12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Рылькова105
Россия, Ярославская обл.

Ни для кого не секрет, что дети любят сказки... Я предлагаю вам подборку сказок и историй о музыке. Представленный материал я нашла на просторах интернета, готовясь к очередному занятию. Коротенькие истории очень понравились моим воспитанникам, поэтому я решила поделиться находкой с вами, уважаемые коллеги!


Музыкальные истории и сказки

                                                          «Секрет пения»

Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:

- Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень тихий, лес его не слышит.
- Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения леса сольную песенку исполнить, загрустил колокольчик.

- Не грусти, колокольчик, — защебетала малиновка. — Давай вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.

Согласился колокольчик, и запели они вместе. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но песенка не получилась.

Услышал их песню дятел и говорит:

- Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.

Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с дятлом втроем. Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась. Тут из травы кузнечик застрекотал:

- Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.

Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.

- Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых? — предложил колокольчик.

- Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые музыканты в лесу.

- Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, — проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали. Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.

Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:

- Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку петь и друг друга слушать.
Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили песню колокольчика, потом — малиновки, а затем — дятла и кузнечика.

- Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче стал; а когда песенку дятла — у голоса громкость появилась, — радовался колокольчик.

Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.

- Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и звонких песен не слышал, — зашелестел ветвями лес. — А еще спасибо за самый главный подарок.

Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков для леса.
- Самый главный для меня подарок — это то, что вы научились петь все вместе и друг друга слушать, — объяснил лес.

Вопросы и задания

Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и красиво?

В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом, трио или квартетом?

Если бы вам необходимо было выбирать певцов для лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?

Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт на лесной опушке.

Попробуйте исполнить какую-либо известную детскую песню дуэтом, трио или квартетом.

                                            «Дирижерская палочка»

Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.

«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», — говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно. Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.

Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» — подумал мальчик и попытался открыть крышку.

К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку. «Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», — с недоумением подумал мальчик.

Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.

«А вдруг это волшебная палочка», — с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».

Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.

В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.

И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.

Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.

Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.

Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? — испуганно проговорила бабушка.

Бабушка — это, это же волшебная палочка, — от волнения Сережа даже стал заикаться.

Ты все-таки добрался до дедушкиной шкатулки, — всплеснула руками бабушка. — Эта дирижерская палочка — единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.

Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! — воскликнул мальчик.

Я знаю, что она волшебная, — спокойно ответила бабушка. — Все дирижерские палочки — волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.

Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:

Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?

Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, — серьезно ответила бабушка.

Вопросы и задания

Для чего оркестру дирижер? Могут ли четыре музыканта (квартет) слаженно исполнить музыку без дирижера? А музыкальное трио (три музыканта)? А дуэт (два музыканта)?

Когда вы слышите слово «оркестр», что вы представляете?

Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на разных музыкальных инструментах?

Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы им посоветуете?

Какие навыки должны быть у хорошего дирижера?


«Как Зебра Полоскина полюбила пианино»

Как-то утром Зебра Полоскина шла мимо дома человека. Окна были раскрыты, и оттуда раздавались удивительные звуки, от которых у Зебры Полоскиной даже в носу защекотало. Зебра сунула свою любопытную голову прямо в раскрытое окно.
В комнате сидел человек, а перед ним стоял зверь с белыми и черными полосками, совсем как у Зебры. Человек гладил и щекотал своего зверя, а тот пел. Зебра Полоскина замерла в восхищении. Такого чудесного пения она никогда раньше не слышала. Когда невиданный зверь замолчал, Зебра Полоскина вежливо спросила:
- Скажите, пожалуйста, как зовут вашего зверя?

- Его зовут пианино. Оно в черно-белую полоску, как и ты, — ответил человек.
- Кто научил Пианино так красиво петь? — снова спросила любопытная Зебра.
- Музыка. Она звучит, когда я нажимаю на клавиши пианино — его черные и белые полоски. Нужно уметь играть, чтобы получилась красивая музыка, — объяснил человек.
Счастливая Зебра Полоскина вернулась в саванну и объявила всем зверям:
- Я больше не Полоскина. Мое новое имя Пианино. Если вы нажмете на мои черные и белые полоски, зазвучит музыка.

Первым попробовал Жираф, но ему было неудобно наклонять свою длинную шею. Антилопа побарабанила по боку Зебры копытцами. Потом позвали Слона. Он долго нажимал на черные и белые зебрины полоски своим гибким хоботом. Все услышали сначала ржание, потом хрипение, а потом хохот.

- Ужасно щекотно, когда хобот Слона щиплет и гладит тебя, — объяснила Зебра.
- Да, но это не музыка, — расстроились звери.

- Вы не умеете правильно нажимать на мои полоски. Я попрошу человека показать вам, как надо играть на Пианино, — сказала зебра. Она вернулась к дому человека и спросила:

- Человек, как надо нажимать на клавиши, чтобы Пианино не хрипело, а играло?
- Если пианино хрипит, нужно срочно вызывать настройщика и настроить пианино, ответил человек.

- Человек, будь добр, настрой меня, пожалуйста, — попросила Зебра, — я хочу исполнить концерт для жителей саванны:

Человек сначала долго смеялся, а потом объяснил.

- Музыка живет внутри пианино. Я ударяю по клавише, а она заставляет молоточек ударять по туго натянутой струне. Сильно ударяю — громко звучит струна, тихонько касаюсь клавиши — и струна звенит еле слышно. Толстые струны поют басом, а тонкие — звонкими голосами. У тебя, Зебра, нет молоточков или струн, и настроить тебя нельзя.

Зебра повернулась и тихо побрела прочь, а из ее прекрасных черных глаз капали на землю крупные и соленые слезы.

- Постой, Зебра, вернись, пожалуйста, — попросил человек.
Он вручил Зебре большой лист бумаги, на котором было написано: «Приглашаю всех зверей завтра на музыкальный концерт». Зебра обрадовалась и поскакала приглашать зверей на концерт. Музыка всем понравилась. Человеку пришлось играть на бис много раз, а счастливая зебра говорила:

- Я же говорила вам, нужно уметь играть на Пианино. Пианино — мой младший брат. У него внутри другое устройство, но мы с ним одинаково любим музыку.

Вопросы и задания:

Какое животное кажется вам самым музыкальным? Придумайте музыкальные имена для разных животных.

Нарисуйте, как Зебра Полоскина играет на пианино.

Если бы вы были дирижером, каких зверей и птиц вы пригласили бы в свой оркестр и на каких музыкальных инструментах они бы играли?

Что важнее, для того чтобы научиться хорошо играть на музыкальном инструменте: талант или трудолюбие?

                                                        «Полет музыки»

Ослик стоял на лугу и задумчиво смотрел на полет бабочки. Вдруг он громко закричал: «ИА-ИА!» Испуганная бабочка спряталась под листиком. Мама ослика прибежала на луг и встревоженно спросила:

Что случилось, сынок?

Ничего не случилось. Я спел песню о полете бабочки, — ответил ослик.

Ослик, твоя песня распугала всех бабочек, — засмеялась зайчиха, выглянув из травы.

Не слушай ее. Пошли домой, я тебе сладкой морковки дам, — успокоила мама сына.

На следующий день ослик снова гулял на лугу. Бабочки по-прежнему красиво порхали вокруг, но ослик даже не взглянул на них. Он задрал голову повыше и стал любоваться стремительным полетом птиц.

«ИА-ИА!» — закричал ослик. Птицы унеслись прочь. Мама снова поспешила спасать сына:

Кто тебя испугал, сынок?

Никто меня не испугал. Я спел песню о полете птиц.

Ты своим криком оглушил всех птиц, — опять заметила зайчиха.

Каждый поет, как умеет, — сердито ответила мама и увела сына домой.

Когда ослик снова пришел на луг, его мордочка была перевязана лентой, а сверху красовался бантик.

Ослик, бантики носят на голове, а не на мордочке, — захихикала зайчиха.

Я завязал мордочку, чтобы больше не петь, — пробубнил ослик с закрытым ртом.

Тут из травы послышались звонкие переливы. Эльф сидел на цветке и играл на тростниковой дудочке. Ослик заслушался. Ему так захотелось спеть песню о том, как летает музыка, но его мордочка была перевязана бантом.

Иа-иа, я никогда не спою песню о полете, — пробубнил ослик и низко опустил голову.

Песню о полете нельзя не спеть! — звонко крикнул эльф. Он взлетел и приземлился на голову ослика. Эльф развязал бантик, поднес свою дудочку к губам ослика и попросил:

Подуй тихонечко.

Ослик дунул. Переливы дудочки вспорхнули и пролетели над самыми цветами, словно бабочки.

А теперь дунь сильнее, — велел эльф.

Ослик дунул. Нежные, дрожащие трели взлетели над лугом, точно птицы.

Ой, моя музыка летит, — восхитился ослик.

Я дарю тебе эту дудочку, ослик, потому что ты любишь полет, — сказал эльф, улыбаясь.

Он привязал к дудочке бантик и повесил ее ослику на шею. Ослик стоял, не смея верить своему счастью.

Вечером мама нашла ослика на лугу. Перед ним сидели зайчата и зайчиха.

Ослик, сыграй моим зайчатам песенку о полете бабочек, — попросила зайчиха.

Ослик сыграл, а еще он сыграл песенки о полете шмеля и о полете птиц, о полете ветерка и о полете облаков.

Кто научил тебя так хорошо играть на дудочке, сынок? — удивилась мама.

Музыка. Я выдуваю ее из дудочки, и она летает, — весело ответил ослик.


Вопросы и задания:

Почему эльф сказал, что песню о полете не спеть нельзя?

Нарисуйте эльфа, играющего на дудочке.

Придумайте сказку о том, как эльф и ослик стали петь дуэтом.

Дети делятся на группы и получают карточки. Одна группа получает карточки с изображением осликов, другая — коров, третья — овечек. Затем включается веселая музыка, под которую дети хором должны «мычать, блеять, кукарекать» и т.д. Таким образом, получится веселый хор. Когда музыка останавливается, дети должны собраться по своим группам.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы научиться петь?

Придумайте для ослика песенку, запишите ее на листочке и красиво украсьте.


                                           «Вальс розового поросенка»


Маленький розовый поросенок пришел на луг за цветами для мамы.

Разноцветная бабочка сделала несколько плавных кругов в воздухе и села на цветок.

Ой, бабочка, как ты красиво летаешь, словно танцуешь! — воскликнул поросенок.

Да, я танцевала вальс. Рада, что тебе понравилось, — ответила бабочка.

Красавица бабочка, научи меня танцевать вальс, — попросил поросенок.

Боюсь, это невозможно, ты слишком неповоротливый для такого изящного танца, — хмыкнула бабочка. Затем она взлетела и, сделав несколько плавных пируэтов в воздухе, исчезла.

Маленький розовый поросенок не поверил бабочке. Он стал кружиться, как она, но кубарем полетел в траву.

Поросенок, что это ты делаешь? — спросила зайчиха. — Ты всю траву на лугу помял.

Я танцую вальс, — ответил поросенок.

Хи-хи-хи, ну и вальс, — захихикали зайчата.

Это не вальс, а кувыркание, — засмеялась зайчиха. — Надо быть легким и изящным, чтобы танцевать вальс, а ты толстый и неповоротливый.

Маленький розовый поросенок расстроился. Он не стал собирать цветы, а пошел домой и спросил маму:

Почему я толстый и неповоротливый?

Ты самый симпатичный поросенок на свете, — ответила мама любимому сыночку.

Это утешило поросенка, и он снова стал радоваться жизни. Только иногда вспоминал про вальс и грустно вздыхал.

Но однажды поросенок вышел из дома и увидел, как большой желтый лист плавно кружится в воздухе и мягко опускается на землю, а за ним — второй, третий, четвертый.

Мы танцуем вальс, давай с нами, поросенок! — прошептали листья.

Я не гожусь для этого танца, — ответил поросенок, но листья не слушали его.

И тогда он стал кружиться вместе с листьями.

Получается, получается, я танцую! — радостно хрюкал маленький розовый поросенок.

Мама выглянула в окно и сказала:

Сынок, как ты красиво танцуешь!

Да, я танцую вальс. Это нетрудно, надо просто кружиться вместе с листьями.


Вопросы и задания:

Как вы думаете, почему поросенок мечтал научиться танцевать?

Почему бабочка не смогла научить поросенка танцевать, а листочкам это удалось?

Нарисуйте, как поросенок танцует вальс с листочками.

Какие еще танцы, кроме вальса, вы знаете?

Для чего нужны танцы? Что они дают человеку?

Дети делятся на пары и под музыку вальса разучивают вальс.

Если кто-то толстый и неуклюжий, значит ли это, что танцы не для него?

Представьте, что в лесу открылась школа танца. Каким танцам и кто будет обучать жителей леса?

Чем танцевальная музыка отличается от любой другой музыки? Какой у нее характер?

Нарисуйте фею Танцев, которая летает по свету и учит всех танцевать.

Дети делятся на группы. Каждая группа придумывает и разучивает танец-сказку. Остальные угадывают, о чем рассказывает этот танец.


                                        « Как хомячок играл на трубе»


Сегодня ты пойдешь в музыкальную школу, — сказала мама сыну хомячку.

Не хочу учиться музыке, — проворчал хомячок.

Ты должен научиться свистеть, потому что все хомячки свистом подают сигналы. Собирайся и не спорь, — рассердилась мама.

Хомячок собирался долго. Он два раза покушал и набил за щеки семечек, чтобы не проголодаться во время учебы.

На первом же уроке хомячок уснул. После двойного завтрака всегда хочется спать.

Разбудил хомячка голос трубы: «Тру-ту-ту, тру-ту-ту — пора на охоту».

Хомячок протер глазки и увидел, что в классе сидят волчата. «Я уснул и не заметил, как наш урок кончился и начался другой, для волков», — понял хомячок.

Один из волчат взял трубу и дунул в нее. Труба захрипела.

Чтобы труба громко гудела, надуйте щеки, как можно больше, и заставьте воздух с силой влетать в трубу, — объяснил учитель. Тут он заметил хомячка с раздутыми от запасов щечками и обрадовался.

Вот вам пример, как надо раздувать щеки, — сказал учитель и поставил хомячка на стол.

Волчата старательно раздували щеки, а хомячок стоял гордый и довольный.

«Мы, хомяки, умеем раздувать щеки лучше всех зверей, — размышлял хомячок во время еды. — Только никто об этом не знает, потому что хомяки никогда не играют на трубе. Надо маме об этом рассказать. А еще лучше — показать».

Хомячок схватил трубу и потащил ее домой. Увидев сына, мама обрадовалась:

Наверно, ты устал, сынок. Пообедай, а потом покажи, как ты научился свистеть.

Я научился играть на трубе, — гордо заявил хомячок. — Я покушаю, а ты пока пригласи соседей на концерт.

Хомячок съел обед и набил за щеки кучу гороха. Потом он взял трубу и вылез из норки. Зрители уже собрались на поляне перед норкой. Пришли не только хомяки и мышки, но даже белочка и ежик. Хомячок поднес трубу к мордочке и дунул изо всех сил. Труба всхлипнула и осыпала зрителей горохом. Зазвенел звонок, и волчата убежали. Хомячок слез со стола и перекусил своими припасами.

Вот это труба! — весело крикнула белочка. — Не поет, а плюется горохом.

Остальные зрители молча собирали угощение. Хомячок растерялся и не знал, что делать.

Сынок, иди домой, в норку, — велела мама и громко объявила зрителям:

Концерт окончен, продолжения не будет.

Мама, я же изо всех сил раздул щечки. Почему у меня не получилось? — спросил расстроенный хомячок.

Не знаю, но боюсь, нам не хватит припасов на зиму, если ты будешь учиться играть на трубе, — вздохнула мама и отнесла трубу обратно в школу.


Вопросы и задания:

Какие навыки необходимы для того, чтобы научиться играть на трубе?

Нарисуйте, как хомячок играл на трубе.

Какой музыкальный инструмент больше всего подходит хомячку?

Придумайте сказку о том, как хомячок научился свистеть и устроил в лесу концерт свиста.

Для чего хомякам важно уметь свистеть?

Придумайте сказку о волшебной трубе, из которой вместе со звуком вылетало бы то, о чем мечтают разные обитатели леса.


                                                  «Кузнечик и скрипочка»


Мама кузнечика гордилось своим сыном.

Мой сынок такой музыкальный. Настоящий талант! — сказала она соседке. — Он везде слышит музыку. Целый день сидит на лугу и слушает.

Значит, пора ему купить скрипочку, — посоветовала соседка.

На следующий день мама отправилась к скрипичному мастеру и попросила:

Сделайте для моего сына такую скрипочку, чтобы в ней были собраны все самые красивые звуки природы.

Для этого нужно найти музыкальное дерево, которое собирает и хранит внутри себя песни природы, — ответил мастер. — Приходите через год. Постараюсь выполнить ваш заказ, — пообещал мастер.

Весь год кузнечик мечтал: «Моя скрипочка будет петь, как соловей. Она зазвенит, как весенний ручей. Моя скрипочка сможет шелестеть, как колоски в поле».

Наконец мама принесла сыночку футляр. Кузнечик открыл его и ахнул. В футляре лежала настоящая красавица. Колки у скрипочки блестели, а на них были натянуты четыре серебряные струны. Рядом лежал крохотный смычок.

Мама, я назову эту скрипку принцессой! — восхищенно прошептал кузнечик.

Он положил на плечо скрипочку и взмахнул смычком. О, ужас! Принцесса заскрежетала. Кузнечик попробовал еще раз. Скрипка взвизгнула, словно поросенок.

Весь вечер кузнечик плакал. Мама объясняла ему, что нужно пойти в музыкальную школу, что учитель научит его играть, но кузнечик и слышать ничего не хотел.

Наступила ночь. Бедный маленький кузнечик сидел на ромашке, а скрипочка лежала рядом с ним. Звезды тихонько звенели, и кузнечик печально прошептал:

Неужели я никогда не сыграю на своей скрипочке звенящую песенку звезд?

Кузнечик, посмотри на меня, — вдруг раздался голосок из футляра со скрипкой.

Кузнечик нехотя взглянул на скрипку.

Это я, смычок. Извини, что я так плохо играю, — попросил голосок. — Я только недавно родился и еще ничего не умею. Я так надеялся, что ты научишь меня играть на скрипке.

Смычок замолчал. Кузнечик нежно погладил его и пообещал:

Я тебя обязательно научу играть на скрипке, смычок. Ты станешь великим музыкантом.

Рано утром кузнечик разбудил маму и попросил:

Мама, пойдем скорее в музыкальную школу.


Вопросы и задания:

Почему кузнечик сначала не хотел идти в музыкальную школу?

Каким оказался смычок?

Придумайте сказку о том, как однажды все музыкальные деревья в лесу решили организовать лесной оркестр. Придумайте песенки для этого оркестра.

Сценка. Один человек — папа или мама. Другой — сын или дочь. Родители пытаются убедить своего ребенка в том, что музыкальная школа необходима для того, кто хочет научиться хорошо, играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Нарисуйте звездную открытку, а на обратной стороне напишите песенку звезд.

Нарисуйте, как кузнечик играет на скрипочке, а его слушают звезды.


                                              «Барабан для зайчонка»


Мама-зайчиха отпустила зайчонка погулять. Зайчонок побежал на полянку за огородом. На краю полянки был пенек, и зайчонок лапками стал барабанить веселую дробь. Из леса выбежал козленок. Он радостно подскочил и закричал:

Бе, привет, хорошо получается. Настоящая барабанная музыка для прыжков. Только очень тихо. Нужны барабанные палочки, чтобы было громко.

Зайчонок оглянулся. С одной стороны полянки был лес, а с другой — заячий огород. И забор у этого огорода был сделан из отличных ровных палочек. Зайчонок подбежал к забору и выдернул несколько палочек, но они оказались слишком толстыми. Он выдернул другие палочки, но они оказались слишком тяжелыми. Наконец зайчонок выбрал две подходящие легкие палочки.

Он попробовал барабанить ими. О чудо! Барабанная музыка получилась такой веселой, что козленок начал танцевать. Зайчонок обрадовался и поскакал в лес, показать друзьям, как он умеет барабанить. Все хвалили барабанщика и говорили, что у него большой талант и чувство ритма.

Зайчонок вернулся домой к обеду и с порога закричал:

Мама, я умею барабанить лучше всех. Все говорят, что у меня большой талант и чувство ритма. Хочешь, покажу?

Не надо, я очень расстроена. Кто-то выдернул палочки из нашего забора, и теперь в нем почти не осталось капусты, — грустно сказала мама. — Папа сейчас чинит забор.

Зайчонок покраснел, спрятал барабанные палочки за спину и пролепетал:

Не знаю, кто это сделал. Я пойду папе помогу.

Весь вечер папа заяц и зайчонок чинили забор у огорода. Ночью зайчонок спал беспокойно, ему снилась дырка в заборе. На следующее утро он подошел к родителям и попросил:

Простите меня, пожалуйста, это я сломал забор. Я больше никогда не буду барабанить.

Вот как? — с улыбкой спросила мама. — Значит, зря папа купил тебе подарок?!

Какой подарок? — пролепетал зайчонок.

Вот этот, — и папа показал сыну большой сверток. — Ты вчера хорошо поработал, и я решил тебя наградить.

Зайчонок подошел к свертку, с замиранием сердца развернул бумагу и увидел новенький барабан с деревянными боками и круглым верхом, обтянутым кожей. Рядом лежали две чудесные деревянные палочки с круглыми головками.

Мама, папа, вы... вы самые лучшие на свете!

Зайчонок не знал, как выразить свою благодарность и вместо слов сыграл на барабане веселую песенку. Мама и папа рассмеялись. С тех пор в лесу появился зайчонок-барабанщик. Все звери полюбили его барабан. Даже волк не трогал зайчонка-барабанщика и всем говорил:

С барабаном жить веселее. Услышишь веселую песню, и про голод забудешь.


Вопросы и задания:

Какую ошибку совершил зайчонок?

Почему родители зайчонка решили подарить сыну барабан?

Представьте, что вы музыкальный мастер и вам необходимо сделать барабан. Как вы будете его делать? Нарисуйте свой барабан.

Один из детей — барабанщик. Ему дается барабан — игрушечный или настоящий. Барабанщик должен исполнить на барабане ритм какой-либо известной песенки. Остальные угадывают, что это за песенка.

Нарисуйте зайчонка-барабанщика из сказки.


                                   «Как ежонок Колючка научился петь»


Ежонок Колючка мечтал стать певцом, но никак не мог выбрать себе песню.

Как ты думаешь, Рыжик, какие песни мне подойдут? — спросил однажды ежонок своего друга бельчонка. — Я умею сопеть, пыхтеть и фырчать.

Это вовсе не песни, и певцы не бывают колючими, — засмеялся Рыжик и ускакал.

Подумал ежонок и попросил стрижа-парикмахера обстричь ему колючки.

Сыночек, без колючек ходить опасно, — заволновалась мама-ежиха.

Но, к ее радости, колючки у ежонка снова быстро отрасли.

Совсем расстроился Колючка. Однажды пришел он домой грустный и лег в постель.

Что с тобой, сыночек, ты заболел? — испугалась мама-ежиха.

Да, заболел тоской. Нет мне счастья, раз я певцом не буду, — пробурчал ежонок.

Тогда мама-ежиха побежала к соловью и попросила его дать своему сыночку несколько уроков пения.

Соловей согласился, и на следующее утро счастливый Колючка отправился на свой первый музыкальный урок.

Ежонок, слушай меня внимательно и подпевай старательно, — велел соловушка и засвистел. Ежонок засопел. Соловей воскликнул:

Колючка, ты же сопишь, а не поешь. Давай все сначала.

Соловей издал трель, на этот раз ежонок зафырчал.

Колючка, что ты поешь, повторяй за мной, — взмолился соловей и звонко защебетал, а ежонок запыхтел изо всех сил.

Так не годится. Ты ужасно фальшивишь, — рассердился соловей.

Я же стараюсь петь так же, как ты, — заплакал ежонок.

Знаешь что, Колючка, попробуй петь бесшумно, — предложил соловей.

Ежонок попробовал, и все получилось чудесно. Соловей свистел, заливался трелями, а ежонок бесшумно повторял за ним каждый звук, и оба они наслаждались каждый своим пением.

Всю ночь пели соловей и ежонок, а утром счастливый Колючка отправился домой.

Он шел по тропинке, и его колючки лучились от счастья в лучиках утреннего солнышка.

Эй, ежонок, ты чего такой счастливый? — спросил бельчонок Рыжик.

Я научился петь как соловей, — весело сообщил ежонок другу.

Вот так чудеса! — удивился Рыжик. — Ну-ка спой.

Ежонок залез на пенечек и запел. Черные глазки его сияли, на колючках сверкали солнечные зайчики. Он смешно морщил носик и широко раскрывал рот.

Ты здорово поешь, Колючка. Только ничего не слышно! — воскликнул Рыжик.

Не слышно, потому что все соловьиные песни сидят у меня внутри, — объяснил Колючка. — Разве ты не понимаешь, что сейчас не время для соловьиных песен? Вот приходи вечером, тогда услышишь.

Вечером Рыжик действительно услышал, как Колючка поет вместе с соловьем. И другие звери тоже услышали. С тех пор, как только в лесу раздавались трели соловья, все говорили: «Слышите, наш ежонок поет вместе с соловьями». А когда соловьи молчали, все говорили: «Наш Колючка умеет петь как соловей, только сейчас не время для соловьиных песен». И не было в лесу зверя счастливее, чем ежонок Колючка.


Вопросы и задания:

Почему Колючка мечтал научиться петь?

Представьте, что ежик пришел к вам за помощью. Какой совет вы бы ему дали?

Нарисуйте, как ежик и соловей вместе исполняют песенки.

Какие звери и птицы в лесу поют красивее всех?

Дети получают карточки с изображением разных лесных обитателей. Затем дети делятся на пары. Каждая пара придумывает песенку для своих двух зверей или птиц.

Придумайте сказку о том, как в лесу открылась музыкальная школа. Кто в этой школе учителя, а кто — ученики?

Нарисуйте ежика Колючку с нотками на спинке.


                                                             «Лесной хор»


Лягушонок Кря горько плакал. Его не приняли в хор лягушек. Этот хор пел в лесном болоте и был знаменит на весь лес. Сто лягушек пели в хоре, а дирижировала хором старая жаба. Она разбиралась в хоровом пении лучше всех в лесу. Старые лягушки пели толстыми голосами. Старая жаба называла эти голоса партией баса. Лягушки среднего возраста пели тенорами, а молоденькие лягушки исполнили партию сопрано. И хотя все они кричали «ква-ква», песня их звучала слаженно и красиво.

Сам виноват, зачем ты крикнул «кря-кря», — сказала мама Квакша сыну.

Я не виноват. Я пел тоненьким голоском сопрано, как и положено лягушатам. Ты же знаешь, почему я пою «кря-кря».

Знаю, но мог бы постараться ради хора, — недовольно ответила мама Квакша.

Она не хотела вспоминать историю о том, как ее сын научился петь. Дело в том, что все лягушата начинают петь, когда превращаются из головастиков в лягушек. Но мама Квакша в это время испугалась утки и спряталась.

Кря-кря, — сказала утка, проплывая мимо.

Кря-кря, — повторил лягушонок за уткой.

С тех пор он умел кричать только кря-кря, поэтому его и назвали лягушонок Кря.

Но из-за этого «кря-кря» лягушонка не приняли в хор.

Это же лягушачий хор, а не утиный, — сердито сказала жаба-дирижер. — Если ты будешь кричать «кря-кря», солнышко не зайдет вовремя или дождик не начнется — они привыкли к нашему «ква-ква».

Лягушонок Кря горевал три дня, а потом отправился к уткам, которые жили на другом конце болота. «Пусть заберут у меня свое «кря-кря», — решил лягушонок.

Когда лягушонок Кря подплыл к уткам, те как раз разучивали с утятами песенку солнышка. В утином хоре было десять взрослых уток и двадцать утят, но песенка у них получалась веселой и звонкой.

Кря-кря, — пели утки.

Кря-кря, — подпевали утята.

Кря-кря, — запел вместе с ними лягушонок.

Ты молодец, хорошо поешь утиную песенку, — похвалила старшая утка лягушонка.

Из-за этой песенки меня не берут в хор. Тетушка жаба говорит, что солнышко не зайдет и дождик не начнется, если я буду петь «кря-кря», — пожаловался лягушонок.

Глупости, мы всегда поем «кря-кря», но солнышко любит нашу песенку и заходит вовремя, — удивленно сказала старшая утка.

Дождик тоже любит нашу песенку, и сразу начинается, когда мы ее поем, — запищали утята.

Дорогая утка, не могли бы вы рассказать об этом нашей тетушке жабе, а то я боюсь, она мне не поверит, — попросил лягушонок.

Солнышко уже садилось, и хор лягушек дружно исполнял торжественную ораторию захода солнца. Увидев процессию уток во главе с лягушонком, хор испуганно замолчал. Но утки тут же запели свое «кря-кря», и солнышко благополучно село.

Видите, солнышко любит нашу песню, — гордо сказала старшая утка. — И мы умеем петь не хуже вас. Кря-кря!

В таком случае, разрешите пригласить вас в наш хор. У нас как раз не хватает партии альта, — с почтением произнесла старая жаба.

С тех пор лягушки и утки вместе провожают солнышко своей песней. Счастливый лягушонок Кря поет в хоре вместе с другими лягушатами, а его песенка совершенно не портит хорового пения.


Вопросы и задания:

Чем лягушонок Кря отличался от других лягушек?

Нарисуйте, как лягушонок Кря солирует в утино-лягушачьем хоре.

Придумайте веселое название для этого хора.

Дети делятся на группы и придумывают веселые песенки для утино-лягушачьего хора.

Чему, прежде всего, должны научиться певцы, чтобы хор пел красиво и слаженно?


                                              «Гармошка для крокодила»


Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.

Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, — прощебетала птичка.

Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, — просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.

Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, — защебетала птичка.

Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.

Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.

Да, я злой, — вздохнул крокодил и снова заплакал.

Постой, крокодил, не перебивай, — попросила птичка. — Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.

Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? — с удивлением спросил крокодил.

Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, — пообещала птичка и улетела.

Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.

Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, — объяснила птичка крокодилу.

Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.

Я же говорил, что не могу быть добрым, — снова заплакал крокодил.

Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, — прощебетала птичка и снова улетела.

Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег. Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.

Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, — прощебетала птичка.

Человек положил барабан на землю и сказал:

Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.

Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.

Видишь, крокодил, как все тебя боятся, — укоризненно прощебетала птичка. — Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.

Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.

Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.

Нет, никогда мне не научиться доброте, — вздохнул крокодил.

Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, — упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.

Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись.

Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:

Крокодил, тебе посылка.

Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? — заволновался крокодил.

Открой, и все поймешь. Только осторожно, — ответила птичка.

На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».

Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.

Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:

«Дорогой африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку — самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».

Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.

Но когда на берегу реки раздается веселая песенка:

«Я играю на гармошке

И добрею понемножку,

Крокодильих слез не лью,

Я играю и пою!»

все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.


Вопросы и задания:

Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?

Дети получают карточки с рисунками хищных зверей. Каждый придумывает, какую песню или какой музыкальный инструмент он подарит своему зверю, чтобы он стал добрее.

Придумайте сказку о том, как африканский крокодил и крокодил Гена встретились и создали дуэт гармонистов. Придумайте песенку для этого дуэта.

Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?

Дети делятся на пары. Один в паре — птичка, другой — крокодил. Птичка придумывает песенку и поет ее крокодилу, а он повторяет за ней эту мелодию.

Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.