Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Толерантность»
Классный час для учащихся 5-6 классов на тему: «Толерантность»
Описание: Данный материал будет полезным для учителей и классных руководителей 5 - 6 классов, а также учителям начальных классов, для проведения внеклассных мероприятий.
Цель: формирование у учащихся понятия «толерантность».
Задачи:
1.Образовательные: расширить кругозор учащихся, познакомить учащихся с понятием «толерантность», создать условия для формирования отношений между людьми на доброжелательной и толерантной основе
2.Развивающие: развивать у учащихся чувства коллективизма, солидарности, умение слушать путем создания проблемных ситуаций, привлечения занимательного материала.
3.Воспитательные: воспитывать в учащихся необходимость быть терпимыми к окружающим.
Оборудование: плакаты с цитатами: Толерантность — это масло, которое смягчает трение о жизнь. (Уилберт Чир) Толерантность предоставляет любому человеку право, чтобы он мог требовать того же, что и вы. (Роберт Грин) История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость (Эмиль Золя)
Комментарий: в начале занятия учитель вывешивает на классной доске плакаты с цитатами.
Организационный момент классного часа.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
(У детей на партах лежат смайлики, веселые и грустные. Учащиеся выбирают смайлик, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Что может быть ответом детей?
Ответы детей.
- Я своё настроение хочу назвать предвкушающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я уверен в себе и своих знаниях, а, значит, достигну больших результатов в работе.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю классные часы, мы всегда их интересно проводим
- А я выбрала название для своего настроения восторженный смайлик. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок – это классный час.
(возможны другие варианты ответа)
Учитель:
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня тоже отличное настроение, и это означает, что мы на верном пути. Удачи вам и новых открытий!
Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Прием «Необъявленная тема». Учитель записывает на доске слово «тема» и создает паузу. Ученики заинтересованно спрашивают, какая же тема классного часа? Однако учитель с улыбкой сообщает, что тему классного часа он не назовет, пока ребята сами не догадаются о ее названии (в это время сбоку на доске ставится знак вопроса).
Учитель:
Несмотря на то, что тема классного часа не объявлена, мы с вами должны продолжить наш классный час с письма одного мальчика, тоже вашего ровесника, только ему очень одиноко… А вот почему? Мы об этом сейчас узнаем.
Учитель читает это письмо:
«Дорогие ребята! У меня хорошая и дружная семья. Есть мама и папа. Они очень добрые, заботливые и внимательные. Также у меня есть брат Сережа, он ходит в школу и занимается футболом. А я тоже так хочу пойти в школу и заниматься спортом, но не могу. У меня плохо ходят ножки… Я остаюсь один дома, когда мои родные уходят на работу, а брат на занятия. Папа и мама сказали, что благодаря новой коляске и пандусам, построенным в школе, я скоро смогу прийти в класс и тоже заниматься вместе с вами. Но я очень боюсь и переживаю! »
Учитель:
Чего боится мальчик, почему ему страшно прийти к нам в школу?
Возможные ответы учащихся:
- Боится, что будет трудно учиться.
- Боится, что будут обижать одноклассники.
Учитель:
А что должны проявить мы, его будущие одноклассники, чтобы этот мальчик чувствовал себя уверенно в нашем коллективе?
Возможные ответы учащихся:
Мы должны проявить милосердие, сострадание, понимание, сочувствие, быть готовыми прийти на помощь в трудную минуту.
Учитель:
Ребята, вы молодцы. Знаю и не сомневаюсь, что вы наделены этими добрыми качествами души человека. А вы знаете, что их можно назвать одним словом «толерантность».
Теперь мы можем записать тему нашего классного часа (записывает тему на доске).
Актуализация знаний.
Учитель:
Что же такое «толерантность»? Какое значение скрывается за этим словом?
Ученики работают с толковым словарем. Находят понятие и читают его: Толерантность – это терпимость к чужим идеям, взглядам, вероисповедованию, нравам и обычаям.
Учитель просит учеников встать друг против друга и ответить на вопрос: «Какой я?»
Примерные ответы учащихся:
Добрый, требовательный, спокойный, активный (возможны другие ответы учащихся)
Учитель:
Улыбнитесь друг другу, и пусть эта улыбка нас объединит. Присаживайтесь на места и давайте порассуждаем: «Что, кроме хорошего настроения, нас еще объединяет?»
Примерные ответы учащихся:
Мы все люди, мы все ученики.
Учитель:
Без сомнения, Вы правы. Но при этом мы с вами все разные: серьезные и веселые, жизнерадостные и спокойные, активные и уравновешенные. Но! Как вы правильно заметили, мы объединены тем, что мы люди, а, значит, должны жить в мире и согласии друг с другом, несмотря на сложности, которые могут возникнуть.
Открытие нового знания.
Учитель:
Откуда же возникло слово «толерантность»? Какова история его возникновения?
Оказывается, во Франции в 18- 19 веке жил удивительный человек. Его звали Талейран – Перигор. Он занимал почетный пост министра иностранных дел. Его служба Родине проходила при разных правительствах, но, что удивительно, он оставался неизменно честным, добрым и мудрым человеком, который никогда не отходил от своих принципов: с уважением относиться к окружающим, прислушиваться к их мнению, но при этом не забывать о своих интересах.
Как вы думаете, ребята, какие из черт характера Талейрана – Перигора вызывали уважение, и какие из них должны быть у толерантного человека?
Ученики:
Примерные ответы: уважение к мнению других, способность к сопереживанию, альтруизм, умение слушать и доброжелательность.
Первичное усвоение новых знаний
Учитель:
А сейчас прошу объединиться вас в группы по 5-6 человек и порассуждать над интересным вопросом «Что было бы, если бы человечество не знало о таком понятии как «толерантность»? К чему могло бы это привести?»
Ученики:
Работа в группах. Выступления с развернутым суждением на данную тему.
Учитель:
Вы умнички, абсолютно правильно сказали. На земле бы властвовала анархия, жестокость, бесчеловечность и равнодушие.
Первичная проверка понимания знаний.
Учитель:
А сейчас, мы проверим, как вы усвоили, кто такой толерантный человек. Ваша задача сейчас следующая: выстроиться на определенном расстоянии от доски, шагать вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с вопросом: «Кто такой толерантный человек?». Постарайтесь не повторяться.
Ученики:
Примерные ответы на каждый шаг: добрый, мудрый, заботливый, неравнодушный к чужим бедам и др.
Закрепление знаний
Учитель:
Ребята, сейчас вам предстоит поработать в парах. Давайте пофантазируем, что мы в машине времени перенеслись в 2121 год. Записывает на доске будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной тема «Толерантность» в указанное время с обоснованием своей позиции.
Ученики:
Работа в парах, ответ на заданный вопрос.
Самостоятельная работа.
Учитель:
Учитель дарит учащимся воздушные шарики со словами:
“Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для самостоятельности, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваша толерантность”. Учащиеся надувают шары. Напишите на воздушном шарике слова «Толерантность».
После того, как ученики надули шары, учитель: “Что вы сделаете со своей толерантностью?” Вы можете его подарить родителям, оставить себе, можете подарить своему товарищу по парте в знак признания за каждым человеком его возможности быть не похожим друг на друга.
Ученики:
Выполняют предложение задание.
Рефлексия деятельности.
Учитель:
Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?
Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?
Приходько Наталья Владимировна