Межпредметные связи музыкального школьного образования
Межпредметные связи музыкального школьного образования
с предметами литературно-исторического образования
для формирования и развития музыкальной культуры обучающихся 5-9 классов.
Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки,
МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО -Югра
Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке, и на основе этого в развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой.
Однако мы наблюдаем утрату у молодого поколения россиян интереса к высокому искусству, большинство из них увлечены субкультурой, уводящей в бездны бездуховности. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у современных детей небольшого города возможности собственного выбора по причине отсутствия концертных Злов и камерных театров. И организуемые музыкальной школой концерты классической музыки, приглашение артистов из больших городов не взывают особого интереса у обучающихся, не занимающихся музыкой в рамках дополнительного образования. Отовсюду (радио, телевидение, Интернет, сотовые телефоны) насаждается попмузыка, не всегда хорошего качества.
Кроме того, со стороны обучающихся отмечается отношение к занятиям музыкой как дополнительному, неосновному школьному предмету, они не видят в школьном музыкальном образовании нечто значимое для себя, то, что отвечает внутренним потребностям и надеждам.
Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева А.Г. Болгарского Н.В. Гузий З.К. Кальниченко Л.Г. Коваль А.Н. Сохора Л.А. Хлебниковой
В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки — пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
В аспекте компетентностного подхода к образованию понимается как финальный продукт учебно-воспитательного процесса и включает в себя два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции
Рисунок 1. Структура музыкальной культуры учащихся
История развития идеи межпредметных связей в педагогической науке представлена в исследованиях П.Г. Кулагина, В.Н. Келбакиани, которые показали зависимость решения данной проблемы в школьном обучении от конкретно-исторических условий, от прогресса научного знания. В разработку научных основ межпредметных связей важный вклад внесли ученые-педагоги Н.С.Антонов, Г.В. Воробьев, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и др.
Установлено, что межпредметные связи не только включают в себя образовательную, развивающую и воспитывающую функцию, но и играют большую роль в процессе социализации учащихся основной школы.
Исходя из всего вышеизложенного, было установлено, что межпредметные связи музыкального и литературно-исторического являются средством развития общекультурных компетенций обучающихся и реализуются через следующие основные компоненты:
- межпредметное содержание музыкального и литерно-исторического школьного образования;
- технологии организации образовательной деятельности обучающихся;
- практико-ориентированная деятельность.
Сопоставление содержания учебных предметов выявило, что содержание большинства тем по музыке изучается раньше, чем по другим предметам. И эти темы преподаются с использованием метода «забегания вперед», при котором информация по литературе и истории преподносится учителем или подготовленными учениками более старших классов.
При определении содержания учебного занятия по музыке с учетом межпредметных связей с литературно-историческим образованием учитываются следующие условия:
особое внимание уделять интонационно-образной стороне как в музыке, так и в литературе: поэзии, прозе, драматургии;
четко определять, какая задача решается содержанием различных учебных предметов;
планировать музыкальный, литературный и исторический материал таким образом, чтобы он имел художественное воздействие на учащихся;
использовать разные виды искусств и знаний для более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведения;
использовать межпредметные связи для осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни;
помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности в музыкальных и литературных произведениях: интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, симметрию, оттенки и т. д.;
не перегружать ребенка сухими фактами;
- учитывать возрастные особенности учащихся.
изучен опыт учителей-предметников основной ступени общего образования и выявлено, что наиболее часто используемой на уроках литературы и истории является технология развития критического мышления на основе чтения и письма.
Остановимся на тех приемах, которые успешно применяются на уроках музыки.
Составление кластера (паутинки) для актуализации знаний обучающихся и осмысления содержания.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы. И затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия:
Выявление/закрепление знаний о музыке и поиск аргумента на основе цитат
На доске вывешивается цитата, связанная с темой урока. Перед тем как зачитать цитату, учитель предлагает учащимся внимательно расслушать, как её прочитает учитель (ученики вслушиваются в интонацию, разговорный темп, взаимосвязь слов). Затем, каждый ученик выбирает одно ключевое слово, которое, по их мнению, помогает определить смысл этой цитаты, произнеся это слово в уме. К примеру, в цитате румынского композитора Жеорже Энеску - “Музыка зарождается в сердце и тоже к сердцу обращается”, учащиеся произносят в уме выбранное ключевое слово, одновременно с озвучиванием цитаты учителем. При повторном чтении цитаты, предлагается каждому ученику произнести вслух своё слово. Таким образом, слова - “музыка”, “зарождается”, “сердце”, “обращается” могут быть произнесены одновременно несколькими учениками из всего класса.
Синквейн (от французского « cing» – пять).
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Составление партитуры музыкального произведения
Для целостного восприятия музыкального произведения зачастую на уроке учителя анализируют характер движения мелодии, темпа. Обучающимся легче выразить характер движения мелодии жестом руки в пространстве. Можно создавать “орнаменты” в пространстве, которые выражают песенную, танцевальную или маршевую интонации.
Групповая дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
В требованиях к уровню образовательной подготовки обучающихся в аспекте музыкального образования они должны быть способными к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а именно для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
слушания музыкальных произведений разнообразных жанров, стилей и форм;
размышления о музыке и е анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования, определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Практико-ориентированный компонент межпредметных связей музыкального и литературно-исторического образования реализуется как во время занятий, так и во внеурочное время. В частности на занятиях практикуются следующие формы организации деятельности обучающихся, требующие от обучающихся овладения определенными умениями и навыками на предметах литературно-исторического содержания:
подготовка сообщений по теме урока о литературных авторах и произведениях или исторических событий, связанных с эпохой создания или содержанием музыкального произведения,
написание эссе, рецензий, отзывов,
создание литературно-исторических музыкальных композиций, музыкально-поэтических поздравительных открыток и т.п.).
Особенно любимы подросткам такие формы внеурочной деятельности как праздники, месячники, фестивали, конкурсы, смотры, викторины, интеллектуально-творческий марафон и т.п., где наиболее полно может раскрыться их творческий потенциал, умения и способности.
В основе определения показателей эффективности реализации межпредметных связей музыкального и литературно-исторческого школьного образования лежит понимание музыкальной культуры в аспекте компетентностного подхода, т.е. два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции.
Исходя из этого показателями эффективности педагогической деятельности являются:
качество освоения обучающимися музыкальными знаниями определяется по результатам успеваемости;
уровень овладения обучающимися умениями, составляющими музыкальную компетенцию, определяется на основе наблюдения за деятельностью обучающихся и выполнении контрольных заданий;
уровень развития креативности обучающихся определяется на основе анкеты (приложение 4);
активность и результативность участия обучающихся в музыкальных мероприятиях
Результаты педагогического наблюдения, контрольных заданий, анкетирования, статистики позволяют сделать вывод:
Применение межпредметных связей музыкального образования с предметами литературно-исторического содержания способствует развитию музыкальной культуры обучающихся через обеспечение более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведении и осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.
Таблица межпредметных связей.
МУЗЫКА |
ЛИТЕРАТУРА |
ИСТОРИЯ |
русский язык (развитие речи) |
|
№ п\п |
5 класс. |
|||
1 |
Песни Великой Французской революции «Интернационал»Э.Потье, П. де Гейтер ; «Варшавянка» Р. де Лиль |
7 кл Великая Французская революция |
||
2 |
Поэма «Памяти С.Есенина» Г.В.Свиридов |
1-4 кл. Стихи о природе |
6 кл. Сочинение – описание по картине |
|
3 |
Опера-былина «Садко» Н.А.Римский-Корсаков |
6 кл. «Былины» |
8 кл Художественная культура народов России |
|
4 |
Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинка |
5 кл. Писатели-сказочники А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты) |
8 кл Художественная культура народов россии |
|
5 |
Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский |
5 кл. Гофман «Щелкунчик» самостоятельное чтение |
8 кл Художественная культура народов России |
|
6 |
Балет «Золушка» С.С.Прокофьев |
4 кл. зарубежная литература Ш.Перро «Золушка» |
9 кл Советская культура 30-х гг. |
|
7 |
Сказки народов мира, связанные с музыкой «Музыкант-чародей»-народная сказка, мелодия А.Аладов |
5 кл. для самостоятельного чтения |
5 кл. Сочинение собственной сказки. |
|
8 |
Опера «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский-Корсаков |
5 кл для самостоятельного чтения |
8 кл Художественная культура народов России |
|
9 |
Музыка звучит в баснях: И.Крылов «Квартет» П.И.Чайковский «Вальс» (в исполнении струнного квартета) |
5 кл И.А.Крылов «Великий русский баснописец» |
5 кл. Сочинение – описание животного. |
|
10 |
Рассказ К.Паустовского «Струны», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар» Э.Григ «Концерт для фортепьяно с оркестром», А.Л.Моцарт «Симфония №40» |
7 кл Содружество искусств (художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) |
9 кл Советская культура 30-х гг. |
|
11 |
Васнецов «Богатыри» «Богатырская симфония» А.Бородин |
6 кл. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
8 кл Художественная культура народов России |
|
12 |
И.Глазунов «Два князя», П.Корин Триптих «Северная баллада» Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев |
6 кл Борьба русских земель с западными завоевателями |
6 кл. Фразеологизмы (крылатые слова и выражения) |
|
13 |
М.Лермонтов «Бородино» Полководец Кутузов. Отечественная война 1812 года Ф.Рубо панорама «Бородинская битва» А.Кившенко «Военный совет в Филях» Опера «Война и мир» С.Прокофьев |
5 кл Тема Бородино и Отечественной войны 1812 года в поэзии М.Лермонтова |
8 кл Отечественная война 1812 года |
|
14 |
И.Репин «Портрет протодьякона» Опера «Борис Годунов» М.Мусоргский |
7 кл. «Медный всадник» А.С. Пушкина (изучение историченских произведений) |
7 кл Смута в Российском государстве |
|
15 |
История: царствование Петра I. Опера «Хованщина» М.Мусоргский |
11 кл. А.Н. Толстой «Петр 1» |
7 кл преобразования Петра I |
|
16 |
И.Левитан «Весна. Большая вода» «Прелюдия Соль мажор» С.Рахманинов |
8 кл Художественная культура народов России |
6 кл. Сочинение-описание |
|
17 |
М.Греков «Тачанка», «Трубачи первой Конной армии» «Песня о маленьком трубаче» С.Никин; «Погоня» Я.Френкель |
9 кл Гражданская война 1918-1922 гг |
||
18 |
М.Караваджо «Лютнист» «Гавот» Д.Готье |
7 кл Возрождение в Италии |
||
19 |
Б.Кустодиев «Масленица» Масленичные песни русского народа |
5 кл. Мифы древних славян. |
9 кл Серебряный век русской культуры |
|
20 |
Стихотворение Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке» «Земля» вокально-инструментальный цикл В.Гаврилин |
5 кл «Родная земля», «Все в тающей дымке…» Н.И.Рыленков |
6 кл. Сочинение – описание природы. |
|
21 |
А.Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро» «Прелюдия соль диез» С.Рахманинов; «Зимняя дорога» М.Яковлев |
6 кл А.С.Пушкин «Зимнее утро» Радостное восприятие жизни |
8 кл Художественная культура народов России |
6 кл. Сочинение – описание природы. |
22 |
Стихи Плещеева «Вечерняя песня» «Вечерний звон» русская народная песня на стихи И.Козлова; Колокольные звоны русских храмов и монастырей |
5 кл., 6 кл. Плещеев И. «Родная природа в поэзии русских писателей» |
6 кл. Сочинение - описание |
|
23 |
И.Репин «Бурлаки на Волге» «Эй ухнем» (дубинушка) русская народная песня |
6 кл Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов |
8 кл Художественная культура народов России |
|
24 |
Икона «Богоматерь Владимирская» «Литургия Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковский |
9 кл. Древнерусская литература «Религиозная литература» |
6 кл Собирание русских земель во второй половине XVI века |
|
25 |
Рафаэль «Сикстинская мадонна» «Аве Мария» Ф.Шуберт; «Мама», «Колыбельная» вокально-инструментальный цикл «Земля» В.Гаврилин |
7 кл. Женские образы в литературе. (внеклассное чтение) |
7 кл Возрождение в Италии |
9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену. |
26 |
Г.Х.Андерсен «Снежная королева» |
5 кл Х.К.Андерсен «Снежная королева» Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом |
||
27 |
«Евгений Онегин» опера П.Чайковский |
9 кл. «Евгений Онегин» А.С.Пушкин |
8 кл Художественная культура народов России |
|
28 |
«Взятие снежного городка» В.Суриков |
8 кл Художественная культура народов России |
9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену. |
|
6 класс |
||||
1 |
Морские пейзажи И.Айвазовский Песня «Ты слышишь, море» А.Зацепин |
8 кл Художественная культура народов России |
6 кл. Сочинение – описание природы. |
|
2 |
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» Опера «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьев |
6 кл для самостоятельного чтения |
9 кл Советская культура |
|
3 |
М.Нестеров «Портрет хирурга С.С.Юдина» «Симфония №6 патетическая» П.Чайковский |
5 кл. «Чудесный доктор» А.И.Куприн |
||
4 |
Э.Делакруа «Свобода на баррикадах» «Я – фронт» М.Теодаракис |
7 кл Великая Французская революция |
||
5 |
Антифашистское движение в годы Второй Мировой войны «Симфония №5» Л.Бетховен |
8 кл. «Судьба человека» М.А. Шолохов (внеклассное чтение) |
9 кл Вторая мировая война |
|
6 |
А.Пушкин «Золотой петушок» опера Н.А.Римский-Корсаков |
5 кл для самостоятельного чтения |
8 кл Художественная культура народов России |
|
7 |
Бардовские песни стихи Песни на стихи В.Высоцкого, В.Егорова, М.Минкова, К.Кельми, О.Митяева, Б.Окуджавы |
9 кл Духовная жизнь советского общества в 60-80 ые гг. |
||
8 |
М.Глинка «Иван Сусанин» - |
9 кл «Борис Годунов» А.С.Пушкин |
7 кл Окончание Смутного времени |
|
9 |
Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» опера Н.А.Римский-Корсаков |
Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» |
8 кл Художественная культура народов России |
|
10 |
Ф.Тютчев «Весенние воды» А.Рылов «Зеленый шум» Романс «Весенние воды» С.Рахманинова |
5 кл Ф.И.Тютчев Музыка стиха «Весенние воды» |
8 кл Художественная культура народов России |
6 кл. Сочинение – описание природы. |
11 |
Рабство в Америке «Порги и Бесс» опера Дж. Гершвин |
5 кл. «Приключения Тома Сойера» М. Твен. |
7 кл Война за независимость и образование США |
|
12 |
Мифы Древней Греции «Орфей и Эвридика» Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк |
5 кл Мифы Древней Греции «Олимп», «Деметра и Персефона», Подвиги Геракла |
5 кл Мифы Древней Греции |
9 кл. Тексты изложения для подготовки к экзамену. |
7 класс |
||||
1 |
«Война и мир» опера С.Прокофьев |
5 кл. «Бородино» М.Ю. Лермонтов |
8 кл Художественная культура народов России |
|
2 |
Стихи Гёте «Лесной царь» Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта |
6 кл Литература XIX в. В.А.Жуковский Понятие о балладе. «Лесной царь» (из И.В.Гёте) |
||
3 |
К.Бальмонт «Островок» романс С.Рахманинова |
5 кл. Цикл стихотоворений К. Бальмонт. |
||
4 |
Ф.Тютчев |
7 кл «Замечательные мгновения» (из лирики XIX в.) |
8 кл Художественная культура народов России |
|
5 |
Иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» «Сказка о царе Салтане» опера Н.Римского-Корсакова |
5 кл для самостоятельного чтения |
8 кл Художественная культура народов России |
|
6 |
Повесть А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов |
6 кл А.С.Пушкин «Метель» для самостоятельного чтения |
8 кл Художественная культура народов России |
|
7 |
Тема Великой отечественной войны |
5 кл Стихи о великой Отечественной войне |
9 кл Великая Отечественная война |
|
8 |
Б.Васильев роман «А зори здесь тихие» Опера К.Молчанов |
11 кл Б.Васильев роман «А зори здесь тихие» |
9 кл Великая Отечественная война |
|
9 |
Блокада Ленинграда «Симфония №7» Д.Шостакович |
9 кл Великая Отечественная война |
||
10 |
Поэма А.Пушкина «Руслан и Людмила» опера М.И.Глинка |
5 кл А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты) |
8 кл Художественная культура народов России |
|
11 |
Е.Вучетич скульптура мемориала в г.Волгограде «Родина-мать» Песня «Священная война» А.Александров, «Нам нужна одна победа» Б.Окуджава, «Облака» В.Егоров |
9 кл Великая Отечественная война |
||
12 |
Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» балет С.С.Прокофьев |
8 кл Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения «Ромео и Джульетта» Конфликт чистого сердца и предрассудков |
||
13 |
Е.Евтушенко «Дай Бог!» Р.Паулс, «Молитва» Б. Окуджава, «Я за тебя молюсь» Р.Паулс |
8 кл Поэзия ХХ века |
9 кл Духовная жизнь советского общества |
|
14 |
Ш.Перро «Золушка» балет С.Прокофьев |
4 кл Из зарубежной литературы Ш.Перро «Золушка» |
||
15 |
П.Мериме «Кармен» опера Ж.Бизе |
8 кл П.Мериме «Матео Фальконе» для самостоятельного чтения 9 кл П.Мериме «Кармен» для самостоятельного чтения |
||
8 класс |
||||
1 |
Стихи А.Ахматовой «Бразильская бахиана № 5» Э.Вилла-Лобос |
5 кл стихи русских писателей о природе |
9 кл Серебряный век русской культуры |
|
2 |
Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьев |
8 кл литература эпохи Возрождения |
||
3 |
Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбников |
|||
4 |
Рок-опера «Иисус-Христос – Суперзвезда» Э.Уэббер и Райс |
5 кл. Библейские сказания |
||
5 |
Новелла П.Мериме«Кармен» Бизе |
8 кл П.Мериме «Матео Фальконе» для самостоятельного чтения 9 кл П.Мериме «Кармен» для самостоятельного чтения 9 кл для самостоятельного чтения |
||
6 |
М.Лермонтов «Маскарад» «Вальс-фантазия» М.И.Глинка «Маскарад» музыка к драме А.Хачатурян |
9 кл М.Ю.Лермонтов «Маскарад» для самостоятельного чтения |
8 кл Художественная культура народов России |
|
7 |
В.Суриков «Утро стрелецкой казни» «Хованщина» опера М.Мусоргский |
8 кл Художественная культура народов России |
||
8 |
А.Пушкин «Борис Годунов»; Иллюстрации к трагедии «Борис Годунов» В.Фаворского опера Мусоргского |
9 кл «Борис Годунов» А.С.Пушкин |
8 кл Художественная культура народов России |
|
9 |
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
6 кл для самостоятельного чтения |
9 кл Советская культура |