12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фаттахова Гульсина83 Россия, Ханты-Мансийский АО, Лангепас |
Межпредметные связи музыкального школьного образования
Межпредметные связи музыкального школьного образования
с предметами литературно-исторического образования
для формирования и развития музыкальной культуры обучающихся 5-9 классов.
Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки,
МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО -Югра
Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке, и на основе этого в развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой.
Однако мы наблюдаем утрату у молодого поколения россиян интереса к высокому искусству, большинство из них увлечены субкультурой, уводящей в бездны бездуховности. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у современных детей небольшого города возможности собственного выбора по причине отсутствия концертных Злов и камерных театров. И организуемые музыкальной школой концерты классической музыки, приглашение артистов из больших городов не взывают особого интереса у обучающихся, не занимающихся музыкой в рамках дополнительного образования. Отовсюду (радио, телевидение, Интернет, сотовые телефоны) насаждается попмузыка, не всегда хорошего качества.
Кроме того, со стороны обучающихся отмечается отношение к занятиям музыкой как дополнительному, неосновному школьному предмету, они не видят в школьном музыкальном образовании нечто значимое для себя, то, что отвечает внутренним потребностям и надеждам.
Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева А.Г. Болгарского Н.В. Гузий З.К. Кальниченко Л.Г. Коваль А.Н. Сохора Л.А. Хлебниковой
В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки — пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
В аспекте компетентностного подхода к образованию понимается как финальный продукт учебно-воспитательного процесса и включает в себя два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции
Рисунок 1. Структура музыкальной культуры учащихся
История развития идеи межпредметных связей в педагогической науке представлена в исследованиях П.Г. Кулагина, В.Н. Келбакиани, которые показали зависимость решения данной проблемы в школьном обучении от конкретно-исторических условий, от прогресса научного знания. В разработку научных основ межпредметных связей важный вклад внесли ученые-педагоги Н.С.Антонов, Г.В. Воробьев, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и др.
Установлено, что межпредметные связи не только включают в себя образовательную, развивающую и воспитывающую функцию, но и играют большую роль в процессе социализации учащихся основной школы.
Исходя из всего вышеизложенного, было установлено, что межпредметные связи музыкального и литературно-исторического являются средством развития общекультурных компетенций обучающихся и реализуются через следующие основные компоненты:
- межпредметное содержание музыкального и литерно-исторического школьного образования;
- технологии организации образовательной деятельности обучающихся;
- практико-ориентированная деятельность.
Сопоставление содержания учебных предметов выявило, что содержание большинства тем по музыке изучается раньше, чем по другим предметам. И эти темы преподаются с использованием метода «забегания вперед», при котором информация по литературе и истории преподносится учителем или подготовленными учениками более старших классов.
При определении содержания учебного занятия по музыке с учетом межпредметных связей с литературно-историческим образованием учитываются следующие условия:
особое внимание уделять интонационно-образной стороне как в музыке, так и в литературе: поэзии, прозе, драматургии;
четко определять, какая задача решается содержанием различных учебных предметов;
планировать музыкальный, литературный и исторический материал таким образом, чтобы он имел художественное воздействие на учащихся;
использовать разные виды искусств и знаний для более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведения;
использовать межпредметные связи для осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни;
помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности в музыкальных и литературных произведениях: интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, симметрию, оттенки и т. д.;
не перегружать ребенка сухими фактами;
- учитывать возрастные особенности учащихся.
изучен опыт учителей-предметников основной ступени общего образования и выявлено, что наиболее часто используемой на уроках литературы и истории является технология развития критического мышления на основе чтения и письма.
Остановимся на тех приемах, которые успешно применяются на уроках музыки.
Составление кластера (паутинки) для актуализации знаний обучающихся и осмысления содержания.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы. И затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия:
Выявление/закрепление знаний о музыке и поиск аргумента на основе цитат
На доске вывешивается цитата, связанная с темой урока. Перед тем как зачитать цитату, учитель предлагает учащимся внимательно расслушать, как её прочитает учитель (ученики вслушиваются в интонацию, разговорный темп, взаимосвязь слов). Затем, каждый ученик выбирает одно ключевое слово, которое, по их мнению, помогает определить смысл этой цитаты, произнеся это слово в уме. К примеру, в цитате румынского композитора Жеорже Энеску - “Музыка зарождается в сердце и тоже к сердцу обращается”, учащиеся произносят в уме выбранное ключевое слово, одновременно с озвучиванием цитаты учителем. При повторном чтении цитаты, предлагается каждому ученику произнести вслух своё слово. Таким образом, слова - “музыка”, “зарождается”, “сердце”, “обращается” могут быть произнесены одновременно несколькими учениками из всего класса.
Синквейн (от французского « cing» – пять).
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Составление партитуры музыкального произведения
Для целостного восприятия музыкального произведения зачастую на уроке учителя анализируют характер движения мелодии, темпа. Обучающимся легче выразить характер движения мелодии жестом руки в пространстве. Можно создавать “орнаменты” в пространстве, которые выражают песенную, танцевальную или маршевую интонации.
Групповая дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
В требованиях к уровню образовательной подготовки обучающихся в аспекте музыкального образования они должны быть способными к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а именно для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
слушания музыкальных произведений разнообразных жанров, стилей и форм;
размышления о музыке и е анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования, определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Практико-ориентированный компонент межпредметных связей музыкального и литературно-исторического образования реализуется как во время занятий, так и во внеурочное время. В частности на занятиях практикуются следующие формы организации деятельности обучающихся, требующие от обучающихся овладения определенными умениями и навыками на предметах литературно-исторического содержания:
подготовка сообщений по теме урока о литературных авторах и произведениях или исторических событий, связанных с эпохой создания или содержанием музыкального произведения,
написание эссе, рецензий, отзывов,
создание литературно-исторических музыкальных композиций, музыкально-поэтических поздравительных открыток и т.п.).
Особенно любимы подросткам такие формы внеурочной деятельности как праздники, месячники, фестивали, конкурсы, смотры, викторины, интеллектуально-творческий марафон и т.п., где наиболее полно может раскрыться их творческий потенциал, умения и способности.
В основе определения показателей эффективности реализации межпредметных связей музыкального и литературно-исторческого школьного образования лежит понимание музыкальной культуры в аспекте компетентностного подхода, т.е. два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции.
Исходя из этого показателями эффективности педагогической деятельности являются:
качество освоения обучающимися музыкальными знаниями определяется по результатам успеваемости;
уровень овладения обучающимися умениями, составляющими музыкальную компетенцию, определяется на основе наблюдения за деятельностью обучающихся и выполнении контрольных заданий;
уровень развития креативности обучающихся определяется на основе анкеты (приложение 4);
активность и результативность участия обучающихся в музыкальных мероприятиях
Результаты педагогического наблюдения, контрольных заданий, анкетирования, статистики позволяют сделать вывод:
Применение межпредметных связей музыкального образования с предметами литературно-исторического содержания способствует развитию музыкальной культуры обучающихся через обеспечение более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведении и осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.
Таблица межпредметных связей.
МУЗЫКА | ЛИТЕРАТУРА | ИСТОРИЯ | русский язык (развитие речи) | |
№ п\п | 5 класс. | |||
1 | Песни Великой Французской революции «Интернационал»Э.Потье, П. де Гейтер ; «Варшавянка» Р. де Лиль | 7 кл Великая Французская революция | ||
2 | Поэма «Памяти С.Есенина» Г.В.Свиридов | 1-4 кл. Стихи о природе | 6 кл. Сочинение – описание по картине | |
3 | Опера-былина «Садко» Н.А.Римский-Корсаков | 6 кл. «Былины» | 8 кл Художественная культура народов России | |
4 | Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинка | 5 кл. Писатели-сказочники А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты) | 8 кл Художественная культура народов россии | |
5 | Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский | 5 кл. Гофман «Щелкунчик» самостоятельное чтение | 8 кл Художественная культура народов России | |
6 | Балет «Золушка» С.С.Прокофьев | 4 кл. зарубежная литература Ш.Перро «Золушка» | 9 кл Советская культура 30-х гг. | |
7 | Сказки народов мира, связанные с музыкой «Музыкант-чародей»-народная сказка, мелодия А.Аладов | 5 кл. для самостоятельного чтения | 5 кл. Сочинение собственной сказки. | |
8 | Опера «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский-Корсаков | 5 кл для самостоятельного чтения | 8 кл Художественная культура народов России | |
9 | Музыка звучит в баснях: И.Крылов «Квартет» П.И.Чайковский «Вальс» (в исполнении струнного квартета) | 5 кл И.А.Крылов «Великий русский баснописец» | 5 кл. Сочинение – описание животного. | |
10 | Рассказ К.Паустовского «Струны», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар» Э.Григ «Концерт для фортепьяно с оркестром», А.Л.Моцарт «Симфония №40» | 7 кл Содружество искусств (художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) | 9 кл Советская культура 30-х гг. | |
11 | Васнецов «Богатыри» «Богатырская симфония» А.Бородин | 6 кл. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 8 кл Художественная культура народов России | |
12 | И.Глазунов «Два князя», П.Корин Триптих «Северная баллада» Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев | 6 кл Борьба русских земель с западными завоевателями | 6 кл. Фразеологизмы (крылатые слова и выражения) | |
13 | М.Лермонтов «Бородино» Полководец Кутузов. Отечественная война 1812 года Ф.Рубо панорама «Бородинская битва» А.Кившенко «Военный совет в Филях» Опера «Война и мир» С.Прокофьев | 5 кл Тема Бородино и Отечественной войны 1812 года в поэзии М.Лермонтова | 8 кл Отечественная война 1812 года | |
14 | И.Репин «Портрет протодьякона» Опера «Борис Годунов» М.Мусоргский | 7 кл. «Медный всадник» А.С. Пушкина (изучение историченских произведений) | 7 кл Смута в Российском государстве | |
15 | История: царствование Петра I. Опера «Хованщина» М.Мусоргский | 11 кл. А.Н. Толстой «Петр 1» | 7 кл преобразования Петра I | |
16 | И.Левитан «Весна. Большая вода» «Прелюдия Соль мажор» С.Рахманинов | 8 кл Художественная культура народов России | 6 кл. Сочинение-описание | |
17 | М.Греков «Тачанка», «Трубачи первой Конной армии» «Песня о маленьком трубаче» С.Никин; «Погоня» Я.Френкель | 9 кл Гражданская война 1918-1922 гг | ||
18 | М.Караваджо «Лютнист» «Гавот» Д.Готье | 7 кл Возрождение в Италии | ||
19 | Б.Кустодиев «Масленица» Масленичные песни русского народа | 5 кл. Мифы древних славян. | 9 кл Серебряный век русской культуры | |
20 | Стихотворение Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке» «Земля» вокально-инструментальный цикл В.Гаврилин | 5 кл «Родная земля», «Все в тающей дымке…» Н.И.Рыленков | 6 кл. Сочинение – описание природы. | |
21 | А.Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро» «Прелюдия соль диез» С.Рахманинов; «Зимняя дорога» М.Яковлев | 6 кл А.С.Пушкин «Зимнее утро» Радостное восприятие жизни | 8 кл Художественная культура народов России | 6 кл. Сочинение – описание природы. |
22 | Стихи Плещеева «Вечерняя песня» «Вечерний звон» русская народная песня на стихи И.Козлова; Колокольные звоны русских храмов и монастырей | 5 кл., 6 кл. Плещеев И. «Родная природа в поэзии русских писателей» | 6 кл. Сочинение - описание | |
23 | И.Репин «Бурлаки на Волге» «Эй ухнем» (дубинушка) русская народная песня | 6 кл Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов | 8 кл Художественная культура народов России | |
24 | Икона «Богоматерь Владимирская» «Литургия Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковский | 9 кл. Древнерусская литература «Религиозная литература» | 6 кл Собирание русских земель во второй половине XVI века | |
25 | Рафаэль «Сикстинская мадонна» «Аве Мария» Ф.Шуберт; «Мама», «Колыбельная» вокально-инструментальный цикл «Земля» В.Гаврилин | 7 кл. Женские образы в литературе. (внеклассное чтение) | 7 кл Возрождение в Италии | 9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену. |
26 | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | 5 кл Х.К.Андерсен «Снежная королева» Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом | ||
27 | «Евгений Онегин» опера П.Чайковский | 9 кл. «Евгений Онегин» А.С.Пушкин | 8 кл Художественная культура народов России | |
28 | «Взятие снежного городка» В.Суриков | 8 кл Художественная культура народов России | 9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену. | |
6 класс | ||||
1 | Морские пейзажи И.Айвазовский Песня «Ты слышишь, море» А.Зацепин | 8 кл Художественная культура народов России | 6 кл. Сочинение – описание природы. | |
2 | Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» Опера «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьев | 6 кл для самостоятельного чтения | 9 кл Советская культура | |
3 | М.Нестеров «Портрет хирурга С.С.Юдина» «Симфония №6 патетическая» П.Чайковский | 5 кл. «Чудесный доктор» А.И.Куприн | ||
4 | Э.Делакруа «Свобода на баррикадах» «Я – фронт» М.Теодаракис | 7 кл Великая Французская революция | ||
5 | Антифашистское движение в годы Второй Мировой войны «Симфония №5» Л.Бетховен | 8 кл. «Судьба человека» М.А. Шолохов (внеклассное чтение) | 9 кл Вторая мировая война | |
6 | А.Пушкин «Золотой петушок» опера Н.А.Римский-Корсаков | 5 кл для самостоятельного чтения | 8 кл Художественная культура народов России | |
7 | Бардовские песни стихи Песни на стихи В.Высоцкого, В.Егорова, М.Минкова, К.Кельми, О.Митяева, Б.Окуджавы | 9 кл Духовная жизнь советского общества в 60-80 ые гг. | ||
8 | М.Глинка «Иван Сусанин» - | 9 кл «Борис Годунов» А.С.Пушкин | 7 кл Окончание Смутного времени | |
9 | Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» опера Н.А.Римский-Корсаков | Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» | 8 кл Художественная культура народов России | |
10 | Ф.Тютчев «Весенние воды» А.Рылов «Зеленый шум» Романс «Весенние воды» С.Рахманинова | 5 кл Ф.И.Тютчев Музыка стиха «Весенние воды» | 8 кл Художественная культура народов России | 6 кл. Сочинение – описание природы. |
11 | Рабство в Америке «Порги и Бесс» опера Дж. Гершвин | 5 кл. «Приключения Тома Сойера» М. Твен. | 7 кл Война за независимость и образование США | |
12 | Мифы Древней Греции «Орфей и Эвридика» Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк | 5 кл Мифы Древней Греции «Олимп», «Деметра и Персефона», Подвиги Геракла | 5 кл Мифы Древней Греции | 9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену. |
7 класс | ||||
1 | «Война и мир» опера С.Прокофьев | 5 кл. «Бородино» М.Ю. Лермонтов | 8 кл Художественная культура народов России | |
2 | Стихи Гёте «Лесной царь» Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта | 6 кл Литература XIX в. В.А.Жуковский Понятие о балладе. «Лесной царь» (из И.В.Гёте) | ||
3 | К.Бальмонт «Островок» романс С.Рахманинова | 5 кл. Цикл стихотоворений К. Бальмонт. | ||
4 | Ф.Тютчев | 7 кл «Замечательные мгновения» (из лирики XIX в.) | 8 кл Художественная культура народов России | |
5 | Иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» «Сказка о царе Салтане» опера Н.Римского-Корсакова | 5 кл для самостоятельного чтения | 8 кл Художественная культура народов России | |
6 | Повесть А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов | 6 кл А.С.Пушкин «Метель» для самостоятельного чтения | 8 кл Художественная культура народов России | |
7 | Тема Великой отечественной войны | 5 кл Стихи о великой Отечественной войне | 9 кл Великая Отечественная война | |
8 | Б.Васильев роман «А зори здесь тихие» Опера К.Молчанов | 11 кл Б.Васильев роман «А зори здесь тихие» | 9 кл Великая Отечественная война | |
9 | Блокада Ленинграда «Симфония №7» Д.Шостакович | 9 кл Великая Отечественная война | ||
10 | Поэма А.Пушкина «Руслан и Людмила» опера М.И.Глинка | 5 кл А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты) | 8 кл Художественная культура народов России | |
11 | Е.Вучетич скульптура мемориала в г.Волгограде «Родина-мать» Песня «Священная война» А.Александров, «Нам нужна одна победа» Б.Окуджава, «Облака» В.Егоров | 9 кл Великая Отечественная война | ||
12 | Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» балет С.С.Прокофьев | 8 кл Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения «Ромео и Джульетта» Конфликт чистого сердца и предрассудков | ||
13 | Е.Евтушенко «Дай Бог!» Р.Паулс, «Молитва» Б. Окуджава, «Я за тебя молюсь» Р.Паулс | 8 кл Поэзия ХХ века | 9 кл Духовная жизнь советского общества | |
14 | Ш.Перро «Золушка» балет С.Прокофьев | 4 кл Из зарубежной литературы Ш.Перро «Золушка» | ||
15 | П.Мериме «Кармен» опера Ж.Бизе | 8 кл П.Мериме «Матео Фальконе» для самостоятельного чтения 9 кл П.Мериме «Кармен» для самостоятельного чтения | ||
8 класс | ||||
1 | Стихи А.Ахматовой «Бразильская бахиана № 5» Э.Вилла-Лобос | 5 кл стихи русских писателей о природе | 9 кл Серебряный век русской культуры | |
2 | Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьев | 8 кл литература эпохи Возрождения | ||
3 | Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбников | |||
4 | Рок-опера «Иисус-Христос – Суперзвезда» Э.Уэббер и Райс | 5 кл. Библейские сказания | ||
5 | Новелла П.Мериме«Кармен» Бизе | 8 кл П.Мериме «Матео Фальконе» для самостоятельного чтения 9 кл П.Мериме «Кармен» для самостоятельного чтения 9 кл для самостоятельного чтения | ||
6 | М.Лермонтов «Маскарад» «Вальс-фантазия» М.И.Глинка «Маскарад» музыка к драме А.Хачатурян | 9 кл М.Ю.Лермонтов «Маскарад» для самостоятельного чтения | 8 кл Художественная культура народов России | |
7 | В.Суриков «Утро стрелецкой казни» «Хованщина» опера М.Мусоргский | 8 кл Художественная культура народов России | ||
8 | А.Пушкин «Борис Годунов»; Иллюстрации к трагедии «Борис Годунов» В.Фаворского опера Мусоргского | 9 кл «Борис Годунов» А.С.Пушкин | 8 кл Художественная культура народов России | |
9 | Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» | 6 кл для самостоятельного чтения | 9 кл Советская культура |