Внеклассное мероприятие «Мы — изобретатели» (3–5 класс)
Сценарий мероприятия ко дню изобретателя
«Мы - изобретатели».
(Для детей 9-12 лет.)
Автор-составитель:
Якунькова А.Е
Цель: Формирование представления школьников об изобретениях; доказательство того, что в каждом из детей есть предпосылки к изобретательству; воспитание культуры общения между детьми.
Оборудование:
Текст беседы;
Наглядность: картинки с изобретениями;
Карточки с разминкой.
Оборудование для участников:
Фломастеры и цветные карандаши;
Карточки с заданиями;
Предметы для изобретений: банка, листок со стрелочками, маленькая бутылка, несколько серных головок от спичек,
Ход мероприятия.
1.Беседа по теме.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на мероприятие «Мы - изобретатели», посвященное Дню детских изобретений.
Изобрести (из словаря С.И. Ожогова) – придумать, выдумать. Творчески мысля, работая, создать что – нибудь новое, неизвестное прежде.
День детских изобретений празднуется в мире 17 января. Этот день посвящен всем юным изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы, например, что такое водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты и многие другие ставшие уже привычными вещи. Отмечается День детских изобретений в годовщину рождения Бенджамина Франклина.
Бенджамин Франклин считается одним из самых выдающихся американцев в истории. Он был и государственным деятелем, и ученым, и дипломатом, и журналистом, и талантливым изобретателем. Отец Бенждамина Франклина был ремесленником. Скорей всего, именно от отца юный Бен унаследовал тягу к созданию различных вещей и устройств своими руками.
Одним из первых изобретений Бенджамина Франклина, которое он, кстати, сделал в 12 лет, считаются плавательные ласты — те самые, без которых сегодня не обходится ни один дайвер. Конечно же, Бенджамин Франклин был далеко не единственным изобретателем, чей талант проявился еще в детстве - история знает и много других замечательных имен. И именно в честь всех юных талантов празднуется ныне День детских изобретений.
Франклин является одним из авторов Конституции США 1787 года. Бенджамину Франклину принадлежит ряд популярных афоризмов, самыми известными из которых являются «Время – деньги», «Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня».
Франклин ввел обозначение электрически заряженных состояний «+» и «−», привел доказательство электрической природы молнии, в 1752 году предложил проект молниеотвода, впервые применил электрическую искру для взрыва пороха, получил патент на конструкцию кресла-качалки.
Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий уже используются в нашей повседневной жизни. В 1922 году канадец Жозеф-Арман Бомбардье 15 лет от роду решил поэкспериментировать, и поставил на полозья старый отцовский Форд. Его интересовало одно: будет подобный гибрид передвигаться или нет? Устройство не подвело юного изобретателя, но к этой идее он вернулся лишь в 1957 году, доведя ее до совершенства. Как итог - сегодня марка снегоходов «Ski-Doo», разработанная Бомбардье, является одной из популярнейших в мире.
Неподалёку от Жозефа Бомбардье жила смышлёная девочка Клео Маквикер. Фирма ее дедушки производила средства для чистки обоев от угольной пыли. Именно с этим вязким пластичным материалом очень любила играть малышка Клео – она с удовольствием лепила из него разнообразные фигурки. Однажды девочка решила немного преобразовать любимую «игрушку», добавив в ее состав миндальное масло и цветные красители. Вот так и получился тот самый пластилин, который сегодня используют для лепки во всем мире.
Англоязычная Википедия сообщает, что американский изобретатель Честер Гринвуд запатентовал чайник, грабли со стальными зубьями, спичечный коробок как рекламоноситель и машину для производства деревянных катушек для нити и проволоки. Но самое свое первое изобретение Честер сделал в 1873 году в возрасте 15 лет. Рассказывают, что он очень любил кататься на коньках, зато совсем не хотел надевать на каток теплую шапку. Компромиссное решение – кусочки меха на концах проволочной петли – воплотила в жизнь бабушка юного изобретателя. Четыре года спустя все еще несовершеннолетний Честер Гринвуд получил патент США за № 188292. И создал рабочие места: почти 60 последующих лет предприятие, основанное Гринвудом, выпускало меховые наушники его родном Фармингтоне, штат Мэн. Изобретателя не забыли: штат Мэн объявил 21 декабря днем Честера Гринвуда. А Фармингтон продолжает праздновать в первую субботу рождественского месяца, и на парад в честь изобретателя все выходят в меховых наушниках.
Больше 100 лет назад американский подросток, Фрэнк Эпперсон, в 11-летнем возрасте изобрел фруктовый лед на палочке. Само открытие произошло случайно: вечером мальчик по забывчивости оставил сок на улице. Утром в стакане оказалось фруктовое мороженое, которое очень понравилось друзьям и родным Фрэнка. Когда Эпперсону исполнилось 29 лет, он запатентовал свое изобретение. Через 2 года, в 1925 году мороженое продавалось по всей Америке. Его цена была очень низкой, всего 1 цент, а ассортимент постоянно расширялся. В годы великой депрессии Фрэнк придумал необычный и простой способ, чтобы увеличить продажи и сделать фруктовый лед еще дешевле: он добавил вторую палочку. Теперь мороженое могли есть сразу двое детей, разломав его пополам.
Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель потерял зрение в возрасте 8 лет. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием пальца. Тем самым он изменил жизнь миллионов людей. Сегодня, почти два века спустя, шрифт Брайля является бесценным инструментом обучения и коммуникации незрячих людей и адаптирован для множества языков.
Батут также придумал ребёнок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен остановил своё внимание на том, что гимнасты в конце своего выступления обычно прыгают на страховочную сетку. На этом моменте выступление гимнастов заканчивалось. Но мальчик решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе. 13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции. Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом изобрел и даже запатентовал шестилетний Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец сделал ему такую машинку.
10-летняя москвичка Анастасия Родимина стала самым молодым обладателем патента на собственное изобретение. Девочка изобрела новый способ печатной графики. 13-летний Лоренс Рок из Британии заработал 250 тысяч долларов, изобретя звонок, который получают на свой мобильный телефон хозяева дома в свое отсутствие. Лоренс Рок изобрел, по сути, программу, которая сумела соединить SIM-карту мобильника хозяев и дверной звонок. 13-летняя школьница Мэллори Кьювмен из города Манчестера, США, изобрела новое лекарство от икоты. В состав нового лекарства вошли обычные леденцы, сахар и яблочный уксус. Новинка уже получила название «Hiccupops». 16-летний Вадим Хомич из Житомира придумал прибор, блокирующий автомобиль с пьяным водителем.
Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.
В День детских изобретений проходят многочисленные демонстрации новых изобретений, конкурсы, награждения. Всегда звучит задорный смех, шутки, музыка, потому что изобретать — это естественное состояние всех детей.
2. Разминка:
Во время разминки мы убедимся, что сказочные мечты нашли реальное воплощение в современной нашей жизни (необходимо сказочному персонажу или сказочному предмету найти прототип из современных технологий):
Конёк – горбунок………………………..космическая ракета
Ковёр – самолёт ………………………...воздушный лайнер
Золотой петушок………………………..радиолокатор
Чудо – зеркальце………………………..телевизор
Перо жар-птицы…………………………прожектор
Клубок ниток, указывающий путь……..компас.
3. Практическая работа:
1. У вас на столах лежат листочки с фотографиями (стиральной машины, автомобиля, чайника) . Ваша задача усовершенствовать данные предметы. Что вы сможете придумать? Хватит ли вашей фантазии?
А теперь мы сделаем с вами 2 опыта:
1. Банка и стрелочки
2. Бутылка и серные головки спичек.
Ребята, вы сегодня были такими активными, творческими, каждый для себя узнал что-то новое! Вы подарили вторую жизнь чайнику, грузовику и стиральной машине. С вами было интересно работать! Наша встреча подошла к своему завершению. Спасибо за внимание!