Музыкальное мероприятие в ДОУ «Музыкальные истории и сказки»
Ни для кого не секрет, что дети любят сказки... Я предлагаю вам подборку сказок и историй о музыке. Представленный материал я нашла на просторах интернета, готовясь к очередному занятию. Коротенькие истории очень понравились моим воспитанникам, поэтому я решила поделиться находкой с вами, уважаемые коллеги!
Музыкальные истории и сказки
«Секрет пения»
Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:
- Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень тихий, лес его не слышит.
- Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения леса сольную песенку исполнить, загрустил колокольчик.
- Не грусти, колокольчик, — защебетала малиновка. — Давай вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.
Согласился колокольчик, и запели они вместе. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но песенка не получилась.
Услышал их песню дятел и говорит:
- Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.
Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с дятлом втроем. Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась. Тут из травы кузнечик застрекотал:
- Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.
Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.
- Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых? — предложил колокольчик.
- Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые музыканты в лесу.
- Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, — проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали. Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.
Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:
- Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку петь и друг друга слушать.
Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили песню колокольчика, потом — малиновки, а затем — дятла и кузнечика.
- Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче стал; а когда песенку дятла — у голоса громкость появилась, — радовался колокольчик.
Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.
- Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и звонких песен не слышал, — зашелестел ветвями лес. — А еще спасибо за самый главный подарок.
Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков для леса.
- Самый главный для меня подарок — это то, что вы научились петь все вместе и друг друга слушать, — объяснил лес.
Вопросы и задания
Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и красиво?
В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом, трио или квартетом?
Если бы вам необходимо было выбирать певцов для лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?
Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт на лесной опушке.
Попробуйте исполнить какую-либо известную детскую песню дуэтом, трио или квартетом.
«Дирижерская палочка»
Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.
«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», — говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно. Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.
Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» — подумал мальчик и попытался открыть крышку.
К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку. «Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», — с недоумением подумал мальчик.
Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.
«А вдруг это волшебная палочка», — с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».
Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.
В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.
Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.
— Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? — испуганно проговорила бабушка.
— Бабушка — это, это же волшебная палочка, — от волнения Сережа даже стал заикаться.
— Ты все-таки добрался до дедушкиной шкатулки, — всплеснула руками бабушка. — Эта дирижерская палочка — единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.
— Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! — воскликнул мальчик.
— Я знаю, что она волшебная, — спокойно ответила бабушка. — Все дирижерские палочки — волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.
Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:
— Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?
— Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, — серьезно ответила бабушка.
Вопросы и задания
Для чего оркестру дирижер? Могут ли четыре музыканта (квартет) слаженно исполнить музыку без дирижера? А музыкальное трио (три музыканта)? А дуэт (два музыканта)?
Когда вы слышите слово «оркестр», что вы представляете?
Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на разных музыкальных инструментах?
Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы им посоветуете?
Какие навыки должны быть у хорошего дирижера?
«Как Зебра Полоскина полюбила пианино»
Как-то утром Зебра Полоскина шла мимо дома человека. Окна были раскрыты, и оттуда раздавались удивительные звуки, от которых у Зебры Полоскиной даже в носу защекотало. Зебра сунула свою любопытную голову прямо в раскрытое окно.
В комнате сидел человек, а перед ним стоял зверь с белыми и черными полосками, совсем как у Зебры. Человек гладил и щекотал своего зверя, а тот пел. Зебра Полоскина замерла в восхищении. Такого чудесного пения она никогда раньше не слышала. Когда невиданный зверь замолчал, Зебра Полоскина вежливо спросила:
- Скажите, пожалуйста, как зовут вашего зверя?
- Его зовут пианино. Оно в черно-белую полоску, как и ты, — ответил человек.
- Кто научил Пианино так красиво петь? — снова спросила любопытная Зебра.
- Музыка. Она звучит, когда я нажимаю на клавиши пианино — его черные и белые полоски. Нужно уметь играть, чтобы получилась красивая музыка, — объяснил человек.
Счастливая Зебра Полоскина вернулась в саванну и объявила всем зверям:
- Я больше не Полоскина. Мое новое имя Пианино. Если вы нажмете на мои черные и белые полоски, зазвучит музыка.
Первым попробовал Жираф, но ему было неудобно наклонять свою длинную шею. Антилопа побарабанила по боку Зебры копытцами. Потом позвали Слона. Он долго нажимал на черные и белые зебрины полоски своим гибким хоботом. Все услышали сначала ржание, потом хрипение, а потом хохот.
- Ужасно щекотно, когда хобот Слона щиплет и гладит тебя, — объяснила Зебра.
- Да, но это не музыка, — расстроились звери.
- Вы не умеете правильно нажимать на мои полоски. Я попрошу человека показать вам, как надо играть на Пианино, — сказала зебра. Она вернулась к дому человека и спросила:
- Человек, как надо нажимать на клавиши, чтобы Пианино не хрипело, а играло?
- Если пианино хрипит, нужно срочно вызывать настройщика и настроить пианино, ответил человек.
- Человек, будь добр, настрой меня, пожалуйста, — попросила Зебра, — я хочу исполнить концерт для жителей саванны:
Человек сначала долго смеялся, а потом объяснил.
- Музыка живет внутри пианино. Я ударяю по клавише, а она заставляет молоточек ударять по туго натянутой струне. Сильно ударяю — громко звучит струна, тихонько касаюсь клавиши — и струна звенит еле слышно. Толстые струны поют басом, а тонкие — звонкими голосами. У тебя, Зебра, нет молоточков или струн, и настроить тебя нельзя.
Зебра повернулась и тихо побрела прочь, а из ее прекрасных черных глаз капали на землю крупные и соленые слезы.
- Постой, Зебра, вернись, пожалуйста, — попросил человек.
Он вручил Зебре большой лист бумаги, на котором было написано: «Приглашаю всех зверей завтра на музыкальный концерт». Зебра обрадовалась и поскакала приглашать зверей на концерт. Музыка всем понравилась. Человеку пришлось играть на бис много раз, а счастливая зебра говорила:
- Я же говорила вам, нужно уметь играть на Пианино. Пианино — мой младший брат. У него внутри другое устройство, но мы с ним одинаково любим музыку.
Вопросы и задания:
Какое животное кажется вам самым музыкальным? Придумайте музыкальные имена для разных животных.
Нарисуйте, как Зебра Полоскина играет на пианино.
Если бы вы были дирижером, каких зверей и птиц вы пригласили бы в свой оркестр и на каких музыкальных инструментах они бы играли?
Что важнее, для того чтобы научиться хорошо играть на музыкальном инструменте: талант или трудолюбие?
«Полет музыки»
Ослик стоял на лугу и задумчиво смотрел на полет бабочки. Вдруг он громко закричал: «ИА-ИА!» Испуганная бабочка спряталась под листиком. Мама ослика прибежала на луг и встревоженно спросила:
— Что случилось, сынок?
— Ничего не случилось. Я спел песню о полете бабочки, — ответил ослик.
— Ослик, твоя песня распугала всех бабочек, — засмеялась зайчиха, выглянув из травы.
— Не слушай ее. Пошли домой, я тебе сладкой морковки дам, — успокоила мама сына.
На следующий день ослик снова гулял на лугу. Бабочки по-прежнему красиво порхали вокруг, но ослик даже не взглянул на них. Он задрал голову повыше и стал любоваться стремительным полетом птиц.
«ИА-ИА!» — закричал ослик. Птицы унеслись прочь. Мама снова поспешила спасать сына:
— Кто тебя испугал, сынок?
— Никто меня не испугал. Я спел песню о полете птиц.
— Ты своим криком оглушил всех птиц, — опять заметила зайчиха.
— Каждый поет, как умеет, — сердито ответила мама и увела сына домой.
Когда ослик снова пришел на луг, его мордочка была перевязана лентой, а сверху красовался бантик.
— Ослик, бантики носят на голове, а не на мордочке, — захихикала зайчиха.
— Я завязал мордочку, чтобы больше не петь, — пробубнил ослик с закрытым ртом.
Тут из травы послышались звонкие переливы. Эльф сидел на цветке и играл на тростниковой дудочке. Ослик заслушался. Ему так захотелось спеть песню о том, как летает музыка, но его мордочка была перевязана бантом.
— Иа-иа, я никогда не спою песню о полете, — пробубнил ослик и низко опустил голову.
— Песню о полете нельзя не спеть! — звонко крикнул эльф. Он взлетел и приземлился на голову ослика. Эльф развязал бантик, поднес свою дудочку к губам ослика и попросил:
— Подуй тихонечко.
Ослик дунул. Переливы дудочки вспорхнули и пролетели над самыми цветами, словно бабочки.
— А теперь дунь сильнее, — велел эльф.
Ослик дунул. Нежные, дрожащие трели взлетели над лугом, точно птицы.
— Ой, моя музыка летит, — восхитился ослик.
— Я дарю тебе эту дудочку, ослик, потому что ты любишь полет, — сказал эльф, улыбаясь.
Он привязал к дудочке бантик и повесил ее ослику на шею. Ослик стоял, не смея верить своему счастью.
Вечером мама нашла ослика на лугу. Перед ним сидели зайчата и зайчиха.
— Ослик, сыграй моим зайчатам песенку о полете бабочек, — попросила зайчиха.
Ослик сыграл, а еще он сыграл песенки о полете шмеля и о полете птиц, о полете ветерка и о полете облаков.
— Кто научил тебя так хорошо играть на дудочке, сынок? — удивилась мама.
— Музыка. Я выдуваю ее из дудочки, и она летает, — весело ответил ослик.
Вопросы и задания:
• Почему эльф сказал, что песню о полете не спеть нельзя?
• Нарисуйте эльфа, играющего на дудочке.
• Придумайте сказку о том, как эльф и ослик стали петь дуэтом.
• Дети делятся на группы и получают карточки. Одна группа получает карточки с изображением осликов, другая — коров, третья — овечек. Затем включается веселая музыка, под которую дети хором должны «мычать, блеять, кукарекать» и т.д. Таким образом, получится веселый хор. Когда музыка останавливается, дети должны собраться по своим группам.
• Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы научиться петь?
• Придумайте для ослика песенку, запишите ее на листочке и красиво украсьте.
«Вальс розового поросенка»
Маленький розовый поросенок пришел на луг за цветами для мамы.
Разноцветная бабочка сделала несколько плавных кругов в воздухе и села на цветок.
— Ой, бабочка, как ты красиво летаешь, словно танцуешь! — воскликнул поросенок.
— Да, я танцевала вальс. Рада, что тебе понравилось, — ответила бабочка.
— Красавица бабочка, научи меня танцевать вальс, — попросил поросенок.
— Боюсь, это невозможно, ты слишком неповоротливый для такого изящного танца, — хмыкнула бабочка. Затем она взлетела и, сделав несколько плавных пируэтов в воздухе, исчезла.
Маленький розовый поросенок не поверил бабочке. Он стал кружиться, как она, но кубарем полетел в траву.
— Поросенок, что это ты делаешь? — спросила зайчиха. — Ты всю траву на лугу помял.
— Я танцую вальс, — ответил поросенок.
— Хи-хи-хи, ну и вальс, — захихикали зайчата.
— Это не вальс, а кувыркание, — засмеялась зайчиха. — Надо быть легким и изящным, чтобы танцевать вальс, а ты толстый и неповоротливый.
Маленький розовый поросенок расстроился. Он не стал собирать цветы, а пошел домой и спросил маму:
— Почему я толстый и неповоротливый?
— Ты самый симпатичный поросенок на свете, — ответила мама любимому сыночку.
Это утешило поросенка, и он снова стал радоваться жизни. Только иногда вспоминал про вальс и грустно вздыхал.
Но однажды поросенок вышел из дома и увидел, как большой желтый лист плавно кружится в воздухе и мягко опускается на землю, а за ним — второй, третий, четвертый.
— Мы танцуем вальс, давай с нами, поросенок! — прошептали листья.
— Я не гожусь для этого танца, — ответил поросенок, но листья не слушали его.
И тогда он стал кружиться вместе с листьями.
— Получается, получается, я танцую! — радостно хрюкал маленький розовый поросенок.
Мама выглянула в окно и сказала:
— Сынок, как ты красиво танцуешь!
— Да, я танцую вальс. Это нетрудно, надо просто кружиться вместе с листьями.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, почему поросенок мечтал научиться танцевать?
• Почему бабочка не смогла научить поросенка танцевать, а листочкам это удалось?
• Нарисуйте, как поросенок танцует вальс с листочками.
• Какие еще танцы, кроме вальса, вы знаете?
• Для чего нужны танцы? Что они дают человеку?
• Дети делятся на пары и под музыку вальса разучивают вальс.
• Если кто-то толстый и неуклюжий, значит ли это, что танцы не для него?
• Представьте, что в лесу открылась школа танца. Каким танцам и кто будет обучать жителей леса?
• Чем танцевальная музыка отличается от любой другой музыки? Какой у нее характер?
• Нарисуйте фею Танцев, которая летает по свету и учит всех танцевать.
• Дети делятся на группы. Каждая группа придумывает и разучивает танец-сказку. Остальные угадывают, о чем рассказывает этот танец.
« Как хомячок играл на трубе»
— Сегодня ты пойдешь в музыкальную школу, — сказала мама сыну хомячку.
— Не хочу учиться музыке, — проворчал хомячок.
— Ты должен научиться свистеть, потому что все хомячки свистом подают сигналы. Собирайся и не спорь, — рассердилась мама.
Хомячок собирался долго. Он два раза покушал и набил за щеки семечек, чтобы не проголодаться во время учебы.
На первом же уроке хомячок уснул. После двойного завтрака всегда хочется спать.
Разбудил хомячка голос трубы: «Тру-ту-ту, тру-ту-ту — пора на охоту».
Хомячок протер глазки и увидел, что в классе сидят волчата. «Я уснул и не заметил, как наш урок кончился и начался другой, для волков», — понял хомячок.
Один из волчат взял трубу и дунул в нее. Труба захрипела.
— Чтобы труба громко гудела, надуйте щеки, как можно больше, и заставьте воздух с силой влетать в трубу, — объяснил учитель. Тут он заметил хомячка с раздутыми от запасов щечками и обрадовался.
— Вот вам пример, как надо раздувать щеки, — сказал учитель и поставил хомячка на стол.
Волчата старательно раздували щеки, а хомячок стоял гордый и довольный.
«Мы, хомяки, умеем раздувать щеки лучше всех зверей, — размышлял хомячок во время еды. — Только никто об этом не знает, потому что хомяки никогда не играют на трубе. Надо маме об этом рассказать. А еще лучше — показать».
Хомячок схватил трубу и потащил ее домой. Увидев сына, мама обрадовалась:
— Наверно, ты устал, сынок. Пообедай, а потом покажи, как ты научился свистеть.
— Я научился играть на трубе, — гордо заявил хомячок. — Я покушаю, а ты пока пригласи соседей на концерт.
Хомячок съел обед и набил за щеки кучу гороха. Потом он взял трубу и вылез из норки. Зрители уже собрались на поляне перед норкой. Пришли не только хомяки и мышки, но даже белочка и ежик. Хомячок поднес трубу к мордочке и дунул изо всех сил. Труба всхлипнула и осыпала зрителей горохом. Зазвенел звонок, и волчата убежали. Хомячок слез со стола и перекусил своими припасами.
— Вот это труба! — весело крикнула белочка. — Не поет, а плюется горохом.
Остальные зрители молча собирали угощение. Хомячок растерялся и не знал, что делать.
— Сынок, иди домой, в норку, — велела мама и громко объявила зрителям:
— Концерт окончен, продолжения не будет.
— Мама, я же изо всех сил раздул щечки. Почему у меня не получилось? — спросил расстроенный хомячок.
— Не знаю, но боюсь, нам не хватит припасов на зиму, если ты будешь учиться играть на трубе, — вздохнула мама и отнесла трубу обратно в школу.
Вопросы и задания:
• Какие навыки необходимы для того, чтобы научиться играть на трубе?
• Нарисуйте, как хомячок играл на трубе.
• Какой музыкальный инструмент больше всего подходит хомячку?
• Придумайте сказку о том, как хомячок научился свистеть и устроил в лесу концерт свиста.
• Для чего хомякам важно уметь свистеть?
• Придумайте сказку о волшебной трубе, из которой вместе со звуком вылетало бы то, о чем мечтают разные обитатели леса.
«Кузнечик и скрипочка»
Мама кузнечика гордилось своим сыном.
— Мой сынок такой музыкальный. Настоящий талант! — сказала она соседке. — Он везде слышит музыку. Целый день сидит на лугу и слушает.
— Значит, пора ему купить скрипочку, — посоветовала соседка.
На следующий день мама отправилась к скрипичному мастеру и попросила:
— Сделайте для моего сына такую скрипочку, чтобы в ней были собраны все самые красивые звуки природы.
— Для этого нужно найти музыкальное дерево, которое собирает и хранит внутри себя песни природы, — ответил мастер. — Приходите через год. Постараюсь выполнить ваш заказ, — пообещал мастер.
Весь год кузнечик мечтал: «Моя скрипочка будет петь, как соловей. Она зазвенит, как весенний ручей. Моя скрипочка сможет шелестеть, как колоски в поле».
Наконец мама принесла сыночку футляр. Кузнечик открыл его и ахнул. В футляре лежала настоящая красавица. Колки у скрипочки блестели, а на них были натянуты четыре серебряные струны. Рядом лежал крохотный смычок.
— Мама, я назову эту скрипку принцессой! — восхищенно прошептал кузнечик.
Он положил на плечо скрипочку и взмахнул смычком. О, ужас! Принцесса заскрежетала. Кузнечик попробовал еще раз. Скрипка взвизгнула, словно поросенок.
Весь вечер кузнечик плакал. Мама объясняла ему, что нужно пойти в музыкальную школу, что учитель научит его играть, но кузнечик и слышать ничего не хотел.
Наступила ночь. Бедный маленький кузнечик сидел на ромашке, а скрипочка лежала рядом с ним. Звезды тихонько звенели, и кузнечик печально прошептал:
— Неужели я никогда не сыграю на своей скрипочке звенящую песенку звезд?
— Кузнечик, посмотри на меня, — вдруг раздался голосок из футляра со скрипкой.
Кузнечик нехотя взглянул на скрипку.
— Это я, смычок. Извини, что я так плохо играю, — попросил голосок. — Я только недавно родился и еще ничего не умею. Я так надеялся, что ты научишь меня играть на скрипке.
Смычок замолчал. Кузнечик нежно погладил его и пообещал:
— Я тебя обязательно научу играть на скрипке, смычок. Ты станешь великим музыкантом.
Рано утром кузнечик разбудил маму и попросил:
— Мама, пойдем скорее в музыкальную школу.
Вопросы и задания:
• Почему кузнечик сначала не хотел идти в музыкальную школу?
• Каким оказался смычок?
• Придумайте сказку о том, как однажды все музыкальные деревья в лесу решили организовать лесной оркестр. Придумайте песенки для этого оркестра.
• Сценка. Один человек — папа или мама. Другой — сын или дочь. Родители пытаются убедить своего ребенка в том, что музыкальная школа необходима для того, кто хочет научиться хорошо, играть на каком-либо музыкальном инструменте.
• Нарисуйте звездную открытку, а на обратной стороне напишите песенку звезд.
• Нарисуйте, как кузнечик играет на скрипочке, а его слушают звезды.
«Барабан для зайчонка»
Мама-зайчиха отпустила зайчонка погулять. Зайчонок побежал на полянку за огородом. На краю полянки был пенек, и зайчонок лапками стал барабанить веселую дробь. Из леса выбежал козленок. Он радостно подскочил и закричал:
— Бе, привет, хорошо получается. Настоящая барабанная музыка для прыжков. Только очень тихо. Нужны барабанные палочки, чтобы было громко.
Зайчонок оглянулся. С одной стороны полянки был лес, а с другой — заячий огород. И забор у этого огорода был сделан из отличных ровных палочек. Зайчонок подбежал к забору и выдернул несколько палочек, но они оказались слишком толстыми. Он выдернул другие палочки, но они оказались слишком тяжелыми. Наконец зайчонок выбрал две подходящие легкие палочки.
Он попробовал барабанить ими. О чудо! Барабанная музыка получилась такой веселой, что козленок начал танцевать. Зайчонок обрадовался и поскакал в лес, показать друзьям, как он умеет барабанить. Все хвалили барабанщика и говорили, что у него большой талант и чувство ритма.
Зайчонок вернулся домой к обеду и с порога закричал:
— Мама, я умею барабанить лучше всех. Все говорят, что у меня большой талант и чувство ритма. Хочешь, покажу?
— Не надо, я очень расстроена. Кто-то выдернул палочки из нашего забора, и теперь в нем почти не осталось капусты, — грустно сказала мама. — Папа сейчас чинит забор.
Зайчонок покраснел, спрятал барабанные палочки за спину и пролепетал:
— Не знаю, кто это сделал. Я пойду папе помогу.
Весь вечер папа заяц и зайчонок чинили забор у огорода. Ночью зайчонок спал беспокойно, ему снилась дырка в заборе. На следующее утро он подошел к родителям и попросил:
— Простите меня, пожалуйста, это я сломал забор. Я больше никогда не буду барабанить.
— Вот как? — с улыбкой спросила мама. — Значит, зря папа купил тебе подарок?!
Какой подарок? — пролепетал зайчонок.
— Вот этот, — и папа показал сыну большой сверток. — Ты вчера хорошо поработал, и я решил тебя наградить.
Зайчонок подошел к свертку, с замиранием сердца развернул бумагу и увидел новенький барабан с деревянными боками и круглым верхом, обтянутым кожей. Рядом лежали две чудесные деревянные палочки с круглыми головками.
— Мама, папа, вы... вы самые лучшие на свете!
Зайчонок не знал, как выразить свою благодарность и вместо слов сыграл на барабане веселую песенку. Мама и папа рассмеялись. С тех пор в лесу появился зайчонок-барабанщик. Все звери полюбили его барабан. Даже волк не трогал зайчонка-барабанщика и всем говорил:
— С барабаном жить веселее. Услышишь веселую песню, и про голод забудешь.
Вопросы и задания:
• Какую ошибку совершил зайчонок?
• Почему родители зайчонка решили подарить сыну барабан?
• Представьте, что вы музыкальный мастер и вам необходимо сделать барабан. Как вы будете его делать? Нарисуйте свой барабан.
• Один из детей — барабанщик. Ему дается барабан — игрушечный или настоящий. Барабанщик должен исполнить на барабане ритм какой-либо известной песенки. Остальные угадывают, что это за песенка.
• Нарисуйте зайчонка-барабанщика из сказки.
«Как ежонок Колючка научился петь»
Ежонок Колючка мечтал стать певцом, но никак не мог выбрать себе песню.
— Как ты думаешь, Рыжик, какие песни мне подойдут? — спросил однажды ежонок своего друга бельчонка. — Я умею сопеть, пыхтеть и фырчать.
— Это вовсе не песни, и певцы не бывают колючими, — засмеялся Рыжик и ускакал.
Подумал ежонок и попросил стрижа-парикмахера обстричь ему колючки.
— Сыночек, без колючек ходить опасно, — заволновалась мама-ежиха.
Но, к ее радости, колючки у ежонка снова быстро отрасли.
Совсем расстроился Колючка. Однажды пришел он домой грустный и лег в постель.
— Что с тобой, сыночек, ты заболел? — испугалась мама-ежиха.
— Да, заболел тоской. Нет мне счастья, раз я певцом не буду, — пробурчал ежонок.
Тогда мама-ежиха побежала к соловью и попросила его дать своему сыночку несколько уроков пения.
Соловей согласился, и на следующее утро счастливый Колючка отправился на свой первый музыкальный урок.
— Ежонок, слушай меня внимательно и подпевай старательно, — велел соловушка и засвистел. Ежонок засопел. Соловей воскликнул:
— Колючка, ты же сопишь, а не поешь. Давай все сначала.
Соловей издал трель, на этот раз ежонок зафырчал.
— Колючка, что ты поешь, повторяй за мной, — взмолился соловей и звонко защебетал, а ежонок запыхтел изо всех сил.
— Так не годится. Ты ужасно фальшивишь, — рассердился соловей.
— Я же стараюсь петь так же, как ты, — заплакал ежонок.
— Знаешь что, Колючка, попробуй петь бесшумно, — предложил соловей.
Ежонок попробовал, и все получилось чудесно. Соловей свистел, заливался трелями, а ежонок бесшумно повторял за ним каждый звук, и оба они наслаждались каждый своим пением.
Всю ночь пели соловей и ежонок, а утром счастливый Колючка отправился домой.
Он шел по тропинке, и его колючки лучились от счастья в лучиках утреннего солнышка.
— Эй, ежонок, ты чего такой счастливый? — спросил бельчонок Рыжик.
— Я научился петь как соловей, — весело сообщил ежонок другу.
— Вот так чудеса! — удивился Рыжик. — Ну-ка спой.
Ежонок залез на пенечек и запел. Черные глазки его сияли, на колючках сверкали солнечные зайчики. Он смешно морщил носик и широко раскрывал рот.
— Ты здорово поешь, Колючка. Только ничего не слышно! — воскликнул Рыжик.
— Не слышно, потому что все соловьиные песни сидят у меня внутри, — объяснил Колючка. — Разве ты не понимаешь, что сейчас не время для соловьиных песен? Вот приходи вечером, тогда услышишь.
Вечером Рыжик действительно услышал, как Колючка поет вместе с соловьем. И другие звери тоже услышали. С тех пор, как только в лесу раздавались трели соловья, все говорили: «Слышите, наш ежонок поет вместе с соловьями». А когда соловьи молчали, все говорили: «Наш Колючка умеет петь как соловей, только сейчас не время для соловьиных песен». И не было в лесу зверя счастливее, чем ежонок Колючка.
Вопросы и задания:
• Почему Колючка мечтал научиться петь?
• Представьте, что ежик пришел к вам за помощью. Какой совет вы бы ему дали?
• Нарисуйте, как ежик и соловей вместе исполняют песенки.
• Какие звери и птицы в лесу поют красивее всех?
• Дети получают карточки с изображением разных лесных обитателей. Затем дети делятся на пары. Каждая пара придумывает песенку для своих двух зверей или птиц.
• Придумайте сказку о том, как в лесу открылась музыкальная школа. Кто в этой школе учителя, а кто — ученики?
• Нарисуйте ежика Колючку с нотками на спинке.
«Лесной хор»
Лягушонок Кря горько плакал. Его не приняли в хор лягушек. Этот хор пел в лесном болоте и был знаменит на весь лес. Сто лягушек пели в хоре, а дирижировала хором старая жаба. Она разбиралась в хоровом пении лучше всех в лесу. Старые лягушки пели толстыми голосами. Старая жаба называла эти голоса партией баса. Лягушки среднего возраста пели тенорами, а молоденькие лягушки исполнили партию сопрано. И хотя все они кричали «ква-ква», песня их звучала слаженно и красиво.
— Сам виноват, зачем ты крикнул «кря-кря», — сказала мама Квакша сыну.
— Я не виноват. Я пел тоненьким голоском сопрано, как и положено лягушатам. Ты же знаешь, почему я пою «кря-кря».
— Знаю, но мог бы постараться ради хора, — недовольно ответила мама Квакша.
Она не хотела вспоминать историю о том, как ее сын научился петь. Дело в том, что все лягушата начинают петь, когда превращаются из головастиков в лягушек. Но мама Квакша в это время испугалась утки и спряталась.
— Кря-кря, — сказала утка, проплывая мимо.
— Кря-кря, — повторил лягушонок за уткой.
С тех пор он умел кричать только кря-кря, поэтому его и назвали лягушонок Кря.
Но из-за этого «кря-кря» лягушонка не приняли в хор.
— Это же лягушачий хор, а не утиный, — сердито сказала жаба-дирижер. — Если ты будешь кричать «кря-кря», солнышко не зайдет вовремя или дождик не начнется — они привыкли к нашему «ква-ква».
Лягушонок Кря горевал три дня, а потом отправился к уткам, которые жили на другом конце болота. «Пусть заберут у меня свое «кря-кря», — решил лягушонок.
Когда лягушонок Кря подплыл к уткам, те как раз разучивали с утятами песенку солнышка. В утином хоре было десять взрослых уток и двадцать утят, но песенка у них получалась веселой и звонкой.
— Кря-кря, — пели утки.
— Кря-кря, — подпевали утята.
— Кря-кря, — запел вместе с ними лягушонок.
— Ты молодец, хорошо поешь утиную песенку, — похвалила старшая утка лягушонка.
— Из-за этой песенки меня не берут в хор. Тетушка жаба говорит, что солнышко не зайдет и дождик не начнется, если я буду петь «кря-кря», — пожаловался лягушонок.
— Глупости, мы всегда поем «кря-кря», но солнышко любит нашу песенку и заходит вовремя, — удивленно сказала старшая утка.
— Дождик тоже любит нашу песенку, и сразу начинается, когда мы ее поем, — запищали утята.
— Дорогая утка, не могли бы вы рассказать об этом нашей тетушке жабе, а то я боюсь, она мне не поверит, — попросил лягушонок.
Солнышко уже садилось, и хор лягушек дружно исполнял торжественную ораторию захода солнца. Увидев процессию уток во главе с лягушонком, хор испуганно замолчал. Но утки тут же запели свое «кря-кря», и солнышко благополучно село.
— Видите, солнышко любит нашу песню, — гордо сказала старшая утка. — И мы умеем петь не хуже вас. Кря-кря!
— В таком случае, разрешите пригласить вас в наш хор. У нас как раз не хватает партии альта, — с почтением произнесла старая жаба.
С тех пор лягушки и утки вместе провожают солнышко своей песней. Счастливый лягушонок Кря поет в хоре вместе с другими лягушатами, а его песенка совершенно не портит хорового пения.
Вопросы и задания:
Чем лягушонок Кря отличался от других лягушек?
Нарисуйте, как лягушонок Кря солирует в утино-лягушачьем хоре.
Придумайте веселое название для этого хора.
Дети делятся на группы и придумывают веселые песенки для утино-лягушачьего хора.
Чему, прежде всего, должны научиться певцы, чтобы хор пел красиво и слаженно?
«Гармошка для крокодила»
Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.
— Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, — прощебетала птичка.
— Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, — просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.
— Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, — защебетала птичка.
Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.
— Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.
— Да, я злой, — вздохнул крокодил и снова заплакал.
— Постой, крокодил, не перебивай, — попросила птичка. — Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.
— Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? — с удивлением спросил крокодил.
— Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, — пообещала птичка и улетела.
Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.
— Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, — объяснила птичка крокодилу.
Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.
— Я же говорил, что не могу быть добрым, — снова заплакал крокодил.
— Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, — прощебетала птичка и снова улетела.
Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег. Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.
— Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, — прощебетала птичка.
Человек положил барабан на землю и сказал:
— Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.
Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.
— Видишь, крокодил, как все тебя боятся, — укоризненно прощебетала птичка. — Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.
Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.
Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.
— Нет, никогда мне не научиться доброте, — вздохнул крокодил.
— Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, — упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.
Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись.
Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:
— Крокодил, тебе посылка.
— Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? — заволновался крокодил.
— Открой, и все поймешь. Только осторожно, — ответила птичка.
На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».
Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.
Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:
«Дорогой африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку — самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».
Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.
Но когда на берегу реки раздается веселая песенка:
«Я играю на гармошке
И добрею понемножку,
Крокодильих слез не лью,
Я играю и пою!»
все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.
Вопросы и задания:
• Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?
• Дети получают карточки с рисунками хищных зверей. Каждый придумывает, какую песню или какой музыкальный инструмент он подарит своему зверю, чтобы он стал добрее.
• Придумайте сказку о том, как африканский крокодил и крокодил Гена встретились и создали дуэт гармонистов. Придумайте песенку для этого дуэта.
• Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?
• Дети делятся на пары. Один в паре — птичка, другой — крокодил. Птичка придумывает песенку и поет ее крокодилу, а он повторяет за ней эту мелодию.
• Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу?