Методический материал «Межпредметные связи в курсе химии»

3
0
Материал опубликован 22 July 2016 в группе

Манина Ольга Борисовна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Межпредметные связи в курсе химии

8 класс

Тема урока

Содержание материала

1

Предмет химии. Вещества.

Предлагаю учащимся самостоятельно, используя знания из курса физики,

географии привести примеры тел и веществ, обращаю внимание на их разнообразие, сходство и различие по свойствам.

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

(физика, биология, медицина)

3

Химические форму­лы. Относительная атомная и молеку­лярная массы.

При изучении простых и сложных веществ, предлагаю ученикам вспомнить, с какими из них они ранее познакомились в курсе природоведения, каких веществ в природе больше – простых или сложных. Обращаю их внимание на разнообразие простых веществ

4

Основные сведения о строении атомов.

внутреннее противоречие в структуре атома (атом как единство и борьба противоположностей): в его состав входит положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны. Единство этих противоположностей есть условие существования атомов как электронейтральных частиц. (формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения)

4

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы

Радиоактивные превращения атомных ядер( физика)

5

Периодический за­кон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов

Формирование диалектического мышления.

6

Простые вещества – металлы

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов

7

Простые вещества – неметаллы

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов

8

Количество вещест­ва.

Математические вычисления

количественные данные характеризуют отношения масс между элементами в сложном веществе в соотношении с их валентностью, относительной атомной и молекулярной массой, числом атомов в молекуле (для веществ с молекулярным строением), а также физические величины: плотность, температура кипения, замерзания и т.д. Через количественные соотношения входящих в состав данного вещества элементов выражается постоянство состава чистых веществ.

9

Молярная масса.

Математические вычисления

10

Молярный объём газообразных веществ

Математические вычисления

11

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро»

Математические вычисления

12

Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения

Проблема парникового эффекта(экология)

13

Кислоты

«Кислотные дожди» (биология)

14

Соли – как производные кислот и оснований

Роль солей в живом организме.

15

Чистые вещества и смеси

Массовая и объем­ная доли компонен­тов смеси (раствора)

Значение смесей в жизни человека (биология, медицина, экология)

16

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси

Математические вычисления

17

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой

долей смеси

Математические вычисления

18

Физические явле­ния.

Признаки физических явлений

( физика)

19

Расчеты по химическим уравнениям.

Математические вычисления

20

Расчеты по химическим уравнениям.

Математические вычисления

21

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1. На какие группы подразделяются материковые воды? Отмечаем, что образование горячих источников связано с остыванием вулканов, в процессе которого начинают бить гейзеры(география)

2. Расскажите об очистке природной воды.

3. Какое значение имеет очистка питьевой воды?

4. Где используют воду?

22

П.Р.№ 3

«Анализ почвы и воды»

почвоведение

23

П.Р.№ 5

«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

Учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению раствора соли с заданной массовой долей. Для проведения данной работы необходимо взвесить соль. С правилами же взвешивания на рычажных весах учащиеся познакомились на уроках физики в 7 классе.

24

Растворение. Рас­творимость веществ в воде

Значение растворения ( биология)

25

Кислоты в свете теории электроли­тической диссоциа­ции

Роль кислот в живом организме

( биология)

26

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

Буферные смеси (биология)

9 класс

Тема урока

Содержание материала

1

Коррозия металлов.

Сплавы.

Физика (гальваническая пара) иллюстрации произведений искусства, (МХК)

2

Решение задач на определение выхода продукта реакции

Математические вычисления

3

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

Физические свойства металлов.

( физика)

4

Металлы в природе. Об­щие способы их получения

учащиеся находят месторождения различных руд по карте (география)

5

Соединения щелочных ме­таллов.

В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит гидроксид калия

6

Соединения щелочноземельных металлов.

Роль щелочноземельных металлов в живых организмах (биология)

7

Алюминий, его физические и химические свойства.

используются художественные тексты,

8

Соединения алюминия

При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, иллюстрации произведений искусства, т.е. прослеживается связь с литературой, МХК

9

Железо, его физиче­ские и химические свой­ства.

Тема связана с биологией. Лишившись 3 граммов железа, человек, человек не смог бы существовать, т.к. важнейшей частью гемоглобина крови является железо. Связь с географией заключается в том, что учащиеся изучают месторождения железных руд.

10

Генетиче­ские ряды же­леза (II) и же­леза (III).

Применение соединений железа в сельском хозяйстве

11

Решение задач на определение выхода продукта реакции

Математические вычисления

12

Общая характеристика неметаллов

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов

13

Водород.

Водород в космосе ( астрономия)

14

Важнейшие соединения галогенов

изучение воздействия галогенов на живой организм (биология)

15

Кислород.

При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, (литература)

Роль кислорода (биология)

16

Сера, ее физические и химические свойства.

Применение серы (медицина)

17

Оксиды серы (IV) и (VI).

Серная кислота и её соли.

изучение воздействия оксидов и сернокислого производства на живой организм ( биология) В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит серная кислота

18

Азот и его свойства.

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями азота. «Азот» означает безжизненный, а биология опровергает это, утверждая, что азот – составная часть белка, а «жизнь - есть способ существования белковых тел» (Фридрих Энгельс).

19

Аммиак и его свойства.

Соли аммония.

В медицине и в быту применяют разбавленный раствор аммиака, называемый нашатырным спиртом, а в сельском хозяйстве более концентрированный раствор – азотное удобрение, повышающее урожай – об этом нам сообщает биология. А физика добавляет условие, при котором аммиак переходит в жидкое состояние – повышенное давление; при испарении жидкого аммиака – сильное охлаждение.

20

Азотная кислота и её свойства

« кислотные дожди» (биология)

21

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.

используются знания учащихся по экономической географии. значении минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, о роли химии в развитии животноводства (биология)

22

Фосфор, его физические и химические свойства.

При изучении применения веществ используются художественные тексты, Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. (Связь с литературой.)

23

Соединения фосфора

Соединения фосфора в живом организме (биология)

24

Углерод ,его физические и химические свойства

факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов и неорганических и органических веществ живой природы (физика и биология)

25

Оксиды углерода (II), (IV). Сравнение физических и химических свойств.

изучение воздействия оксидов углерода на живой организм (биология)

26

Угольная кислота и её соли.

Роль карбонатов и гидрокарбонатов в живом организме

27

Кремний, его физические и химические свойства.

Роль кремния в растительных и животных организмах. (биология)

28

Силикатная промышленность.

При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, иллюстрации произведений искусства, т.е. прослеживается связь с литературой, МХК

29

Решение расчётных задач на вычисление массы продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси

Математические вычисления

30

Предмет органической химии. Строение атома углерода

История химии

31

Понятие о предельных одноатомных спиртах Глицерин.

изучение воздействия спиртов на живой организм (биология)

32

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах

Применение эфиров (медицина)

33

Жиры

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями жиров. Применение жиров (косметология)

34

Понятие об аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации.

Роль белков (биология)

35

Понятие об углеводах.

Биополимеры и их роль в клетке.

36

Полимеры.

Влияние полимеров на здоровье

( экология)

37

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

все химические элементы имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том, что все они являются членами упорядоченной совокупности периодической системы элементов”.

Развитие диалектического мышления

10 класс

Тема урока

Содержание материала

1

Предмет органической химии

История химии

 

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газ. Нефть.

Природные месторождения природного газа, нефти (география)

2

Алканы.

Влияние производных алканов на живой организм (биология)

3

Алкены.

Влияние производных алкенов на живой организм (биология)

4

Алкадиены. Каучуки.

Страны – основные производители натурального каучука: Бразилия, Индонезия ( география)

5

Арены. Бензол.

Влияние производных бензола на живой организм (биология)

6

Спирты.

воздействия спиртов на живой организм

( биология)

7

Фенол.

Воздействие фенола на живой организм

( биология, экология)

8

Карбоновые кислоты.

Роль карбоновых кислот (биология)

9

Сложные эфиры. Жиры.

 

раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ (физика и биология)

10

Углеводы. Моносахариды.

раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология)

Роль моносахаридов в живом организме

( биология)

11

Углеводы. Дисахариды и полисахариды

Роль дисахаридов и полисахаридов в живом организме (биология)

12

Амины. Анилин.

раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ.

( физика и биология)

13

Аминокислоты.

«Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте» (Биология)

14

Белки.

раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология)

15

Нуклеиновые кислоты.

Роль нуклеиновых кислот в живом организме

( биология)

16

Ферменты.

Роль ферментов в живом организме

( биология)

17

Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды.

Роль витаминов и гормонов

( биология)

11 класс

Тема урока

Содержание материала

1

Периодический закон и Периоди­ческая система Д. И. Менделеева в свете теории атомов

Противоречие фактов

1. «Двойственное положение водорода в ПСХЭ». Почему водород занимает в таблице Д. И. Менделеева два места: в I - A и в VII - A - группах.

все химические элементы имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том, что все они являются членами упорядоченной совокупности периодической системы элементов”. Радиоактивные превращения атомных ядер. ( физика)

(развитие диалектического мышления учащихся)

2

Закон постоянст­ва состава веще­ства. Расчеты, связанные с по­нятием «массо­вая доля элемен­та в веществе»

Опора на математические методы позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов, логически обосновать отдельные законы и теории

3

Водородная химическая связь

Роль водородных связей в молекуле белка

( биология)

4

Газообразное со­стояние вещест­ва.

Проблема парникового эффекта ( экология)

Математические расчёты

5

Жидкое состоя­ние вещества. Вода. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества

Роль воды в живых организмах (биология) Математические расчёты

6

Твердое состоя­ние вещества. Аморфные веще­ства.

Состав вещества и смесей

Кристаллические тела, жидкие кристаллы изучаются в курсе физики

7

Дисперсные системы Коллоиды (золи и гели)

Коллоиды живых тел изучают биохимия и биофизика

8

Скорость химиче­ской реакции

можно использовать знания учащихся о скорости и равновесии, полученные ими в курсе физики 7 и 8 классов. Под скоростью (средней и мгновенной) учащиеся понимают отношение величины перемещения тела к промежутку времени, в течение которого произошло это перемещение

vср = s/t; vмг = S/t,

где vср – средняя скорость, vмг – мгновенная скорость. Знак означает небольшое изменение

9

Роль воды в химических реакциях

Реакции, идущие в живых организмах ( биология)

10

Гидролиз

Значение гидролиза (биология)

11

Электролиз

Законы электролиза (физика)

12

Металлы. Коррозия металлов

Физические свойства металлов (физика)

13

Неметаллы

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов

14

Кислоты неорга­нические и орга­нические

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы.

15

Основания неорганические и органические

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы.

16

Соли неорганических и органических кислот

изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы.

17

Химия в жизни общества

(биология, физика, биофизика, экология, сельское хозяйство.)

Комментарии
Комментариев пока нет.