Манина Ольга Борисовна
Учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
Межпредметные связи в курсе химии
8 класс
№ |
Тема урока |
Содержание материала |
1 |
Предмет химии. Вещества. |
Предлагаю учащимся самостоятельно, используя знания из курса физики, географии привести примеры тел и веществ, обращаю внимание на их разнообразие, сходство и различие по свойствам. |
2 |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека |
(физика, биология, медицина) |
3 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. |
При изучении простых и сложных веществ, предлагаю ученикам вспомнить, с какими из них они ранее познакомились в курсе природоведения, каких веществ в природе больше – простых или сложных. Обращаю их внимание на разнообразие простых веществ |
4 |
Основные сведения о строении атомов. |
внутреннее противоречие в структуре атома (атом как единство и борьба противоположностей): в его состав входит положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны. Единство этих противоположностей есть условие существования атомов как электронейтральных частиц. (формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения) |
4 |
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы |
Радиоактивные превращения атомных ядер( физика) |
5 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов |
Формирование диалектического мышления. |
6 |
Простые вещества – металлы |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
7 |
Простые вещества – неметаллы |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
8 |
Количество вещества. |
Математические вычисления количественные данные характеризуют отношения масс между элементами в сложном веществе в соотношении с их валентностью, относительной атомной и молекулярной массой, числом атомов в молекуле (для веществ с молекулярным строением), а также физические величины: плотность, температура кипения, замерзания и т.д. Через количественные соотношения входящих в состав данного вещества элементов выражается постоянство состава чистых веществ. |
9 |
Молярная масса. |
Математические вычисления |
10 |
Молярный объём газообразных веществ |
Математические вычисления |
11 |
Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро» |
Математические вычисления |
12 |
Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения |
Проблема парникового эффекта(экология) |
13 |
Кислоты |
«Кислотные дожди» (биология) |
14 |
Соли – как производные кислот и оснований |
Роль солей в живом организме. |
15 |
Чистые вещества и смеси Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) |
Значение смесей в жизни человека (биология, медицина, экология) |
16 |
Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси |
Математические вычисления |
17 |
Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси |
Математические вычисления |
18 |
Физические явления. |
Признаки физических явлений ( физика) |
19 |
Расчеты по химическим уравнениям. |
Математические вычисления |
20 |
Расчеты по химическим уравнениям. |
Математические вычисления |
21 |
Типы химических реакций на примере свойств воды. |
1. На какие группы подразделяются материковые воды? Отмечаем, что образование горячих источников связано с остыванием вулканов, в процессе которого начинают бить гейзеры(география) 2. Расскажите об очистке природной воды. 3. Какое значение имеет очистка питьевой воды? 4. Где используют воду? |
22 |
П.Р.№ 3 «Анализ почвы и воды» |
почвоведение |
23 |
П.Р.№ 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе» |
Учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению раствора соли с заданной массовой долей. Для проведения данной работы необходимо взвесить соль. С правилами же взвешивания на рычажных весах учащиеся познакомились на уроках физики в 7 классе. |
24 |
Растворение. Растворимость веществ в воде |
Значение растворения ( биология) |
25 |
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации |
Роль кислот в живом организме ( биология) |
26 |
Соли в свете теории электролитической диссоциации. |
Буферные смеси (биология) |
9 класс
№ |
Тема урока |
Содержание материала |
1 |
Коррозия металлов. Сплавы. |
Физика (гальваническая пара) иллюстрации произведений искусства, (МХК) |
2 |
Решение задач на определение выхода продукта реакции |
Математические вычисления |
3 |
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. |
Физические свойства металлов. ( физика) |
4 |
Металлы в природе. Общие способы их получения |
учащиеся находят месторождения различных руд по карте (география) |
5 |
Соединения щелочных металлов. |
В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит гидроксид калия |
6 |
Соединения щелочноземельных металлов. |
Роль щелочноземельных металлов в живых организмах (биология) |
7 |
Алюминий, его физические и химические свойства. |
используются художественные тексты, |
8 |
Соединения алюминия |
При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, иллюстрации произведений искусства, т.е. прослеживается связь с литературой, МХК |
9 |
Железо, его физические и химические свойства. |
Тема связана с биологией. Лишившись 3 граммов железа, человек, человек не смог бы существовать, т.к. важнейшей частью гемоглобина крови является железо. Связь с географией заключается в том, что учащиеся изучают месторождения железных руд. |
10 |
Генетические ряды железа (II) и железа (III). |
Применение соединений железа в сельском хозяйстве |
11 |
Решение задач на определение выхода продукта реакции |
Математические вычисления |
12 |
Общая характеристика неметаллов |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
13 |
Водород. |
Водород в космосе ( астрономия) |
14 |
Важнейшие соединения галогенов |
изучение воздействия галогенов на живой организм (биология) |
15 |
Кислород. |
При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, (литература) Роль кислорода (биология) |
16 |
Сера, ее физические и химические свойства. |
Применение серы (медицина) |
17 |
Оксиды серы (IV) и (VI). Серная кислота и её соли. |
изучение воздействия оксидов и сернокислого производства на живой организм ( биология) В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит серная кислота |
18 |
Азот и его свойства. |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями азота. «Азот» означает безжизненный, а биология опровергает это, утверждая, что азот – составная часть белка, а «жизнь - есть способ существования белковых тел» (Фридрих Энгельс). |
19 |
Аммиак и его свойства. Соли аммония. |
В медицине и в быту применяют разбавленный раствор аммиака, называемый нашатырным спиртом, а в сельском хозяйстве более концентрированный раствор – азотное удобрение, повышающее урожай – об этом нам сообщает биология. А физика добавляет условие, при котором аммиак переходит в жидкое состояние – повышенное давление; при испарении жидкого аммиака – сильное охлаждение. |
20 |
Азотная кислота и её свойства |
« кислотные дожди» (биология) |
21 |
Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения. |
используются знания учащихся по экономической географии. значении минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, о роли химии в развитии животноводства (биология) |
22 |
Фосфор, его физические и химические свойства. |
При изучении применения веществ используются художественные тексты, Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. (Связь с литературой.) |
23 |
Соединения фосфора |
Соединения фосфора в живом организме (биология) |
24 |
Углерод ,его физические и химические свойства |
факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов и неорганических и органических веществ живой природы (физика и биология) |
25 |
Оксиды углерода (II), (IV). Сравнение физических и химических свойств. |
изучение воздействия оксидов углерода на живой организм (биология) |
26 |
Угольная кислота и её соли. |
Роль карбонатов и гидрокарбонатов в живом организме |
27 |
Кремний, его физические и химические свойства. |
Роль кремния в растительных и животных организмах. (биология) |
28 |
Силикатная промышленность. |
При изучении применения веществ используются художественные тексты, стихи, иллюстрации произведений искусства, т.е. прослеживается связь с литературой, МХК |
29 |
Решение расчётных задач на вычисление массы продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси |
Математические вычисления |
30 |
Предмет органической химии. Строение атома углерода |
История химии |
31 |
Понятие о предельных одноатомных спиртах Глицерин. |
изучение воздействия спиртов на живой организм (биология) |
32 |
Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах |
Применение эфиров (медицина) |
33 |
Жиры |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями жиров. Применение жиров (косметология) |
34 |
Понятие об аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации. |
Роль белков (биология) |
35 |
Понятие об углеводах. |
Биополимеры и их роль в клетке. |
36 |
Полимеры. |
Влияние полимеров на здоровье ( экология) |
37 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
все химические элементы имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том, что все они являются членами упорядоченной совокупности периодической системы элементов”. Развитие диалектического мышления |
10 класс
№ |
Тема урока |
Содержание материала |
1 |
Предмет органической химии |
История химии |
Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газ. Нефть. |
Природные месторождения природного газа, нефти (география) |
|
2 |
Алканы. |
Влияние производных алканов на живой организм (биология) |
3 |
Алкены. |
Влияние производных алкенов на живой организм (биология) |
4 |
Алкадиены. Каучуки. |
Страны – основные производители натурального каучука: Бразилия, Индонезия ( география) |
5 |
Арены. Бензол. |
Влияние производных бензола на живой организм (биология) |
6 |
Спирты. |
воздействия спиртов на живой организм ( биология) |
7 |
Фенол. |
Воздействие фенола на живой организм ( биология, экология) |
8 |
Карбоновые кислоты. |
Роль карбоновых кислот (биология) |
9 |
Сложные эфиры. Жиры.
|
раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ (физика и биология) |
10 |
Углеводы. Моносахариды. |
раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология) Роль моносахаридов в живом организме ( биология) |
11 |
Углеводы. Дисахариды и полисахариды |
Роль дисахаридов и полисахаридов в живом организме (биология) |
12 |
Амины. Анилин. |
раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология) |
13 |
Аминокислоты. |
«Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте» (Биология) |
14 |
Белки. |
раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ. ( физика и биология) |
15 |
Нуклеиновые кислоты. |
Роль нуклеиновых кислот в живом организме ( биология) |
16 |
Ферменты. |
Роль ферментов в живом организме ( биология) |
17 |
Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды. |
Роль витаминов и гормонов ( биология) |
11 класс
№ |
Тема урока |
Содержание материала |
1 |
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории атомов |
Противоречие фактов 1. «Двойственное положение водорода в ПСХЭ». Почему водород занимает в таблице Д. И. Менделеева два места: в I - A и в VII - A - группах. все химические элементы имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том, что все они являются членами упорядоченной совокупности периодической системы элементов”. Радиоактивные превращения атомных ядер. ( физика) (развитие диалектического мышления учащихся) |
2 |
Закон постоянства состава вещества. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе» |
Опора на математические методы позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов, логически обосновать отдельные законы и теории |
3 |
Водородная химическая связь |
Роль водородных связей в молекуле белка ( биология) |
4 |
Газообразное состояние вещества. |
Проблема парникового эффекта ( экология) Математические расчёты |
5 |
Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества |
Роль воды в живых организмах (биология) Математические расчёты |
6 |
Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав вещества и смесей |
Кристаллические тела, жидкие кристаллы изучаются в курсе физики |
7 |
Дисперсные системы Коллоиды (золи и гели) |
Коллоиды живых тел изучают биохимия и биофизика |
8 |
Скорость химической реакции |
можно использовать знания учащихся о скорости и равновесии, полученные ими в курсе физики 7 и 8 классов. Под скоростью (средней и мгновенной) учащиеся понимают отношение величины перемещения тела к промежутку времени, в течение которого произошло это перемещение vср = s/t; vмг = S/t, где vср – средняя скорость, vмг – мгновенная скорость. Знак означает небольшое изменение |
9 |
Роль воды в химических реакциях |
Реакции, идущие в живых организмах ( биология) |
10 |
Гидролиз |
Значение гидролиза (биология) |
11 |
Электролиз |
Законы электролиза (физика) |
12 |
Металлы. Коррозия металлов |
Физические свойства металлов (физика) |
13 |
Неметаллы |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов |
14 |
Кислоты неорганические и органические |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы. |
15 |
Основания неорганические и органические |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы. |
16 |
Соли неорганических и органических кислот |
изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями неорганических и органических веществ живой природы. |
17 |
Химия в жизни общества |
(биология, физика, биофизика, экология, сельское хозяйство.) |