Музыкальное мероприятие «Мы - веселые волшебники»
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удерживать интерес.
Особенности музыкального обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.
В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала мною учитывалась динамика возрастания речевых навыков детей.
Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие.
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная,
музыкально-художественная, двигательная.
Цель: Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
Задачи:
образовательные:
- продолжать формировать певческие навыки, умение петь легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню;
- учить эмоционально передавать характер мелодии;
- развивать певческое дыхание;
- формировать двигательные умения и танцевальные навыки;
- развивать чувство ритма, координацию движения с пением;
- формировать способность восприятия музыкальных образов, умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
-продолжать формировать умение слышать музыку, петь и выполнять соответствующие движения.
-продолжать развивать умение менять движения в соответствии с музыкальным текстом;
- активизация слухового и зрительного внимания, развитие муз. слуха. чувства темпа;
воспитательные:
- совершенствовать личностные качества;
- развивать чувство коллективизма;
-способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.
коррекционные:
-формировать слуховое и зрительное внимание и память;
-развивать речевое дыхание (плавный долгий выдох);
-развивать артикуляционный аппарат;
-развивать фонематическое восприятие;
-развивать грамматический строй речи и связную речь;
-формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
развивающие:
-развивать умение самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях;
-развивать творческие способности детей;
-способствовать развитию мышления, фантазии, музыкального слуха;
-развивать ориентировку в пространстве;
-развивать чувство ритма;
-продолжать развивать умение различать двухчастную и трёхчастную
форму музыкального произведения.
здоровьесберегающие:
-формировать красивую осанку;
-развивать и укреплять дыхательную систему;
Оборудование:
Фортепиано, компьютер, экран , деревянные палочки, барабаны, цветная бумага, бубны, колокольчики, муз. треугольник, ксилофоны, цветные колпачки, капелька, солнышки.
Ход занятия
Муз. рук.: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас сегодня в музыкальном зале! Давайте поприветствуем друг друга песенкой.
Песенка-приветствие: « ДОБРОЕ УТРО» с элементами артикуляционной и логоритмической гимнастики.
Муз. рук.: Сегодня мы с вами отправимся в мир волшебства и чудес. Расскажите мне, что вы знаете про волшебство и волшебников?
Вы хотели бы стать волшебниками?
Волшебником может стать только очень добрый и смелый человек. Почему, как вы думаете? (Дети отвечают) Давайте расскажем о себе, какие мы!
(дети становятся в круг)
Проводится игра: «РАССКАЖИ О СЕБЕ»
(дети стоят в кругу , поочерёдно каждый из детей называет какое –либо качество, остальные вскидывают обе руки вверх и громко выкрикивают: «Да!». (Дети: Мы смелые! Ловкие! Умные! Любознательные! Дружные!))
Муз. рук.: Такие замечательные дети достойны стать волшебниками.
Я приглашаю вас в школу добрых волшебников.
(дети садятся на стульчики лицом к экрану. На экране надпись: Добро пожаловать в школу добрых волшебников! Муз. рук. предлагает детям закрыть глаза. Звучит фонограмма боя часов.)
Муз. рук.: Вы слышите тиканье старых часов,
К нам чудо приходит из сказочных снов.
И добрый волшебник появится вдруг,
Начертит волшебною палочкой круг.
Что- то очень тихо в нашей волшебной школе. Где же учителя, магии, волшебники и чародеи?
(Звучит музыка, на экране появляется Веселый Волшебник.
Волшебник: Доброе утро! Я –Весёлый Волшебник!
Я готовлю коктейли из смешинок и улыбок, и могу превращать грустных людей в весёлых, и создавать хорошее настроение.
Муз. рук.: Весёлый волшебник, помоги нам тоже стать волшебниками, мы ооооочень хотим.
Волшебниик:М-м-м! (Думает.) Это очень непросто. Вы готовы приступить к выполнению моих заданий?
Муз. рук.: Ребята, мы справимся?
Дети. Да!
Волебник.:Тогда вот вам первое задание. У каждого волшебника должно быть магическое заклинание. Придумайте свое.
Муз. рук: Давайте вместе придумаем волшебное заклинание. Оно будет музыкальным, поэтому в нем вместо слов будут одни звуки. Зато очень разные и необычные.
Речевая игра с музыкальными инструментами «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.
(Дети рассаживаются перед мольбертом, на котором изображены графические модели инструментов )
Волшебник: Молодцы! Какое красивое заклинание у вас получилось! А теперь следующее задание! Каждый волшебник умеет перевоплощаться, например, кот в сапогах одинаково легко мог превратиться в маленькую мышку и в грозного льва. Вслушайтесь в магические звуки музыки, они подскажут вам, в кого превратиться.
(Звучит музыка, дети изображают мышку и льва).
Муз. рук.: Давайте послушаем, что нам скажет волшебник.
Волшеник: Вы справились со всеми заданиями. Мой урок закончен.
Ждите другого учителя .
(На экране появляется Чародей)
Чародей: Здравствуйте! Я- музыкальный Чародей.
Вы узнали немало уже волшебного.
А теперь настал мой черёд.
Я хочу сделать вам подарок (показывает палочку). Это – волшебная палочка, палочка-игралочка .
(Муз.рук. предлагает детям взять по две заранее приготовленные деревянные палочки.)
Муз. рук.: Кажется, я догадалась, что это за палочки-игралочки.
В круг вставай, место занимай,
В палочки-игралочки постучим давай!
Проводится ритмическая игра «ПАЛОЧКИ-ИГРАЛОЧКИ»
Чародей: Молодцы! Ребята, а вы знаете ведь без песни невозможно никакое волшебство.
Муз. рук.: Порадуем Чародея нашей волшебной песней.
Дети исполняют песню «ЕСЛИ СНЕГ ИДЁТ».
Чародей: Мой урок закончен. До свидания.
(Появляется Волшебница)
Р.Ф. Здравствуйте! Я – Разноцветная Фея.
Я научу вас оживлять предметы (показывает коробочку).
Муз. рук: Разноцветная Фея подарила нам волшебную коробочку.
(показываю коробочку, дети открывают её и находят детские инструменты )
Р.Ф. Это муз. инструменты, которые могут ожить, раскрасить музыку, чтобы она стала волшебной, дарила людям радость и солнечное настроение.
Дети исполняют песню-оркестр .
Р.Ф.: Хорошо усвоили урок. До новых встреч!
(Появляется разноцветный листик, звучит голос Гнома)
Голос гнома: Приве-е-е-т!
Я- Гномик Вытворяшка.
Я –невидимка, поэтому могу шалить и озорничать.
Мой урок – весёлая игра.
Муз. рук: Ребята, а кто такие гномы? Покажите.
(Дети стоят шеренгами друг против друга и сопровождают чтение стихов соответствующими движениями.)
Дети (вместе) : С бородами крошки.
Красные сапожки.
На головках – колпачки,
Вот такие старички!
Муз. рук.: Позабавим Гномика Вытворяшку игрой «Мы повесим шарики»
Проводится музыкальная игра «Мы повесим шарики»
(после игры муз.рук. находит маленькие колпачки и обращает внимание на экран. На экране школа закрыта)
Муз. рук.: Ребята, посмотрите Гномик Вытворяшка растворился, но оставил нам подарок – волшебные колпачки. Мы их сейчас оденем и станем настоящими волшебниками. Школа волшебников сегодня закрыла свои двери. Вы не огорчайтесь, мы ещё не раз придём в школу волшебников.
Раз мы стали немного волшебниками, то поможем всем вокруг стать чуточку добрее.
-мне очень понравилась наша встреча, а вам?
-а что в нашей встрече показалось вам наиболее интересным?
-а какое задание было трудным? (ответы детей)
-поверьте мне, что таких музыкальных и талантливых артистов я нигде не встречала!
- я говорю вам «спасибо»!
-но наши часы мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу.
(дети прощаются, выполняя движения по тексту)
К солнцу потянулись-
Лучик взяли.
К сердцу прижали-
Людям отдали.
И улыбнулись!
До свидания, сказали!
Использованная литература:
1. Боромыкова О. С. «Логоритмика в детском саду», практическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. СПб Детство-Пресс, 1999 г.
2. Васильева М. А., Комарова Т. С., Гербова В. В. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Мозаика-Синтез, 2008 г.
3. Гадасина Л. ,Ивановская О. «Звуки на все руки», Детство-Пресс, 1999 г.
4. Картушина М. Ю. «Логоритмика», творческий центр «Сфера», 2006 г.
5. Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи», Просвещение, 2005 г.
6. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», учебно-методическое пособие, Детство-Пресс, 2005 г.