Конспект занятия на тему «Мы — друзья природы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОЗЕРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Тема: «Мы – друзья природы»
Подготовила: Маренок Н.Н.
С. Озерское
2018 г.
Цель: расширить представления о родной природе, интерес к природе и проблемам ее охраны.
Задачи: расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Коррекция и развитие устной речи, мышления.
Ход занятия
Добрый день, дорогие ребята и Уважаемые гости. Давайте подарим друг другу свои улыбки и прекрасное настроение.
«Солнце встало из-за леса,
Предвещает день чудесный
И даёт такой наказ: улыбнитесь каждый раз,
Каждый день и каждый час.
Улыбнитесь же сейчас!
Скажу по секрету, друзья!
Без улыбки жить нельзя!»
Ребята, а вы любите гулять в лесу в парке? А почему? (ответы детей)
Сегодня мы поговорим о природе, и девизом нашего мероприятия будут слова: «Мы – друзья природы».
Вступление: музыка.
«Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю.
Пред красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю.»
Ребята, а что такое природа? Выслушиваю ответы детей. Да, реки, моря, озёра, леса, поля, Солнце, небо, воздух, всё живое есть природа. Всё, что нас окружает.
Ребята, а как вы думаете кто является главным звеном природы? Выслушиваю ответы детей: конечно, человек.
Может ли человек прожить без природы? Для чего человеку нужна природа? Ответы детей: она кормит человека одевает обувает дает всё необходимое для жизни. Природа дает человеку то, без чего жизнь невозможна.
А что именно подскажут загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит.
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит и не пахарь, а печёт. (солнце)
Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он – невидимый и всё ж. Без него мы жить не можем. (Воздух)
А без воздуха мы можем прожить?
Меня пьют, меня льют, всем нужна я кто такая? (Вода)
А без воды можно жить? Дети: «Нет, вода нужна всем живым существам».
Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчелы, рыбы, животные всё это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. Поэтому ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
А еще природа дает человеку радость, любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт Орлов. (Читает стихотворение Вероника Ч.)
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому в их труде все по–справедливости. Отражение в воде
Учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой, лесной народ,
Учит крепкой дружбе!»
Ребята, сегодня я на столе обнаружила загадочное письмо. Сейчас я вам его зачитаю.
«Знаю лес и лес люблю, в гости вас к себе зову. Я люблю гулять по лесу, в лес хожу я каждый день. Всё в лесу мне интересно. Знаю Я там каждый куст. Я весёлый старичок, старичок – лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение старичка лесовичка? Итак, отправляемся с вами в сказочное путешествие. Вот мы с вами на лесной полянке.
В лесу на полянке растут очень полезные растения, а какие узнаете отгадав загадки.
«Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
«Летом рад я свежей ягодки медвежьей.
А сушеная в запас, лечит от простуды нас. (Малина)
«Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош
Но зато мои плоды
Всем пригодный для еды. (Шиповник)
Ребята, а какие дары нам приносит лес? Что дает нам лес? Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. А сейчас я узнаю как вы знаете загадки про ягоды и грибы.
Белый гриб
Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С тёмной шапкой наверху.
Брусника
Листочки — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки —
Не выше кочки.
Ежевика
На кустах с колючками она,
Вроде бы малина, но черна.
Земляника
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем —
Огоньки собираем.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
Красна, сочна, душиста.
Растет низко — к земле близко.
Клюква
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка. Что за ягодка?
Эту ягоду найдёте
На большом лесном болоте,
Словно там набросаны,
Красные горошины.
Лисички
Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются ...
Малина
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Мухомор
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках.
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
В пищу непригодный.
Опята
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Подберёзовик
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
Стоят под берёза
Березкины тёзки.
Подосиновик
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ...
Черника
В лесу на болоте
Вы травку найдёте,
А на ней синеет гроздь —
Кисло-сладких ягод горсть.
А сейчас мы немножко отдохнём. Проводится физминутка: «Здравствуй лес».
Здравствуй лес, прекрасный лес
(Широко развести руки)
Полный сказок и чудес!
(Повороты вправо, влево)
Ты о чём шумишь листвою.
(Руки вверх)
Ночью темной, грузовую.
(Покачивание руками)
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь то вправо, то влево)
Всё открой, не утои.
(Руки в стороны)
Ты же видишь – мы свои.
(Поднять руки вверх, а потом придать ладони к к груди)
Молодцы. А сейчас игра «Четвертый лишний»
Дети, а сейчас рассмотрите картинки и назовите, что изображено лишнее.
Орехи лесные, грибы, ягоды лесные, грецкий орех.
Клюква, голубика, земляника, крыжовник.
Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.
Молодцы. Справились с заданием. Ребята, а что можно услышать в лесу? Дети: «Шелест листвы, пение птиц, журчание ручья».
Воспроизведение: музыка.
Каких птиц вы слышите? Я вам помогу.
«Кто в беретки ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Гнездо не строит никогда
Соседкам яйца оставляет
О птенцах не вспоминает. (Кукушка)
«И в лесу заметьте, дети.
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.
Ребята, а когда вы придёте в лес, Вы должны знать и соблюдать правила леса. Давайте вместе с вами разберем эти правила.
Выходят дети. Вероника Чумакова
«Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки»
Читает Женя Абрамкин
«Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять:
В лес приходят отдыхать».
Фокин Вадим
«Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить».
Азиз
«Деревья, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Птиц обижать нельзя.
Они ведь приносят пользу людям.»
Кувонч
«Ласточка – за лето ловит до миллиона комаров, мошек, тлей».
Фокин
«Сова – уничтожает за год около 1000 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней».
Вероника
«Мы любим божьих коровок за то, что они Добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но их оказывается можно любить и за то, что они верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим как он ползает по ладони и приговаривает: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба». Конечно понимаем, что хлеба коровки не могут принести. В прямом смысле там буханку, батон. Нет, но они помогают сохранить нам урожай на полях, в садах, огородах. Но что бы божьих коровок было много везде мы должны к ним относиться бережно, тем более, что они приносят нам не только хлеб, но и как утверждают старинные книги, приносят счастья».
Вот такая интересная информация о птицах и насекомых.
Вот и подошло наше сказочное путешествие в лес концу. Спасибо вам, ребята, за ваши знания и умения. До новых встреч.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема: «Мы – друзья природы»
Цель: расширить представления о родной природе. Формировать интерес к природе и проблемам ее охраны.
Задачи: расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Коррекция и развитие устной речи, мышления, внимания.
Методические приемы: беседа об охране природы с использованием цитат о природе, загадки. Изображения растений, грибов и ягод.
На каждом этапе были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Все моменты были логичны. В течение всего мероприятия обогащался словарный запас, осуществлялось коррекция устной речи. Была проведена физминутка, поддерживающие интерес у детей в течение всего занятия. Считаю, что мероприятие имеет большое воспитательное значение. Поставленные задачи в ходе мероприятия были выполнены.