

А.Кившенко «Военный совет в Филях»

Опера «Война и мир» С.Прокофьев

5 кл Тема Бородино и Отечественной войны 1812 года в поэзии М.Лермонтова

8 кл Отечественная война 1812 года

 

14

И.Репин «Портрет протодьякона»

Опера «Борис Годунов» М.Мусоргский

7 кл. «Медный всадник» А.С. Пушкина (изучение историченских произведений)

7 кл Смута в Российском государстве

 

15

История: царствование Петра I.

Опера «Хованщина» М.Мусоргский

11 кл. А.Н. Толстой «Петр 1»

7 кл преобразования Петра I

 

16

И.Левитан «Весна. Большая вода»

«Прелюдия Соль мажор» С.Рахманинов

 

8 кл Художественная культура народов России

6 кл. Сочинение-описание

17

М.Греков

«Тачанка», «Трубачи первой Конной армии»

«Песня о маленьком трубаче»

С.Никин; «Погоня» Я.Френкель

 

9 кл Гражданская война 1918-1922 гг

 

18

М.Караваджо «Лютнист»

«Гавот» Д.Готье

 

7 кл Возрождение в Италии

 

19

Б.Кустодиев «Масленица»

Масленичные песни русского народа

5 кл. Мифы древних славян.

9 кл Серебряный век русской культуры

 

20

Стихотворение Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке»

«Земля» вокально-инструментальный цикл В.Гаврилин

5 кл «Родная земля», «Все в тающей дымке…» Н.И.Рыленков

 

6 кл. Сочинение – описание природы.

21

А.Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро»

«Прелюдия соль диез» С.Рахманинов; «Зимняя дорога» М.Яковлев

6 кл А.С.Пушкин «Зимнее утро» Радостное восприятие жизни

8 кл Художественная культура народов России

6 кл. Сочинение – описание природы.

22

Стихи Плещеева «Вечерняя песня»

«Вечерний звон» русская народная песня на стихи И.Козлова; Колокольные звоны русских храмов и монастырей

5 кл., 6 кл. Плещеев И. «Родная природа в поэзии русских писателей»

 

6 кл. Сочинение - описание

23

И.Репин «Бурлаки на Волге»

«Эй ухнем» (дубинушка) русская народная песня

6 кл Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов

8 кл Художественная культура народов России

 

24

Икона «Богоматерь Владимирская»

«Литургия Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковский

9 кл. Древнерусская литература «Религиозная литература»

6 кл Собирание русских земель во второй половине XVI века

 

25

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

«Аве Мария» Ф.Шуберт;

«Мама», «Колыбельная» вокально-инструментальный цикл «Земля» В.Гаврилин

7 кл. Женские образы в литературе. (внеклассное чтение)

7 кл Возрождение в Италии

9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену.

26

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

5 кл Х.К.Андерсен «Снежная королева» Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом

   

27

«Евгений Онегин» опера П.Чайковский

9 кл. «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

8 кл Художественная культура народов России

 

28

«Взятие снежного городка» В.Суриков

 

8 кл Художественная культура народов России

9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену.

 

6 класс

1

Морские пейзажи И.Айвазовский

Песня «Ты слышишь, море» А.Зацепин

 

8 кл Художественная культура народов России

6 кл. Сочинение – описание природы.

2

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Опера «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьев

6 кл для самостоятельного чтения

9 кл Советская культура

 

3

М.Нестеров «Портрет хирурга С.С.Юдина»

«Симфония №6 патетическая» П.Чайковский

5 кл. «Чудесный доктор» А.И.Куприн

   

4

Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»

«Я – фронт» М.Теодаракис

 

7 кл Великая Французская революция

 

5

Антифашистское движение в годы Второй Мировой войны

«Симфония №5» Л.Бетховен

8 кл. «Судьба человека» М.А. Шолохов (внеклассное чтение)

9 кл Вторая мировая война

 

6

А.Пушкин «Золотой петушок» опера Н.А.Римский-Корсаков

5 кл для самостоятельного чтения

8 кл Художественная культура народов России

 

7

Бардовские песни стихи

Песни на стихи В.Высоцкого, В.Егорова, М.Минкова, К.Кельми, О.Митяева, Б.Окуджавы

 

9 кл Духовная жизнь советского общества в 60-80 ые гг.

 

8

М.Глинка «Иван Сусанин» -

9 кл «Борис Годунов» А.С.Пушкин

7 кл Окончание Смутного времени

 

9

Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» опера Н.А.Римский-Корсаков

Сказка А.Н.Островского «Снегурочка»

8 кл Художественная культура народов России

 

10

Ф.Тютчев «Весенние воды» А.Рылов «Зеленый шум»

Романс «Весенние воды» С.Рахманинова

5 кл Ф.И.Тютчев Музыка стиха «Весенние воды»

8 кл Художественная культура народов России

6 кл. Сочинение – описание природы.

11

Рабство в Америке «Порги и Бесс» опера Дж. Гершвин

5 кл. «Приключения Тома Сойера» М. Твен.

7 кл Война за независимость и образование США

 

12

Мифы Древней Греции «Орфей и Эвридика»

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк

5 кл Мифы Древней Греции «Олимп», «Деметра и Персефона», Подвиги Геракла

5 кл Мифы Древней Греции

9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену.

 

7 класс

1

«Война и мир» опера С.Прокофьев

5 кл. «Бородино» М.Ю. Лермонтов

8 кл Художественная культура народов России

 

2

Стихи Гёте «Лесной царь»

Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта

6 кл Литература XIX в. В.А.Жуковский Понятие о балладе. «Лесной царь» (из И.В.Гёте)

   

3

К.Бальмонт «Островок» романс С.Рахманинова

5 кл. Цикл стихотоворений К. Бальмонт.

   

4

Ф.Тютчев

7 кл «Замечательные мгновения» (из лирики XIX в.)

8 кл Художественная культура народов России

 

5

Иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» «Сказка о царе Салтане» опера Н.Римского-Корсакова

5 кл для самостоятельного чтения

8 кл Художественная культура народов России

 

6

Повесть А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов

6 кл А.С.Пушкин «Метель» для самостоятельного чтения

8 кл Художественная культура народов России

 

7

Тема Великой отечественной войны

5 кл Стихи о великой Отечественной войне

9 кл Великая Отечественная война

 

8

Б.Васильев роман «А зори здесь тихие»

Опера К.Молчанов

11 кл Б.Васильев роман «А зори здесь тихие»

9 кл Великая Отечественная война

 

9

Блокада Ленинграда

«Симфония №7» Д.Шостакович

 

9 кл Великая Отечественная война

 

10

Поэма А.Пушкина «Руслан и Людмила» опера М.И.Глинка

5 кл А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты)

8 кл Художественная культура народов России

 

11

Е.Вучетич скульптура мемориала в г.Волгограде «Родина-мать»

Песня «Священная война» А.Александров, «Нам нужна одна победа» Б.Окуджава, «Облака» В.Егоров

 

9 кл Великая Отечественная война

 

12

Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» балет С.С.Прокофьев

8 кл Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения «Ромео и Джульетта» Конфликт чистого сердца и предрассудков

   

13

Е.Евтушенко «Дай Бог!» Р.Паулс, «Молитва» Б. Окуджава, «Я за тебя молюсь» Р.Паулс

8 кл Поэзия ХХ века

9 кл Духовная жизнь советского общества

 

14

Ш.Перро «Золушка» балет С.Прокофьев

4 кл Из зарубежной литературы Ш.Перро «Золушка»

   

15

П.Мериме «Кармен» опера Ж.Бизе

8 кл П.Мериме «Матео Фальконе» для самостоятельного чтения

9 кл П.Мериме «Кармен» для самостоятельного чтения

   
 

8 класс

1

Стихи А.Ахматовой

«Бразильская бахиана № 5» Э.Вилла-Лобос

5 кл стихи русских писателей о природе

9 кл Серебряный век русской культуры

 

2

Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьев

8 кл литература эпохи Возрождения

   

3

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбников

     

4

Рок-опера «Иисус-Христос – Суперзвезда» Э.Уэббер и Райс

 

5 кл. Библейские сказания

 

5

Новелла П.Мериме«Кармен» Бизе

8 кл П.Мериме «Матео Фальконе» для самостоятельного чтения

9 кл П.Мериме «Кармен» для самостоятельного чтения 9 кл для самостоятельного чтения

   

6

М.Лермонтов «Маскарад»

«Вальс-фантазия» М.И.Глинка

«Маскарад» музыка к драме А.Хачатурян

9 кл М.Ю.Лермонтов «Маскарад» для самостоятельного чтения

8 кл Художественная культура народов России

 

7

В.Суриков «Утро стрелецкой казни»

«Хованщина» опера М.Мусоргский

 

8 кл Художественная культура народов России

 

8

А.Пушкин «Борис Годунов»; Иллюстрации к трагедии «Борис Годунов» В.Фаворского

опера Мусоргского

9 кл «Борис Годунов» А.С.Пушкин

8 кл Художественная культура народов России

 

9

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

6 кл для самостоятельного чтения

9 кл Советская культура

 
Комментарии
Комментариев пока нет.