12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крылова Ольга Петровна186
Россия, Саратовская обл.

«Мы о космосе мечтаем»

«55-летие первого полета человека в космос».

 

Номинация

Совместный проект

обучающихся и педагогов.

 

Руководитель проекта:

 Крылова О.П. - учитель физики

«МОУ СОШ с.Теликовка».

Аннотация.

А).Проблемы: пополнение знаний обучающихся о космосе, космонавтах, повышение уровня познавательной активности у обучающихся.

Б). Вопросы.

1). Познавательные:

- Кто был первым космонавтом Земли?

- Когда Ю. Гагарин совершил первый полет?

- Когда и где родился Ю. Гагарин?

- Где Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный вылет и стал лётчиком?

- Почему именно он был первым?

- Кто был конструктором космического корабля «Восток»?

- С какого космодрома стартовал корабль «Восток-1»?

- Где приземлился Ю. Гагарин? тарт корабля «

В каком году погиб Ю. Гагарин?

-Фамилия первой женщины, полетевшей в космос?

-С каким школьным предметом связана космонавтика?

-Кто хотел бы стать космонавтом и почему?

2. Творческие:

-Как сделать ракету своими руками?

-Как сделать аппликацию ко Дню космонавтики?

-Какой мы видим Землю из космоса?

- Какой рисунок о космосе вы бы нарисовали?

3. Вопросы для исследования:

-Кто они – первооткрыватели космоса?

- Вселенная имеет границы?

-Почему Гагарина считают сыном саратовской Земли?

-Интересные факты о космосе.

- Связь с учебным предметом - физика.

-Викторина о космосе: «Через тернии к звездам».

В). Потенциальные пользователи:

Обучающиеся 1-11 классов, педагоги ОУ, родители.

Введение.

А). Актуальность проекта: 

Ребята должны знать историю освоения космоса, гордиться своей страной-Родиной космонавтики.

Развитие творческих способностей у детей– одна из приоритетных задач, стоящих перед любым педагогом. Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Главное - вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему раскрыть свои способности, показать все свои возможности и достичь успеха.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса

- приобщить как можно большее количество детей к творчеству,

- расширить, обогатить, систематизировать их знания о космосе, науках: астрономии и физики,

-применить полученные знания и умения с творческим подходом в практической деятельности и в самостоятельной активной деятельности,

- развивать познавательные, интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности детей.

Б). Новизна проекта: Применение интерактивных технологий во внеклассной работе: компьютерных, работа в группах, оценивание друг друга, самооценка.

В). Цель проекта: Выявление талантливых детей, приобщение обучающихся к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующим базис нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике через создание проекта.

Г). Условия реализации проекта

Ресурсы:

- кадровые- учителя;

-материально-технические- художественная литература и периодика; иллюстрации о космосе; изобразительные материалы; интернет;

- финансовые – спонсоры проекта: родители обучающихся;

- программно-методические:

методические разработки тематических занятий, бесед;

план-конспект викторины «Через тернии к звездам»;

информационный материал для консультаций.

Трудоемкость, ограничения:

-Работа над проектом не вызвала трудностей, так как сроки реализации позволяли в свободное от занятий время выполнять задания.

-Ограничений нет, работа доступна для обучающихся 1-11 классов. Для обучающиеся

1-6 классов использовалась практическая, доступная для них конкурсная, игровая программа. Для старшеклассников программа конкурсов и игр усложнялась теоретической частью, применением физических понятий и законов.

Основная часть:

А). Специфика проекта.

создание условий для выявления внутренних потенциальных возможностей индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечения педагогической по­мощи и поддержки при их реализации;

создание системы использования активных форм проектной работы с целью повышения качества знаний;

создание условий для развития познавательных мотивов в ходе внеклассной деятельности, стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через внеурочную работу учащихся;

организация изучения материала о космосе на основе принципов научного познания;

формирование и развитие знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;

развитие креативного мышления средствами интегративных подходов, формирование информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения;

развитие у школьников чувства самоуважения и понимания трудностей других людей, стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.

Б). Существующие требования (рекомендации) к проекту.

Данный проект предназначен для повышения знаний обучающихся о космосе, об отечественных достижениях науки и техники, воспитания чувства патриотизма, поэтому важен для всех классов. Этим и обусловлена разработка материала данного проекта. Проект включает разные виды работ. При подготовке к проекту ребятам раздаются вопросы викторины на листочках, предлагается вид номинаций, указываются сроки выполнения, составляется индивидуальный и групповой план работы. В проекте предполагается технология развития критического мышления: составление синквейна, заполнение таблиц и т.д.

В). Замысел автора и логика разработки.

Задания для ребят даются в соответствии с возрастом обучающихся:

для обучающихся 1-6 классов – познавательно-игровая работа;

для обучающихся 7-11 классов – усложненные формы.

Практическая часть задумана с переходом в теоретическую.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап:
1. Педагог формирует цель и результат проекта. Знакомит с номинациями и сроками выполнения творческих конкурсов.

2.  Изучение обучающимися положений конкурсов, отбор наиболее интересных конкурсов.
3. Подбор изобразительных средств, материала для поделок, методической и художественной литературы, интернет- ресурсов, наглядного материала для работы.

Основной этап.

Проведение внеклассных занятий, бесед по ИЗО деятельности, познавательной, исследовательской по теме: «55-летие первого полета человека в космос».

Работа в книжном уголке.

Работа в компьютерном классе, поиск необходимой информации в интернете.

Рисование, лепка, аппликация.

Подготовка сообщений, презентаций по изучаемой теме.

Сюжетно-ролевые, познавательные игры, конкурсы.

Заключительный этап.

Сообщения обучающихся старших классов.

Выставка рисунков, стенгазет, поделок.

Показ презентаций к 55-летию первого полета человека в космос.

Ожидаемые результаты.

1. В результате работы по данной теме у обучающихся сформировались новые знания о космосе;

2. У обучающихся развивается устойчивый интерес к теме «Космос», к работе космонавта;

3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ОУ в совместную деятельность с ребёнком с целью укрепления заинтересованности в сотрудничестве.

Продукт проектной деятельности.

Рисунки о космосе.

Выставка поделок ко Дню космонавтики.

Выставка стенгазет.

Презентации к 55-летию первого полета человека в космос.

Участие во Всероссийских творческих конкурсах и викторинах.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Социально-коммуникативное развитие

- Беседы о первом полете человека в космос.

-Прослушивание сообщений.

- Выставка поделок и рисунков обучающихся.

Познавательное развитие

- Игры - конкурсы: «Главный конструктор»,

(собрать ракету из отдельных частей);

«Светофор», (ответить на вопрос, да-зеленый цвет, нет-красный);

«Штурман», (по заданной схеме руководить полетом).

- «Презентации».

Развитие речи

- «Выразительное чтение стихов о космосе»».

- Конкурс: «Репортаж», (составить- репортаж, небольшую историю о космонавтах.)

- Загадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие

- Рисование, лепка, аппликация.

Физическое развитие

- Подвижные игры-конкурсы: «Перед стартом»,

«Я-летчик», «Летчик – ас», «За бесстрашие и мужество».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Знакомство с программой проекта.

- Беседа о 55-летии первого полета человека в космос.

- Помощь детям в выборе интересной номинации, в

подборе материала для рисунков и поделок.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Выполнение творческих работ для выставки

«55- летие первого полета человека в космос»:

рисунки, поделки, стенгазеты, аппликации.

 

Сообщения старшеклассников для обучающихся начальных классов о первом космонавте Земли:

1). Морозова Лиза (уч-ца 7 кл).

«Сомнений не оставалось – вероятность полетов людей резко возросла. Но главный конструктор С.П. Королев требовал новых подтверждений. Еще три корабля с животными и научной аппаратурой отправились в путешествие.

А в пилотском кресле четвертого корабля – спутника, который взлетел 9 марта 1961года, сидел манекен – «Иван Иванович», среднего веса и роста, а рядом с ним сидела собака Чернушка. Облетев вокруг Земли, корабль благополучно приземлился. И только, когда приземлился, пятый корабль- спутник с собакой Звездочкой, ученый поняли: «дорога к звездам открыта людям!»

Для нашей страны звездным стал день 12 апреля 1961года.

2). Яковлева Валерия (уч-ца 8 кл)

«Облетев Землю в

корабле – спутнике, я увидел,

как прекрасна наша планета.

Люди, будем хранить и

приумножать эту красоту,

А не разрушать ее!

(Записка Юрия Гагарина, написанная после полета вокруг Земли).

12 апреля 1961 гола, 55 лет назад, свершилось одно из тех событий, которое принято называть событием, перевернувшим мир. В этот весенний день впервые в истории космический корабль, находящийся под управлением человека, покинул планету. Первым легендарным космонавтом стал гражданин СССР. Премьерное путешествие длилось 108 минут. За это время никому не известный летчик успел облететь вокруг орбиты Земли, заслужить звание Героя Советского Союза и навечно остаться в памяти граждан всего мира.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в с. Клушино Смоленской области. Пошел в школу в 1941 году, но из-за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение. После переезда в город Гжатск (ныне Гагарин), Гагарин окончил шестой класс. Следующей ступенькой в его образовании послужило поступлении в ремесленное училище.

Затем Юрий в 1951 году стал обучаться в индустриальном техникуме Саратова. В том же городе стал посещать аэроклуб, первый прыжок с парашютом, а уже через год совершил свой первый полет на самолете Як-18. Приземлился Гагарин 12 апреля 1961 г. также в Энгельсском районе Саратовской области. Именно поэтому Гагарина считают сыном саратовской Земли.

3). Горскова Марина (уч-ца 6 кл)

«... Небо – это все, что создано в мире. Заняться небом - значит заняться абсолютной действительностью, Землей, Солнцем, временами года, климатом, календарем, днями и ночами, месяцами и годами, настоящим, прошедшим и будущим. Для астрономии не существует времени: она захватывает будущее точно так же, как и прошедшее, в ее руках начало и конец мира, это наука вечности и бесконечности», - К. Фламмарион

В 1957 году Ю. Гагарин окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 стал одним из кандидатов в космонавты. После того как выбор пал именно на него, в краткой биографии Гагарина произошло величайшее событие. 12 апреля 1961 года корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос, сделал оборот вокруг Земли.

Благодаря настойчивости Хрущева, сразу после полета звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта до майора. Ему организовали пышную встречу в Москве. После полета Гагарин совершил несколько поездок по разным странам (Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия). Затем он был дублером единственного космонавта корабля

«Союз-1» — Владимира Комарова.

Летные полеты в биографии Юрия Гагарина не были оставлены. Он стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. 27 марта 1968 года великий космонавт и летчик разбился во время тренировочного полета, на самолете УТИ МиГ-15, на борту которого также был полковник Владимир Серегин.

4). Горин Дима (уч-ся 10кл.)

«Космос – самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей Планете Земля. С одной стороны, человечество много узнало о нем, с другой – мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной.

Рассмотрим несколько самых интересных фактов о космосе.

1.Оказывается, наш спутник - Луна – удаляется от нас каждый год примерно на 4 см. Это зависит от уменьшения периода вращения планеты на 2 мили секунды в лень.

2. Ежегодно только в нашей Галактике рождается сорок новых звезд. Сложно даже представить, сколько их появляется во Вселенной.

3. Вселенная не имеет границ. Кажется, что с этим утверждением знаком каждый. На самом деле ни один человек не знает, является ли космос бесконечным или он просто гигантский.

Презентации:

Балтаева Алина, Лесина Настя (уч. 10 кл.) «55 лет полету первого человека в космос». 55 лет полету первого человека в космос.pptx,

Шихларов Али (уч.6кл.) «Все о космосе». Все о космосе.pptx

Жилина Настя (уч.10 кл.) «Ю.А. Гагарин – сын саратовской Земли». Ю.А. Гагарин – сын саратовской Земли.ppt

Познавательные игры, конкурсы, викторины:

Вступительное слово учителя:

- Е.А. Карпов, первый начальник Центра подготовки космонавтов: «Для первого полета нужен был человек, в характере которого переплетались бы как можно больше положительных качеств. И тут были приняты во внимание такие неоспоримые гагаринские достоинства:

беззаветный патриотизм,

непреклонная вера в успех полета,

отличное здоровье,

неистощимый оптимизм,

гибкость ума и любознательность,

смелость и решительность,

аккуратность,

трудолюбие,

выдержка,

простота и скромность,

большая человеческая теплота и внимание к окружающим людям»

Своим активным участием в конкурсах, викторинах, играх вы, ребята, докажете, что обладаете качествами космонавтов.

Игра: «Летчик – ас».

 

1). (Для обучающихся 1-6 классов)

Две команды построились в колонны. У первых игроков в руках бумажные самолетики.

Необходимо запустить самолетик как можно дальше, быстро передать эстафету следующему и встать назад. Второй игрок добегает до самолетика, запускает его дальше, передает эстафету следующему игроку. Чей самолет быстрее прилетит в назначенный аэропорт, тот «летчик-ас».

2). (Для обучающихся 7-11 классов)

Для старшеклассников данная игра усложняется.

Необходимо также определить скорость самолета. Оборудование: метр, секундомер.

Конкурс: «Прочитать слова наоборот».

 

Листы со словами: сомсок, нирагаг, котсов, йорег, йывреп.

Кто быстрее прочитает правильно, тот побеждает.

Конкурс: «Главный конструктор».

Для полета в космос необходима ракета. Главным конструктором ракеты «Восток – 1», на которой 55 лет назад совершил первый полет человек, Ю. Гагарин, был С.П. Королев.

Из отдельных частей, которые имеются у вас на столах, нужно собрать ракету. Кто быстрее выполнит задание, тот будет главным конструктором.

Игра: «Светофор» (для 1-6 классов)

(Раздать каждому бумажные «светофоры»)

Внимательно прослушав вопрос, очень быстро, с помощью «светофора», ответить.

Если согласны – зеленый цвет, нет- красный. Вопросы для начальн классов.pptx

IX. Игра: «Я – летчик» (для средних классов)

Все встают, образуя круг вокруг коробки с шариками из бумаги (количество шаров в коробке на один меньше чем игроков). Под музыку все танцуют, изображая полет самолета, музыка заканчивается, быстро нужно схватить шарик из коробки, кто не успел, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок «летчик».

X. Игра: «Штурман» (для старшеклассников)

(Листочки в клеточку с начерченной ломаной линией)

Два игрока от команды, один-штурман, по данному листку он помогает пролететь по заданной траектории. Одна клетка – один шаг, указать направление движения. Если идет игрок неправильно штурман говорит: «Бип». Побеждает та пара, которая справится с заданием быстрее.

XI.Игра: «Перед стартом» (для1-4 классов)

Все игроки со своими стульями выходят в центр зала, садятся на стулья, образуя круг. Каждый по одному ботинку кладет в центр круга. По команде: «Приготовиться к старту!» нужно быстро найти свою пару (ботинок), надеть и сесть на стул, к старту готовы.

XII.Игра для старшеклассников: «Покатаемся»

Ученик встаёт на легкоподвижную тележку, быстро катится и спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону. Объясните такое движение с учётом закона сохранения импульса.

(Ученики: согласно действующему в природе закону сохранения импульса суммарный импульс системы, состоящей из двух тел – ученика и тележки, - должен остаться таким же, как был до начала взаимодействия, т.е. равным нулю. Поэтому тележка начинает двигаться в противоположную сторону с такой скоростью, что её импульс равен по модулю импульсу ученика. Таким образом, пришла в движение потому, что от неё что-то отделилось (ученик)

 

 XIII. Физическая пауза (для 7-11 классов)

Представим, что мы с вами пассажиры автобуса.

- автобус резко трогается с места- ученики должны наклониться назад

- автобус тормозит - ученики отклоняются вперед

- автобус поворачивает направо -  учащиеся наклоняются влево

- автобус поворачивает налево -  учащиеся наклоняются вправо

Ведущий: Какое явление вы изображали?

(Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы).

XIV.Конкурс: «Кто мощнее» (для старшеклассников)

Мальчики должны быстро поднять девочку с первого этажа на второй, определить мощность. Оборудование: метр, секундомер.

XV.Конкурс: «Поэты».

С помощью вспомогательных слов, которые имеются на ваших столах,

сочинить стихи о космосе, придумать название и выразительно их прочитать.

XVI.Викторина: «Через тернии к звездам» (для старшеклассников).

(На столах листы с вопросами и карточки, в которые ребята записывают ответы)

Пользуясь интернетом, выбрать верный ответ. Викторина.docx

Результаты проекта:

Главным результатом является высокая активность и самостоятельность обучающихся, общение, заинтересованность в творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Охвачено обучающихся 57 человек. Самую высокую активность показали ребята 2, 4, 5, 6, 7-х классов.

 

Лучшими признаны работы обучающихся:

Горскова М., Андреева Л., Страстостерцева Я., Пазова Ю., Киселева А., Шихларов А. – 6 класс (поделка),

Крылова А. - 5 класс (стенгазета),

Яковлева В., Махмудова К. – 8 класс (рисунок),

Морозова Л., Рыбакова Н., Балтаев В, Дорожкин В. – 7 класс (рисунок),

Балтаева А, Лесина Н. – 10 класс (презентация),

Шихларов А. – 6 класс (презентация).

 

Заключение

Основные выводы:

-реализация проекта оправдала свои цели и задачи,

- показала высокую активность обучающихся,

-хорошие результаты творческого, интеллектуального,

физического развития детей,

- их заинтересованность в участии в конкурсах,

- способствовала развитию личностных качеств ребёнка, обогащению его кругозора, внутреннего мира,

-показала умение общаться и работать в коллективе и достигать поставленных задач, стремясь к высоким результатам.

Работа над проектом была осуществлена при тесном взаимодействии с родителями и педагогами.
Необходимо продолжать проектную деятельность с целью приобщения и выявления большего количества одарённых детей, развития детских талантов, творческих, познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, их поддержки, стимулирования и поощрения.

Список литературы.

1. Ю. Зверев, Г. Оксюта. Ю. Гагарин на Земле саратовской. Приволжское книжное издательство.

Саратов-1972г.

2. . С.П. Уманский. Космонавтика сегодня и завтра.

М. «Просвещение» -1986г.

3. Лидия Обухова. Звездный сын Земли. Издательство «Детская литература» - 1974г.

4. Олег Коряков. Мужество. Средне -Уральское книжное издательство – 1970г.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.cosmomuseum.ru Мемориальный музей космонавтики;

http://vsm.host.ru/r_photos.htm Виртуальный музей космонавтики;

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3cdbcdc0-8efb-4688-94d6-6c896f80d76f/?interface=catalog Видеофрагмент: Первый полет человека в космос

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e70045-0a01-022a-01b0-6a21dad89935/?interface=catalog Демонстрация старта космического корабля

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0be2acc9-8614-a8df-11ed-b4d505d9dea7/?interface=catalog

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e71a49-0a01-022a-0116-9fb2c74273f4/?interface=catalog

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ca55414-77b8-4716-983c-5fb44f39577b/?interface=catalog

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/767af370-ee93-4f7f-a638-72ad9969c336/?interface=catalog

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ильина Оксана Геннадьевна, 07.05.17 в 12:31 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за интересный материал !
Ефимова Алла Ивановна, 01.06.17 в 22:55 0Ответить Пожаловаться
Презентации не открылись(к сожалению).
Вахрина Мария Ивановна, 02.06.17 в 08:08 0Ответить Пожаловаться
Увы ссылки на презентации не работают(((
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.