Статья по теме «Межпредметные связи на уроках математики с позиции ФГОС ООО»
«Межпредметные связи на уроках математики с позиции ФГОС ООО»
Казьменко Елена Александровна
МБОУ «Лицей №1» г. Воронежа
При реализации федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Важную роль в их развитии играют межпредметные связи. Они способствую лучшему формированию понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы.
При осуществлении межпредметных связей в обучении математике важное значение имеют отбор для уроков математики материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своих уроков сведения, которые учащиеся получают при изучении различных предметов, ориентируюсь, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы рассмотрены в соответствующих школьных учебниках.
По моему мнению, при реализации межпредметнх связей эффективной формой является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой. Например, до изучения темы «Меры длины» учащиеся 5 класса получили задания провести небольшие исследования: по русскому языку (изучить происхождение слов), по литературе (найти произведения, в которых используются различные старинные меры длины), по математике ( выяснить значение величины длин).Результатом этой деятельности стала публичная презентация исследовательских работ.
Высокому уровне сформированности у учащихся информационно познавательных УУД способствует обращение на уроках математики к справочникам и дополнительной литературе, поиск информации в Интернете. Интересную информацию, найденную учащимися, активно использую при выполнении различных творческих заданий. Например: выполните действия, запишите в таблицу букву, соответствующую полученному результату. Полученное слово означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 11 букв, и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи. Сколько букв содержится в русском алфавите? Где расположена Новая Гвинея? Такими и подобными вопросами выявляю у обучающихся различные межпредметные знания.
Математика и литература
Я полностью согласна с высказыванием Вейерштрасса “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”.
Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов. Учитывая это, даю учащимся домашние творческие задания. В прошлом году ребята писали замечательные сказки : “Математическое королевство”, “Страна положительных чисел”, “Алиса в Дробном царстве”. В этом году очень интересными получились сочинения на темы: “ За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”, “Этот прекрасный геометрический мир”.
На своих уроках рассказываю о различных выдающихся людях. Обучащиеся очень удивляются когда узнают, что автором сказки «Алиса в стране чудес» является математик Чарльз Л. Доджсон, известный больше под псевдонимом Льюис Кэрролл . Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этого произведения и захотела прочитать все книги, написанные Кэрроллом. Можно представить ее разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.
Ребята с интересом слушают информацию о том, что известная женщина-математик C.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Ее перу принадлежат такие произведения как драма «Борьба за счастье», роман «Нигилистка» и другие. После таких уроков у обучающихся возникает желание прочитать эти литературные произведения.
Математика и русский язык
В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и русского языка можно привести такой пример. В 6 классе изучается тема «Числительное». Совместно с учителем русского языка разрабатываем интегрированные домашние задания по данной теме, так как по учебному плану школы время изучения материала совпадает. А затем оцениваем отдельно по каждому предмету. Учащимся нравится необычность подобного задания, что вызывает дополнительный интерес к нему.
Регулярно на уроках математики разбираю с учащимися правописание различных слов. Остановлюсь на одном частном примере. Очень часто ученики в существительном «длина» пишут удвоенное «н». Объясняю, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное, обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»).
При изучении темы « Дроби» для учеников, как показывает практика, интересной является информация о том, что в русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались — «ломаные числа». Домашним заданием может быть нахождение значение слова «дробь» в различных словарях.
Математика и история
С большим интересом ребята решают задачи исторического характера. Одна из них представлена на слайде. Дома ребятам предлагаю на основе современных статистических данных составить задачу, характерную для нашего времени.
При сообщении учащимся исторических математических сведений использовать древние и современные карты, поэтому ученики наиболее полно представляют себе картину времени, когда произошло математическое открытие. Такие задания развивают воображение учащихся и формируют такие УУД как сравнение и сопоставление.
Математика и биология
Межпредметная связь математики и биологии ярко прослеживается при изучении темы прогрессии. Учащиеся с интересом находят примеры чисел Фибоначи в строении различных растений и животных и представляют результаты своих исследований на интегрированном уроке математика+ биология. На таких уроках использую видеофрагменты, показывающие удивительную красоту математики и ее связь с окружающим миром.