12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Манина Ольга Борисовна5066 Россия, Хакасия респ., Черногорск Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Межпредметные связи в курсе химии
Манина Ольга Борисовна
Учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
Межпредметные связи в курсе химии
8 класс
№ | Тема урока | Содержание материала |
1 | Предмет химии. Вещества. | Предлагаю учащимся самостоятельно, используя знания из курса физики, географии привести примеры тел и веществ, обращаю внимание на их разнообразие, сходство и различие по свойствам. |
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | (физика, биология, медицина) |
3 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | При изучении простых и сложных веществ, предлагаю ученикам вспомнить, с какими из них они ранее познакомились в курсе природоведения, каких веществ в природе больше – простых или сложных. Обращаю их внимание на разнообразие простых веществ |
4 | Основные сведения о строении атомов. | внутреннее противоречие в структуре атома (атом как единство и борьба противоположностей): в его состав входит положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны. Единство этих противоположностей есть условие существования атомов как электронейтральных частиц. (формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения) |
4 | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы | Радиоактивные превращения атомных ядер( физика) |
5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов | Формирование диалектического мышления. |
6 | Простые вещества – металлы | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
7 | Простые вещества – неметаллы | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
8 | Количество вещества. | Математические вычисления количественные данные характеризуют отношения масс между элементами в сложном веществе в соотношении с их валентностью, относительной атомной и молекулярной массой, числом атомов в молекуле (для веществ с молекулярным строением), а также физические величины: плотность, температура кипения, замерзания и т.д. Через количественные соотношения входящих в состав данного вещества элементов выражается постоянство состава чистых веществ. |
9 | Молярная масса. | Математические вычисления |
10 | Молярный объём газообразных веществ | Математические вычисления |
11 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро» | Математические вычисления |
12 | Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения | Проблема парникового эффекта(экология) |
13 | Кислоты | «Кислотные дожди» (биология) |
14 | Соли – как производные кислот и оснований | Роль солей в живом организме. |
15 | Чистые вещества и смеси Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | Значение смесей в жизни человека (биология, медицина, экология) |
16 | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси | Математические вычисления |
17 | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси | Математические вычисления |
18 | Физические явления. | Признаки физических явлений ( физика) |
19 | Расчеты по химическим уравнениям. | Математические вычисления |
20 | Расчеты по химическим уравнениям. | Математические вычисления |
21 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1. На какие группы подразделяются материковые воды? Отмечаем, что образование горячих источников связано с остыванием вулканов, в процессе которого начинают бить гейзеры(география) 2. Расскажите об очистке природной воды. 3. Какое значение имеет очистка питьевой воды? 4. Где используют воду? |
22 | П.Р.№ 3 «Анализ почвы и воды» | почвоведение |
23 | П.Р.№ 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе» | Учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению раствора соли с заданной массовой долей. Для проведения данной работы необходимо взвесить соль. С правилами же взвешивания на рычажных весах учащиеся познакомились на уроках физики в 7 классе. |
24 | Растворение. Растворимость веществ в воде | Значение растворения ( биология) |
25 | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации | Роль кислот в живом организме ( биология) |
26 | Соли в свете теории электролитической диссоциации. | Буферные смеси (биология) |
9 класс
№ | Тема урока | Содержание материала |
1 | Коррозия металлов. Сплавы. | Физика (гальваническая пара) иллюстрации произведений искусства, (МХК) |
2 | Решение задач на определение выхода продукта реакции | Математические вычисления |
3 | Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. | Физические свойства металлов. ( физика) |
4 | Металлы в природе. Общие способы их получения | учащиеся находят месторождения различных руд по карте (география) |
5 | Соединения щелочных металлов. | В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит гидроксид калия |
6 | Соединения щелочноземельных металлов. | Роль щелочноземельных металлов в живых организмах (биология) |
7 | Алюминий, его физические и химические свойства. | используются художественные тексты, |
8 | Соединения алюминия | При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, иллюстрации произведений искусства, т.е. прослеживается связь с литературой, МХК |
9 | Железо, его физические и химические свойства. | Тема связана с биологией. Лишившись 3 граммов железа, человек, человек не смог бы существовать, т.к. важнейшей частью гемоглобина крови является железо. Связь с географией заключается в том, что учащиеся изучают месторождения железных руд. |
10 | Генетические ряды железа (II) и железа (III). | Применение соединений железа в сельском хозяйстве |
11 | Решение задач на определение выхода продукта реакции | Математические вычисления |
12 | Общая характеристика неметаллов | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
13 | Водород. | Водород в космосе ( астрономия) |
14 | Важнейшие соединения галогенов | изучение воздействия галогенов на живой организм (биология) |
15 | Кислород. | При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, (литература) Роль кислорода (биология) |
16 | Сера, ее физические и химические свойства. | Применение серы (медицина) |
17 | Оксиды серы (IV) и (VI). Серная кислота и её соли. | изучение воздействия оксидов и сернокислого производства на живой организм ( биология) В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит серная кислота |
18 | Азот и его свойства. | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями азота. «Азот» означает безжизненный, а биология опровергает это, утверждая, что азот – составная часть белка, а «жизнь - есть способ существования белковых тел» (Фридрих Энгельс). |
19 | Аммиак и его свойства. Соли аммония. | В медицине и в быту применяют разбавленный раствор аммиака, называемый нашатырным спиртом, а в сельском хозяйстве более концентрированный раствор – азотное удобрение, повышающее урожай – об этом нам сообщает биология. А физика добавляет условие, при котором аммиак переходит в жидкое состояние – повышенное давление; при испарении жидкого аммиака – сильное охлаждение. |
20 | Азотная кислота и её свойства | « кислотные дожди» (биология) |
21 | Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения. | используются знания учащихся по экономической географии. значении минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, о роли химии в развитии животноводства (биология) |
22 | Фосфор, его физические и химические свойства. | При изучении применения веществ используются художественные тексты, Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. (Связь с литературой.) |
23 | Соединения фосфора | Соединения фосфора в живом организме (биология) |
24 | Углерод ,его физические и химические свойства | факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов и неорганических и органических веществ живой природы (физика и биология) |
25 | Оксиды углерода (II), (IV). Сравнение физических и химических свойств. | изучение воздействия оксидов углерода на живой организм (биология) |
26 | Угольная кислота и её соли. | Роль карбонатов и гидрокарбонатов в живом организме |
27 | Кремний, его физические и химические свойства. | Роль кремния в растительных и животных организмах. (биология) |
28 | Силикатная промышленность. | При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, иллюстрации произведений искусства, т.е. прослеживается связь с литературой, МХК |
29 | Решение расчётных задач на вычисление массы продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси | Математические вычисления |
30 | Предмет органической химии. Строение атома углерода | История химии |
31 | Понятие о предельных одноатомных спиртах Глицерин. | изучение воздействия спиртов на живой организм (биология) |
32 | Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах | Применение эфиров (медицина) |
33 | Жиры | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями жиров. Применение жиров (косметология) |
34 | Понятие об аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации. | Роль белков (биология) |
35 | Понятие об углеводах. | Биополимеры и их роль в клетке. |
36 | Полимеры. | Влияние полимеров на здоровье ( экология) |
37 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | все химические элементы имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том, что все они являются членами упорядоченной совокупности периодической системы элементов”. Развитие диалектического мышления |
10 класс
№ | Тема урока | Содержание материала |
1 | Предмет органической химии | История химии |
Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газ. Нефть. | Природные месторождения природного газа, нефти (география) | |
2 | Алканы. | Влияние производных алканов на живой организм (биология) |
3 | Алкены. | Влияние производных алкенов на живой организм (биология) |
4 | Алкадиены. Каучуки. | Страны – основные производители натурального каучука: Бразилия, Индонезия ( география) |
5 | Арены. Бензол. | Влияние производных бензола на живой организм (биология) |
6 | Спирты. | воздействия спиртов на живой организм ( биология) |
7 | Фенол. | Воздействие фенола на живой организм ( биология, экология) |
8 | Карбоновые кислоты. | Роль карбоновых кислот (биология) |
9 | Сложные эфиры. Жиры.
| раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ (физика и биология) |
10 | Углеводы. Моносахариды. | раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология) Роль моносахаридов в живом организме ( биология) |
11 | Углеводы. Дисахариды и полисахариды | Роль дисахаридов и полисахаридов в живом организме (биология) |
12 | Амины. Анилин. | раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология) |
13 | Аминокислоты. | «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте» (Биология) |
14 | Белки. | раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология) |
15 | Нуклеиновые кислоты. | Роль нуклеиновых кислот в живом организме ( биология) |
16 | Ферменты. | Роль ферментов в живом организме ( биология) |
17 | Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды. | Роль витаминов и гормонов ( биология) |
11 класс
№ | Тема урока | Содержание материала |
1 | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории атомов | Противоречие фактов 1. «Двойственное положение водорода в ПСХЭ». Почему водород занимает в таблице Д. И. Менделеева два места: в I - A и в VII - A - группах. все химические элементы имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том, что все они являются членами упорядоченной совокупности периодической системы элементов”. Радиоактивные превращения атомных ядер. ( физика) (развитие диалектического мышления учащихся) |
2 | Закон постоянства состава вещества. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе» | Опора на математические методы позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов, логически обосновать отдельные законы и теории |
3 | Водородная химическая связь | Роль водородных связей в молекуле белка ( биология) |
4 | Газообразное состояние вещества. | Проблема парникового эффекта ( экология) Математические расчёты |
5 | Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества | Роль воды в живых организмах (биология) Математические расчёты |
6 | Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав вещества и смесей | Кристаллические тела, жидкие кристаллы изучаются в курсе физики |
7 | Дисперсные системы Коллоиды (золи и гели) | Коллоиды живых тел изучают биохимия и биофизика |
8 | Скорость химической реакции | можно использовать знания учащихся о скорости и равновесии, полученные ими в курсе физики 7 и 8 классов. Под скоростью (средней и мгновенной) учащиеся понимают отношение величины перемещения тела к промежутку времени, в течение которого произошло это перемещение vср = s/t; vмг = S/t, где vср – средняя скорость, vмг – мгновенная скорость. Знак означает небольшое изменение |
9 | Роль воды в химических реакциях | Реакции, идущие в живых организмах ( биология) |
10 | Гидролиз | Значение гидролиза (биология) |
11 | Электролиз | Законы электролиза (физика) |
12 | Металлы. Коррозия металлов | Физические свойства металлов (физика) |
13 | Неметаллы | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
14 | Кислоты неорганические и органические | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы. |
15 | Основания неорганические и органические | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы. |
16 | Соли неорганических и органических кислот | изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы. |
17 | Химия в жизни общества | (биология, физика, биофизика, экология, сельское хозяйство.) |